44. Личность журналиста (социально-демографический портрет, значимость и престиж профессии, морально-этические нормы и профессиональная культура).
Особенность профессии журналиста заключается в том, что он активно участвует в социокультурном творчестве.
Сверхзадача журналиста – изменение, развитие элементов культуры, создание ее ценностно-нормативных координат, «культурное оснащение» соц. процессов.
Многое в работе журналиста зависит от того, в какой неповторимый узор сложатся элементы его личности – особого, формирующегося в социокультурной среде качества человека.
1)Возраст. Журналисты всю жизнь, на протяжении своего пути к мастерству, мудрости, ищут себя. Примером тому, Сорокина, Фоменко, Ворошилов, которые постоянно меняют род деятельности.
2) Гендерные характеристики личности (различие между полами). Нельзя однозначно утверждать. Что мы имеем полное представление о феномене «женской журналистики». Однако анализ трудовых ресурсов СМИ свидетельствует о расширении участия женщин в масс медиа.
3)Генетически обусловленные факторы (эмоциональная устойчивость, экстраверсия, альтруизм) помогают или мешают вхождению в профессию. Где бы не работал журналист ему понадобятся физ. выносливость, чтобы справиться с перегрузками, стрессами. Велики психологические нагрузки.
4) Темперамент. Ученые исследовали проблему типичного для журналиста темперамента. Среди журналистов – есть и холерики, и меланхолики –флегматики. Но предпочтительнее, на взгляд специалистов, сангвиники. Они обладают хорошей реакцией, легко откликаются на то, что происходит вокруг, быстрее справляются с неприятностями, которыми изобилует напряженная репортерская профессия.
5) Интроверты – экстраверты. Статистика свидетельствует, что журналистами чаще становятся амбаверты, сочетающие в себе открытость и сосредоточенность, «золотая середина».
6) Рыночный характер – распространенное явление в прессе (отсюда, и стереотип продажного, беспринципного писаки).
7) Литературные способности – основные критерии журн. мастерства
Язык и стиль автора, умение изложить свою мысль и раскрыть позицию другого, способность точно и ярко рассказать о событии, передать факт, оценить и объяснить его – важнейшие составляющие профессионализма.
8) Другие способности, присущие журналисту:
- базисные характеристики (интеллект, эмоциональность, воля)
- социальные (способность к труду, творчеству, личностному развитию)
- профессиональные (познавательны, проективные, коммуникативные)
- исследовательские, актерские, режиссерские, коммуникативные, организаторские, коммерческие задатки,
- социальное воображение – «умение переключать внимание с одной перспективы на другую, строить адекватный подход к понимаю общества в целом и его кмпонентов».
- интуиция (помогает решить задачу, максимально сократив необходимые логические операции)
- журналист должен обладать знаниями, обогащать и расширять их.
Для репортеров – мобильность, оперативность.
Для аналитиков – исследовательские задатки, логика, глубина и нестандартность мышления.
Для публицистов – образное восприятие, идейность.
Для телерадиоведущих – коммуникабельность, личное обаяние, артистизм.
9) Для журналиста принципиально значимы этические чувства. Они программируют его поведение, отражают его гаромнию или дисгаромнию с обществом. Большую регуляторную нагрузку несут на себе
-совесть
- любознательность
- любовь к истине
- гуманизм
- жажда знаний
- радость открытия
Поскольку журналистская деятельность многоаспектна, ей присуща иерархия и творческая (редактор, журналист), и административно-управленческая (владельцы СМИ, генеральные директора, менеджеры).
С аудиторным потоком информации соотносится несколько схем, обобщающих типичные представления работников СМИ об их отношениях с адресатами выступлений: журналист над аудиторией («учитель»), рядом с аудиторией («поставщик информации»), внутри аудитории («равноправный собеседник»)
- Свобода журналистики как базовая основа функционирования сми
- 4 Концепции свободы печати:
- 4. Проблема популяризации специализированных знаний средствами массовой информации в современных условиях.
- 5. Функции журналистики
- 6. Место рекламы и pr в различных коммуникационных системах.
- 7. Регулятивная функция Закона «о сми».
- 9. Журналистика как массово-информационная деятельность. Структура массово- информационной деятельности.
