4 Концепции свободы печати:
- Американская: СМИ ни от кого не зависят, ни Правительство, ни Конгресс не имеют права влиять на СМИ. СМИ становятся экономическим предприятием, а не просто средством распространения идей.
- Английская концепция: близка к американской, но Парламент имеет право влиять на СМИ. Парламент назначает комиссии, которые контролируют деятельность СМИ.
- Французская концепция: СМИ подчиняются Конституции; и Правительство, и Парламент имеют право воздействовать на СМИ.
- Немецкая концепция: СМИ подчиняются федеральным законам.
Прохоров в своем учебнике «Введение в теорию журналистики» излагает три концепции юридической стороны свободы печати и журналистской деятельности.
Авторитарная - и как ее крайнее выражение тоталитарная - концепция исходит из того, что пользоваться свободой информационной деятельности могут лишь власть предержащие. Практически неограниченную власть получают СМИ, выпускаемые этими силами. Инакомыслящие же либо вовсе не допускаются в область журналистики, либо их издания и программы подвергаются цензуре той или иной степени жесткости, всякого рода экономическим ограничениям с целью исключить или крайне ограничить плюрализм взглядов и добиться максимально возможного влияния на аудиторию в интересах властных структур.
Концепция полной свободы печати - возникает как ответ на авторитарную конц-ю. Лозунг свободы печати, выдвинутый борющимися с феодализмом силами, по сути, требовал свободного рынка идей. При этом смысловое содержание лозунга свободы печати было «чистым» - речь шла вовсе не о праве на вседозволенность, аморализм, антигуманность и т.д.
Концепция ответственной свободы СМИ - по мере развития гражданского общества и правового государства стало обнаруживаться, что при сохранении принципиальных основ свободы массово-информационной деятельности требуется правовое регулирование деятельности журналистики. Это означает, что законодательная власть имеет право издавать законы и тем самым регламентировать рамки свободной деятельности СМИ бороться против злоупотребления ими свободой слова.
Еще пара слов о всяких журналистских организациях, защищающих свободу слова:
- В Союзе журналистов России создан Комитет по защите свободы слова и прав журналистов. Применительно к своей сфере деятельности этими вопросами занимаются другие объединения журналистов (в частности, Фонд защиты гласности, Комиссия по свободе доступа к информации и др.).
- международные организации, занимающиеся проблемами свободы слова и печати: Возникнув в США, все более расширяет рамки своей деятельности, в том числе и в России, «Фридом форум» - независимый общественный фонд, созданный для популяризации идеи свободы, сбора информации по состоянию дел в этой сфере, разработки рекомендуемых шагов и практических мер по развитию свободной деятельности в различных сферах социальной жизни. А Международный институт прессы, объединяющий издателей и редакторов СМИ почти 100 стран мира, помимо прочих своих акций ежегодно выпускает «Обзор свободы печати в мире». В этой же сфере действует организация «Репортеры без границ» и др.
2. Принципы разделения мнений и новостей в американской прессе.
В истории разных стран были периоды, когда пресса занималась в основном пропагандистской деятельностью, и даже короткие заметки носили претензионный характер. В противовес этому в начале двадцатого века в обществе появился лозунг-обращение: "дайте нам факты, не мнения!" В настоящее время многие журналисты тоже пытаются по-разному интерпретировать новости в зависимости от издания, на которое они работают или от своих собственных взглядов. Но к счастью, сейчас у читателя есть возможность выбора, и он может собрать наиболее полную картину какого-то происшествия, изучив сразу несколько изданий. В любом случае, если вы хотите, чтобы ваши материалы пользовались доверием читательской аудитории, старайтесь быть объективными и широко мыслите.
Российская, постсоветская журналистика - это журналистика мнений. Существовала общая неспособность отличить факт от мнения. Читатель получает «гуляш», состоящий из фактов, слухов и комментариев, и ему как бы говорят: «Вот как ты должен думать об этой новости». Этот подход «я знаю лучше, чем ты» и является одной из причин враждебного отношения общества к СМИ.
