1.4. Должностные обязанности и квалификационные характеристики специалиста по связям с общественностью
Деятельность специалиста по связям с общественностью направлена на разработку концепции продвижения организации. Очевидно, что это предполагает формирование положительного имиджа последней в глазах общественности, т.е. поддержания устойчивого положительного отношения целевых и контактных групп населения к тем или иным социальным институтам, политическим партиям, общественным организациям или лицам, персонифицирующим указанные общественные объединения. Иначе говоря, и поддержание репутации организации, и формирование положительного общественного мнения относительно ее деятельности, и работа с целевыми группами, включая средства массовой информации, предполагает достижение взаимопонимания и согласия между общественностью и организацией в целях обеспечения ее успеха и установления долгосрочной и эффективной коммуникации между ними.
Результаты деятельности специалистов по связям с общественностью определяются уровнем владения свих профессиональных обязанностей. С.М.Катлип, А.Х.Сентер и Г.М.Брум в своем учебнике «Паблик рилейшенз. Теория и практика» выделяют десять видов деятельности в повседневной практике специалистов по связям с общественностью:
1. Составление текстов и редактирование.
2. Установление и поддержание связи со средствами массовой информации.
3. Проведение исследований.
4. Управление и администрирование.
5. Консультирование.
Организация и проведение специальных событий.
Устные выступления перед различными аудиториями.
Производство аудиовизуальных средств коммуникации.
Обучение.
Контакт с целевыми аудиториями, проведение переговоров.
Следует иметь в виду, что некоторые виды деятельности в рассматриваемой профессиональной сфере российских связей с общественностью прочно закрепили свои приоритеты. Это относится к письменной коммуникации, установлению связей организации со средствами массовой информации, проведении специальных событий (№№ 1, 2, 6 указанного выше перечня мероприятий). Что же касается остальных направлений, то они находятся в стадии становления, некоторые из них интегрированы в маркетинговые исследования (№№ 3, 4), другие (№ 8) тяготеют к рекламной деятельности или к работе пресс-служб. Подобная особенность профессионально-деятельностного плана послужила причиной того, что нередко связи с общественностью рассматриваются как интегрированные маркетинговые коммуникации.
Должностные обязанности находятся в тесной взаимосвязи с квалификационными требованиями специалиста по связям с общественностью. Анализ отечественных нормативных документов (Государственный стандарт высшего профессионального образования по специальности 350400 Связи с общественностью, проект документа «Квалификационные характеристики специалиста по связям с общественностью», опубликованный в журнале «Советник» в № 6 за 2001 г.), а также зарубежных источников, в той или иной степени затрагивающих интересующую нас тему, позволяет говорить о четырех статусных ролях, охватывающих сферу практической деятельности в связях с общественностью.
В соответствии с утвердившимися (?) в российской практике профессиональной деятельности PR-специалиста, квалификационные характеристики распределяются следующим образом: заместитель директора по связям с общественностью, начальник отдела по связям с общественностью, менеджер по связям с общественностью, специалист по связям с общественностью.
Должностные обязанности заместителя директора по связям с общественностью как человека, возглавляющего работу по формированию внутренней и внешней информационной политике организации, связаны, прежде всего, с налаживанием контактов предприятия с целевыми группами общественности путем объективного их информирования о деятельности организации. В сферу деятельности специалиста, занимающего указанную выше должность, входит организация и проведение исследований, а также разработка планов и осуществление программ по повышению эффективности коммуникативного взаимодействия организации с целевыми группами и общественностью в целом. Специалист данного ранга обеспечивает двустороннюю коммуникацию между администрацией организации и ее сотрудниками с целью формирования устойчивого коммуникативного пространства организации, что способствует своевременному устранению недостатков в деятельности последней, а также раннему предупреждению конфликтов как во внутренней, так и во внешней её среде. Он организует и координирует основные направления рекламной деятельности организации, консультирует руководство организации по разработке программ ее продвижения и возможностей освоения новых сфер её деятельности.
