Психологические аспекты создания образа.
Знание основ психологии способствует правильным и эффектным действиям для создания имиджа на всех этапах этого процесса, от появления идеи до ее воплощения. Психологи могут оказать действенную помощь команде имиджмейкеров в решении важных задач путем:
-
Привлечения и удержания внимания аудитории;
-
Формирования установки на доверие (недоверие) со стороны аудитории;
-
Использования психологических способностей отдельных социальных групп;
-
Использования общих особенностей восприятия;
-
Использования специфических навыков коммуникации (нейролингвистическое программирование, трансактный анализ, внушение, метод когнитивного диссонанса).
Рассмотрим подробнее каждый из пунктов.
Самый большой вклад в систему PR психологи сделали, пожалуй, в области привлечения и удержания внимания аудитории30 Существуют различные психологические эффекты, которые используются PR-технологами. Одним из важнейших принципов действия этих эффектов является выделение объекта (подвижного и неподвижного на каком-то фоне). Если надо привлечь к чему-то внимание, то можно:
-
Всячески приукрасить объект или, наоборот, выделить его простотой среди сложных объектов;
-
Поместить объект на тон однотонный либо с простой «фактурой».
Надо отметить, что способ информирования об объекте PR путем размещения знака или логотипа в уголке (желательно правом верхнем) или в центре стал штампом. Другой вариант заполнения того же листа какими-либо узорами, стягивающими внимание к необходимому месту –спиралевидные или концентрические линии, в центре которых все тот же фирменный знак или логотип. Использование определенного цвета также традиционно используется красный цвет. Кроме того, для удержания и привлечения внимания клиента возможны:
-
Подача уже известного материала с новыми клиентами;
-
Последовательное увеличение какого-либо параметра сигналов (пол сигналами следует понимать любые воздействия на аудиторию);
-
Переход к другому средству PR-композиции или даже каналу восприятия;
-
«свертка» всех акций в хорошо опознаваемый клиентом символ или имя.
При информировании установки на доверие со стороны аудитории имиджмейкер сталкивается с проблемой существования стереотипов. Стереотип влияет на принятие решение клиентом и делает этот процесс нелогичным для внешнего наблюдателя. «По большей части, вместо того, чтобы сначала увидеть, а потом определять, мы напротив, сначала определяем, а потом видим и замечаем только то, что уже сформулировано для нас нашей культурой, причем воспринимаем это замеченное в форме стереотипов своей культуры».31
Стереотип более конкретен, чем потребность. Это совершенно определенное, зримое, слышимое, представляемое предубеждение – отношение клиента к себе, каналам информации, продвигаемым объектам. Стереотипы относятся к миру мыслей, чувств, то есть к сфере идеального. Но их влияние на реальность, поступки людей всегда огромно. Стереотипы бывают положительные и отрицательные. При решении конкретной PR-задачи всегда полезно ответить на два вопроса: как выявленные типовые отрицательные стереотипы клиента в данной ситуации мешают адекватному восприятию запрограммированного заказчиком действия? Как эти стереотипы можно скорректировать с учетом имеющихся ресурсов?
Для эффективного использования психологических особенностей отдельных социальных групп необходимо учитывать, предварительно выяснив, некоторые характеристики. Например, молодежь склонна вести активный образ жизни, военные ориентированны на стабильность и т.п.32
К общим особенностям восприятия можно отнести, например, реакцию на определенный цвет, ориентацию на восприятие сообщения по определенному репрезентативному каналу (аудиальному, визуальному и кинестетическому), эффект привыкания и т.д. Известны стандартные ассоциации между цветом и некими эмоциональными состояниями человека, а также некоторыми смысловыми полями, которые близки к этому эмоциональному состоянию или от него удалены. Известно, что зеленый цвет успокаивает, красный побуждает к действию.
Разделение каналов на аудиальный визуальный, и кинестетический используется как база в нейролингвистическом программировании (НЛП).
Оно разрабатывалось в США специалистами по психологии, лингвистики, системному анализу, и неплохо показало себя в области создания имиджа, управления человеческими ресурсами, организации команд, построения корпоративной культуры, а также в образовании и здравоохранении. Разработки НЛП используют многие специалисты по коммуникациям. Основанное на экспертной оценке, НЛП позволяет принимать только обоснованные решения в PR, отличающиеся целенаправленностью, определенностью и контролируемостью. Лидеры PR могут превратить эту высокую технологию в нормальную, непрерывную, каждодневную деятельность, в практику их личной работы и работы их организации.33 Другим специфическим средством коммуникации является метод когнитивного диссонанса. Основным в этой методике можно назвать стимулирование клиента к выполнению умственных манипуляций с увиденным или услышанным. Если информация вызывает у реципиента несогласие (диссонанс), то он снимает его, изменяя свое отношение к источнику информации, либо меняя свое мнение (поведение) в зависимости от внутренних факторов реципиента.34
Например, изображение кипящего чайника по этой теории вызывает желание снять его с огня, тем самым реципиент включается в изображенную реальность, и чайник становится частью его мира.
