logo search
otvety_k_gosam_spbgup

Слухи и скандалы в pr-коммуникации.

Слухи - сильные средства устной коммуникаций.

Распространение слухов - это такой же канал коммуникации, как и, например, корпоративная газета или собрания с руководством. Только, вот, слухи распространяются и запоминаются гораздо быстрее и лучше, чем официальная информация, да, и влияние их достаточно весомо.

Слухи существовали всегда и везде, так как они свойственны человеческой природе. Некоторые специалисты склонны полагать, что появление и распространение системы слухов в организации - признак нарастающего кризиса.

Факторы, которые способствуют распространению слухов:

1. Дефицит информации.

2. Основными источниками распространения слухов являются люди, стремящиеся таким образом продемонстрировать свое превосходство над другими, или люди, которые постоянно переживают, тревожатся.

3. Напряженная психологическая атмосфера в компании. Человеку становится легче, когда он делится своими мнениями/подозрениями с другими.

4. «Утечка информации».

5. Долгое принятие руководством какого-либо важного дя сотрудников решения.

6. Чувство солидарности человека, распространяющего слух. Человек стремится предупредить своих коллег о чем-то, подготовить их к ближайшим неблагоприятным событиям и т.д.

7. Скука, отсутствие каких-либо значимых событий.

8. Необходимость чувствовать себя частью коллектива. При распространении важной для коллектива информации, человек чувствует свою важность и вовлеченность в группу.

9. Распространение слухов как способ развлечения.

10. Слух, как стремление человека найти союзников. Распространяя слухи, человек, тем самым, хочет найти соратников для поступков, которые он не может совершить сам.

11. Личная неприязнь, злоба на определенного человека. Такой мотив побуждает человека распространять негативные слухи о своем "недруге".

Факторы восприятия слухов:

1. Кризис, сложная обстановка на предприятии, ощущение тревожности.

2. Стремление заранее подготовиться к возможным неблагоприятным обстоятельствам или попытаться их предупредить.

3. Так называемый механизм психического заражения. Так все говорят - значит, это правда. То есть человек идет за толпой.

4. Легкая внушаемость человека, доверчивость к услышанной информации.

6. Стереотипность мышления большинства людей.

7. Напряженная психологическая обстановка в коллективе - скука, раздоры, бездеятельность и т.д. Все это способствует большему усвоению любой новой информации.

8. Уверенность в том, что информация исходит из достоверных источников.

Закон слухов:

"Интенсивность (мощность) слуха находится в непосредственной зависимости от важности и неопределенности события (темы), лежащего в его основе:

R = i*a,

R — rumor (слух),

i — importance (важность) вопроса для заинтересованных лиц,

a — ambiguity (двусмысленность) сведений, касающихся обсуждаемой темы.

Закон был предложен в 1947 году Олпортом и Постмэном, исследователями в области слухов.

Авторы данного закона убеждены, что слух не зародится в случае, если буду отсутствовать два компонента - важность и двусмысленность .

Но, заметим, что проведенные исследования порой не подтверждают данную зависимость. Результаты говорят о том, что иной раз люди распространяют информацию, которая не вызывает у них большого интереса и не является для них важной.

Классификация слухов:

Существует достаточно много классификаций слухов, рассмотрим основные из них.

1) По происхождению:

• «Спонтанные» – являются продуктом определенной ситуации.

• «Сфабрикованные» – создаются специально для создания интереса, в основе лежит определённая цель.

2) По эмоциональной характеристике:

• «Слух-желание» - такой слух обычно выдает желаемое за действительное.

• «Слух-пугало» - в его основе лежит страх людей, преддвидение чего-то нехорошего.

• "Слух-разделитель» - в основе лежат негативное, агрессивное отношение одной социальной группы к другой

Любой слух, проходя по цепочке, искажается.

Однако, исследования говорят, что если слух касается какой-либо незначительной информации (информация о компании, персонале и т.д.), его достоверность достигает 80-90%.

Борьба со слухами

До сих пор нет общеприянтой методики борьбы со слухами.

Но все-таки несколько действенных способов преодоления распространения слухов есть.

Если слухи связаны с возникшим кризисом, необходимо, в первую очередь, назначить ответственного за информирование СМИ и груп п общественности (обычно эти заниаются службы PR, пресс-центр). Самая главная причина появления слухов - недостаток в информации. Именно поэтому вы должны вести непрерывное информирование общественности.

Не следует скрывать подробности и оставлять вопросы без ответов. По каждому вопросу у вас должен быть продуманный комментарий.

Но не забывайте, что бороться со слухами - не значит их опровергать.

Один из американских специалистов У. Джон разработал определенную стратегию борьбы со слухами:

1. Необходимо разработать план действий. Для этого необходимо выяснить причины и масштабы распространения слухов, серьезность ситуации.

2. Провести анализ всех возможных причин и источников слухов, а так же мотивов распространения слухов.

3. Наладить контакт с людьми, пострадавших от этих слухов (как в моральном, так и в материальном плане). Показать им, что вы делаете все возможное и готовы бороться со слухами.

4. Немедленно предоставить всю информацию по данному конкретному вопросу.

5. Попытаться распространить контрслух и, тем самым, отвлечь общественность от основной проблемы.

