logo
краткие ответы

44. Личность журналиста (социально-демографический портрет, значимость и престиж профессии, морально-этические нормы и профессиональная культура).

Особенность профессии журналиста заключается в том, что он активно участвует в социокультурном творчестве.

Сверхзадача журналиста – изменение, развитие элементов культуры, создание ее ценностно-нормативных координат, «культурное оснащение» соц. процессов.

Многое в работе журналиста зависит от того, в какой неповторимый узор сложатся элементы его личности – особого, формирующегося в социокультурной среде качества человека.

1)Возраст. Журналисты всю жизнь, на протяжении своего пути к мастерству, мудрости, ищут себя. Примером тому, Сорокина, Фоменко, Ворошилов, которые постоянно меняют род деятельности.

2) Гендерные характеристики личности (различие между полами). Нельзя однозначно утверждать. Что мы имеем полное представление о феномене «женской журналистики». Однако анализ трудовых ресурсов СМИ свидетельствует о расширении участия женщин в масс медиа.

3)Генетически обусловленные факторы (эмоциональная устойчивость, экстраверсия, альтруизм) помогают или мешают вхождению в профессию. Где бы не работал журналист ему понадобятся физ. выносливость, чтобы справиться с перегрузками, стрессами. Велики психологические нагрузки.

4) Темперамент. Ученые исследовали проблему типичного для журналиста темперамента. Среди журналистов – есть и холерики, и меланхолики –флегматики. Но предпочтительнее, на взгляд специалистов, сангвиники. Они обладают хорошей реакцией, легко откликаются на то, что происходит вокруг, быстрее справляются с неприятностями, которыми изобилует напряженная репортерская профессия.

5) Интроверты – экстраверты. Статистика свидетельствует, что журналистами чаще становятся амбаверты, сочетающие в себе открытость и сосредоточенность, «золотая середина».

6) Рыночный характер – распространенное явление в прессе (отсюда, и стереотип продажного, беспринципного писаки).

7) Литературные способности – основные критерии журн. мастерства

Язык и стиль автора, умение изложить свою мысль и раскрыть позицию другого, способность точно и ярко рассказать о событии, передать факт, оценить и объяснить его – важнейшие составляющие профессионализма.

8) Другие способности, присущие журналисту:

- базисные характеристики (интеллект, эмоциональность, воля)

- социальные (способность к труду, творчеству, личностному развитию)

- профессиональные (познавательны, проективные, коммуникативные)

- исследовательские, актерские, режиссерские, коммуникативные, организаторские, коммерческие задатки,

- социальное воображение – «умение переключать внимание с одной перспективы на другую, строить адекватный подход к понимаю общества в целом и его кмпонентов».

- интуиция (помогает решить задачу, максимально сократив необходимые логические операции)

- журналист должен обладать знаниями, обогащать и расширять их.

Для репортеров – мобильность, оперативность.

Для аналитиков – исследовательские задатки, логика, глубина и нестандартность мышления.

Для публицистов – образное восприятие, идейность.

Для телерадиоведущих – коммуникабельность, личное обаяние, артистизм.

9) Для журналиста принципиально значимы этические чувства. Они программируют его поведение, отражают его гаромнию или дисгаромнию с обществом. Большую регуляторную нагрузку несут на себе

-совесть

- любознательность

- любовь к истине

- гуманизм

- жажда знаний

- радость открытия

Поскольку журналистская деятельность многоаспектна, ей присуща иерархия и творческая (редактор, журналист), и административно-управленческая (владельцы СМИ, генеральные директора, менеджеры).

С аудиторным потоком информации соотносится несколько схем, обобщающих типичные представления работников СМИ об их отношениях с адресатами выступлений: журналист над аудиторией («учитель»), рядом с аудиторией («поставщик информации»), внутри аудитории («равноправный собеседник»)