logo search
otvety_k_gosam_spbgup

42.Лоббизм. Основные понятия и виды.

Лоббизм – термин, обозначающий разветвленную систему контор и агентств крупных монополий организованных групп при законодательных органах власти, оказывающих давление вплоть до подкупа на законодательных чиновников, с целью принятия решений (определённых законопроектов, получение правительственных заказов, субсидий) в интересах представляемых ими организаций.

Лоббирование – специализированная отрасль PR, которая строит и поддерживает отношения с правительством в 1-ю очередь на оказание давления на законодательство и применение законов. Механизм давления социальных институтов на процесс принятия решений законодательными органами государства.

Индивидуальное лоббирование допускается только на законодательную и представительную власть. Воздействие на исполнительную власть считается криминалом. Лоббирование на судебную власть – не допускается. Принятой считается практика, при которой почти по каждой законодательной инициативе создаются группы лиц, которые действуют в кулуарах конгресса.

Виды лоббизма:

  1. По методам:

  1. Легальный (не нарушает в обществе законов);

  2. Нелегальный ( прямое вознаграждение лиц за принятие необходимых решений).

  1. По целям:

  1. Экономический;

  2. Социальный;

  3. Социо-культурный.

  1. По объектам лоббистского воздействия:

  1. Парламентский. Нацелен на принятие законов, удовлетворяющих определённые групповые интересы.

  2. Правительственный. В органах исполнительной власти разрабатываются различные законопроекты и решения, поступающие затем на утверждение в парламент.

  1. По сферам деятельности:

  1. Отраслевой;

  2. Региональный.

  1. По отношению к политической системе:

  1. Внутренний. Представители заинтересованных групп (депутаты парламента, члены правительства, окружение президента влиты в политические институты), то есть давление оказывается на органы власти со стороны лоббистских организаций: юридические фирмы, PR-агентства, ассоциации бизнеса и т.д. Эти организации представляют широкий спектр услуг от информационной поддержки до организации лоббистских кампаний.

  2. Внешний.

Методы лоббирования:

  1. Выступления на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента.

  2. Разработка законопроектов, привлечение к выработке нормативных документов экспертов.

  3. Использование методов PR для формирования общественного мнения.

  4. Личные встречи, контакты, переговоры.

  5. Давление с мест, т.е. многочисленные письма и программы от избирателей, поступающие в адрес депутата.

  6. Подготовка и широкое распространение результатов научных исследований.

  7. Финансирование избирательных кампаний.

Во Франции лоббистская деятельность – незаконно. В Индии приравнена к коррупции. В США и Канаде регулируется законом о лоббизме. В ФРГ – несколькими законодательными актами. В России разработан законопроект.

Плюсы и минусы лоббирования:

Крайним выражением негативного лоббирования могут выступать незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция, с помощью которых принимаются управленческие решения в интересах определённых групп или лиц. Отрицательное отношение к лоббизму формируется именно в следствии подобной практики «влияния» на управленческие решения. Разумеется, это лишь одна сторона медали, показывающая нетолько силу и возможности различных социальных структур, но и уязвимые, слабые «места» власти.

В позитивном смысле лоббизм характеризуется как здоровое, нормальное, жизненно необходимое явление, выступающее в качестве института демократического процесса. Ведь лоббизм как система организационного оформления, выражения и представительства разнообразных и групповых интересов- столь же неотъемлемый элемент общества, как и наличие в нём этих разнообразных групповых интересов, каждый из которых настойчиво стремится привлечь к себе внимание властей.

Лоббизм в этом смысле есть форма законного влияния «групп давления» на управленческие решения государственных органов в целях удовлетворения интересов определённых социальных структур(организаций, ассоциаций, территориальных образований, слоёв общества и т.п.).

Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условия:

- возникает большое многообразие интересов в обществе вследствии его социальной дифференциации, расслоения, «специализации»;

- расширяется доступ к власти на основе политического плюрализма, что характерно прежде всего для демократических режимов.

Цели лоббизма разнообразны. Однако даже в странах с богатыми демократическими традициями лоббизм преследует преимущественно социально-экономические цели, связанные с решением вопросов собственности и прав распоряжения ею; предоставлением прав на ведение конкретной деятельности (экспорта сырьевых ресурсов, производства вооружения и т.д.); государственным заказом; квотами, лицензиями; дотациями, кредитами; тарифами на энергоресурсы; экономическими и налоговыми льготами; финансированием социальных программ.

Методы лоббирования:

  1. Выступления на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента.

  2. Разработка законопроектов, привлечение к выработке нормативных документов экспертов.

  3. Использование методов PR для формирования общественного мнения.

  4. Личные встречи, контакты, переговоры.

  5. Давление с мест, т.е. многочисленные письма и программы от избирателей, поступающие в адрес депутата.

  6. Подготовка и широкое распространение результатов научных исследований.

  7. Финансирование избирательных кампаний.