5. Взаимоотношения рекламы и общества
Всегда существуют как минимум три категории аспектов влияния рекламы на общество: социальные ценности, стиль жизни и экономический уровень благосостояния общества. Кроме того, дискутируются вопросы этики, манипуляции потребителем, выработки вкуса. В силу своей природы реклама находится на виду. Она, несомненно, принимает участие в формировании потребительского спроса и тем самым оказывает определенное влияние на жизнедеятельность человека. Так или иначе, но реклама воздействует на формирование ценностей и образ жизни человека. Своей деятельностью реклама усиливает тенденцию возрастания роли материальных интересов в жизни человека. И, как ни странно, именно эти материальные ценности позволяют достичь новых возможностей, иных целей. Например, покупая современное походное снаряжение (обувь, палатки, рюкзаки), человек получает возможность осуществить более интересные и занимательные путешествия. При этом реклама обладает способностью в определенной степени изменять направление и ориентацию материальных расходов потребителя, а также его привычки. Уровень влияния рекламы на те или иные стороны жизни определяется конкретным обществом, о котором идет речь, т.е. следует знать, какие существуют в этом обществе ценности, каков уклад жизни. Реклама, информируя нас о товарах, становится неотъемлемой частью нашего культурного слоя, внося в него свой определенный вклад. Но она не служит формирующим началом общественных ценностей общества в отличие от искусства, литературы и религии. Проблемы этики и рекламы постоянно находятся в поле зрения общественности, поскольку совершенно ясно, что этика рекламы и другие аспекты рекламной деятельности (социальные и экономические) тесно переплетены
Плюсы рекламы | Минусы рекламы |
Благодаря рекламным роликам общество участвует в программах защиты дикой природы, которая ведется сейчас по всему миру, в том числе и в России, в программах защиты бесценных исторических и культурных шедевров стран — изобразительного искусства, архитектуры и т.д. | Существует мнение, что реклама воздействует на потребителя на подсознательном уровне, тем самым манипулируя его поведением, вопреки его желаниям. Для этого применяется широко известный термин «зомбирование». Однако проведенные исследования не подтверждают эту точку зрения |
Приобщение населения к здоровому образу жизни через рекламу использования натуральных добавок в пищу и витаминных препаратов, рекламу фитнес-клубов, тренажеров, через спонсирование спортивных мероприятий («Ингосстрах» — спонсор Кубка Кремля по теннису, «Балтика» — спонсор чемпионата России по футболу, «Русский продукт» — спонсор соревнований «Лыжня России») | Не всегда вызывает понимание эмоциональная реклама, т.е. практика обращения рекламы к эмоциям потребителя: в глазах отдельных потребителей такая реклама бывает слишком эмоциональна |
Реклама говорит о той дополнительной пользе, которую покупатель приобретает, покупая товар. Так, потребитель выражает свою индивидуальность, выбирая ту или иную марку автомобиля | Существует миф о неограниченном могуществе рекламы, с помощью которой якобы можно продать все что угодно |
Реклама генерирует потребность к лучшему уровню жизни — качественное питание, прекрасный отдых, лучшие жилищные условия и т.д. | Отдельные рекламные обращения кажутся раздражающими либо слишком назойливыми |
Реклама стимулирует трудовую деятельность: если заработаешь, то сможешь получить, что хочешь (особенно это актуально для современной России) | Реклама табака и алкогольной продукции наносит вред здоровью нации |
Рекламируя самое современное оборудование, самые современные технические товары бытового назначения, выпускаемые всеми отраслями промышленности, тем самым она пропагандирует научно-технические достижения | В обществе не существует полного доверия к рекламному объявлению, что связано с недобросовестной рекламой, а иной раз и обманом |
Реклама помогает обществу концентрировать внимание на определенных социальных программах | Общество волнует: не слишком ли возвышенные эпитеты используются в рек ламе о пользе пищевых продуктов: действительно ли настолько сильны те или иные лекарственные препараты, как о том говорит реклама |
Отдельно следует отметить еще одну очень важную и специфическую роль, которую играет реклама в сегодняшней России для становления цивилизованного общества: воспитание зрелой личности через выработку такого личностного качества, как умение сделать сознательный выбор, воспитать в себе твердость не поддаваться на рекламные трюки и уловки, выбрать рациональное зерно из потока рекламной информации. Эта роль рекламы специфична для России, поскольку жизнь в последние десятилетия не давала жителям страны свободного выбора: они пользовались только тем. что государство считало нужным «дать» человеку, и не более того. Еще раз подчеркнем, что взгляд на рекламу, оценка ее деятельности полностью зависят от конкретной страны с ее историческими традициями. Так, в настоящее время в России более 50% граждан отрицательно относятся к рекламе. Эта цифра сопоставима с подобными показателями в других развитых странах. Вопросы для самопроверки
- 1. Понятие и признаки рекламы
- 3. Реклама в России
- 4. Реклама в области экономических отношений
- 5. Взаимоотношения рекламы и общества
- 6. Объект рекламы.
