Зарубежный опыт правового регулирования пр.
Управление общественными отношениями — публичный процесс. Несмотря на то, что термин «паблик рилейшнз» не значится в американских юридических словарях, он имеет отношение к иным формам деятельности, отраженным в статьях многих законов. Так, со времени выделения ПР как профессии и сферы бизнеса они находятся «под защитой» Первой поправки к Конституции США. Как известно, Первая поправка защищает от государственного контроля свободу самовыражения.65 Она гласит, что Конгресс США не может принимать никаких законов, «ущемляющих свободу слова, прессы, права людей мирно собираться и обращаться в государственные, органы со своими жалобами и петициями». Однако реальность выдвигает проблемы, которые заставляют обращаться к законодательству. Возник вопрос: не слишком ли велика свобода, предоставляемая Первой поправкой? Не ущемляются ли интересы граждан при недобросовестном использовании свобод слова? В прошлом столетии Верховный суд США неоднократно рассматривал дела, связанные с коммуникативной практикой. В частности, с сомнительной коммерческой рекламой. В США существует определенная система законов, регулирующих сферу массовых коммуникаций и СМИ, а также разветвленная сеть контролирующих органов. Можно сказать, что судебная практика США, а также солидарная деятельность различных государственных контролирующих органов стремятся оградить потребителя от недобросовестной информации.
В США налагаются большие ограничения на корпоративные политические высказывания (хотя у физических лиц и СМИ здесь больше свободы). Это связано с опасениями, что крупные корпорации могут за счет своих ресурсов воздействовать на общественное мнение. Корпорациям и профсоюзам запрещено также финансировать кандидатов от политических партий в федеральные государственные органы. Законодательство налагает ограничения на величину суммы, которую отдельные лица могут вложить в кандидатов или потратить в пользу кандидатов. Недопустимо также использование корпоративного оборудования для изготовления агитационных материалов в пользу кандидата. Таковы лишь отдельные примеры правового регулирования процесса выборов в США. Законодательство по выборам развивается и часто является предметом политических дискуссий.
В США жестко регламентируется деятельность консультантов, обслуживающих иностранные государства (принятие соответствующих законов считается заслугой американских ПР-фирм, стремившихся не допустить пропаганды фашизма в своей стране).
Особенностью законодательства США является последовательная защита свободы СМИ. В этой стране любое СМИ может отвергать любой материал, распространению которого редакция не желает способствовать. Таким образом создается ситуация, при которой доступ к СМИ порой оказывается проблематичным.
Возрастает значение американских законов, охраняющих граждан от клеветы и посягательств на личную жизнь. Информационные бюллетени, посвященные ПР, периодически сообщают о случаях предъявления обвинений специалистам в области ПР за клевету. Но ответчики часто оказываются оправданными, так как законодательство содержит положения, позволяющие защитить право на тенденциозные высказывания, если они основаны на добросовестно собранной информации. Неприкосновенность личной жизни также является предметом многочисленных юридических разбирательств, в которых нередко участвуют ПР-специалисты. Например, публичное раскрытие фактов личной жизни может быть оспорено в суде. Специалисту в области ПР важно до тонкостей знать законодательство, чтобы не подвести своего заказчика. Интересный факт: в американском законодательстве есть понятие и термин «право личности на паблисити» (в отдельных штатах оно даже передается по наследству). Считается фактом присвоения паблисити использование чьей- то популярности в интересах другого лица (например, продажа сувениров с изображением, похожим на известную личность, без ее разрешения). Без разрешения нельзя использовать фамилию, голос, фотографию человека.
ПР-практика тесно связана с применением авторского права. Ведь в ходе реализации проектов издаются брошюры, книги, используются слова, изображения определенных авторов. Американское законодательство по авторскому праву имеет длинную историю и продолжает развиваться. Законы об авторском праве, о сохранении национального кино, о правах художников визуального жанра и др. постоянна пересматриваются, в них вносятся поправки в связи с динамикой жизни. Например, в связи с развитием копировальной техники, Интернета остро встал вопрос о том, является ли нарушением авторского права распространение ксерокопий фото или текстов? Ведь в студенческих городках такая практика стала повсеместной. Или считать ли нарушением авторских прав ведение записей передаваемых в эфир материалов? Службы мониторинга ПР- фирм регулярно создают видеоархивы по заказам клиентов и считают это «честным использованием» информации, так как она записана с эфира. Не менее остро обсуждаются порой вопросы правовой защиты торговых марок. Здесь так много тонкостей, что владельцам ценных торговых марок приходится содержать в штате юриста для урегулирования всех вопросов.
