logo
краткие ответы

54. Аспекты убеждающего воздействия в профессии журналиста.

Общая схема речевого воздействия строится на донесении информации, формировании на ее основе интересов, побуждений. Много речевых приемов, позволяющих подчеркнуть общность интересов в вопросе, вызывающем бурную реакцию собеседника. Задача общения — посылать речевые сигналы, которые имеют для вашего собеседника эмоциональное значение.

Беседа может считаться эффективной, если

- сопровождается эмоционально положительными обращениями: «Послушайте», «Скажите, пожалуйста», «Знаете ли вы…»

- произноситься вслух имя и отчество

- профессиональность языка и логичность развития темы разговора

- не носит пространный характер, а содержит объяснения трудной для понимания темы, обоснования, повторы.

- разговор в русле выраженного личного интереса: «Сможете ли вы..», «Согласились бы вы», «Как вы полагаете», «Не считаете ли вы…», «Есть ли у вас возможность» и др. (повышает вербальную активность, сопровождаемую положительными эмоциями).

- начинать с позитивного.

- соответствующие интонации, мимика, жесты

- знаки вежливости, ритуалов, церемоний, которые применяются в определенной сфере.

В зависимости от целей интервью журналист выбирает разные речевые тактики, например такие, которые описаны в учебнике по риторике.

1. Тактика утрирования, когда говорящий намеренно (и очевидно для адресата) значительно преувеличивает смысл события с целью придать ироническую оценку.

2. Тактика перевоплощения. Если стратегическая цель — получение максимума информации, то журналист может искусственно установить разрыв в знаниях с собеседником, как бы перевоплощаясь в «незнайку», «провинциала», «дилетанта».

Журналист должен не только сам пользоваться тактиками, но и понимать, какие тактики выбирает его собеседник.

Так, например, А. ван Дейк описывает ходы, используемые в диалогах.

1. Ход «обобщение». («И так всегда», «Это без конца повторяется». Говорящий показывает, что неблагоприятная информация не случайна и не исключительна.

2. Ход «приведение примера». («Возьмите нашего соседа. Он…». Общее мнение обосновывается конкретным примером).

3. Ход «усиление» («Это ужасно, что…», «Это позор, что…». Этот речевой ход направлен на контроль за вниманием собеседника).

4. Ход «уступка». («Среди них попадаются и хорошие люди», «Не стоит обобщать, но…» Журналист демонстрирует реальную или воображаемую терпимость).

5. Ход «сдвиг». («Мне-то в общем, все равно, но другие соседи с нашей улицы возмущаются». Этот ход относится к стратегии положительной самопрезентации).

6. Ход «контраст». («Нам приходится долгие годы трудиться, а они получают пособие и ничего не делают». Противопоставление «Они — мы — группы». Используется в ситуации, где наблюдается конфликт интересов)

К эффективным приемам воздействия на собеседника относят:

• программируемое мышление — не давать возможности адресату вспомнить противоречивые аргументы, факты;

• создание ситуации «мнимого выбора» — внушается только одно, определенное отношение к предмету;

• введение заведомо ложного абсурдного убеждения — означает создавать впечатление нелепости аргументов противника;

• использование имплицитной информации для приватизации знаний. Важная информация передается как нечто само собой разумеющееся, не обсуждаемое и не оспариваемое, общеизвестное, подаются только те сведения, которые легче аргументировать. Пример А. П. Чудинова: «Вегетарианство полезно для здоровья? Кто вам сказал такую чушь?» ;

• нестрогие аналогии;

• использование образных средств для выявления якобы общих черт людей (клички);

• апелляция к высшим ценностям, обращение.