logo
Учебное пособие по ПР 1

I. Составляющие профессионализма в области связей с общественностью

“Профессионализм - хорошее владение своей профессией”. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995.

“Профессиональный - такой, который полностью отвечает требованиям данного производства, данной области деятельности”. Там же.

“Профессионал - человек, который занимается чем-либо профессионально”. Там же.

Каковы основные требования к специалисту в области связей с общественностью?

• творческий подход к делу;

• знание особенностей и признаков информационного общества;

• знание основ управления общественным мнением в условиях информационного общества;

• владение знаниями и навыками проведения исследовательской деятельности при планировании и осуществлении PR- кампании ;

• способность проведения самостоятельного аналитического обзора имеющейся информации;

• владение умениями и навыками анализа статистических данных объекта исследования;

• достаточная подготовленность в области социальной психологии, теории коммуникации, социологии, психологии, имиджелогии, теории управления, конфликтологии, рекламы для осуществления профессиональной деятельности в различных сферах социальной реальности;

• способность прогнозирования кризисных ситуаций и составления антикризисной PR-программы;

• знание экономических, геополитических и социокультурных особенностей региона, его этноконфессиональный состав, традиции и обычаи народов, его населяющих;

• способность адаптировать зарубежный опыт паблик рилейшнз к российской и региональной действительности;

• строгое следование кодексу профессиональной этики;

• умение вести переговоры при непосредственном общении и по телефону;

• умение составить деловое письмо, написать статью для газеты или журнала, выступить по телевидению или радио, составить рекламное сообщение для СМИ, провести мониторинг прессы и провести аналитический обзор материалов СМИ, составить контракт, трудовое соглашение, договор и т.д.;

• проведение маркетинговых и социологических исследований, владение навыками объективной подачи результатов исследований с целью определения целей и задач информационно-коммуникативной деятельности организации и служб по связям с общественностью, а также разработки материалов для СМИ;

• владение методами культурологического подхода в работе с организациями и ее членами;

• знание основ правового взаимодействия со СМИ;

• коммуникабельность;

• владение культурой речи.

Реализация требований профессионального характера в планировании и практике кампании по связям с общественностью обязательным компонентом предполагает нравственный аспект деятельности, ориентированный на утвердившиеся в обществе моральные ценности и нормы, культурные традиции, стереотипы поведения, уровень политической и правовой культуры населения.

Подготовка специалистов в области связей с общественностью - дело достаточно новое в России. Несмотря на давнюю традицию работы государственных институтов с общественностью, общественными и профессиональными организациями, политическими партиями и т.д. специальной подготовки профессионалов в этой области практически не существовало. Очевидно, однако, академии государственной службы по многим направлениям подготовки кадров предполагают множество взаимосвязанных и взаимообусловленных проблем управления коммуникационными процессами в области политики. В обучении специалистов данного профиля доминируют сугубо политические институциональные ориентиры, связанные с формированием субъекта политических отношений, деятеля в области политики.

Развитие средств массовой информации, специфика развития демократических процессов в информационном обществе создали условия доступности широких масс населения к практически любой информации (кроме, безусловно, засекреченной, являющейся государственной тайной, разглашение которой наносит ущерб национальной безопасности страны). Это послужило причиной необходимости установления связи государственных, административных, финансово-экономических, производственных, управленческих, образовательных институтов, структур, партий с широкими слоями населения, с общественными организациями с целью разработки и использования социальных механизмов формирования общественного мнения, раннего предупреждения или снятия конфликтов, понимания общественностью доносимой до массового сознания информации, гуманизации общественных отношений, персонифицируемых в межличностном общении, регламентации коммуникативного поведения и т.д. Эта сторона деятельности специалистов находится в компетенции профессионалов в области связей с общественностью.