Использование подобного рекламного трюка должно быть хорошо продумано, так как не всякое провоцирующее изображение вызовет нужную положительную реакцию. Клиент может отвергнуть эту раздражающую информацию. Наиболее сложным приемом коммуникации является внушение. Внушение (суггестия) – это воздействие на личность, приводящее либо к совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из принимаемых норм и принципов деятельности. Внушение может быть эффективным в тех случаях, когда клиент видит или слышит другого человека. Определенное сочетание нужного тембра голоса, цвета глаз и т.п. заставляет клиента доверять источнику информации.35
Возникновение и существование различных интерпретаций одних и тех же событий часто связаны с определенными личностными способностями людей, определяемых так называемыми «ролями» и «сценариями» конкретного человека. Выявлением подобных ролей и сценариев, их коррекций ( часто они являются причинами заболеваний и психических нарушений_ занимается трансактный анализ – одно из поздних психоаналитических направлений, разработанное в 50-е годы американским психиатром Э.Берном. Созданный для решение психических проблем, он был расширен и адаптирован за прошедшие десятилетия к различными областям человеческой деятельности.
Трансактный анализ исходит их того, что у каждого человека есть свой «сценарий» - план деятельности, определенная роль в этой деятельности. Выбранный сценарий и определенная роль в дальнейшим изменяются с большим трудом. В соответствии с этими сценариями человек может быть «победителем» или «жертвой», «преследователем» или «преследуемым», а его сценарий может заставлять делать ошибку в самый ответственный момент или, наоборот, находить выход из самого тяжелого положения.
В общении, как диктует трансактный анализ, человек может занимать одну из трех позиций – «родителя», «взрослого» или «ребенка». «Родитель» всегда призывает к справедливости и знает, как должно быть; «взрослый» пытается трезво оценить ситуацию и адекватно реагировать; «ребенок» ведет себя с детской непосредственностью и говорит о себе, о собеседнике или ситуации все, что думает в данный момент. Много материала для трансактного анализа дает печатная информация, особенно различные интервью. Однако трансактный анализ не учитывает всех особенностей конкретного человека и тем более неоднородной аудитории. Велика вероятность ошибки в выборе роли объекта PR, поскольку заранее неизвестна роль реципиента. Только получив ответную реакцию клиента можно судит о его «сценарии».
Разобраться в огромном количестве психологических теорий и методик непосвященному человеку чрезвычайно сложно. Необходимо отделит полезное от неэффективного, и задача психолога помочь сделать правильный выбор. Например, именно психологи рассказали PR-специалистам об «эффекте края»: слоган и броское изображение в начале и побуждение к действию в конце обращения. Лучше всего человек запоминает то, что встретилось в самом начале и в конце его деятельности. Часто полученная первичная информация и эмоция будут долгое время корректировать всю последующую информацию о PR объекте. Емкость оперативной памяти человека 7 плюс, минус 2 простых объекта (типа букв, цифр), что называется эффектом Миллера. А для сложных объектов (типа образов, доводов, сравнений) – всего 4 плюс, минус 2 (эффект Элштейна). Поэтому количество эмоционально-смысловых ударений в одной PR-акции целесообразно иметь в пределах 3-5.36
Можно привести другой интересный факт, выявленный психологами. Услышанная информация более эффективна, чем прочитанная. Неоднократные проверки показывают, что мозг способен воспринимать произнесенное слово за 140 миллисекунд, а на понимание печатного слова требуется 180 миллисекунд. Психологи полагают, что разница в 40 миллисекунд тратится мозгом на то, чтобы перевести зрительное изображение изображение в слуховое, которое мозг может воспринять.37
Человек не только слышит быстрее, чем видит; слуховое восприятие длится дольше, чем зрительное. Зрительный образ – картинка или печатные слова затухают менее чем за одну секунду, если мозг не предпринимает специальных усилий для запоминания сути увиденного. Слуховое же восприятие длится в 45 раз дольше. Следовательно, слушать сообщение -более эффективно, чем читать. Во-первых, произнесенное слово дольше хранится в мозгу, позволяя лучше следить за мыслью. Во-вторых, тембр человеческого голоса сообщает словам эмоциональность, недостижимую при никаком изображением.
Все сказанное свидетельствует о большой роли психологии в деятельности PR-компании по формированию уникального образа-имиджа того или иного субъекта; товара, компании, партии, человека и т.д. Поэтому наше мнение: если, по мнению PR – специалистов, в их пиаракции имидж субъекта играет ведущую роль, то необходимо включить в состав разработчиков психолога, способного разобраться в огромном количестве психологических теорий и методик.
