logo search
Учебное пособие по ПР 1

3.3. Осуществление pr-акции (см. Схему № 3)

Программное обеспечение кампании по связям с общественностью достигается взаимодействием многочисленных факторов, требующих от специалиста профессионального владения информационно-коммуникативными технологиями. Наиболее важными моментами, обеспечивающими высокую результативность планируемого события, считаются следующие: наличие четко продуманной и обоснованной в своей целесообразности центральной идеи акции; специальные обращения (послания) к целевой аудитории; информационное обеспечение акции через использование различных каналов СМИ; сама планируемая акция; эффективная коммуникация.

Более подробное рассмотрение особенностей каждого из перечисленных факторов помогает понять причину того, почему связи с общественностью нередко называют «искусством коммуникации», «коммуникационным менеджментом» или «стратегической коммуникацией». Такое понимание связей с общественностью в контексте проведения планируемой акции, являющейся квинтэссенцией всей подготавливаемой PR-кампании, связано с необходимостью осуществления на каждой стадии готовящегося мероприятия анализа тенденций и предсказания их последствий в соответствии с возможными изменениями конкретной ситуации.

Очевидно, что любая акция, политического или экономического характера осуществляется на фоне конкретных событий, в условиях различного рода рисков. Некоторые из этих рисков могут быть просчитаны, они в той или иной степени предсказуемы. Другие же могут возникнуть как форс-мажорные обстоятельства, предсказуемость которых носит весьма условный характер. Однако во всех случаях специалист по связям с общественностью обязан иметь разработанные на основании проводимых исследований, а также анализа данных по развитию событий и их возможных последствий, рекомендации для руководства организации по проведению определенных действий, направленных на сохранение ее собственных интересов, а также интересов общественности на случай непредвиденных обстоятельств.

Рекомендации подобного плана являются элементами общей антикризисной программы по связям с общественностью, разработка основных положений которой свидетельствует об уровне профессионализма PR-специалистов, с одной стороны, а с другой, - об их востребованности в современных организациях любой направленности деятельности - в органах государственной и муниципальной власти и управления, в системе образования и здравоохранения, коммерческих и банковских структурах, в сфере туризма, сервисных услуг и т.д.

Характерной чертой кампаний по связям с общественностью является реализация четко планируемого комплекса информационных и коммуникативных мер, рассчитанных на приложение продолжительных усилий, направленных на достижение поставленных организацией целей формирования взаимопонимания и согласия с общественностью. Воздействие на целевые аудитории как цель кампании предусматривает выбор коммуникативных стратегий, позволяющих сосредоточить акценты на использовании PR-технологий, средств рекламы, маркетинговых исследований или механизмов продвижения.

Проведение PR-акций обычно осуществляется в таких формах, как презентации, конференции, конкурсы, специальные мероприятия, деловые встречи, выставки, праздники, театрализованные представления. Подобные мероприятия рассчитаны на оптимизацию процесса продвижения товара или услуг, а также поддержания репутации организации, формирование и продвижение ее имиджа в общественном мнении целевых групп и общественности в целом. Выбор форм и методов проведения акции направлен на оказание убеждающего воздействия на аудиторию с целью изменения ее поведения, мнений, интересов и установок без принуждения, использования насильственных или манипулятивных мер.

Таким образом, эффективность коммуникации во время проведения акции определяется многими факторами: прежде всего - выбором места и времени проведения мероприятия, результатами исследования особенностей целевых групп, знанием интересов и возможностей последних, умением выстраивать отношения со средствами массовой информации, использованием рекламы, наличием печатной продукции, умело построенными выступлениями лидеров мнений, обращениями к общественности со стороны организаторов.

