Тема шестая Исследования в области связей с общественностью
Тема знакомит с научными и практическими методами и моделями исследовательской деятельности в планировании проведения кампаний связей с общественностью (PR). Основное внимание сконцентрировано как на овладении теоретическими основами исследовательской деятельности в PR, так и на их практическом применении в различных областях общественной жизни: менеджменте, политике, культуре, образовании и т.д.
После завершения работы над материалами раздела и предлагаемой дополнительной литературой Вы должны:
Понимать роль и значение исследовательской деятельности в планировании, проведении и оценке результатов кампаний по связям с общественностью (паблик рилейшнз).
Знать теорию и практику применения методов исследовательской деятельности в связях с общественностью (паблик рилейшнз).
Владеть умениями и навыками анализа статистических данных объекта исследования.
Проводить исследование так, чтобы цель и результат исследования от его концептуального обоснования до презентации совпадали.
Слушателю необходимо представить выполненный в письменной форме аналитический обзор проведенного по теме самостоятельного исследования, в котором должны быть отражены все указанные пункты требований к знаниям и умениям в области планирования и осуществления кампаний по связям с общественностью.
1. ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В СВЯЗЯХ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ?
Приведенные в таблице варианты использования связей с общественностью как функции менеджмента и механизма коммуникации свидетельствуют о том, что задачи и методы исследований в этой области должны соответствовать содержанию и цели развития организации, формирования и продвижения ее позитивного имиджа в общественном мнении целевых аудиторий и общественности в целом.. Как функция менеджмента связи с общественностью преследуют цель достижения взаимопонимания, взаимовыгодных отношений между организацией и общественностью как внутренней, так и внешней, т.е. партнерами, потребителями, властными структурами и т.д. . Как механизм коммуникации связи с общественностью выступают в качестве средства упорядочения и стабилизации информационно-коммуникативных процессов внутренней и внешней среды организации, ее развития, а также усиления эффективности ее деятельности и полезности для общественности.
В первом случае имеются в виду ответы на такие вопросы, как – кто? что? как?, когда?, где? Что касается второго, т.е. коммуникационного аспекта, то здесь доминирующее положение занимают вопросы- почему?, с какой целью?, кто?.
Что касается выбора методов исследования, то в первом случае (PR как функция) определяющее значение приобретают те методы, с помощью которых раскрывается содержание, сущность проблемы, а во втором - преобладают те, с помощью которых осуществим выбор формы и средств достижения цели. Сказанное выше, однако, не означает, что в первом и во втором случае действуют только одни, специфичные для каждого из случаев методы. Отнюдь. Речь идет только о том, какие из методов исследования играют ведущую роль в первом и во втором случаях.
В процессе деятельности, связанной с подготовкой и проведением кампаний по связям с общественностью, используются исследования научные, эмпирические, прикладные, социальные, оценочные и т.д. Различия между ними определяются предметом исследования, методами и средствами его проведения.
Функции
| Паблик рилейшнз | Маркетинг | Реклама | Продвижение товара |
| Строит взаимовыгодные связи с общественностью | Представляет продукт и/или обслуживает интересы потребителей | Производит (создает), размещает и оплачивает сообщение в СМИ | Представляет деятельность, направленную на то, чтобы поддержать рекламу продажи |
Механизмы в коммуника-ции | Паблик рилейшнз | Маркетинг | Реклама | Продвижение товара |
Реклама как механизм | Выпускает сообщения в СМИ для рекламы в развитии организации | Создает сообщения в СМИ для рекламы продукции (товара) или услуг |
| Делает рекламные сообщения в СМИ, согласуемые с информирован-ностью о деятельности |
Маркетинг как механизм | Укрепляет отношения с потребителями, удовлетворяя их потребности в товарах и услугах |
| Усиливает сообщение хорошо представленной рекламой товаров и услуг | Усиливает активность по созданию паблисити товаров и услуг |
Паблик рилейшнз как механизм |
| Создает хорошо воспринимаемую информацию как поддержку эффекта представленного товара или услуг потребителю | Усиливает рекламируемое сообщение созданием имиджа организации | Создает хороший имидж для организации |
Промоушн как механизм | Использует события и направляет деятельность на создание добросердечных взаимоотношений с членами организации | Использует события и направляет деятельность на привлечение внимания к демонстрируемым товарам для потребительских нужд | Использует и направляет деятельность и использует события для привлечения внимания к рекламируемым товарам и услугам |
|
Информиро-ванность как механизм | Распространяет информацию в СМИ для того, чтобы рассказать о деятельности, сплачивающей людей | Создает информацию о пользе товаров и услуг | Создает информацию, покупая время в СМИ для показа пользы товаров и услуг | Создает информацию специально о пользе товаров или услуг с целью их продажи |
Особый случай как механизм. (Запланиро-ванная ситуация) | Планирует ситуацию для создания паблисити с целью формирования определенных отношений | Планирует ситуацию с целью рекламы пользы товаров и услуг | Планирует ситуацию для создания паблисити рекламируемых товаров и услуг | Планирует ситуацию для создания рекламы товаров или услуг с целью их продажи.47 |
Прежде чем давать характеристику различного рода исследованиям, необходимо уяснить себе вопрос: Что такое исследование? Какой смысл вкладывается в это понятие? Согласно утвердившейся точке зрения в науковедении и философии, исследование понимается как процесс выработки научных знаний. Исследование (научное) имеет два уровня: теоретический и эмпирический. Теоретический уровень - это комплекс идей, взглядов, направленных на истолкование какого-либо явления, т.е. это знания, создающие более или менее целостное представление о существенных связях и отношениях в определенной области действительности.