С каждым просмотром рекламы на телевидении зритель сталкивается с тем, что называется брендом. Как и в случае с четырьмя «P» Ф. Котлера, по отношению к маркетингу, известный американский консультант и преподаватель Скотт Девис разработал очень полную и вместе с тем простую для понимания концепцию брендинга.
Бренд, Девис определяет как «нематериальный, но вместе с тем чрезвычайно важный компонент деятельности компании, что она собой символизирует». Процесс брендинга он называет «управлением активами торговой марки». Этот процесс он разделяет на 4-е фазы(как и Ф.Котлер). Первая фаза – формирование видения марки. Вторая – написание портрета торговой марки. Здесь определяется имидж марки, составляется так называемый марочный контракт (некий свод обязательств перед потребителями), разрабатываются модели поведения потребителя в связи с торговой маркой. Третья фаза – разработка стратегии управления активами торговой марки. Это самая насыщенная инструментами фаза: в течении ее последовательно решаются такие задачи, как позиционирование торговой марки, расширение семейства торговой марки, коммуникации (воплощение торговой марки в жизнь), использование торговой марки как инструмента влияния в каналах реализации, премиальное (т.е. повышенное) ценообразование. Четвертая фаза – создание и развитие организационной культуры, поддерживающей управление активами торговой марки. Здесь же производится оценка нормы возврата инвестиций в марку, формируется культура торговой марки.
Каждому кто принимает решение о создании и продвижении бренда о создании и продвижении бренда, предстоит пройти весь процесс, описанный Девисом.
- Глава I. Управление общественными отношениями и общие стратегии pr.
- Pr как наука.
- История возникновения и развития связей с общественностью.
- Принципы и функции связей с общественностью.
- Целевые аудитории в связях с общественностью.
- 5. Приемы коммуникативного воздействия pr.
- 1.6. Основные элементы проведения компании по pr.
- Глава II. Основные подходы к pr.
- Pr как профессия.
- Области применения pr.
- Маркетинговые стратегии в pr.
- Социальная реклама.
- Технологии оздоровления национального самосознания.
- Глава III. Pr-символы в системе корпоративных отношений.
- 3.1.Система формирования имиджа.
- Объекты и методы формирования имиджа.
- Психологические аспекты создания образа.
- 3. 2. Архитектура бренда.
- 3.2.1. Сущность понятия « бренд» и построение архитектуры бренда.
- 3.2.2. Основные этапы построения архитектуры бренда.
- Глава IV. Пр и средства массовой информации.
- 4. I. Сми как основной канал воздействия pr- технологий.
- Массовые коммуникации.
- 4.1.2.Сми как медиаполитическая система.
- 4.1.3.Управление средствами массовой информации и информацией.
- 4.2. Сми с точки зрения их типологических особенностей и возможностей охвата целевых аудиторий.
- Телевидение.
- 4.2.2.Радио.
- 4.2.3.Печатная пресса.
- Глава V. Pr и политические технологии.
- Этапы развития политических pr-технологий.
- 5.2. Теоретические основы организации политических pr-технологий.
- 5.2.1. Элементы интегрированной технологии проведения избирательной кампании.
- 5.2.2. Элементы обеспечения эффективности избирательной кампании.
- 5.3. Современные избирательные pr-технологии.
- 5.3.1. Классификатор «грязных пр-технологий».
- 5.3.2. Современные западные избирательные пр-технологии.
- Глава VI. Инструментарий Public Relations.
- 6.1. Взаимоотношения со средствами массовой коммуникации.
- 6.2. Политические перформансы.
- 6.3. Пресс-релизы.
- 6.4. Пресс-конференции.
- Презентации.
- Электронные презентации.
- 6.7. Деловые письма как инструмент pr.
- 6.8. Устные выступления.
- Формы и методы исследования связей с общественностью.
- Неформальные методы исследований.
- 6.9.2. Формальные методы исследований.
- Глава VII. Правовые и этические особенности пр: мировой и российский опыт.
- 7.1. Мировой опыт регулирования пр.
- Зарубежный опыт правового регулирования пр.
- 7.1.2. Роль международных и национальных профессиональных сообществ в разработке этических профессиональных стандартов по пр.
- 7.2. Российиский опыт регулирования пр.
- 7.2.1. Российское законодательство и управление общественными связями.
- Часть I. Критерии и нормы профессиональной квалификации практических работников рr, налагаемые на них настоящим Кодексом
- Часть II. Общие профессиональные обязанности
- Часть III. Специальные профессиональные обязанности по отношению к клиентам и нанимателям
- Часть 1. Сферы применения Хартии
- Часть 2. Подписание Хартии новыми Участниками
- Часть 3. Заключительные положения