В международной практике подготовки специалистов по связям с общественностью, как правило, указываются следующие пять направлений учебного курса, овладение которыми является непременным условием получения диплома специалиста в искомой сфере профессиональной деятельности:

  1. Концептуальное обоснование теории и принципов организации практической деятельности в сфере связей с общественностью: вводный теоретический курс, решаемые в практической деятельности задачи по управлению коммуникационными процессами (коммуникационный менеджмент), нравственные обязанности (ответственность) PR-специалиста;

  2. Технологии письменной коммуникации, составлению сообщений и передачи их по каналам СМИ: информационные письма, распространение сообщений, умение выделить в письме основную проблему, знать и соблюдать основные требования к дизайну письма, редакция, распределение письменного материала и использование его в практике связей с общественностью, включая передачу его для печати, на радиовещание и аудиовизуальные средства массовой информации;

  3. Исследования, используемые как при планировании, так и в обеспечении эффективной информационно-коммуникативной деятельности PR-специалиста с целью: идентификации проблем и запросов общественности для определения степени соответствия содержания и направленности действий стратегического развития организации; определения суммы налога по результатам планируемой PR-кампании, включая затраты на проведение эмпирических исследований, используемых при проведении PR-акций;

  4. Стратегия и методология деятельности специалистов по связям с общественностью: использование конкретных методов и запланированных подходов для овладения навыками составления программы стратегического планирования PR-кампании; осуществление коммуникационного аудита и менеджерского анализа программы административных действий руководства организации; применение теории менеджмента в планировании стратегии профессиональной деятельности специалистов по связям с общественностью.

  5. Контроль результатов проводимых экспериментов в области управления информационно-коммуникативными процессами обычно принимает форму тщательно структурированного действия, находящегося под контролем назначенного профессионала из регионального департамента по связям с общественностью или соответствующего отдела организации.44

Учебный курс предполагает также изучение сферы практической деятельности в связях с общественностью, в которую включены теория и практика средств массовой информации, межличностные отношения, трудовые и международные отношения. Помимо этого в программу обучения согласно профессиональному государственному стандарту включены специальные курсы по теории коммуникации коммуникационному менеджменту, консалтингу, пресс-службе, рекламе, менеджменту, маркетингу и маркетинговым исследованиям истории религии. Помимо обязательных курсов в программе обучения предусмотрены лекционные курсы дисциплин по выбору. Последние утверждаются учебными отделами вузов в соответствии с выбранной специализацией по связям с общественностью.

Профессионализм в области связей с общественностью предполагает два взаимосвязанных момента: 1) постоянное совершенствование в области своей профессиональной деятельности; 2) обеспечение в своей деятельности сочетания теоретических знаний и практического их применения.

Первое подразумевает овладение знаниями по широкому кругу вопросов, связанных с собственно профессиональной деятельностью, с практикой деятельности других PR-агентств или соответствующих отделов в организациях, а также с международной практикой в этой области. Во многом этому помогает участие профессионалов по связям с общественностью в различных PR-акциях, сотрудничество с профессиональными отечественными и зарубежными специалистами. Большую помощь в информационном обеспечении профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью оказывают такие профессиональные журналы, как «Советник», «PR-образование», «Сообщение», Рекламный вестник» и т.д. Следует знать, что в России получили широкую известность за свою плодотворную деятельность в области связей с общественностью такие организации, как фирма “Имидж-Контакт”, агентство “Миссия-Л”, агентство “Имиджленд “Public Relations”, агентство “Publicity PR”, “PR-центр” и многие другие. Журнал “Советник” является профессиональным изданием по вопросам развития связей с общественностью, деловой коммуникации и консалтинга в системе политического плюрализма и развивающихся рыночных отношений в России. Учредителем ежемесячного журнала «Советник»является РАСО (Российская Ассоциация по Связям с Общественностью). В России есть также и студенческая ассоциация по связям с общественностью- РАССО.

Большая часть российских PR- агентств являются участниками Хартии принципов сотрудничества и конкуренции на российском рынке услуг по связям с общественностью.