Эмпирический уровень - это знания о фактах, получаемых в результате наблюдений и экспериментов о качественных и количественных показателях объектов и явлений. Эмпирические исследования, опирающиеся на данные эксперимента и наблюдения, направлены непосредственно на объект исследования без теоретического обоснования или попытки их систематизации. Если теоретические исследования предполагают развитие и совершенствование системы понятий, необходимых науке, то эмпирические исследования накапливают материал, способствуя тем самым развитию теоретических исследований.
Прикладные исследования - это исследования, направленные на решение социально-практических задач.
Характер исследований в связях с общественностью раскрывает сущность рассматриваемого явления с точки зрения его теоретического и прикладного назначения. В связи с этим следует сказать о том, что существует вопрос, который в отечественной литературе до сих пор не получил однозначного ответа. Суть вопроса в следующем - следует ли считать связи с общественностью наукой или же это область знаний прикладного характера?
Если обратиться к серьезным зарубежным публикациям по данной проблеме, то ведущей парадигмой в них выступает идея о том, что исследования - это ключ к пониманию сущности рассматриваемого феномена и, следовательно, возможности достижения успеха (S. Cutlip, R. Kendall, G. Fredly и др.). Но исследования любого типа либо носят непосредственно теоретический характер, либо стимулируют развитие теории через обобщения, систематизацию ситуационных фактов, результатов эмпирических наблюдений, статистических данных, социологических опросов, анкетирования и т.д. Но и исследования эмпирического материала производятся на основе таких наук, как психология, лингвистика, социология, философия, социолингвистика и т.д. В основе же теоретических обобщений в связей с общественностью лежат такие методы научного познания, как анализ и синтез, индукция и дедукция, формулировка исходных гипотез, теоретический анализ этих гипотез, их оценка и т.д.
Таким образом, перечисленные факты позволяют рассматривать связи с общественностью как прикладную науку, имеющую теоретический (исследования, гипотезы, обобщения, анализ, оценка) и эмпирический (наблюдения, получение статистических данных, опросы, анкетирование, конкретные ситуации и т.д.) уровни и отличающуюся социально-практической направленностью.
В практике связей с общественностью широко применяются различного рода исследования, позволяющие оценить условия осуществления стратегических целей развития организаций, планы проведения кампаний по продвижению последних, а также изучить степень их эффективности.
Исследования бывают первичными (получение информации из первых рук или личное участие в отборе интересующих данных) и вторичными (получение информации через вторые руки или сбор информации через источники).
Инструментарием исследовательской деятельности в связях с общественностью являются анкеты, информационные материалы, интервью, статистические данные, документы, архивные материалы и т.д.
Основными составляющими исследования в деятельности служб связей с общественностью являются следующие неразрывно связанные между собой звенья: 1) определение цели и постановка задач; 2) анализ имеющейся информации по проблеме, условий, возможностей и методов решения поставленных задач; 3) анализ выдвигаемых моделей и гипотез, а также механизмов их осуществления; 4) оценка полученных результатов, их сопоставление с поставленными целями и задачами, а также прогнозирование на дальнейшее развитие проблемы и возможное использование методов, накопленного опыта для планирования и проведения следующей кампании PR. На последней ступени исследования необходима разработка моделей (прогнозирование) дальнейшего хода событий или будущих вариантов развития объекта исследования (правительственной или административной кампании, фирмы, партии, производственного объединения и т.д.).