В качестве примера приведем общие рекомендации проведения презентации. Презентация- это специализированная форма перформансной коммуникации, проведение которой преследует цель продвижения организации, товара или услуг. Она направлена на привлечение внимания общественности к конкретной проблеме организации. Объектом презентации может быть достаточно широкий круг явлений из жизни и деятельности организации - от выпускаемых ею видов продукции или предлагаемых ею услуг. Самое главное в проведении презентации - это обеспечение высокого уровня профессиональной грамотности и коммуникативной компетенции в детальной разработке приемов информационного и психологического воздействия на целевую аудиторию. Презентация по праву считается одним из очень эффективных видов деятельности по связям с общественностью, направленных на продвижение организации, повышение ее репутации, стабилизации ее внутренней коммуникативной среды.

Проведение презентации начинается с определения цели ее проведения. Постановка стратегической цели поможет определиться с технологиями ее осуществления, сегментацией целевой и заинтересованных аудиторий, возможным выбором инвесторов и т.д.

Разработка центральной идеи презентации, т.е. концептуализация события, поможет определить место и срок ее проведения, состав участников ее организующих, а также затраты на раздаточные информационные материалы и фуршет.

Существует несколько практических рекомендаций, способствующих достижению высокой эффективности проводимого мероприятия: 1. Длительность непосредственно самого события не должна превышать полутора-двух часов, после чего гости приглашаются на фуршет, по продолжительности равный содержательной части проводимого мероприятия. 2. Приглашения следует рассылать дней за 10 до запланированного мероприятия. В тексте приглашения помимо точного указания программы, состава участников и приглашенных, места и времени проведения презентации, указываются маршруты транспорта, а также места нахождения возможной парковки автомобилей.

Ведение программы презентации осуществляется, как правило, руководителем отдела по связям с общественностью, который представляет собравшимся руководителя организации, а также наиболее известных гостей, присутствующих на мероприятии. Продолжительность вводной части мероприятия составляет 10-15 минут.

Регламент официальной части презентации должен предусматривать следующее:

1. Краткое сообщение или видеофильм, в которых содержится информация о предмете обсуждения, его теоретическая, художественная или практическая значимость для присутствующих, ее новизна, актуальность и т.д. (эта часть должна длиться не более 15-20 минут);

2. Слушателям представляется демонстрационный материал в виде продукции фирмы, макетов фотографий и т.д. (3-5минут);

3. Время, отводимое на вопросы присутствующих, составляет 7-10 минут. Эта часть презентации является труднопредсказуемой, т.к.здесь возможны два варианта развития событий. Во-первых, отсутствие вопросов, что служит показателем слабой заинтересованности слушателей в предмете разговоров. Во-вторых, слишком большое количество вопросов, что может затянуть презентацию, «скомкать» оставшиеся на обсуждение вопросы. И в первом, и во втором случаях эффект презентации может быть очень низким или нулевым. Поэтому опытные специалисты рекомендуют заготовить заранее 2-3 вопроса для «затравки» Вопросы должны быть открытыми с тем, чтобы ответы на них содержали дополнительную информацию о предмете обсуждения и способствовали усилению интереса к теме презентации у присутствующих;

4. В ответных выступлениях гостей могут содержаться поздравления по поводу удачно представленной и обсуждаемой проблемы, ее практической и социокультурной значимости, степень ее новизны и т.д. Эта часть презентации преимущественно бывает наиболее длительной - до 30 минут и более. Поэтому ответственный должен четко следить за соблюдением регламента с тем, чтобы мероприятие не затянулось.

5. Официальная часть презентации заканчивается вручением подарков, памятных значков, рекламных листов и приглашением на фуршет (10 минут).

ВСТАВКА ПО ФУРШЕТУ

Указанные нами временные показатели носят относительный характер и в реальной практике проведения презентаций занимают значительно большее количество времени.

Программное обеспечение PR-кампании достигается взаимодействием многочисленных факторов. Здесь все контролируется необходимостью реализации поставленной цели, все работает в одном направлении - убедить людей в правомерности выдвигаемой идеи, сформировать общественное мнение на позитивную оценку данной идеи. («Идея» в данном случае может означать и продвижение товара, и модернизацию фирмы, и предвыборную кампанию по выдвижению кандидатов на любые государственные и административные посты). Здесь важным является профессионализм специалиста, его умение говорить и слушать, писать и анализировать прочитанное. Здесь каждый жест, каждое слово, взгляд, улыбка и даже молчание несут символическую нагрузку глубокого эмоционального воздействия на аудиторию.

