logo search
Учебное пособие по ПР 1

Канал, код барьеры(шумы) Отправитель → Сообщение → Получатель Контекст

В этой модели огромную роль играет удачно выбранный канал передачи информации, а также код, равно доступный участникам коммуникации. Не менее важное значение имеет знание и понимание условий, т.е. контекста, оказывающего прямое или косвенное влияние на специфику коммуникативного процесса.

Модель «информационное агентство» требует творческого подхода от специалистов, авторов, представляющих данный метод работы с целевой аудиторий, прежде всего СМИ. Привлечение внимания журналистов к какому-либо событию - дело весьма нелегкое. Профессиональные же обязанности специалиста по связям с общественностью не позволяют ему использовать «грязные» технологии, нередко в просторечье называемые приемами «черного ПР», для овладения вниманием журналистского сообщества. Поэтому специалистами по связям с общественностью организуются в данном случае красочные, яркие шоу, приглашения VIP-персон, проводятся рекламные кампании, словом, все те мероприятия, которые могут привлечь внимание журналистов. Последние, в свою очередь, размещая информацию на различных каналах СМИ, способствуют закреплению в общественном мнении положительного отношения общественности к проводимым культурным, политическим или спортивным мероприятиям, способствуя тем самым продвижению какой-либо идеи, повышению популярности политиков, работников высшего руководящего звена или формированию имиджа и репутации организации, тех или иных товаров или услуг.

Специалисты, использующие эту модель, придумывают идею и средства наиболее эффективного доведения ее до общественности с целью привлечения внимания общественности и убеждения последней в том, что эта идея интересна, полезна и является правильной. Эта модель лежит в основании пропаганды, направленной на формирование положительного имиджа организации, идеи, человека, мероприятия, товара или услуг. Она не затрагивает поведения организации или человека, не предполагает изменения качества товара или услуг. По своей природе она асимметрична, т.к. предполагает изменение лишь отношения общественности к пропагандируемой идее, иллюстрируемому товару или услугам. В силу этой причины для данной модели характерно использование самых различных красочных шоу, массовых мероприятий, сопровождаемых шумовыми эффектами, бравурной музыкой, танцами на площадях, отправлением эмоционально насыщенных коллективных обрядовых действий, праздников.

Для иллюстрации модели «информационное агентство», нередко именуемой «пресс-агентство», в качестве примера ссылаются на акцию П.Т. Барнума по привлечению внимания СМИ и зрителей к цирку, проведенную им в конце Х1Х века.

Рассматриваемая модель связей с общественностью использует не только тщательно разработанную исключительно положительно окрашенную информацию, т.е. идею, но и в арсенале средств воздействия на массовое сознание она содержит большое количество коммуникативных суггестивных методов и средств, учитывающих силу эмоционального воздействия и эффект эмоционального заражения. Именно поэтому эффективность использования этой модели предполагает стечение большого количества людей, объединенных общей идеей, однонаправленностью мыслей и чувств, связанных с восприятием и переживанием того или иного события. День города, авиа- или автосалоны, выставки и многие другие празднично оформленные мероприятия служат примером широкого использования модели «информационное агентство» и в настоящее время.

Другая модель однонаправленной коммуникации получила название «информирование общественности». Она представляет собой организованную форму связей с общественностью и связывается с отцом-основателем американского PR – Айви Ли. Эта модель также является однонаправленной, асимметричной, так как она преследует цель изменения поведения общественности и ее отношения к организации благодаря распространению сообщений исключительно через средства массовой информации. Очевидно, что при кажущейся простоте этой модели, ее реализация требует высокого уровня профессионализма от ее исполнителей.

В частности, еще Айви Ли были сформулированы некоторые требования к специалистам, пытающимся решить ту или иную сложную проблему, возникшую в определенной ситуации. Там, где есть проблема, где есть недовольные и обиженные, где в силу возникших обстоятельств появилась угроза для жизни людей или их благополучия, где сталкиваются политические и экономические интересы заинтересованных лиц, партий или общественности в целом, там возникает поле для деятельности специалистов по связям с общественностью. Основным принципом поведения PR-специалиста в ситуации использования модели «информирование общественности» является требование говорить правду и совершать правильные поступки.

Осуществление подобной модели связей с общественностью требует высокого уровня профессионализма от PR-специалистов, их коммуникативной компетентности и умения работать с информацией, рассчитанной на большие массы заинтересованных людей. И здесь в наибольшей степени очевидности проявляется различие между информационной деятельностью журналистов и информационно-коммуникативной деятельностью специалиста по связям с общественностью.

Журналист целью своей деятельности считает привлечение внимания общественности к случившемуся событию. Он использует полученную информацию для констатации факта случившегося. При этом он отбирает информацию, допускает нередко ее интерпретацию под углом зрения либо личных пристрастий, либо в угоду каналу СМИ, чьим сотрудником он является. Нередко в погоне за сенсацией журналист преподносит общественности непроверенную информацию, информацию из «вторых рук» или «по слухам», но при этом не всегда оговаривает данный факт возможной информационной неточности. Нередко журналистами допускается использование заказной информации, распространяемой с совершенно определенными целями.

Специалист по связям с общественностью в силу специфики своей профессиональной деятельности призван не только информировать общественность о возникшей проблеме, но, прежде всего, помочь организации или человеку, напрямую связанному с возникшей проблемой, решить ее. Предоставляя общественности по каналам СМИ правдивую информацию о случившемся, специалист по связям с общественностью осуществляет свою деятельность по сути в качестве журналиста. Разница состоит в том, что для PR-специалиста стратегической целью является формирование общественного мнения и соответственно изменение поведения целевых групп в соответствии с интересами организации.