Ведущими зарубежными организациями по связям с общественностью являются Международная ассоциация PR (JPRA), Европейская конфедерация по связям с общественностью (CEPR), Международная ассоциация организационных коммуникаторов (JCO), Международный институт качества связей с общественностью (JQPR), Американское общество Public Relations (PRSA).

Практика международных PR-организаций ориентирована на строгое соблюдение принципов качества и качественного развития профессии “Связи с общественностью”– «Public Relations». Профессиональные стандарты специальности определены Хельсинкской хартией и утверждены в качестве основной концепции качества профессии. В России утверждены национальные премии в области связей с общественностью - “Серебряный Лучник” и “Золотая стрела”.

Что касается второго аспекта профессиональной деятельности в области связей с общественностью, то именно сочетание теоретических знаний с правильным их использованием на практике на основе неукоснительного соблюдения правовой законности и нравственной ответственности свидетельствует о профессионализме специалистов в области связей с общественностью. Свидетельством тому являются следующие положения Хартии принципов сотрудничества и конкуренции на российском рынке услуг по связям с общественностью:

• основной целью Хартии является формирование ее Участниками цивилизованных рамок сотрудничества, взаимодействия и существования в условиях свободного рынка и добросовестной конкуренции;

• участник должен придерживаться честного и откровенного подхода во взаимоотношениях с клиентами;

• участник в одном лице не может представлять интересы конфликтующих или конкурирующих сторон, за исключением случаев, когда на то имеется согласие последних;

• участник берет на себя обязательство сохранять конфиденциальность сведений, полученных от бывших, настоящих или потенциальных клиентов, за исключением случаев, когда от клиента получено согласие на раскрытие подобной информации.

Перечисленные требования к профессиональной деятельности наглядно иллюстрируют тот факт, что связи с общественностью являются неотъемлемой составной частью любого из видов менеджерской практики, т.к. они обращены к людям, работают с людьми, а также ориентированы на достижение успеха в реализации поставленных людьми целей.

Информационный и нравственный аспекты являются необходимым признаком каждого из составляющих компонентов структуры профессиональной деятельности PR-специалиста. Однако информационный выбор (отбор информации) зависит от меры нравственной ответственности и личностных нравственных качеств специалиста - субъекта профессиональной информационно-коммуникативной деятельности, его честности, порядочности, верности долгу, воспитанности, уважения к другим людям.

II. НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ.

Нравственный аспект в деятельности специалиста по связям с общественностью служит необходимым условием достижения взаимопонимания между людьми, обеспечения эффективной коммуникации, налаживания доброжелательных отношений с общественностью, целевыми группами и т.д. Выше мы уже отмечали такую особенность регламентации поведения специалистов по связям с общественностью в профессиональной сфере деятельности, как отсутствие собственно нормативно-правовых актов, регулирующих нормы отношений между людьми в рассматриваемой области информационно-коммуникативного плана в законодательном порядке. Нормативно-регламентирующими актами в области связей с общественностью являются: « Кодекс профессионального поведения международной ассоциации по связям с общественностью» (Кодекс IPRA-1961г.), «Афинский кодекс профессионального поведения в области связей с общественностью»-1968г.,»Лиссабонский кодекс….»-1978г.,»Римская хартия…»-1991г., «Хельсинская хартия…» -1997г. «Декларация РАСО»-1994г. (См. Приложение №1). Специалисту по связям с общественностью необходимо знать основные положения Декларации прав человека (см. Приложение №2).

Что касается нормативно-законодательных актов, регламентирующих отношения специалистов по связям с общественностью и СМИ, то сфера этой деятельности регулируется положениями Закона о средствах массовой информации, а также кодексом профессиональной этики журналиста. В том случае, когда PR-специалист сталкивается с необходимостью создания и размещения рекламных сообщений, его деятельность в этом плане регламентируется Законом орекламе. (См. Приложение №2). Основным Законом, определяющим поведенческие установки и мотивы профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью, являются статьи Конституции страны.