Заместитель директора по связям с общественностью должен знать законодательные и нормативно-правовые акты, которые регламентируют профессиональную деятельность PR-специалиста (Конституция Российской Федерации, «Закон об информации, информатизации и защите информации», «Закон о СМИ», «Закон о рекламе» и др.), международные и отечественные документы, регулирующие его профессиональное поведение. К зоне профессиональной компетенции специалиста в указанной области относятся формы коммуникативной деятельности и способы её стимулирования, передовые технологии в области коммуникационного менеджмента, информационные технологии, используемые в профессиональной деятельности. Он должен владеть методами и средствами исследования состояния общественного мнения, формирования и продвижения имиджа организации. Знания в области этики и психологии делового общения, международного опыта в сфере связей с общественностью являются неотъемлемой частью профессионального мастерства PR-специалиста.
По мнению авторов проекта классификатора по специальности «Связи с общественностью», заместитель директора по соответствующей профессиональной деятельности должен иметь высшее профессиональное образование по соответствующей специальности или высшее профессиональное образование и дополнительную подготовку по связям с общественностью, стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.
Должностные обязанности начальника отдела по связям с общественностью во многом дублируют обязанности заместителя директора по связям с общественностью. В современной России только очень крупные фирмы или предприятия имеют возможность включать в штатное расписание должность заместителя директора по связям с общественностью. В большинстве же организаций ограничиваются должностью начальника отдела по связям с общественностью, который также ответственен за разработку внешней и внутренней информационно-коммуникативной политики организации. Он участвует в подготовке комплексных программ развития и продвижения предприятия, координирует деятельность структурных подразделений организации по сбору и анализу различного рода необходимой информации, определяет направления работы по управлению коммуникационными процессами фирмы с целью создания благоприятного климата вокруг её деятельности. В сферу должностных обязанностей начальника отдела по связям с общественностью входит и взаимодействие с отделом рекламы по вопросам разработки и планирования стратегии рекламно-информационной политики организации. Он также определяет основные направления работы по проведению маркетинговых исследований и формированию, разработке общей концепции корпоративной культуры организации, а также её информационных изданий.
Требования к знаниям и квалификации аналогичны тому, что должен знать заместитель директора по соответствующей специальности. Однако в определении стажа работы отмечаются существенные различия - срок не менее 3-х лет по специальности.
Менеджер по связям с общественностью организует работу по отдельным направлениям информационной политики организации, участвует в реализации всех программ, но в рамках курируемых направлений. Он организует работу по сбору информации, анализирует и прогнозирует изменения в коммуникативной среде организации, поддерживает необходимые связи со средствами массовой информации, рекламными агентствами, заинтересованными фирмами, государственными структурами, проводит мониторинг прессы, обеспечивает взаимодействие внутренних структурных подразделений организации. Иначе говоря, менеджер по связям с обществен-ностью выполняет практически все виды работ, обеспечивающих взаимо-действие организации и целевых аудиторией с той лишь разницей, что его деятельность осуществляется под началом вышестоящих должностных лиц, курирующих информационно-коммуникативную сферу деятельности компании.
Должностные обязанности специалиста по связям с обществен-ностью согласно классификатору также предполагают выполнение работ по осуществлению информационной политики организации, В круг его должностных обязанностей входит разработка содержания и проведение брифингов, презентаций, праздников и других специальных мероприятий, направленных на поддержание положительного отношения общественности к организации, формирование имиджа последней. Словом, круг обязанностей специалиста по связям с общественностью в целом тот же самый, что и у менеджера по связям с общественностью. Разница состоит в том, что для менеджера необходим стаж работы не менее 2-х лет, в то время как для специалиста, имеющего соответствующее высшее образование сроки стажа не определены. (Более подробно с предлагаемыми РАСО квалифика-ционными характеристиками специалиста по связям с общественностью можно ознакомиться в журнале «Советник» в № 6 за 2001 г.).
Рассматривая данный классификатор квалификационных характеристик PR-специалиста, следует иметь в виду, что данный документ является лишь проектом, требующим обсуждения и корректировки по некоторым параметрам, связанным, прежде всего, с более точным разграничением полномочий специалистов по управлению информационно-коммуникатив-ными процессами в организации, уточнением ряда понятий, раскрывающих содержание статусных ролей специалиста по связям с общественностью.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое связи с общественностью?
2. В чем причины повышенного внимания к связям с общественностью (паблик рилейшнз) в ХХ веке?
3. Каковы основные подходы к пониманию и определению связей с общественностью (паблик рилейшнз)?
4. В чем состоит особенность связей с общественностью как управляемой коммуникации?
5. Какова сфера деятельности специалиста по связям с общественностью как функции менеджмента?
6. Каковы основные признаки информационного общества, определившие особую значимость феномена связей с общественностью для деятельности организаций по установлению взаимопонимания и согласия с целевыми аудиториями?
7. Зачем организации нужны связи с общественностью?
8. Какие недостатки, на ваш взгляд, содержатся в предложенном вашему вниманию классификаторе квалификационных характеристик специалиста по связям с общественностью?
ЗАДАНИЕ. Ниже приведены базовые или ключевые понятия по I главе. Найдите в предлагаемой вашему вниманию литературе определение этих понятий, а также правильное их написание на английском языке.
Паблик рилейшнз
Коммуникация
Информационное общество
Общественное мнение
Менеджмент
Репутация
Имидж
Организация
Общественность
ЛИТЕРАТУРА
Cutlip S.M., Center A.H., Broom Glen M. Effective Public Relations. - Prentice Hall, Engle Wood Cliffs, New Jersey, 1994. - 7th. Ed. - Ch. 1.
Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. - М., 1998. - Ч.1. - §§ 1,3.
Катлип С.М., Сентер А.Х., Брум Г.М. Паблик рилейшнз. Теория и практика. - М., 2000. - Ч.1.
Ньюсом Д., Терк Дж. В., Крукеберг Д. Всё о PR. Теория и практика паблик рилейшнз. - М., 2001. - Ч.1. - Гл. 1, 3.
Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. - М., СПб., Киев, 2000.
Харрисон Ш. Связи с общественностью. Вводный курс. - СПб., 2003. - Гл. 1. - С. 24-30. - Гл.3.
Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. - СПб., 2002. - Гл. 1.
- Предисловия
- Глава первая введение в специальность «связи с общественностью» (паблик рилейшнз)
- 1.1. Основные проблемы связей с общественностью (паблик рилейшнз)
- 1.2. Что такое связи с общественностью (паблик рилейшнз): основные подходы и определения
- 1.3. Основные сферы и формы деятельности специалистов по связям с общественностью в системе управления или зачем организациям нужны связи с общественностью
- 1.4. Должностные обязанности и квалификационные характеристики специалиста по связям с общественностью
- Глава вторая коммуникационные модели в связях с общественностью
- 2.1. Односторонние коммуникационные модели в связях с общественностью
- Канал, код барьеры(шумы) Отправитель → Сообщение → Получатель Контекст
- 2.2. Модели двусторонней коммуникации, используемые в связях с общественностью
- Глава третья этапы осуществления кампании по связям с общественностью
- 3.1. Исследование – первая ступень кампании по связям с общественностью (см. Схему № 1)
- 3.2. Постановка целей и задач кампании по связям с общественностью (см. Схему № 2)
- 3.3. Осуществление pr-акции (см. Схему № 3)
- 3.4. Оценка результатов кампании по связям с общественностью (см. Схему № 4)
- В связях с общественностью
- Глава четвертая профессионализм и нравственная ответственность специалиста по связям с общесвенностью
- 2.1. Составляющие профессионализма в области связей с общественностью
- 2.1. Нравственный аспект деятельности в сфере связей с общественностью
- Краткий словарь понятий
- I. Составляющие профессионализма в области связей с общественностью
- Тема шестая Исследования в области связей с общественностью
- III. Исследовательский проект.
- Основные принципы работы по обеспечению связей с общественностью (pr)
- Лекция вторая силы, воздействующие на паблик рилейшнз
- Лекция третья приемы и методы, используемые в практике паблик рилейшнз
- Лекция четвертая стратегия планирования в паблик рилейшнз
- Лекция пятая роль рекламы в паблик рилейшнз
- Цели рекламы и pr
- Лекция шестая ...И вновь о стратегии планирования
- Лекция седьмая стратегия работы с потенциальными проблемами
- Воздействие на общественное мнение
- Лекция восьмая ценность (важность) рекламы и pr
- Лекция девятая общие проблемы паблик рилейшнз
- • Вы хотите, чтобы люди что-то сделали;
- Джон Дэтвайлер