Однако корпоративные интересы и корпоративная ответственность должны строго регламентироваться нравственной ответственностью перед обществом, страной, народом. Результативность PR-кампании, проводимой в режиме однонаправленной (односторонней) коммуникативной модели «информирование общественности», определяется не только утилитарным интересом организации, но и, прежде всего, теми последствиями, которые проявят себя за пределами непосредственно и в данный момент осуществляемой акции. В силу чего настойчивое стремление специалиста по связям с общественностью, действующего в режиме данной модели, добиться поставленной цели, всегда должно совмещать утилитарный интерес организации и свой лично с нравственной ответственностью перед обществом в целом.

Иначе говоря, PR-специалист играет роль посредника между организацией и общественностью. Он «продает» идею организации через СМИ с целью достижения возможности и в дальнейшем вести переговоры, осуществлять коммуникацию с общественностью. Поэтому следование таким принципам профессиональной деятельности, как предоставление общественности правдивой и своевременной информации, реализация корпоративных интересов организации в границах нравственной и правовой ответственности, жесткое следование правилу «Не навреди!», является необходимым условием проведения PR-кампаний в режиме однонаправленной коммуникации.

Обе рассматриваемые модели - «информирование общественности» и «информационное агентство» - описывают программы однонаправленной коммуникации, но при этом данные программы не основываются на исследовании или стратегическом планировании. Их отличительной чертой является асимметричность или несбалансированность, т.е. они преследуют цель изменения поведения аудитории, но не предполагают изменения поведения организации. Благоприятный имидж фирмы, товара, события, человека и т.д. создается либо пропагандистскими средствами («информационное агентство»), либо благодаря распространению через каналы СМИ исключительно положительно окрашенной информации («информирование общественности»).

И первая, и вторая модели, несмотря на их достаточно ограниченные коммуникативные возможности, находят частое применение в повседневной практике специалиста по коммуникациям. Для эффективного использования приемов и технологий связей с общественностью в однонаправленном коммуникационном процессе необходимо четкое представление об особенностях каждого из элементов данного процесса во всем комплексе их составляющих - личность и социальный статус отправителя, содержание и социальная значимость, а также прагматическая ценность сообщения, выбор кода и канала сообщения, контекст и, наконец, особенности получателя информации.

Некоторые моменты информационно-коммуникативного процесса в рассматриваемых выше моделях требуют дополнительного пояснения. Начнем, прежде всего, с отправителя и круга тех проблем, которые с ним связаны. Очевидно, что в коммуникационном процессе отправитель, т.е. организация, является центральным звеном, определяющим и создающим основную идею или проблему, которую необходимо средствами связей с общественностью передать получателю, т.е. целевым аудиториям или общественности в целом. Идея должна быть актуальной, привлекающей внимание общественности. Эта идея или проблема, должна поддерживать имидж организации и ее персонала в общественном мнении ее внешней среды. Сформулированная идея или лишь ее контуры разрабатывается специалистами по связям с общественностью в форме текста (сообщения), кодируется в соответствующей знаковой системе.

Координация отношений с внешней средой организации требует сегментации заинтересованной аудитории и выбора канала сообщения. Поддержание отношений с заинтересованными группами общественности предполагает, что специалист по связям с общественностью хорошо ориентируется в информационно-коммуникативном поле организации (как ее внутренней, так и внешней среды).

Выбор кода и канала передачи сообщения связан с проблемой понимания получателем, т.е. общественности, смысла и важности получаемой информации. Условием понимания передаваемой и получаемой информации является адекватность значений, используемых единиц языка (символов, событий) в кодировании и декодировании текста (сообщения, события, символов). Не менее важным является выбор канала передачи сообщения, а также композиционные особенности составления текста, проведения какого-либо мероприятия - презентации, праздника, специального события и т.д.

Понимание смысла передаваемой информации зависит от многих факторов как содержательного, так и формального планов. Содержательный момент предполагает либо сравнительно одинаковое знание взаимодействующими сторонами существа проблемы, что позволяет коммуникантам вкладывать адекватный смысл в используемую знаковую систему и иметь в своей памяти определенную информацию о предмете обсуждения. Либо получатель заинтересован в получении нового знания и в этом случае он прикладывает усилия к тому, чтобы новая информация в ее языковых конструкциях и смысловом значении «осела» в его памяти, стала доступной его пониманию.

Наряду с этим, специалисту по связям с общественностью следует внимательно относиться к внешней стороне информационно-коммуникативного процесса, будь то материалы, распространяемые в письменном виде (пресс-релизы, рекламные сообщения, информационные письма и пр.), или публичные выступления, или организация специальных мероприятий. Этот внешней аспект односторонней коммуникации всегда связан с выбором канала передачи информации совместимого с типом знаковых систем (языка, символов, рисунков, графических изображений), используемых для кодирования.

И здесь существует ряд общепринятых правил, обязательных для достижения эффекта информационно-коммуникативного воздействия моделей «информирование общественности» и «информационное агентство». Эти правила достаточно стандартизированы, хорошо описаны в книгах по связям с общественностью, теории коммуникации и менеджменту. Заметим, однако, что они одинаково применимы как в случае однонаправленной (односторонней), так и в случае двусторонней коммуникации. В качестве примера приведем некоторые из них:

Модели односторонней коммуникации, несмотря на их устойчивое сохранение в практике специалистов по связям с общественностью, все более вытесняются моделями двусторонней коммуникации, отходят на второй план. Осуществление обратной связи в информационно-коммуникативном взаимодействии организации и общественности является необходимым условием достижения взаимопонимания и согласия между ними.