6.7. Деловые письма как инструмент pr.
Работая в сфере связей с общественностью, приходится писать много деловых писем. Формы написания деловых писем практически одинаковы во всех странах. Существует также этикет корреспонденции, который очень подробно описывает в своей книге Соловьев Э.Я. профессор Высших Столыпинских курсов Государственного права и управления63:
-
на полученное письмо следует ответить в недельный срок (не позже, чем через неделю);
-
письмо с благодарностью за гостеприимство отсылается через неделю после отъезда;
-
письмо с поздравлениями по случаю приятного события высылается в недельный срок после получения извещения об этом событии;
-
письмо соболезнования высылается в течение десяти дней со дня извещения о печальном событии (этичнее будет выслать такое письмо как можно раньше);
-
соболезнования и благодарности писать нужно от руки.
Качественная бумага.
Бумага должна быть хорошего качества. Не слишком тонкой и не слишком шершавой, так как не все принтеры ее хорошо воспринимают. Если вы напечатали на последнем белом листочке деловое письмо, но оно получилось смазанным, плохо пропечаталось или немного «зажевалось», не стоит такое письмо отправлять, даже если все канцелярские магазины уже закрылись. Лучше потратить еще немного времени, побегав по соседним комнатам, пролистав свои папки в поисках бумаги'(во время этого увлекательного занятия можно найти много всего полезного]!, найти этот пресловутый листочек и распечатать на нем письмо заново. Эти затраты времени окупятся стократно. Представьте себе, что бы вы подумали об отправителе, если получили от него письмо на смятой бумажке, да еще и с плохо пропечатанным собственным именем? Ничего хорошего. И о вас будут думать так же.
Конверт.
Большое значение сегодня уделяют конвертам. И это правильно. Вот несколько правил оформления конверта:
-
на конверте должен быть указан полный и точный адрес получателя;
-
в первой части позиции адреса «Кому» указываются фамилия адресата, затем его должность и полное название компании;
-
во второй позиции адреса «Куда» указываются номер дома, название улицы, название города (для России возможен обратный вариант: город, улица, номер дома, хотя с 1997 г. наша страна перешла на европейскую систему адресования: имя, фамилия, дом, улица, город, страна);
-
если конверт имеет прозрачное окошко, то адрес пишется один раз - в левом верхнем углу письма, а само письмо складывается так, чтобы адрес получателя просвечивался из окошка;
-
адрес отправителя может и не указываться, но если на конверте для этого предназначено специальное место, обратный адрес указать все-таки следует.
Письмо.
Деловое письмо нужно писать на бланке компании-отправителя, где изображены эмблема компании, полное название компании, почтовый и телеграфный адреса, номер телефона, факса (телефакса) и банковские реквизиты.
Структура делового письма предполагает 6 частей:
-
даты (помните, что есть два типа написания дат, в зависимости от страны-получателя: число, месяц, год или месяц, число, год);
-
адреса;
-
вступительное обращение (пишется всегда с красной строки);
-
основной текст (важно разбить на абзацы: обычно три, если письмо на лист А4);
-
заключительная форма вежливости;
-
подписи (сначала пишется фраза «Искренне Ваш», на следующей строке прямо под этой фразой - ваше имя, далее - ваша должность и на последней строке - название компании).
Типы писем.
Существуют следующие типы писем:
-
Письмо-извещение. Посылается из вежливости или в качестве информационного сообщения.
-
Письмо-напоминание. Отправляется в случае, если не удается связаться по телефону или лично, но важно своевременно напомнить о предстоящем событии, например.
-
Письмо-подтверждение. Является гарантией заранее данных обещаний или договоренностей.
-
Письмо-претензия. Это официальное предупреждение. В нем должны содержаться следующие данные: основания для предъявления претензии, сами претензии, конкретные требования (замена продукции, уценка, возмещение затрат и т.д.).
-
Письмо-отказ. Правильно и вежливо написанное письмо позволяет сохранить нормальные отношения.
-
Письмо-извинение. Обычно содержит изложение причин невыполнения обязательств.
-
Гарантийное письмо. Является формой письма и направляется как обязательство оплаты за покупку, услуги и т.п. Указывается конкретный вид операции, которую следует произвести, а также расчетный счет и две подписи: руководителя и главного бухгалтера.
-
Циркулярные письма. Цель таких писем - довести информацию общего для всех содержания нескольким адресатам, то есть самая настоящая рассылка от имени вашей компании.
Структура электронного письма.
Электронное письмо состоит из двух частей: текста и вводной информации, которую заполняет компьютер во время отправки письма.
Поле Тема - один из важнейших атрибутов вводной информации. От информации в этом поле зачастую зависит судьба вашего письма: корзина или прочтение. Поэтому очень важно коротко и ясно в теме письма заявить идею сообщения, чтобы она заинтересовала получателя.
Вот образец структуры письма:
Приветствие:
Уважаемый Александр Иванович!
Шапка письма:
От имени организации по поддержке <...> я уполномочен проинформировать Вас о предстоящем мероприятии, которое состоится <...>.
Главная идея письма:
На презентацию приглашены <...>, программа мероприятия включает в себя <...>.
Заключение:
Будем рады видеть Вас с супругой, г-жой Светланой Ивановной.
Подпись:
Грендли Али-Вольф
Вице-президент департамента
по связям с общественностью
Компания N
В теме можно указать:
Приглашение на презентацию
Этикет электронного письма.
Правила этикета:
1. Не кричать, то есть не используйте прописных букв в написании фраз. Например: СЕГОДНЯ ВАМ НЕОБХОДИМО ПРИЕХАТЬ К НАМ В ОФИС. Это будет означать, что вы повышаете голос на собеседника, просто приказывая ему приехать.