- 7. Основная функция рекламы
- 8. Классификация рекламы
- 9. Штатное расписание индустрии моды
- 10. Телевизионная реклама. Оценка телевидения как канала распространения рекламы
- 11. Реклама в прессе. Классификация прессы
- 12. Газеты. Оценка газет как канала распространения рекламы.
- 13. Журналы. Оценка журналов как канала распространения рекламы
- 16. Реклама на радио
- 17. Реклама в кино. Сравнение показателей запоминаемости
- 18. Внутренняя (интерьерная) реклама
- 19. Компьютерная реклама. Оценка интернета как канала распространения
- 20. Печатная реклама. Средства
- 22. Нетрадиционные каналы распространения рекламы
- 23. Мероприятия по стимулированию сбыта как метод комплексного использования каналов распространения рекламы.
- 24. Торговая марка. Характеристика
- 25. Механизм воздействия торговой марки на потребителя
- 26. Процесс создания индивидуальности торговой марки
- 27.Целевые группы. Априорный метод определения целевых групп.
- 29. Эмпирический метод определения целевых групп. Стратегия концентрации и дифференциации
- 30. Позиционирование товара
- 31.Конкуренты и их товары
- 32. Этапы создания рекламы. Пример обсуждения некоторых вопросов творческой группой в процессе поиска рекламных идей
- 35. Характеристики персонажей, чаще всего используемых в роликах
- 36. Психологические аспекты рекламы
- 38. Особенности рекламы в прессе. Основные требования к разработке рекламного объявления.
- 40. Производство рекламного продукта
- 41. Восприятие рекламы потребителем.
- 42. Пути воздействия рекламы на потребителя.
- 43. Основные задачи рекламного агентства
- 46. Характер взаимоотношений рекламного агентства и рекламодателя
- 48. Лассификация рекламных кампаний
- 49. Планирование рекламных мероприятий
- 51. Понятие и основные показатели медиапланирования.
- 4.1. Охват
- 5. Стоимостные характеристики медиаплана
- 52. Медиаканал (канал распространения рекламы)
- 53. Стратегия и тактика каналов распространения рекламы
- 54. Рекламный бюджет
- 55. Распределение рекламного бюджета по статьям
- 56. Борьба за внимание потребителя.
- 57. Повышение уровня припоминания сути рекламного обращения
- 58. Критерии оценки рекламодателем работы рекламного агентства и возможные причины его смены
- 59. Финансовая основа работы рекламного агентства
- 61. Медианоситель (рекламоноситель) качественные критерии
- 63. Коммуникативная составляющая эффективности рекламы
- 64. Факторы, влияющие на выбор метода тестирования
- 65. Тест-методы рекламы
- 66. Понятие интегрированных маркетинговых коммуникаций (имк)
- 67. Стратегия и тактика имк