7.1.2. Роль международных и национальных профессиональных сообществ в разработке этических профессиональных стандартов по пр.
Важным событием в развитии общественных отношений как сферы деятельности и профессии стало создание Международной ассоциации по связям с общественностью (IРRА). Она основана 1 мая 1955 года в Лондоне. Известно, что формирование ПР в США и Европе происходило в разные периоды и достаточно несогласованно. Поэтому стремление объединить специалистов разных континентов с целью укрепления базисных основ ПР, выработки и утверждения общих подходов к пониманию ПР в меняющемся мире явилось важнейшим шагом по преодолению разобщенности. Сегодня Совет IРRА включает представителей более чем 50 стран. Членами IРRА являются представители более чем 90 стран. Это одно из крупнейших объединений специалистов ПР. Оно имеет только индивидуальное членство.
IРRА организует исследования рынка ПР, готовит так называемыйе «золотые доклады IРRА». Раз в два года проходят ассамблеи IРRА на которых обсуждаются наиболее значимые проблемы развития ПР. В своей деятельности IРRА стремится способствовать профессиональному развитию специалистов, а также популяризации практики ПР на общемировом уровне. IРRА издает электронный журнал о в Европе —FrontLine.
Европейская конфедерация по связям с общественностью (СЕRР) основана в 1959 году. Это авторитетное профессиональное сообщество, членами которого являются национальные ассоциации ПР Европы (они объединяют около 22 тыс. профессионалов). СЕRР получила консультативный статус при Совете Европы и ЮНЕСКО, признана Комитетом Европейских сообществ. СЕRР ставит своим целями: установление контактов, обмен опытом между ассоциациями ПР разных стран. Важнейшим направлением деятельности является разработка и внедрение мероприятий по укреплению этических основ ПР. СЕRР вырабатывает и воплощает в практику стандарты качественных ПР. В 1965 году СЕRР приняла Афинский кодекс — свод этических норм, которым призван следовать каждый профессионал. Лиссабонский кодекс (редакция 1989 года) обобщил все лучшее, что было принято считать образцом практики. В 1997 году СЕRР приняла совместно с IРRА и ICO Хелъсинкскую хартию качества ПР. Эти крупнейшие международные объединения ПР содействовали разработке Минимальных стандартов качества — МQS.
Значительную роль играет СЕRР не только в разработке и принятии важных документов, регламентирующих этические основы ПР, но и в контроле за их соблюдением. В конце 1990-х годов на европейском рынке наметились тенденции отступления от положений Лиссабонского кодекса, стали подниматься вопросы адекватности этих положений. Заключались контракты, прямо противоречащие статьям Лиссабонского кодекса. СЕRР инициировала серию консультаций, создание рабочей группы по изучению данной проблемы. Она ставит вопрос о создании всемирной профессиональной организации ПР —Global Alliance. Такое предложение связано с тем, что существующая общемировая организация IРRА имеет индивидуальное членство, а проблемы развития ПР-отрасли требуют совместного обсуждения представителями разных континентов на уровне ассоциаций.
Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО) учреждена как общественная некоммерческая организация в 1991 году. В настоящее время РАСО имеет региональные отделения в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге. С 1997 года РАСО является полноправным членом Европейской конфедерации по связям с общественностью (СЕRР). РАСО сотрудничает с национальными организациями ПР — PRSA, IPR, а также ПР-ассоциациями Болгарии, Венгрии, Латвии, Украины, Белоруссии и др. Вице-президент РАСО А. П. Ситников (КГ «Имидж-Контакт») является представителем России в Совете Международной ассоциации ПР (IРRА)66.
РАСО стала центром обмена опытом и анализа российского рынка ПР. С 1996 года РАСО ежегодно проводит Дни PR в Москве,в их рамках — международные научно-практические конференции. Велики заслуги РАСО в повышении престижа профессии, ее популяризации. РАСО инициировала учреждение национальной премии области развития связей с общественностью «Серебряный лучник», стала соорганизатором Всероссийского конкурса студенческих работ «Хрустальный апельсин». Региональные организации РАСО проводят свои профессиональные конкурсы — «РRоба» в Санкт-Петербурге и «Белое крыло» в Екатеринбурге.