Необходимо иметь в виду, что исследования являются неотъемлемым компонентом всей 4-ступенчатой модели PR-кампании - собственно исследований, планирования, осуществления и оценки результатов. Отнесение исследований только к первой ступени кампании по связям с общественностью является глубоко ошибочным мнением, т.к. осуществление PR-кампании с целью достижения положительного результата предполагает информационно-аналитическую деятельность по всем возможным каналам проведения акции.
11. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРАКТИКЕ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ.
В практике связей с общественностью приняты следующие методы исследования: 1) исторический; 2) описательный; 3) экспериментальный; 4) гипотетико-дедуктивный; 5) метод моделирования; 6) статистический метод.
При проведении социологических исследований используются следующие методы: 1) анкетирование, 2) интервьюирование, 3) экспертные опросы, 4) наблюдение, 5) обработка документов (данные методы используются для сбора информации); 1) метод статистических группировок, 2) ранжирования, 3) шкалирования, 4) индексации, 5) определение количественных зависимостей между изучаемыми переменными (данные методы используются для анализа полученных данных).
Метод как совокупность приемов и операций в практической и теоретической деятельности является одним из важнейших компонентов в практике исследований связей с общественностью. Приведенные выше методы исследований в связях с общественностью различаются между собой по структуре, типологии, объекту и средствам исследования. В практических формах взаимоотношений человека с социальной средой всегда присутствуют те или иные методы, благодаря которым осуществляется переход от смутных представлений к отчетливым обобщенным понятиям, от представлений о разрозненных фактах к целостному, более или менее систематизированному знанию о предмете или явлении. Иными словами, метод - это путь исследования, освобождающий человека от произвольного истолкования фактов. Безусловно, элементы заблуждений, субъективизма, сознательного истолкования фактов в угоду конъюнктурным интересам в социально-практической деятельности людей (в том числе и в связях с общественностью) остаются всегда. Однако при соблюдении очередности действия и взаимосвязи всех компонентов исследования момент заблуждений, субъективизма или волюнтаризма может быть сведен до минимума. Более того, комплексное исследование помогает обнаружить оценку состояния проблемы в глазах общественного мнения.
- Предисловия
- Глава первая введение в специальность «связи с общественностью» (паблик рилейшнз)
- 1.1. Основные проблемы связей с общественностью (паблик рилейшнз)
- 1.2. Что такое связи с общественностью (паблик рилейшнз): основные подходы и определения
- 1.3. Основные сферы и формы деятельности специалистов по связям с общественностью в системе управления или зачем организациям нужны связи с общественностью
- 1.4. Должностные обязанности и квалификационные характеристики специалиста по связям с общественностью
- Глава вторая коммуникационные модели в связях с общественностью
- 2.1. Односторонние коммуникационные модели в связях с общественностью
- Канал, код барьеры(шумы) Отправитель → Сообщение → Получатель Контекст
- 2.2. Модели двусторонней коммуникации, используемые в связях с общественностью
- Глава третья этапы осуществления кампании по связям с общественностью
- 3.1. Исследование – первая ступень кампании по связям с общественностью (см. Схему № 1)
- 3.2. Постановка целей и задач кампании по связям с общественностью (см. Схему № 2)
- 3.3. Осуществление pr-акции (см. Схему № 3)
- 3.4. Оценка результатов кампании по связям с общественностью (см. Схему № 4)
- В связях с общественностью
- Глава четвертая профессионализм и нравственная ответственность специалиста по связям с общесвенностью
- 2.1. Составляющие профессионализма в области связей с общественностью
- 2.1. Нравственный аспект деятельности в сфере связей с общественностью
- Краткий словарь понятий
- I. Составляющие профессионализма в области связей с общественностью
- Тема шестая Исследования в области связей с общественностью
- III. Исследовательский проект.
- Основные принципы работы по обеспечению связей с общественностью (pr)
- Лекция вторая силы, воздействующие на паблик рилейшнз
- Лекция третья приемы и методы, используемые в практике паблик рилейшнз
- Лекция четвертая стратегия планирования в паблик рилейшнз
- Лекция пятая роль рекламы в паблик рилейшнз
- Цели рекламы и pr
- Лекция шестая ...И вновь о стратегии планирования
- Лекция седьмая стратегия работы с потенциальными проблемами
- Воздействие на общественное мнение
- Лекция восьмая ценность (важность) рекламы и pr
- Лекция девятая общие проблемы паблик рилейшнз
- • Вы хотите, чтобы люди что-то сделали;
- Джон Дэтвайлер