Журналистика, основанная на фактах, четко отделяет новость от мнения. Один из способов отличать одно от другого (а между этими понятиями очень большая разница) заключается в восприятии новости как чего-то внешнего (события, проблемы или люди, ставшие причиной новости), а мнения как чего-то внутреннего (мнение средства МИ об этих событиях, проблемах или людях). В первую очередь нужно зафиксировать новость, и только после этого переходить к мнению.
Говоря языком журналистов, новость — это сводка фактов. В чистом виде новостной материал — это беспристрастное описание события, сделанное случайно либо намеренно. Мнение же является суждением о новости. Оно похоже на приговор суда. В новостной статье допускается мнение, но оно должно исходить не от самого журналиста, и его источник должен указываться.
Есть еще и третий элемент, заслуживающий особого места среди остальных, — анализ. Рабочее определение анализа — выделение значимости новостей. В американской прессе каждый из этих трех элементов содержится в отдельной «клетке», то есть в отдельном разделе или на отдельной странице газеты. Такая практика распространилась только в двадцатом веке, когда газеты стали больше внимания обращать на освещение событий и меньше — на полемику. Хотя со временем такой подход стал обосновываться моральными причинами, изначальной движущей силой отделения новостей от мнения была в основном коммерция. Отказ от смешивания собственной позиции с новостью позволял газете привлечь больше читателей, представляющих самые различные политические взгляды — правых, левых и центристов. Люди начали покупать газеты из-за репортажей, вне зависимости от того, разделяли ли они мнение газеты о происходящих событиях или нет. Читатели серьезных газет со временем стали оценить такое разделение, так как оно демонстрировало уважение к читателю.
Редактор газеты «Вашингтон пост» однажды сказал, что не читает редакционные статьи в своей газете, так как не хочет, чтобы они повлияли на его суждение о новостях. Так как редакционная статья основывается на принципе, что мнение невозможно без фактов, случаи, когда редакционная статья не основывается на новостном материале, уже опубликованном в газете, крайне редки.
Журналистов, придерживающихся принципа, что мнение невозможно без фактов, принимают на работу не из-за их убеждений и взглядов, а за умение находить и представлять информацию. Люди, обученные журналистике, основанной на фактах, знают, как представить в материале и новости, и анализ, при этом не выражая собственного мнения о теме материала. Отличить такой материал легко: если, прочтя его, вы не сможете сказать, что автор думает о теме материала, то стандарты беспристрастной журналистики были соблюдены.
Основным способом не дать себе стать частью происходящего является для журналиста указывание источников информации и цитирование. Большинство систем прессы в мире не следуют этому стандарту, применяя его только на страницах с деловыми новостями. По иронии, стены, разделяющие новости и мнения, начинают рушиться в том самом месте, где они были впервые воздвигнуты. Коммерчески ненасытные средства массовой информации, все больше отказываются от беспристрастности и сбалансированности в качестве своих основополагающих стандартов. Сейчас на страницах американских газет можно обнаружить больше примеров политических предпочтений и национализма, чем всего десяток лет назад.
Пресса, опирающаяся на доверие аудитории, разграничивает понятия новости, анализа и мнения, которым можно дать следующие определения: Новость = Что произошло? Анализ = Почему это важно? Мнение = Какова точка зрения автора?
Американское общество редакторов газет приняло Каноны журналистики в 1923 году. Этот Кодекс призвал газеты соблюдать искренность, правдивость, беспристрастность, честность, порядочность и уважение к частной жизни человека, быть точными в подаче новостей, отделяя факты от мнений.
3. Цели и задачи редактирования. Редакторский анализ: виды правки, редактирование логики и композиции текста.
В методике редактирования принято различать четыре вида правки: правку-вычитку, правку-сокращение, правку-обработку и правку-переделку.
Цель редакторской правки-вычитки - поиск его смысловых, композиционных, стилистических недочётов, проверка правильности написания географических наименований, имён и фамилий, точности цитат, цифр и дат. Задача - заметить недостатки текста и указать на них, но отнюдь не править его, исключая, разумеется, бесспорные ошибки и буквенные опечатки.
Цель правки-сокращения - уменьшить объем текста, довести его до заданного размера. Это прямое вмешательство в текст, поэтому редактор должен учитывать особенности его смысловой и синтаксической структуры. Характер изменений, вносимых обычно в текст при сокращении, позволяет разделить их на две группы: сокращение текста частями (определённые смысловые звенья, оформленные композиционно и синтаксически) и внутритекстовые сокращения (по словам - более глубокое вмешательство в текст).