Одной из самых престижных специализаций в США являются финансовые ПР. Страна, являющаяся мировым центром финансов имеет огромное количество банков, инвестиционных компаний, существующих в условиях жесточайшей конкуренции. Законодательство требует от них высокой степени прозрачности. Поэтому специалисты по обеспечению «связей с инвесторами» активно востребованы. Чтобы ориентироваться и умело выстраивать отношения с общественностью для базисного ПР-субъекта, работающего на фондовом или кредитном рынках, специалисту приходится вникать во множество сложных законодательных актов.
Как видим, США как родина ПР имеет богатый опыт правового регулирования коммуникационной деятельности. Однако и здесь еще не пришли к необходимости создания отдельных законодательных актов по ПР. Это связано отчасти с тем, что ПР-деятельность носит комплексный характер и попадает своими гранями в поле зрения многих существующих законов.
В других странах также существует система применения ряда законов к ПР-практике. Так, Британская ассоциация отраслевых редакторов (ВАLЕ) активно участвует в принимаемых законах по авторским правам, исковым заявлениям и публикуемым выходным данным. Это не удивительно, так как члены ассоциации — сами издатели.
- Глава I. Управление общественными отношениями и общие стратегии pr.
- Pr как наука.
- История возникновения и развития связей с общественностью.
- Принципы и функции связей с общественностью.
- Целевые аудитории в связях с общественностью.
- 5. Приемы коммуникативного воздействия pr.
- 1.6. Основные элементы проведения компании по pr.
- Глава II. Основные подходы к pr.
- Pr как профессия.
- Области применения pr.
- Маркетинговые стратегии в pr.
- Социальная реклама.
- Технологии оздоровления национального самосознания.
- Глава III. Pr-символы в системе корпоративных отношений.
- 3.1.Система формирования имиджа.
- Объекты и методы формирования имиджа.
- Психологические аспекты создания образа.
- 3. 2. Архитектура бренда.
- 3.2.1. Сущность понятия « бренд» и построение архитектуры бренда.
- 3.2.2. Основные этапы построения архитектуры бренда.
- Глава IV. Пр и средства массовой информации.
- 4. I. Сми как основной канал воздействия pr- технологий.
- Массовые коммуникации.
- 4.1.2.Сми как медиаполитическая система.
- 4.1.3.Управление средствами массовой информации и информацией.
- 4.2. Сми с точки зрения их типологических особенностей и возможностей охвата целевых аудиторий.
- Телевидение.
- 4.2.2.Радио.
- 4.2.3.Печатная пресса.
- Глава V. Pr и политические технологии.
- Этапы развития политических pr-технологий.
- 5.2. Теоретические основы организации политических pr-технологий.
- 5.2.1. Элементы интегрированной технологии проведения избирательной кампании.
- 5.2.2. Элементы обеспечения эффективности избирательной кампании.
- 5.3. Современные избирательные pr-технологии.
- 5.3.1. Классификатор «грязных пр-технологий».
- 5.3.2. Современные западные избирательные пр-технологии.
- Глава VI. Инструментарий Public Relations.
- 6.1. Взаимоотношения со средствами массовой коммуникации.
- 6.2. Политические перформансы.
- 6.3. Пресс-релизы.
- 6.4. Пресс-конференции.
- Презентации.
- Электронные презентации.
- 6.7. Деловые письма как инструмент pr.
- 6.8. Устные выступления.
- Формы и методы исследования связей с общественностью.
- Неформальные методы исследований.
- 6.9.2. Формальные методы исследований.
- Глава VII. Правовые и этические особенности пр: мировой и российский опыт.
- 7.1. Мировой опыт регулирования пр.
- Зарубежный опыт правового регулирования пр.
- 7.1.2. Роль международных и национальных профессиональных сообществ в разработке этических профессиональных стандартов по пр.
- 7.2. Российиский опыт регулирования пр.
- 7.2.1. Российское законодательство и управление общественными связями.
- Часть I. Критерии и нормы профессиональной квалификации практических работников рr, налагаемые на них настоящим Кодексом
- Часть II. Общие профессиональные обязанности
- Часть III. Специальные профессиональные обязанности по отношению к клиентам и нанимателям
- Часть 1. Сферы применения Хартии
- Часть 2. Подписание Хартии новыми Участниками
- Часть 3. Заключительные положения