2.1. Односторонние коммуникационные модели в связях с общественностью
Целью коммуникационного процесса является обеспечение адекватного восприятия передаваемой информации взаимодействующими сторонами. Как правило, в коммуникационном процессе выделяются четыре основных компонента- коммуникатор (отправитель), сообщение, т.е. передаваемая информация, канал передачи информации и коммуникант (получатель информации). Графически этот процесс может быть представлен по схеме:
Коммуникатор → Сообщение → Канал → Коммуникант
Однако эта упрощенная модель коммуникационного процесса не раскрывает всех особенностей и условий осуществления коммуникации, достижения ее эффективности. И здесь прежде всего имеются в виду два очень важных момента.
Во-первых, каждый из компонентов представленной выше модели, участвуя в цепочке информационно-коммуникативной связи, характеризуется многообразием признаков и спецификой их проявлений. Так, для достижения эквивалентного понимания смысла передаваемого сообщения, необходимо его кодирование в знаковых системах равно доступных и понимаемых как коммуникатором, так и коммуникантом. Более того, понимание смысла передаваемого и воспринимаемого сообщения требует знания и учета контекста, предполагаемого как в сообщении, так и в конкретной коммуникативной ситуации, в границах которой осуществляется процесс обмена информацией между взаимодействующими сторонами. В данном случае имеются в виду такие факторы, как межкультурные, возрастные, гендерные, этноконфессиональные различия взаимодействующих субъектов коммуникационного процесса, а также наличие различного рода «шумов», т.е. коммуникационных барьеров.
Во-вторых, указанная выше модель не объясняет возможностей достижения обратной связи, т.е. двусторонней коммуникации, обеспечивающей взаимопонимание и успех организации в осуществлении её стратегических планов.
Американские исследователи в области паблик рилейшнз Д. Грюниг и Т. Хант, авторы учебника «Managing Public Relations», выделяют четыре коммуникативные модели в связях с общественностью. Они считают, что эти модели применялись и применяются в практике проведения PR-кампаний, классифицируя их по признакам однонаправленной или двунаправленной коммуникации.
К однонаправленной PR-коммуникации Д. Грюниг и Т. Хант относят две модели - «информационное агентство» и «информирование общественности». Первая, т.е. «информационное агентство», используется специалистами в области связей с общественность, коммуникационного менеджмента, рекламы, журналистской деятельности с целью привлечения внимания к организации, событию, политику, руководителям высшего звена, товару или услуге. Эта модель направлена на создание благоприятного имиджа организации, человека, товара или события в средствах массовой информации. Эта модель может быть представлена в соответствующей схеме:
- Предисловия
- Глава первая введение в специальность «связи с общественностью» (паблик рилейшнз)
- 1.1. Основные проблемы связей с общественностью (паблик рилейшнз)
- 1.2. Что такое связи с общественностью (паблик рилейшнз): основные подходы и определения
- 1.3. Основные сферы и формы деятельности специалистов по связям с общественностью в системе управления или зачем организациям нужны связи с общественностью
- 1.4. Должностные обязанности и квалификационные характеристики специалиста по связям с общественностью
- Глава вторая коммуникационные модели в связях с общественностью
- 2.1. Односторонние коммуникационные модели в связях с общественностью
- Канал, код барьеры(шумы) Отправитель → Сообщение → Получатель Контекст
- 2.2. Модели двусторонней коммуникации, используемые в связях с общественностью
- Глава третья этапы осуществления кампании по связям с общественностью
- 3.1. Исследование – первая ступень кампании по связям с общественностью (см. Схему № 1)
- 3.2. Постановка целей и задач кампании по связям с общественностью (см. Схему № 2)
- 3.3. Осуществление pr-акции (см. Схему № 3)
- 3.4. Оценка результатов кампании по связям с общественностью (см. Схему № 4)
- В связях с общественностью
- Глава четвертая профессионализм и нравственная ответственность специалиста по связям с общесвенностью
- 2.1. Составляющие профессионализма в области связей с общественностью
- 2.1. Нравственный аспект деятельности в сфере связей с общественностью
- Краткий словарь понятий
- I. Составляющие профессионализма в области связей с общественностью
- Тема шестая Исследования в области связей с общественностью
- III. Исследовательский проект.
- Основные принципы работы по обеспечению связей с общественностью (pr)
- Лекция вторая силы, воздействующие на паблик рилейшнз
- Лекция третья приемы и методы, используемые в практике паблик рилейшнз
- Лекция четвертая стратегия планирования в паблик рилейшнз
- Лекция пятая роль рекламы в паблик рилейшнз
- Цели рекламы и pr
- Лекция шестая ...И вновь о стратегии планирования
- Лекция седьмая стратегия работы с потенциальными проблемами
- Воздействие на общественное мнение
- Лекция восьмая ценность (важность) рекламы и pr
- Лекция девятая общие проблемы паблик рилейшнз
- • Вы хотите, чтобы люди что-то сделали;
- Джон Дэтвайлер