При осуществлении акции по связям с общественностью необходимо иметь в виду, что PR-кампания - это процесс двусторонней коммуникации. Это значит, что коммуникация - это не только линейный процесс передачи сообщения источником информации ее получателю. Важнейшим признаком эффективной коммуникации является обратная связь между источником и получателем сообщения, т.е. между организацией или устроителями акции, с одной стороны, а с другой, - целевыми группами.

Свидетельством наличия обратной связи, эффективности коммуникации является степень доверия целевой аудитории к источнику коммуникации. Доверие к последнему складывается из представлений людей о том, что или кто является надежным носителем информации, насколько получаемые сведения соответствуют истинному положению вещей, т.е. насколько они правдивы. Именно поэтому при передаче какой-либо информации необходима ссылка на ее источник, подтверждающий ее достоверность. Такими источниками могут быть зафиксированные исторические факты, научные данные, архивные и государственные документы, приказы и распоряжения официальных должностных лиц, статистические данные, в значительной степени - результаты социологических опросов.

В том случае, когда источником информации является тот или иной человек, то, как показали исследования, проведенные в этой области, адресант должен внушать доверие в силу своего опыта и компетентности в области рассматриваемой проблемы.

Необходимым моментом доверия к выступающему является эмпатия (положительное эмоциональное отношение), которая возникает у людей при виде энергичного, физически привлекательного человека, в свою очередь положительно реагирующего на аудиторию.

Важно помнить, что обязательной стороной доверия является взаимопонимание между говорящим и аудиторией. Необходимо, чтобы аудитория поняла, почувствовала, что говорящий знает проблемы, тревожащие людей, сопереживает людям в их трудностях и заботах, хочет реально им помочь выйти из сложившегося положения, достичь лучшего и т.д. Необходимо, чтобы люди поверили в реальность обещаемого им.

Особое внимание следует обратить и на так называемые невербальные составляющие процесса общения при взаимодействии с общественностью. Улыбка, выражение глаз, мимика, жестикуляция, интонации, поза, выбор одежды, ее цвет и соответствие времени и значимости проводимого мероприятия являются необходимым условием обеспечения эффективной коммуникации. Соблюдение этикетных норм поведения и требований ведения деловых переговоров и проведения деловых встреч в соответствии с особенностями межкультурной коммуникации, а также многие другие формальные и неформальные средства связи между людьми являются обязательным атрибутом успешной коммуникации. Кстати, именно в этой области человеческих отношений в наибольшей степени сохранилась культурная преемственность, веками передающая из поколения в поколение те, зачастую чисто условные, символические формы типизации общения, которые обеспечивали социальный порядок, однонаправленность эмоциональных переживаний и установок восприятия информации. К примеру, возьмем этикет как систему выработанных обществом правил поведения в стереотипно повторяющихся ситуациях. В нем все условно – как приветствовать знакомого, вести себя за столом, принимать гостей и т.д. Благодаря этикету происходит регулирование общественного порядка в тех областях жизни человека, которые не контролируются правовыми законами и установлениями. Помимо этого этикет транслирует правила поведения на новые поколения, обеспечивая тем самым соответствие поведения последних принятым общественным требованиям. Важнейшей функцией этикета, следовательно, является формирование у людей таких качеств, которые удовлетворяли бы общественную потребность в моральной норме той или иной исторической эпохи.

Преобладающее большинство символов на уровне правил этикета корнями своими уходит к древним обрядовым действиям, утратившим к настоящему времени свое былое значение. Так, европейцы при встрече пожимают друг другу руки или приподнимают головной убор (мужчины). Арабы скрещивают руки на груди, китайцы приветствуют друг друга поклоном со свободно опущенными вдоль тела руками и т.д.