6. Заручиться поддержкой "третьей стороны" (лидеры общественного мнения, важные лица региона или сферы бизнеса и т.д.)

7. Не упоминать о слухе. Информируйте общественность без упоминания о ложной информации. Иначе слух постоянно будет везде фигурировать и может приобрести большие масштабы.

Слухи и борьба с ними во время кризиса.

Слух является одним из источников возникновения кризиса в организации; относясь к неформальной форме коммуникации он очень плохо управляем, что приводит к серьезным проблемам и дополнительным расходам в период предотвращения в сложившейся кризисной ситуации.

Слух – это сообщение, достоверность которого на момент распространения не установлена, о важном для  аудитории событии, которое устно передается от одного человека другому.  Слухи либо возникают стихийно, либо целенаправленно фабрикуются и распространяются для удовлетворения конкретных потребностей людей. Рассмотрим вариант целенаправленной организации слухов: для чего и как они создаются, как управляются, какие методы профилактики и противодействия им.  В качестве основных направлений использования слухов можно выделить:

- Создание определенного имиджа личности, организации, фирмы, манипуляция общественным мнением.

- Введение оппонента в заблуждение.

- Привлечение внимания к определенному событию, личности.

- Дискредитация оппонента в глазах большинства населения (В период предвыборной кампании возрастает частота слухов об извращенных наклонностях кандидатом).

- Реклама товаров или услуг

- Провоцирование населения на совершение действий, выгодных для одной из конфликтующих сторон. Речь может идти о массовых беспорядках, забастовках, ажиотажном спросе на продукты и т.п. акциях

- Информационно-психологическое обеспечение какой-либо деятельности.

- Оптимальное распространение правды.

- Обхождение официальной цензуры.

- Противодействие какому-либо информационному сообщению или другому слуху, т.е. создание контрслуха.

- Подготовка населения или персонала к непопулярным решениям. (Например, слух о повышении цен на определенные товары/услуги. К моменту официального принятия этого непопулярного решения люди успевают смириться с ним, возмущение и негодование стихает)

- Использование слух как способа изучения неформальной системы коммуникаций и связей в группе.(Учитывая, что условием передачи некоторых слухов является интимность общения, можно изучить систему близких или интимных связей в группе. Содержание слуха должно быть таким, о котором делятся только с близкими людьми)

Механизмы и принципы создания слухов Четыре этапа «запуска» слухов 1.       Выбор целевых групп, на которых будет направлен слух 2.       Выбор источника для запуска слуха 3.       Формулирование слуха. 4.       «Запуск» слуха. В процессе управления слухами необходимо также учитывать:

- Условия, в которых передаются слухи.

- Важную роль играет личность собеседника.

- Пол людей,

- Содержание

- Время функционирования слуха. Была установлена цифра 12-15 дней, после которых слух стирается" или вытесняется. Среда распространения. Слухи быстрее распространяются в социально однородной среде, где проявляются общие интенсивные переживания многих людей, имеющих одинаковое отношение к событиям, объектам.

- Технологически важным оказывается правильный выбор начальной локации или "места запуска" искусственных слухов.

Борьба со слухами задача профилактических мероприятий сводиться к следующему:  1.       Предотвращение нарастания высокого уровня неопределённости и тревожности в обществе. 2.       Создание и поддержание на должном уровне системы информирования, обладающей у аудитории имиджем высокой надежности и достоверности. 3.       Создание устойчивой обратной связи от аудитории к источнику информации, своевременное реагирование на нужды и запросы людей. 4.       Формирование такой эмоциональной среды, которая исключала бы возможность распространения слухов, даже в том случае, если они провоцируются преднамеренно. 5.       Если слух уже возник, следует не только опровергнуть и привести достоверные факты, но и обязательно снять ту тревожность, которую он породил или которая является его причиной. активное противодействия.: Игнорирование неправдоподобных слухов (технология «Бойкот») с одновременной демонстрацией опровергающих фактов. Подтверждение слуха. Опровержение слуха. Ирония, юмор. Контрслух. Доведение до абсурда. Дискредитация автора.. Назначение ответственного лица или «пост» слухов. Можно официально назначить лицо, у которого можно проверить слух.Устранение причин. Публичное разоблачение «сплетника».

1.       Учесть слух. Обязательно нужно узнать, выявить слух и принять его во внимание. 2.       Найти контраргумент, который бы сводил суть слуха «на нет», до нуля. 3.       Публично выявить «заказчиков», кому было выгодно распространение данного слуха. - чтобы управлять слухом, нужно либо уменьшить его значимость для слушателя, либо устранить неопределенность в его содержании.

59.Стереотипы как ресурс PR-коммуникаций.

стереотипы, виды, свойства.

Стереотип – это стойкие эмоционально окрашенные представления об окружающей человека действительности с оттенком упрощения.

Термин «стереотип» принадлежит Уолтеру Липпману. Из значения «отпечаток» в типографии. Исследовал технологию воздействия на сознание  под действием стереотипов.  Синонимы: установка, потребность, мотив, образ, имидж,  прогнозируемое ожидание.

Стереотипы – неотъемлемые компоненты массового сознания. Они помогают человеку воспринимать информацию и ориентироваться в ней.