Сокращения, обусловленные литературными качествами произведения, следует рассматривать уже как правку-обработку. Цель обработки - литературная отделка текста, совершенствование его формы, уточнение идеи автора, его замысла. Изменения, вносимые при этом в текст: сокращения, дописывание отдельных фрагментов, замена слов, изменение синтаксических структур, совершенствование композиции. Особенности авторской манеры изложения, его сталь правка-обработка изменять не должна.
Цель правки-переделки - создание нового варианта текста на основе материала, представленного автором. Строго основываясь на сообщённых фактах, журналист облекает мысль автора в литературную форму. Процесс редактирования текста един, и профессионализм редактора проявляет себя в умелом сочетании различных приёмов правки, их разнообразии, в умении целесообразно эти приемы применять.
Приёмы анализа текста с логической стороны: Литературный текст - явление сложное, и логические связи в нём всегда имеют в своей основе глубокие и серьёзные причины. В представлении журналиста логика мысли и логика событий и фактов существуют как нерасторжимое единство. Кроме того, логика изложения принципиально отличается от формальной логики тем, какое значение придается способам выражения мысли
Анализировать текст, построенный логически правильно, обычно легко. Он всегда ясен по своей форме. Когда же логическая строгость текста нарушена, его форма неизбежно неясна, высказать о нём суждение затруднительно.
Логический анализ текста основан на мысленном делении его на части и на исследовании связей между этими частями, между смысловыми единицами текста и затекстовой действительностью и имеет два уровня: исследование логики высказываний (оцениваются связи между высказываниями) и логики имён (оцениваются связи между именами внутри высказываний).
При первом знакомстве с текстом полезно обратить внимание на то, каким образом части связаны друг с другом: союзами, союзными словами, знаками препинания, какими именно. Неточное употребление союзов - верный признак нелогичности мышления. Необходимо владеть техникой такой операции, как свёртывание суждений до возможно более простых, выраженных одним предложением, когда каждая часть текста представляется некоторой своеобразной «смысловой точкой», в которой словно сжато всё содержание части.
Редактору необходим навык соотнесения смысловых звеньев на протяжении всего текста, на его участках, значительно отдалённых друг от друга, умение восстанавливать пропущенное смысловое звено.
Анализ структуры литературного произведения. Любое построение всегда предполагает наличие частей, которые следует расположить определённым образом. Материалы МИ, как правило, невелики по объёму Вся публикация обычно находится перед нашими глазами, и целостность текста должна быть очевидной. Специфика литературной формы материалов МИ выдвигает перед редактором серию специальных проблем при работе над композицией и делает более жёсткими требования, предъявляемые к построению этих материалов. Вещь нужно конструировать прочно, чтобы, прочитав её, читатель увидел, где начало, где конец, как именно этот абзац, который вовсе здесь как будто не нужен, перекликается с другим абзацем в конце.
Границы частей авторского материала должны быть точно определены, а структура - выверена. Деление текста на части - процесс далеко не лёгкий. На газетной полосе сплошной текст выглядит скучным, поэтому часто его на последней стадии подготовки номера искусственно разрывают.
К выделению единой структуры можно подойти на основании различных принципов (содержательного, логического, ориентированного на психологию читателя, учитывающего способы внешнего оформления структурных единиц). Каждый из этих принципов для редактора существен.
В условиях газетной полосы в качестве структурных единств выступают материалы, объединённые названиями рубрик, шапками, общими заголовками, части публикаций, снабжённые подзаголовками, части текста, набранные другим шрифтом, выделенные линейками или другими средствами оформления. Роль зрительных сигналов в небольшом по объёму материале особенно ответственна: они привлекают внимание, облегчают ориентировку в тексте, выявляют приёмы его организации, подчёркивают целостность конструкции.
Точное расположение частей помогает повысить информативность материалов, увеличить их познавательную ценность, эмоциональное воздействие, исключает искусственные связки, упрощает работу над переходами.
