logo search
методичка

1.2. Устное сообщение (выступление по вопросу)

Устный ответ представляет собой выступление студента на се­минарском занятии на основе самостоятельной проработки вопросов темы и является одним из основных видов аудиторной работы сту­дентов.

Подготовка устного выступления требует тщательности и про­думанности. Студент должен внимательно изучить материал, имею­щийся по данному вопросу, выявить причинно-следственные взаи­мосвязи, ключевые элементы проблемы. Это помогает выстроить выступление в логической последовательности и задать ему опреде­ленный стержень.

Ответ необходимо поделить на три части: вступление, основ­ная часть и заключение. Во вступлении дается постановка проблемы и формулируется общая идея выступления. В основной части изла­гается суть вопроса и подробно раскрываются основные положения. Заключение содержит краткое обобщение высказанных идей, т.е. основные выводы по изложенному материалу.

Рекомендуется подготовить текст или тезисы своего ответа, но нужно постараться избежать скучного зачитывания письменных материалов.

Итак, необходимо помнить, что форма не менее важна, чем содержание, поэтому требуется свободное изложение материала, рас­сказ, а не читка. Кроме того, следует придерживаться жесткого рег­ламента, т.е. строго контролировать время своего выступления. При всем интересе к заданной теме продолжительность выступления не должна превышать 10-15 мин. Затянутое по времени выступление снижает степень усвоения материала. Выступление не должно быть перегружено цитатами и цифрами. Их обилие также осложняет вос­приятие и усвоение материала слушателем.

Для будущего специалиста по связям с общественностью осо­бенно важно умение работать с аудиторией, и выступления на семи­нарских занятиях могут дать студенту достаточно большую практи­ку в этом направлении.

1.3- Реферат

Реферат (от лат. «refero» - сообщаю) представляет собой пись­менную работу учебно-научного характера.

Подготовка и написание реферата призваны способствовать приобретению навыков самостоятельного анализа, обобщения, сис­тематизации материала и логически последовательного, аргументи-

8

рованного и литературно грамотного его изложения. Таким обра­зом, работа над рефератом помогает выявлению творческих способ­ностей студента, необходимых для его будущей профессиональной деятельности.

Тему реферата студент выбирает из примерной тематики, пред­ложенной кафедрой, или предлагает сам, но после консультации с преподавателем, поскольку тема должна соответствовать предмету курса и ориентирована на изучение наиболее важных его проблем.

Подготовка реферата начинается с изучения литературы. Преж­де всего необходимо познакомиться с теми разделами учебника или учебного пособия, которые соответствуют выбранной теме. Это дает начальное представление о'вопросах темы.

Далее необходимо изучение специальной научной литературы: монографий, статей в специальных журналах и сборниках, в другой периодической печати.

Реферат следует писать в соответствии с заранее продуманным планом, который позволит не только логично и последовательно изложить изученный материал, но и раскрыть изучаемую тему. В план рекомендуется включать введение, содержательную часть, заключение, список использованной литературы.

Во введении следует дать краткий обзор рассматриваемой проблемы, определить ее значение, цель и задачи работы. Кроме того, надо дать краткий анализ использованной литературы.

Содержательная часть разделяется на две-три главы, которые соответствуют важнейшим частям исследования.

При написании реферата надо последовательно переходить от одного вопроса к другому. Важно, чтобы основные положения и выводы, приводимые в работе, были убедительно аргументированы, всесторонне обоснованы. Это особенно важно, если по изучаемым проблемам имеются разные точки зрения.

Заключение должно быть кратким. В нем надо подвести итоги рассмотрения проблемы, сделать выводы.

Реферат должен быть результатом самостоятельной работы сту­дента. Содержание нужно излагать своими словами. Цитаты, как правило, используются лишь для обоснования принципиальных по-

ложений и подтверждения правильности понимания темы. Приво­димые цитаты должны иметь точную ссылку, в которой указываются фамилия автора, название работы, место и год издания, страница. Обязательно даются ссылки на источник, из которого взят цифро­вой и фактический материал, используемый в работе.

Техническое оформление реферата должно соответствовать требованиям, которые предъявляются к рукописям научных работ при подготовке их к печати (П1, 2).

1.4- Составление тестов

Тестирование активно применяется в сфере высшего образова­ния, является одной из форм контроля над успеваемостью студентов.

Работа по составлению тестов не только позволяет преподава­телю осуществить контроль и оценку имеющихся и усвоенных сту­дентом в процессе изучения тех или иных курсов знаний, умений и навыков. Она помогает самому студенту в овладении учебным ма­териалом, в усвоении основного понятийного аппарата курса. Ведь для того, чтобы составить тест и дать для него ключ (т.е. правиль­ные ответы), необходимо очень хорошо проработать учебный мате­риал.

Тест может быть тематическим или сквозным, обобщающим, в котором находят отражение все существенные проблемы курса. Он может содержать в себе только вопросы или быть вариативным, т.е. предлагать несколько вариантов ответов, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных. Возможны тесты, в кото­рых доминирует анализ, осмысление проблем курса. В этом случае ответ и оценка его не может строиться по принципу «правильно -неправильно».