Большое значение придает РАСО повышению профессионального и этического уровня ПР. В 2000 году сделан серьезный шаг в этом направлении: введена профессиональная сертификация в области связей с общественностью. РАСО инициировала создание Общественного комитета по профессиональной сертификации в который вошли ведущие специалисты ПР. Разработан Кодекс профессиональной сертификации в области связей с общественностью, система профессиональных критериев. Ежегодно выдается около 40 профессиональных сертификатов заслуженным практикам ПР.
РАСО со времени своего создания постоянно занимается вопросами этики ПР. В 1994 году ею была принята Декларация профессиональных и этических принципов, в 1999 году — Хартия «Консультанты — за честные выборы». Итогом всей этой работы стало принятие исполнительным комитетом РАСО в сентябре 2001 года Кодекса профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью. Сегодня это главный документ профессионального сообщества российских ПР-специалистов, в котором зафиксированы стандарты, нормы, принципы цивилизованного поведения на рынке ПР-услуг.
Возрастает консультативная роль РАСО в отношениях с государственными структурами. Так, 2001 год стал годом активного взаимодействия РАСО с Центральной избирательной комиссией РФ по вопросам совершенствования российского законодательства по выборам. РАСО было предложено провести экспертизу ряда проектов федеральных законов. ЦИК РФ, в свою очередь, приняла участии в ряде семинаров и круглых столов, организованных РАСО.
Как видим, зарубежные и российская организации ПР-специалистом проявляют высокую степень озабоченности соблюдением этическим принципов профессии, разрабатывают и принимают необходимые документы, фиксирующие стандарты качества и этики. Возникает вопрос: каким образом влияют на практику ПР данные документы и влияют ли вообще? Ведь они не имеют статуса законов, то есть не являются юридическими документами.
В большей степени документы в сфере ПР можно отнести к категории корпоративного права. Такая форма регулирования возникает в профессиональных сообществах, особенности профессиональной деятельности которых требуют высокой квалификации, но при этом мало освоены законодателем. В истории большинства профессий изначальным регулятором выступало корпоративное право, которое затем распространялось более широко и становилось общенациональными законодательными нормами. Тем не менее уже на стадии корпоративного права документы могут влиять на практику ПР. Варианта может быть два. Первый — существование некоего органа при профессиональной ассоциации, принявшей документ, своего рода третейского суда, который рассматривает представленные факты нарушения и выносит свои заключения. Они становятся информационными поводами и предаются огласке в СМИ. Второй вариант — активное формирование общественного мнения по инициативе профессиональной ассоциации вокруг фактов нарушения этических стандартов, создание атмосферы нетерпимости по отношению к таким фактам. В итоге фирмы или консультанты, которые попадают в «черный список» профессионального сообщества, не имеют шансов на успех. Они теряют заказчиков, терпят убытки. Так работает корпоративное право. В нашей стране, к сожалению, пока такого механизма мы не создали. При РАСО общественная инстанция по спорам и рассмотрению нарушений практически бездействует. А общественное мнение по поводу нарушений профессиональной этики безмолвствует. В 2001 году был проведен беспрецедентный эксперимент, обнаживший эту ситуацию. ПР-фирма «ПРОМАКО» (Санкт-Петербург) совершила своего рода провокацию. Она предложила российским СМИ общефедерального уровня опубликовать корреспонденцию об открытии нового магазина с описанием преимуществ ассортимента и обслуживания. Условие было предложено жесткое: публиковать только на правах скрытой рекламы, то есть без ссылки на заказной характер корреспонденции и с оплатой «черным налом». Оплата предлагалась далеко не всегда солидная. И что же? Более 10 газет опубликовали эту корреспонденцию! Ни в одной редакции не удосужились даже позвонить по предложенным телефонам для уточнения фактов и тем более — побывать на месте. Между тем в основу Корреспонденции «ПРОМАКО» заложила вымышленный факт. Ни магазина, никакого иного подобного объекта по указанному адресу не было. В профессиональных кругах журналистов и ПР-специалистов этот факт вызвал бурю возмущения. Но... не случившимся обманом читателей, допущенным редакциями газет, а поведением «ПРОМАКО». Каких только обвинений не услышали организаторы этого эксперимента. В «бесчестной погоне» за «дешевой известностью», например. Грозили им тем, что заказчики отвернутся от «ПРОМАКО», узнав о ее «неэтичном поведении по отношению к цеховому братству».