Необходимым атрибутом деловой жизни PR-специалиста являются этикетные формы общения, способствующие творческому проявлению профессионализма и эрудиции человека как на уровне деловых отношений. так и в практике повседневных контактов.

Овладение тонкостями этики и психологии делового общения требует от специалиста в области связей с общественностью знаний особенностей человеческого поведения в различных ситуациях деловых и повседневных коммуникаций, способов предотвращения возможных конфликтов, возникающих или могущих возникнуть в повседневной практике функционирования организации, или проецируемых в ходе деловых переговоров, а также за их пределами. Культура делового общения, обязательным компонентом которой является деловой этикет, предполагает:

а) четкое представление специалиста по связям с общественностью о целях и возможных результатах планируемой и проводимой акции, деловой встречи или переговоров;

б) знание своего места и роли в коммуникационном процессе, понимания сущности и особенностей предмета переговоров или деловой встречи.

Одной из важнейших черт теории и практики профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью является изучение механизмов и средств коммуникационного менеджмента при неукоснительном использовании этикетных форм выстраивания деловых вертикальных и горизонтальных коммуникаций во внутренней и внешней среде организации. Особенности этикетных норм в отношениях между руководителем и подчиненным, способы передачи информации в трудовом коллективе, знание того, как вести себя с подчиненными, начальством и партнерами, особенности публичных выступлений и культура речевого общения, как избежать конфликта и переубедить своего оппонента- все эти качества наряду с профессиональными знаниями и навыками являются необходимым условием эффективной деятельности специалиста по связям с общественностью, осуществляемой с целью достижения взаимопонимания и согласия между организацией и ее общественностью.

Схематически место и роль нравственности в любом направлении профессиональной деятельности в области связей с общественностью может быть представлено следующим образом:

Очевидно, что нравственная ответственность PR-специалиста перед организацией, профессиональным сообществом, общественностью, страной в целом, лежит в основе соответствующей профессиональной этики, общепринятые стандарты которой сводятся к следующему:

• основным принципом профессиональной этики в области связей с общественностью должно быть неукоснительное следование специалиста заповеди, согласно которой интересы клиента или организации должны всегда занимать приоритетное положение по отношению к его интересам ;

• профессиональный статус и привилегии специалистов в области связей с общественностью определяются эффективностью результатов PR- кампании по достижению взаимовыгодных отношений между организациями и общественностью;

• направленностью деятельности специалистов в рассматриваемой области должно быть достижение гармонии и понимания между взаимодействующими общественными субъектами - индивидом и организацией, организации и целевой аудиторией, организацией и обществом в целом.

Достижение взаимопонимания между организацией и общественностью во всех формах планируемой коммуникации несет нравственную нагрузку и в индивидуальном плане. Коротко нравственные требования к специалисту в области связей с общественностью можно охарактеризовать следующим образом: основным принципом деятельности тех, кто работает с людьми, должно быть неукоснительное соблюдение честности, порядочности, человечности, и, безусловно, ориентации на выполнение такого нравственного требования к любой профессиональной деятельности, как «не навреди». Последнее предполагает как нравственное основание мотива и целей деятельности, так и оценки ее результатов с точки зрения и прагматических, и гуманистических ценностей практического применения знаний, умений и навыков стратегии PR-кампаний.

Нравственный аспект в деятельности специалистов по связям с общественностью приобретает особое значение в условиях современной России в связи с насущной потребностью стабилизации образа жизни, становления «нового (развивающегося) рынка», сохранения ценностей российской культуры и, что самое главное, - создания цивилизованных условий для жизни, духовного и физического развития нашего народа.

Нравственный аспект профессиональной деятельности специалистов в области связей с общественностью наиболее рельефно проявляется в переходные периоды развития общества и в условиях кризисов, т.е., когда прежние правовые основы и социокультурные ценности претерпевают существенные изменения, разрушаются, а новые не обрели необходимой устойчивости в качестве регулятивных механизмов управления развивающимися процессами общественной жизни.

