logo
краткие ответы

23. Журналистское произведение как особый информационный продукт. Этапы его создания.

Слово в журналистской деятельности существует в 2-х видах: устное и письменное, поэтому текст может передавать вербальную и невербальную информацию.

Общие черты текста:

• отражает социальную реальность и творческое «я»

• применим к тому или иному каналу коммуникации

• подчиняется профессиональным критериям, выработанным коллективом

Текст всегда социально содержателен, он отражает отношение между людьми и их отношение к окружающей действительности. Для текста характерна актуальность, новизна, соответствие запросам аудитории (вне её текст невозможен). В тексте всегда присутствует анализ действительности, постановка общественно-важных проблем. Текст должен формировать определенный социально ориентированный идеал.

Журналистская информация представляет собой социальную информацию, обработанную особым образом с целью быстрейшего её поступления к потребителю, облегчения её восприятия и сильнейшего воздействия на него. Журналистская информация имеет двойственную природу. С одной стороны, это продукт духовного производства, воздействующий на сознание человека и побуждающий его к определённой деятельности. С другой стороны, информация - это товар. Информация есть основная категория текста. В связи с этим выделяют разные по прагматическому назначению её виды:

- Содержательно-фактуальная - по своей природе вербальна. Она сообщает о фактах, событиях, процессах, которые употребляются в их прямых предметно-логических, словарных значениях.

- Содержательно-подтекстовая - представляет собой второй план сообщения, скрытно информацию, поток дополнительных смыслов.

- Содержательно-концептуальная - категория целостного текста. Такая информация выявляется в результате тщательного сопоставительного анализа содержательно-фактуальной, а на её основе - содержательно-подтекстовой информации всего произведения.

Журналистский текст - посредник в системе «Действительность-журналист-текст-аудитория». Но текст в системе Д-Ж-Т-А может рассматриваться лишь в качестве носителя потенциальной информации, поскольку хотя он и рассчитан на аудиторию, но до «встречи» с ней неизвестно, будет ли он «работать».

Создание журналистского произведения всегда обусловлено рядом взаимозависимых процессов, к которым можно отнести поиск и рождение темы будущей публикации, формирование и разработку замысла конкретного произведения, наконец, определение его идейной стороны. На этих этапах решаются вопросы, связанные и с выбором объекта будущего отображения, и с накоплением жизненных впечатлений, и с планировкой будущего материала, и с его идейной направленностью, что в конечном итоге сказывается на всей последующей работе журналиста по реализации замысла конкретного произведения.

1. Задумывая некую публикацию, журналист прежде всего должен определить тему. Тема публицистического произведения в газете по сравнению с художественной темой нормативно, прямо отвечает на социальный заказ. Тема выступления публициста в прессе рождается как непосредственный отклик на актуальные общественные потребности.

2. Определившись с темой будущего произведения, журналист приступает к формированию его замысла. У замысла существует две стороны: сюжетная (автор заранее намечает ход событий) и идейная (предполагаемое разрешение взволновавших автора проблем и конфликтов).

3. Накопление материала. Жизненные наблюдения, встречи с интересными людьми, чтение литературы, общение со своими читателями, внезапно возникшая мысль, случайно услышанная фраза и многое другое — все это исходный материал, на основе которого может родиться замысел произведения.

4. Выдвижение гипотез. Гипотеза — это предположение о существовании каких-то явлений, о причинах их возникновения и закономерностях их развития. Выдвижение гипотез необходимо для того, чтобы сделать поиск фактического материала более целенаправленным, а замысел будущего произведения более определенным.

5. Процесс «вынашивания» журналистского произведения. Одни авторы занимаются систематизацией материала, другие — его композиционным распределением, третьи — конкретизацией и детализацией замысла. Данная работа позволяет не только представить черты будущего произведения, но и вплотную подойти к его планировке.

6. Сбор первичной информации. К традиционным журналистским методам, как правило, относят наблюдение, эксперимент и интервью. Все они ориентированы на выявление глубинных характеристик изучаемого объекта и на выяснение закономерностей в социальной действительности. Нетрадиционные методы - прогнозирование и биографический метод Прогнозирование рассчитано на вероятностное описание возможного и желательного. Биографический метод, используемый в журналистике, заимствован из смежных областей познания: литературоведения, этнографии, истории, социологии, психологии.

7. Анализ и интерпретация полученных данных: группировка, классификация и типологизация. Стратегия качественного анализа предполагает обнаружение неких общих закономерностей в различных явлениях действительности, а также выяснение причинно-следственных связей между разнородными фактами.