Эти символы обязательных приветствий, составляющих неотъемлемую сторону нашей повседневной жизни, культуры межличностного общения, некогда имели смысл миролюбивого отношения одного человека к другому. «Я пришел к тебе с миром, в моих руках нет оружия, как нет его и в складках моей одежды» - вот древнее значение современного простого человеческого рукопожатия или поклона.

Можно было бы продолжать интереснейшее путешествие в историю происхождения современных правил поведения, поражаясь тому, как целенаправленно и упорно люди вырабатывали каноны человеческих взаимоотношений.

В настоящее время правила этикета – это символы уважения ук людям, вежливого отношения к ним. В этих правилах проявляются и закрепляются необходимые в общении нравственные качества – дисциплинированность, честность, аккуратность, доброта к людям и т.д. Эти качества являются необходимой стороной эмоциональной культуры человека, столь необходимой ему в современных условиях ускорения темпов общественной жизни, интеллектуализации всех сфер, интеграционных ее процессов32.

Атмосфера проведения PR-акции во многом определяет ее успех. Здесь важен и состав присутствующих, и выбор помещения, его дизайн, наличие технических и наглядных средств, с помощью которых создается общая атмосфера доверия к проводимой кампании, уважение к ее заказчикам, т.е. является своеобразным символом организации, свидетельством ее надежности и устойчивости.

Важными факторами, повышающими эффективность проводимой PR-кампании, являются различные виды письменной коммуникации, такие как пресс-релизы, статьи в газетах или журналах, а также фотографии и заголовки к ним, слоганы, логотипы и пр. Все они используются с целью достижения понимания между заинтересованными сторонами и нацелены на то, чтобы подтолкнуть их к действиям, в той или иной степени приемлемым для заинтересованных сторон коммуникационного процесса.

Очевидно, что важным, но достаточно трудно осуществимым процессом для организации является информационное обеспечение проводимой акции через СМИ. Редакторы, принимающие решения о публикации информационных материалов или их показе по каналам телевидения, либо бывают заинтересованы в использовании представленной информации в качестве рекламы, т.е. получить за публикацию деньги, либо предоставляемая информация очень значима для различных ветвей власти или бизнеса. Роль специалиста по связям с общественностью в этом случае заключается в том, чтобы помочь источнику информации найти выход из создавшегося положения с публикацией и распространением информационных материалов о проведении предстоящей или осуществляемой PR-акции.

Набор информационных материалов, используемых организацией помимо каналов СМИ, достаточно обширен. В него, как правило, должны быть включены печатные издания, такие как брошюры, письма, репортажи. В него также могут включаться аудиовизуальные материалы такие, как фильм, рекламные ролики, слайды, показ которых усиливает интерес аудитории к происходящему событию.

Что касается жанров PR-текстов, то они весьма разнообразны. Тексты, используемые в практике связей с общественностью, подразделяются на простые первичные, комбинированные, медиатексты и смежные тексты.

К простым первичным PR-текстам относятся, прежде всего, пресс-релизы и приглашения, которые классифицируются как оперативно-новостные тексты. Основное их предназначение- информирование общественности через печатные СМИ (пресс-релизы) о предстоящем (проводимом, проведенном) событии. Но эти тексты могут быть и как прямое обращение к интересующему лицу, например, приглашение корреспонденту важного для организации канала СМИ, побуждая его принять участие в готовящейся акции, например, приглашения. С точки зрения корректности и правил соблюдения составления приглашения на деловую встречу может служить приведенный ниже текст.

ДАТЬ ТЕКСТ

Бэкграундеры, факт-листы, биографии, заявления для СМИ составляют так называемые исследовательско-новостные и фактологические тексты. Байлайнеры, поздравления и письма относят к образно-новостным видам текстов. Бэкграундеры - это краткие данные о кампании, организации или о предмете обсуждения, используемые с целью информирования общественности о сущности рассматриваемой проблемы.

Что касается комбинированных жанров PR-текстов, то к ним относятся буклеты, проспекты, брошюры, листовки, ньюслеттеры, пресс-киты.