Коммуникативные процессы как в смысле массовых, так и межличностных коммуникаций обусловлены необходимостью передачи и восприятия информации, основным каналом которой является речевая деятельность. Как форма реализации коммуникативной функции языка речевая деятельность есть не только акт говорения, в котором актуализируются установки говорящего, но и процесс понимания, т.е. адекватного восприятия передаваемой информации. Поэтому культура речи, с одной стороны, несет нагрузку профессионального характера, а, с другой-, свидетельствует об образованности, воспитанности специалиста. В первом случае умение донести до слушателя (собеседника, аудитории) необходимую информацию в грамотной, понятной для других форме, эмоционально, логически выдержанно и убедительно, обеспечивает значительную долю успеха в проведении PR-кампаний. Помимо этого в связях с общественностью специалисту необходимо знание понятийного аппарата той области предметов или явлений, которые характерны для сферы его деятельности, будь то область политики, производства, банковского дела, культуры, туристских услуг и т.д.

Неправильное употребление и произнесение терминов, наполненность речевого потока иностранными заимствованиями, неумение четко обозначить цели, задачи, вопросы и т.д. является ахиллесовой пятой многих практиков в рассматриваемой сфере профессиональной деятельности. Специалист в области связей с общественностью должен знать, что сказать, где и когда сказать и, что не менее важно - как сказать.

Что касается второго случая - аспекта культурно-коммуникативного и нормативно-лингвистического, то он предполагает, во-первых, неразрывную связь с первым, особенно это стало очевидным в свете последних исследований в области психолингвистики. Во-вторых, как неотъемлемая часть делового этикета культура речи способствует установлению взаимопонимания, дружелюбия, уважения между людьми, заставляет партнеров в своем поведении ориентироваться на нормы человеческих взаимоотношений.

При всей многовариантности интерпретаций полученной информации люди в своем поведении ориентируются, прежде всего, на сложившиеся привычные нормы общения, выступающие в качестве стандартов, эталонов нравственной оценки. Чем устойчивее связь этих норм с культурными традициями общества, тем эффективнее результаты PR-кампаний, направленных на достижение межгруппового или межличностного согласия, гармонизации отношений между взаимодействующими общественными субъектами. Нравственные нормы аккумулируют достижения нравственной культуры общества. Значение нравственной нормы в современный период перехода России к новым цивилизационным отношениям с присущией для него ломкой традиционных духовных ценностей усугубляет общее напряженное эмоционально-психологическое состояние огромных масс населения. Аномия, отчуждение, конформизм как явления истории ХХ-начала ХХI веков являются причиной распространения такого типа поведения людей, в котором преобладают стихийно-бунтарские, иррационально-агрессивные мотивы всеобщего разрушения. Подобный тип поведения особенно отчетливо проявляется в маргинальных группах и в среде подростков, т.е. там, где устойчивая моральная нормативность либо разрушена, либо еще не сформировалась.

В практической деятельности специалисты по связям с общественностью должны учитывать два фактора, характеризующие современную коммуникативную ситуацию в мире. Во-первых, в прошлые эпохи люди сохраняли устойчивость своего существования ориентацией на традиционные ценности,, а также особенностями трудовой деятельности. Начиная со второй половины ХХ века, условия технического прогресса способствуют, по словам К. Ясперса, «утверждению нигилизма внутри населения, превратившегося в массы»45.

Во-вторых, особенностями массового сознания, ориентированного на «проглатывание» огромного, все возрастающего количества информации, подвижность, эгаталитаризм, неограниченный рост материальных потребностей. На этот факт зарубежная социология давно обратила внимание. Мало прижившийся в отечественных работах в соответствующей области знаний термин «аномия» (введен французским социологом Э.Дюркгеймом) означает особое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих норм (нравственных и правовых), относится к ним негативно или равнодушно.46

Специалист в области связей с общественностью должен учитывать, что современная Россия находится в эпицентре социальной аномической ситуации, деструктивная сила которой во много раз превышает трудности и тяготы экономических и политических кризисов, т.к. она разрушает человека как духовно, так и физически. Одиночество и конформизм - это не альтернативы аномии, а две неразрывно связанные между собой стороны образа жизни современного этапа цивилизационного развития общества.