2. Не иронизируйте или тщательно подбирайте шутки. Мимика в обычной беседе может смягчить или прокомментировать ваш «прикол», но в электронном письме получатель один на один с сухим текстом и воспринять его может по-разному, в зависимости от настроения хотя бы.
3. Строго указывайте в теме идею письма, не забывайте заполнить эту графу.
4. Проверяйте правильность электронных адресов и написания имен и фамилий. То, что не исправлено в письме от руки, еще более непростительно для электронного письма, где все исправления делаются легко и просто.
5. Не посылайте по электронной почте ничего конфиденциального, потому что некоторые письма проверяются, а какие-то могут по вашей ошибке, по ошибке секретаря или в результате сбоя в компьютере попасть «не в те руки».
6. Не используйте электронную почту при увольнении и найме людей.
Способы оформления электронной почты.
Письма оформляются по-разному. В сфере связей с общественностью часто приходится писать письма оригинальным способом, чтобы вызвать положительные эмоции или привлечь внимание к тексту. Но здесь нужно быть очень аккуратным, потому что подобные оформления бывают часто не к месту. Тщательно анализируйте ситуацию. Если письмо ближе к неформальному общению и носит скорее развлекательный характер, то здесь не грех воспользоваться различными способами оформления.
Фон.
Электронные письма можно оформлять с использованием фонового рисунка. Обычно следующим путем: Формат => Фон => Выбор рисунка => ОК.
Также можно в качестве фонового рисунка вставить бланк компании.
Смайлики.
Существует также система эмоций (но они используются в переписке с друзьями и близкими или в развлекательных письмах). Эти смайлики взяты из ICQ. Их называют смайликами, или эмотиками (от англ. emoticons).
:-)
:-(
>:-O
:-*
:’-(
B-)
:-D
;-)
Смайлики можно выдумывать самим, главное правило: должно быть понятно, какую эмоцию вы зашифровали.
Звук.
В тело письма можно вставить звук, тогда при раскрытии письма будет играть заданная вами мелодия. Обычно это делается через меню Формат.
Анимация.
Также можно вставить в письмо анимацию, то есть двигающийся объект, например летающую по письму бабочку. Делается это обычно через меню Вставка, затем выбирается анимированный объект. Обычно он выглядит как файл с расширением .gif.
- Глава I. Управление общественными отношениями и общие стратегии pr.
- Pr как наука.
- История возникновения и развития связей с общественностью.
- Принципы и функции связей с общественностью.
- Целевые аудитории в связях с общественностью.
- 5. Приемы коммуникативного воздействия pr.
- 1.6. Основные элементы проведения компании по pr.
- Глава II. Основные подходы к pr.
- Pr как профессия.
- Области применения pr.
- Маркетинговые стратегии в pr.
- Социальная реклама.
- Технологии оздоровления национального самосознания.
- Глава III. Pr-символы в системе корпоративных отношений.
- 3.1.Система формирования имиджа.
- Объекты и методы формирования имиджа.
- Психологические аспекты создания образа.
- 3. 2. Архитектура бренда.
- 3.2.1. Сущность понятия « бренд» и построение архитектуры бренда.
- 3.2.2. Основные этапы построения архитектуры бренда.
- Глава IV. Пр и средства массовой информации.
- 4. I. Сми как основной канал воздействия pr- технологий.
- Массовые коммуникации.
- 4.1.2.Сми как медиаполитическая система.
- 4.1.3.Управление средствами массовой информации и информацией.
- 4.2. Сми с точки зрения их типологических особенностей и возможностей охвата целевых аудиторий.
- Телевидение.
- 4.2.2.Радио.
- 4.2.3.Печатная пресса.
- Глава V. Pr и политические технологии.
- Этапы развития политических pr-технологий.
- 5.2. Теоретические основы организации политических pr-технологий.
- 5.2.1. Элементы интегрированной технологии проведения избирательной кампании.
- 5.2.2. Элементы обеспечения эффективности избирательной кампании.
- 5.3. Современные избирательные pr-технологии.
- 5.3.1. Классификатор «грязных пр-технологий».
- 5.3.2. Современные западные избирательные пр-технологии.
- Глава VI. Инструментарий Public Relations.
- 6.1. Взаимоотношения со средствами массовой коммуникации.
- 6.2. Политические перформансы.
- 6.3. Пресс-релизы.
- 6.4. Пресс-конференции.
- Презентации.
- Электронные презентации.
- 6.7. Деловые письма как инструмент pr.
- 6.8. Устные выступления.
- Формы и методы исследования связей с общественностью.
- Неформальные методы исследований.
- 6.9.2. Формальные методы исследований.
- Глава VII. Правовые и этические особенности пр: мировой и российский опыт.
- 7.1. Мировой опыт регулирования пр.
- Зарубежный опыт правового регулирования пр.
- 7.1.2. Роль международных и национальных профессиональных сообществ в разработке этических профессиональных стандартов по пр.
- 7.2. Российиский опыт регулирования пр.
- 7.2.1. Российское законодательство и управление общественными связями.
- Часть I. Критерии и нормы профессиональной квалификации практических работников рr, налагаемые на них настоящим Кодексом
- Часть II. Общие профессиональные обязанности
- Часть III. Специальные профессиональные обязанности по отношению к клиентам и нанимателям
- Часть 1. Сферы применения Хартии
- Часть 2. Подписание Хартии новыми Участниками
- Часть 3. Заключительные положения