Конечно, можно по-разному оценивать степень этичности поведения самих инициаторов акции. Но трудно отрицать то, что данный эксперимент удался: на недобросовестную и беззаконную публикацию пошли даже очень солидные газеты, обнажив распространенность и простоту осуществления такой практики обмана читателей. Не удался эксперимент в той части, что его печальные итоги не стали предметом массового обсуждения. Более того, информация всячески «приглушалась» самими СМИ. РАСО, и другие профессиональные ассоциации, включая Союз журналистов России, не посчитали нужным высказать свою позицию по этому беспрецедентному «случаю из практики». Каковы же последствия? Вопреки грозным прогнозам недоброжелателей «ПРОМАКО» хорошо чувствует себя на рынке, открыла представительство в Москве, заказчики не перестали ей доверять. Они увидели в действиях «ПРОМАКО» стремление защитить интересы потребителя, гражданина ценой возможной утраты доверия среди своего «цеха». Это пример, когда общественный интерес ставится выше корпоративного.
Самый главный итог эксперимента: редакции газет резко изменили отношение к практике заказных публикаций, повысили контроль за добросовестностью информации и соблюдением законности. Хотя ни одна редакция открыто не признала своей вины перед читателями. А читатели, в свою очередь, не предъявили иски за ложную информацию. Данный факт свидетельствует, что нам не хватает не только многих законов, но и правового сознания даже в профессиональной среде.
- Глава I. Управление общественными отношениями и общие стратегии pr.
- Pr как наука.
- История возникновения и развития связей с общественностью.
- Принципы и функции связей с общественностью.
- Целевые аудитории в связях с общественностью.
- 5. Приемы коммуникативного воздействия pr.
- 1.6. Основные элементы проведения компании по pr.
- Глава II. Основные подходы к pr.
- Pr как профессия.
- Области применения pr.
- Маркетинговые стратегии в pr.
- Социальная реклама.
- Технологии оздоровления национального самосознания.
- Глава III. Pr-символы в системе корпоративных отношений.
- 3.1.Система формирования имиджа.
- Объекты и методы формирования имиджа.
- Психологические аспекты создания образа.
- 3. 2. Архитектура бренда.
- 3.2.1. Сущность понятия « бренд» и построение архитектуры бренда.
- 3.2.2. Основные этапы построения архитектуры бренда.
- Глава IV. Пр и средства массовой информации.
- 4. I. Сми как основной канал воздействия pr- технологий.
- Массовые коммуникации.
- 4.1.2.Сми как медиаполитическая система.
- 4.1.3.Управление средствами массовой информации и информацией.
- 4.2. Сми с точки зрения их типологических особенностей и возможностей охвата целевых аудиторий.
- Телевидение.
- 4.2.2.Радио.
- 4.2.3.Печатная пресса.
- Глава V. Pr и политические технологии.
- Этапы развития политических pr-технологий.
- 5.2. Теоретические основы организации политических pr-технологий.
- 5.2.1. Элементы интегрированной технологии проведения избирательной кампании.
- 5.2.2. Элементы обеспечения эффективности избирательной кампании.
- 5.3. Современные избирательные pr-технологии.
- 5.3.1. Классификатор «грязных пр-технологий».
- 5.3.2. Современные западные избирательные пр-технологии.
- Глава VI. Инструментарий Public Relations.
- 6.1. Взаимоотношения со средствами массовой коммуникации.
- 6.2. Политические перформансы.
- 6.3. Пресс-релизы.
- 6.4. Пресс-конференции.
- Презентации.
- Электронные презентации.
- 6.7. Деловые письма как инструмент pr.
- 6.8. Устные выступления.
- Формы и методы исследования связей с общественностью.
- Неформальные методы исследований.
- 6.9.2. Формальные методы исследований.
- Глава VII. Правовые и этические особенности пр: мировой и российский опыт.
- 7.1. Мировой опыт регулирования пр.
- Зарубежный опыт правового регулирования пр.
- 7.1.2. Роль международных и национальных профессиональных сообществ в разработке этических профессиональных стандартов по пр.
- 7.2. Российиский опыт регулирования пр.
- 7.2.1. Российское законодательство и управление общественными связями.
- Часть I. Критерии и нормы профессиональной квалификации практических работников рr, налагаемые на них настоящим Кодексом
- Часть II. Общие профессиональные обязанности
- Часть III. Специальные профессиональные обязанности по отношению к клиентам и нанимателям
- Часть 1. Сферы применения Хартии
- Часть 2. Подписание Хартии новыми Участниками
- Часть 3. Заключительные положения