Буклет, как правило, бывает представлен в виде многополосного рекламного печатного материала с мягкой обложкой. Брошюра - это тщательно разработанное сообщение, напечатанное в виде буклета на нескольких страницах или на обеих сторонах листа, часто с иллюстрациями и/или графическими изображениями, и сложенное для удобства пользования, демонстрации отдельных разделов или рассылки. Ньюслеттеры (информационные письма) представляют из себя публикации, содержащие информацию о выпустившей их организации или мероприятии, ею проводимого. Ньюслеттеры обычно используются для внутреннего пользования. Другое значение данного понятия - издание на коммерческой основе, распространяемое по подписке или среди сторонников организации.

И, наконец, пресс-киты, составляющими которых являются предназначенные для приглашенных или всех участников мероприятия, проводимого в качестве PR-акции, информационные материалы, такие как пресс-релиз о событии, график проведения мероприятия, список присутствующих на мероприятии, бэкграундер, факт-лист, биография конкретной личности, корпоративные буклеты и брошюры, фотографии на цифровом носителе, блокнот и ручка. Как правило, пресс-кит вручается непосредственно перед началом мероприятия, перечисленные документы должны быть вложены в папку.

Медиатексты - имиджевые статьи, имиджевые интервью, кейс-сториз - представляют самый сложный вид письменной коммуникации в связях с общественностью. Дело не только в том, что их объем определяется газетой или журналом, согласившимся опубликовать данный материал. Дело больше в другом - сугубо «пиаровский» текст, составленный по законам этого жанра, имеет существенные отличия от текстов рекламных, журналистских, политических и прочих.

Особенности текстов в связях с общественностью А.Д.Кривоносов связывает с тем, что соответствующая информация как разновидность социальной информации, появляется, «производится и распространяется среди целевой общественности всегда по инициативе самой организации…». Более того, PR-информация «служит цели создания оптимальной коммуникационной среды базисного субъекта PR…» путем выбора той информации, которая будет способствовать поддержанию репутации организации и формированию ее позитивного имиджа. Не менее важным признаком PR-информации А.Д. Кривоносов считает ее селективность, т.е. такой отбор необходимых сведений, которые отражают не только позитивные данные об организации, но и трудности, а, возможно, и допущенные ошибки в ее деятельности33.

Что касается смежных текстов - слоганов, резюме, пресс-ревю - то кажущаяся их простота бывает очень коварна. Краткость информационных текстов этого жанра усиливает смысловую нагрузку на те тщательно подобранные слова, в которых в краткой, сжатой форме передается многообразие значений, содержащихся в документе. Краткость- сестра таланта! Именно так можно охарактеризовать особенности профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью в работе над подобного рода текстами.

Особое место в профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью занимает реклама. Разнообразие ее видов, используемых в подготовке и проведении PR-акций, кратно усиливают эффективность информационно-коммуникативных процессов. Она может осуществляться в печатной, радиовещательной или аудиовизуальной форме. Реклама может размещается в различного рода изданиях, освещающих позицию организации, в частности, по социальным вопросам, проводимым ею благотворительным акциям. Реклама, предметом которой является деятельность организации, имидж клиента является важнейшим механизмом формирования и продвижения брэнда этой организации. Все виды рекламы, используемые в различного рода кампаниях по связям с общественностью, усиливают эффект эмоционально-психологического воздействия информации на целевые группы общественности, способствуют повышению уровня узнаваемости проблемы организации.

Эффект PR-акции может быть краткосрочным или рассчитанным на длительное время. Это зависит от задач, которые ставят перед собой организация и ее службы по связям с общественностью. Наряду с этим эффективность PR-кампании по временному показателю (по продол-жительности действия положительных результатов PR-акции) зависит от уровня профессионализма участников кампании, т.е. от качества акции, от согласованности и однонаправленности работы всех ее звеньев.

Для повышения эффективности кампании по связям с общественностью рекомендуется отслеживать результативность всех действий по осуществлению спланированной акции, что дает возможность корректировать просчеты, слабые, недоработанные или негативные факторы, появляющиеся в ходе проведения кампании, с тем, чтобы вовремя изыскать возможности их исправления.