logo search
Учебное пособие по ПР 1

2.1. Односторонние коммуникационные модели в связях с общественностью

Целью коммуникационного процесса является обеспечение адекватного восприятия передаваемой информации взаимодействующими сторонами. Как правило, в коммуникационном процессе выделяются четыре основных компонента- коммуникатор (отправитель), сообщение, т.е. передаваемая информация, канал передачи информации и коммуникант (получатель информации). Графически этот процесс может быть представлен по схеме:

Коммуникатор → Сообщение → Канал → Коммуникант

Однако эта упрощенная модель коммуникационного процесса не раскрывает всех особенностей и условий осуществления коммуникации, достижения ее эффективности. И здесь прежде всего имеются в виду два очень важных момента.

Во-первых, каждый из компонентов представленной выше модели, участвуя в цепочке информационно-коммуникативной связи, характеризуется многообразием признаков и спецификой их проявлений. Так, для достижения эквивалентного понимания смысла передаваемого сообщения, необходимо его кодирование в знаковых системах равно доступных и понимаемых как коммуникатором, так и коммуникантом. Более того, понимание смысла передаваемого и воспринимаемого сообщения требует знания и учета контекста, предполагаемого как в сообщении, так и в конкретной коммуникативной ситуации, в границах которой осуществляется процесс обмена информацией между взаимодействующими сторонами. В данном случае имеются в виду такие факторы, как межкультурные, возрастные, гендерные, этноконфессиональные различия взаимодействующих субъектов коммуникационного процесса, а также наличие различного рода «шумов», т.е. коммуникационных барьеров.

Во-вторых, указанная выше модель не объясняет возможностей достижения обратной связи, т.е. двусторонней коммуникации, обеспечивающей взаимопонимание и успех организации в осуществлении её стратегических планов.

Американские исследователи в области паблик рилейшнз Д. Грюниг и Т. Хант, авторы учебника «Managing Public Relations», выделяют четыре коммуникативные модели в связях с общественностью. Они считают, что эти модели применялись и применяются в практике проведения PR-кампаний, классифицируя их по признакам однонаправленной или двунаправленной коммуникации.

К однонаправленной PR-коммуникации Д. Грюниг и Т. Хант относят две модели - «информационное агентство» и «информирование общественности». Первая, т.е. «информационное агентство», используется специалистами в области связей с общественность, коммуникационного менеджмента, рекламы, журналистской деятельности с целью привлечения внимания к организации, событию, политику, руководителям высшего звена, товару или услуге. Эта модель направлена на создание благоприятного имиджа организации, человека, товара или события в средствах массовой информации. Эта модель может быть представлена в соответствующей схеме: