46. Природа сатирической образности.
Сатира (лат. Satira – буквально — смесь, всякая всячина), вид комического; беспощадное, уничтожающее переосмысление объекта изображения (и критики), разрешающееся смехом, откровенным или подспудным, «редуцированным»; специфический способ художественного воспроизведения действительности, раскрывающий её как нечто превратное, несообразное, внутренне несостоятельное (содержательный аспект) посредством смеховых, обличительно-осмеивающих образов (формальный аспект).
В отличие от прямого обличения, художественная сатира как бы двусюжетна: комическое развитие событий на первом плане предопределяется некими драматическими или трагическими коллизиями в «подтексте», в сфере подразумеваемого. Двусюжетны и другие виды комического, используемые в сатирическом произведении: юмор и ирония; но для собственно сатиры характерна негативная окрашенность обоих сюжетов — видимого и скрытого, тогда как юмор воспринимает их в позитивных тонах, ирония — комбинация внешнего позитивного сюжета с внутренним негативным.
Сатира — насущное средство общественной борьбы; актуальное восприятие сатиры в этом качестве — переменная величина, зависимая от исторических, национальных и социальных обстоятельств. Но чем всенароднее и универсальнее идеал, во имя которого сатирик творит отрицающий смех, тем «живучей» сатира, тем выше её способность к возрождению. Эстетическая «сверхзадача» сатиры — возбуждать и оживлять воспоминание о прекрасном (добре, истине, красоте), оскорбляемом низостью, глупостью, пороком.
У сатирических жанров публицистики своя специфика. Она определяется прежде всего их назначением, к ним обращаются в борьбе со злом, с тем плохим, что мешает жизни людей и общества. Объект фельетона – недостатки людей, черты их характера, цели и результаты их деятельности, которые наносят вред другим. Задача фельетониста – помочь устранить эти недостатки, высмеяв их носителей.
Фельетон обычно имеет точный адрес, у него есть реальный антигерой – человек или коллектив, организация, действия которых получают общественное значение, приносят вред. Газеты обычно печатают такие – адресные фельетоны, рассчитывая, что после их публикации будут приняты меры к устранению осмеянных недостатков. Фельетонист использует все возможные средства сатиры – иронию и насмешку, сарказм, гротеск, гиперболу и др. Он прибегает к литературным реминисценциям, вводит в текст образы известных героев произведений Гоголя, Грибоедова, Салтыкова-Щедрина и других сатириков. Смех убивает, поэтому фельетонисты стремятся высмеять лиц, ставших антигероями их произведений. Однако фельетон часто вызывает у читателя не смех, а чувство горечи – от сознания несовершенства жизни и распространенности зла. Он не обязательно должен смешить, попытки начинающих фельетонистов во что бы то ни стало рассмешить читателя могут вызвать у него лишь раздражение. Если читатель фельетона смеется, то обычно это смех сквозь слезы. Как и очеркист, фельетонист решает задачу создания публицистического образа – на этот раз сатирического образа лица, которому посвящен его текст. Он также обязан обеспечивать документальность, строгую фактологичность того, о чем сообщает. Ему противопоказан вымысел, но он достаточно свободно пользуется домыслом.
Памфлет (от греч. pamm fhlego – все испепеляю) – сатирический жанр, который появляется на страницах наших газет значительно реже фельетона. Его назначение – борьба с явлением, имеющим резко отрицательное значение для жизни общества, или с человеком, олицетворяющим это явление, государственным деятелем, лидером политической партии или движения, проповедником ложных идей и т.п. Памфлет масштабнее фельетона, его герой представляет крупную социальную группу, целую систему, идейное течение. К этому жанру часто обращаются в периоды острой политической борьбы, кризисных ситуаций, предвыборных кампаний. Автор памфлета нацелен на уничтожение своего героя, на его разоблачение и развенчание. Эта цель определяет стилистику памфлета, использование его автором самых эффективных сатирических средств – гротеска, гиперболы, пародирования, иронии, насмешки, уничижительного сравнения и других, позволяющих выявить истинную суть и значение деятельности антигероя, сорвать с него маску, которой он прикрывается. В истории отечественной журналистики сохранились многие памфлеты Д. Писарева, А. Горького и других писателей и публицистов. Некоторые из них не потеряли до наших дней своей актуальности и боевитости.
К сатирическим жанрам примыкают и некоторые формы литературно-художественных публикаций – пародия и эпиграмма. Их сближает назначение, цель публикации – осмеяние недостатков. Автор пародии стремится раскрыть недостатки поведения человека или его произведения – стихотворения, рассказа, газетной статьи, устного выступления, показать необоснованность его политических или творческих претензий. Для этого он как бы передразнивает героя пародии, как бы копирует его выступление, гиперболизируя и акцентируя его недостатки, обращая на них внимание читателя.
- Свобода журналистики как базовая основа функционирования сми
- 4 Концепции свободы печати:
- 4. Проблема популяризации специализированных знаний средствами массовой информации в современных условиях.
- 5. Функции журналистики
- 6. Место рекламы и pr в различных коммуникационных системах.
- 7. Регулятивная функция Закона «о сми».
- 9. Журналистика как массово-информационная деятельность. Структура массово- информационной деятельности.
- 10 .Специфика работы службы pr со сми
- 11. Современные информационные теории и журналистика.
- 12. Жанры журналистской деятельности в Европе середины 19 века.
- 13. Проблемы становления и развития Западноевропейской журналистики.
- 14. Основные проблемы Западноевропейской журналистики 18-19вв.
- 15. Основные проблемы развития Западноевропейской журналистики 20в.
- 16. Развитие Западноевропейской журналистики в современных условиях.
- 17. Ценность новостей: понятие и характеристики
- 18. Понятие функционального стиля. Вопрос о правомерности выделения художественного стиля.
- 20. Специфика американской журналистики в первой половине 20в.
- 21. Виды текстов по способу изложения; особенности их редактирования. Редактирование фактического материала.
- 23. Журналистское произведение как особый информационный продукт. Этапы его создания.
- 24. Возникновение массовой периодической печати в конце 19-начале 20вв.
- 25. Стресс и психологическая защита журналистов
- 26. Композиция выступления и функционально-смысловые типы речи. Риторические приемы, их использование в журналистской практике (3-4 примера).
- 27. Документы, регламентирующие нормы профессиональной этики российских журналистов.
- 2. Общество профессиональных журналистов. Кодекс этических норм (1996)
- 3. Союз журналистов России. Кодекс профессиональной этики российского журналиста
- 4. Московская Хартия журналистов. Декларация
- 5. Хартия телерадиовещателей
- 28. Сравнительный анализ функционирования русской журналистики в дооктябрьский период 20 века и советский период.
- 29. Дискутивно - полемическая речь как разновидность публицистики и ораторства. Уловки в споре, их оценка и использование в работе журналиста (на 3-4 примерах).
- 30. Базовые профессионально-этические принципы журналистики.
- 31. Цензура в России и её влияние на процесс развития журналистики в 18-20 веках.
- 32. Финансовые аспекты функционирования сми.
- 33. Особенности функционирования информационного рынка
- 34. Зарождение и развитие профессиональной морали журналистского сообщества. Состояние профессиональной этики в настоящий момент.
- 36. Социология журналистики и потребности практики средств массовой информации.
- 37. Система журналистских жанров как составная часть типологии журналистского творчества. Понятие жанра. Категории жанра.
- 38. Два этапа развития русской журналистики в 18в.
- 39. Организация предпринимательской деятельности в информационной сфере.
- 40. Редакционные социологические исследования. Оперативные опросы: репрезентативность.
- 41. Особенности постсоветской российской журналистики. Современное осмысление теории жанров.
- 42. Сравнительный анализ процессов возникновения и функционирования журналистики на Западе и в России. Исторические особенности русской журналистики.
- 43. Глобализация и антиглобализм как актуальные проблемы современности. Тенденции оценки данных явлений.
- 44. Личность журналиста (социально-демографический портрет, значимость и престиж профессии, морально-этические нормы и профессиональная культура).
- 45. Жанрово-стилистические особенности информационных (оперативно-новостных и оперативно-исследовательских) жанров.
- 46. Природа сатирической образности.
- 47. Правовое Обеспечение свободы сми. Сферы ограничения свободы информации.
- 48. Социальные кампании в рекламе и pr. Спонсоринг и фанд-рейзинг.
- 49. Функции аналитической (исследовательско-новостной и исследовательской) журналистики. Предмет и метод аналитического отображения действительности. Проблемность в аналитической журналистике.
- 50. Современные ресурсы художественной публицистики. Способы создания документального образа.
- 51. Редакция, главный редактор, журналист: правовой статус
- 52. Проблемы формирования единого информационного пространства в России.
- 53. Роль и место факта в исследовательских жанрах. Специфика жанров, не имеющих языковых жанрообразующих признаков.
- 54. Аспекты убеждающего воздействия в профессии журналиста.
- 55. Сегментация рынка российских периодических изданий. Позиционирование издания: информационная ниша, её значение, виды.
- 56. Финансовая база периодического издания: состав, источники средств.
- 57. Коммерческая деятельность редакции как источник её доходов.
- 58. Промоушн издания: основные этапы, проблемы.
- 59. Информационный рынок Новгородской области.