- 10 .Специфика работы службы pr со сми
- 11. Современные информационные теории и журналистика.
- 12. Жанры журналистской деятельности в Европе середины 19 века.
- 13. Проблемы становления и развития Западноевропейской журналистики.
- 14. Основные проблемы Западноевропейской журналистики 18-19вв.
- 15. Основные проблемы развития Западноевропейской журналистики 20в.
- 16. Развитие Западноевропейской журналистики в современных условиях.
- 17. Ценность новостей: понятие и характеристики
- 18. Понятие функционального стиля. Вопрос о правомерности выделения художественного стиля.
- 20. Специфика американской журналистики в первой половине 20в.
- 21. Виды текстов по способу изложения; особенности их редактирования. Редактирование фактического материала.
- 23. Журналистское произведение как особый информационный продукт. Этапы его создания.
- 24. Возникновение массовой периодической печати в конце 19-начале 20вв.
- 25. Стресс и психологическая защита журналистов
- 26. Композиция выступления и функционально-смысловые типы речи. Риторические приемы, их использование в журналистской практике (3-4 примера).
- 27. Документы, регламентирующие нормы профессиональной этики российских журналистов.
- 2. Общество профессиональных журналистов. Кодекс этических норм (1996)
- 3. Союз журналистов России. Кодекс профессиональной этики российского журналиста
- 4. Московская Хартия журналистов. Декларация
- 5. Хартия телерадиовещателей
- 28. Сравнительный анализ функционирования русской журналистики в дооктябрьский период 20 века и советский период.
- 29. Дискутивно - полемическая речь как разновидность публицистики и ораторства. Уловки в споре, их оценка и использование в работе журналиста (на 3-4 примерах).
- 30. Базовые профессионально-этические принципы журналистики.
- 31. Цензура в России и её влияние на процесс развития журналистики в 18-20 веках.
- 32. Финансовые аспекты функционирования сми.
- 33. Особенности функционирования информационного рынка
- 34. Зарождение и развитие профессиональной морали журналистского сообщества. Состояние профессиональной этики в настоящий момент.
- 36. Социология журналистики и потребности практики средств массовой информации.
- 37. Система журналистских жанров как составная часть типологии журналистского творчества. Понятие жанра. Категории жанра.
- 38. Два этапа развития русской журналистики в 18в.
- 39. Организация предпринимательской деятельности в информационной сфере.
- 40. Редакционные социологические исследования. Оперативные опросы: репрезентативность.
- 41. Особенности постсоветской российской журналистики. Современное осмысление теории жанров.
- 42. Сравнительный анализ процессов возникновения и функционирования журналистики на Западе и в России. Исторические особенности русской журналистики.
- 43. Глобализация и антиглобализм как актуальные проблемы современности. Тенденции оценки данных явлений.
- 44. Личность журналиста (социально-демографический портрет, значимость и престиж профессии, морально-этические нормы и профессиональная культура).
- 45. Жанрово-стилистические особенности информационных (оперативно-новостных и оперативно-исследовательских) жанров.
- 46. Природа сатирической образности.
- 47. Правовое Обеспечение свободы сми. Сферы ограничения свободы информации.
- 48. Социальные кампании в рекламе и pr. Спонсоринг и фанд-рейзинг.
- 49. Функции аналитической (исследовательско-новостной и исследовательской) журналистики. Предмет и метод аналитического отображения действительности. Проблемность в аналитической журналистике.
- 50. Современные ресурсы художественной публицистики. Способы создания документального образа.
- 51. Редакция, главный редактор, журналист: правовой статус
- 52. Проблемы формирования единого информационного пространства в России.
- 53. Роль и место факта в исследовательских жанрах. Специфика жанров, не имеющих языковых жанрообразующих признаков.
- 54. Аспекты убеждающего воздействия в профессии журналиста.
- 55. Сегментация рынка российских периодических изданий. Позиционирование издания: информационная ниша, её значение, виды.
- 56. Финансовая база периодического издания: состав, источники средств.
- 57. Коммерческая деятельность редакции как источник её доходов.
- 58. Промоушн издания: основные этапы, проблемы.
- 59. Информационный рынок Новгородской области.