«Одинокая толпа», «кризис идентичности» - это не психоаналитическая гипербола американского социолога Д. Рисмена, а глубокое изучение нового типа коммуникативного поведения человека в условиях фундаментального изменения норм и ценностей традиционной культуры. Деструктивное состояние массового сознания, многообразие форм «отклоняющегося» поведения людей, в первую очередь молодежи, затрудняют возможности преодоления кризисного состояния в экономике и социальной сфере.

Эту особенность России необходимо учитывать в практике профессиональной деятельности специалистов по связям с общественностью. Исследования, постановка целей и задач, разработка программы и ее осуществление, и, наконец, оценка результатов PR-кампании должны проводиться с учетом соответствующих историко-культурных особенностей современности.

И в заключение необходимо отметить, что, квалифицируя связи с общественностью как сферу управления коммуникационными процессами в обществе, следует иметь в виду, что специалист в этой области должен выполнять роль «морального агента», чьи мотивы и установки требуют «постановки на первое место целей служения обществу и социальной ответственности, оставляя на втором плане личные цели и частные «особые» интересы» (С, Катлип, А. Сентер, Г. Брум)

Литература:

  1. Катлип С.М., Сентер А.Х., Брум Г.М. Паблик рилейшнз. Теория и практика. М., 2000 Ч.III/ С. 180-219.

  2. Ньюсом Д. и др. Всё о PR. Теория и практика паблик рилейшнз. М., 2001. Ч.III., гл.8,9.

  3. Почепцов Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. М., 1998. Раздел 15.

  4. Связи с общественностью в России: Законодательное регулирование, нормативные документы, практика/ Екатеринбург, 1998г.

  5. Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз. М., 2003. Гл.13.

  6. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. М., 2001

  7. Хенслоу Ф. Практическое руководство по паблик рилейшнз. СПб, М., 2003. Гл.3.

Контрольные вопросы:

  1. Как соотносятся положения кодекса профессиональной этики в области связей с общественностью с профессиональными требованиями у в этой области ?

  2. Почему нравственные основания деятельности в области связей с общественностью - это ключ профессионального успеха в этой области?

  3. Каковы негативные последствия нарушения (игнорирования) нравственных норм в практике паблик рилейшнз?

  4. Какие аспекты профессиональной деятельности в области связей с общественностью и в какой сфере социальной реальности современной России являются наиболее уязвимыми в нравственном отношении? Почему?

Контрольные задания по теме

  1. Перед Вами четыре ступени моделирования PR-кампании. Эти ступени раскрывают последовательность действий по осуществлению PR-кампании - исследования, постановка задач, разработка программы (и ее осуществление), оценка планируемого (проделанного).

Задание № 1. Опишите профессиональные требования и нравственные основания, необходимые для позитивного решения поставленной цели.

Задание № 2. Подберите конкретную ситуацию вашей предполагаемой деятельности - сфера образования, культуры, медицины или промышленности, бизнеса или общественной организации. Расположите в требуемой последовательности все этапы вашей деятельности. Укажите, какие методы исследований более всего предпочтительны для Вас и почему? Каковы нравственные обоснования Вашего выбора?

Задание № 3. Все то же самое, что во 2-м, но речь идет о последней ступени модели-оценки. В том числе оценка нравственных последствий реализованного плана?

Задание № 4. Дайте обоснованную оценку профессионального и нравственного плана содержания и формы рекламных роликов на каналах российского телевидения.

Задание № 5. Проанализируйте место и роль региональных средств массовой информации в деятельности региональных служб по связям с общественностью.