Укажем типичные недостатки композиции журналистского материала, с которыми редактору приходится сталкиваться особенно часто:
• отход от темы;
• неудачно выбранный принцип расположения частей;
• неоправданное нарушение последовательности изложения;
• несоразмерность частей;
• неудачные композиционные приемы;
• непрочность связей между частями;
• нечёткость композиционных рамок (неудачный заголовок, начало, концовка).
Предмет рассуждения не должен меняться произвольно в ходе его, понятия - подменяться и смешиваться. Нарушение законов логики влечёт за собой подмену понятий при рассуждении, может быть причиной неточности терминологии, делает рассуждения расплывчатыми, неконкретными.
Не могут быть одновременно истинными противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении. Читатель фиксирует противоречия между высказываниями и своими представлениями о затекстовой действительности, не затрачивая на это дополнительных усилий. Контактные противоречия в пределах одной фразы или во фразах, соседствующих друг с другом, обнаружить нетрудно, но противоречия дистантные, отделённые друг от друга значительными по объёму участками текста, часто проходят мимо внимания редактора.
В любом рассуждении наши мысли должны быть внутренне связаны друг с другом, вытекать одна из другой, обосновывать одна другую. Истинность суждений должна быть подтверждена надёжными доказательствами. Логическая обоснованность - необходимое качество каждого журналистского выступления.
- Свобода журналистики как базовая основа функционирования сми
- 4 Концепции свободы печати:
- 4. Проблема популяризации специализированных знаний средствами массовой информации в современных условиях.
- 5. Функции журналистики
- 6. Место рекламы и pr в различных коммуникационных системах.
- 7. Регулятивная функция Закона «о сми».
- 9. Журналистика как массово-информационная деятельность. Структура массово- информационной деятельности.
- 10 .Специфика работы службы pr со сми
- 11. Современные информационные теории и журналистика.
- 12. Жанры журналистской деятельности в Европе середины 19 века.
- 13. Проблемы становления и развития Западноевропейской журналистики.
- 14. Основные проблемы Западноевропейской журналистики 18-19вв.
- 15. Основные проблемы развития Западноевропейской журналистики 20в.
- 16. Развитие Западноевропейской журналистики в современных условиях.
- 17. Ценность новостей: понятие и характеристики
- 18. Понятие функционального стиля. Вопрос о правомерности выделения художественного стиля.
- 20. Специфика американской журналистики в первой половине 20в.
- 21. Виды текстов по способу изложения; особенности их редактирования. Редактирование фактического материала.
- 23. Журналистское произведение как особый информационный продукт. Этапы его создания.
- 24. Возникновение массовой периодической печати в конце 19-начале 20вв.
- 25. Стресс и психологическая защита журналистов
- 26. Композиция выступления и функционально-смысловые типы речи. Риторические приемы, их использование в журналистской практике (3-4 примера).
- 27. Документы, регламентирующие нормы профессиональной этики российских журналистов.
- 2. Общество профессиональных журналистов. Кодекс этических норм (1996)
- 3. Союз журналистов России. Кодекс профессиональной этики российского журналиста
- 4. Московская Хартия журналистов. Декларация
- 5. Хартия телерадиовещателей
- 28. Сравнительный анализ функционирования русской журналистики в дооктябрьский период 20 века и советский период.
- 29. Дискутивно - полемическая речь как разновидность публицистики и ораторства. Уловки в споре, их оценка и использование в работе журналиста (на 3-4 примерах).
- 30. Базовые профессионально-этические принципы журналистики.
- 31. Цензура в России и её влияние на процесс развития журналистики в 18-20 веках.
- 32. Финансовые аспекты функционирования сми.
- 33. Особенности функционирования информационного рынка
- 34. Зарождение и развитие профессиональной морали журналистского сообщества. Состояние профессиональной этики в настоящий момент.
- 36. Социология журналистики и потребности практики средств массовой информации.
- 37. Система журналистских жанров как составная часть типологии журналистского творчества. Понятие жанра. Категории жанра.
- 38. Два этапа развития русской журналистики в 18в.
- 39. Организация предпринимательской деятельности в информационной сфере.
- 40. Редакционные социологические исследования. Оперативные опросы: репрезентативность.
- 41. Особенности постсоветской российской журналистики. Современное осмысление теории жанров.
- 42. Сравнительный анализ процессов возникновения и функционирования журналистики на Западе и в России. Исторические особенности русской журналистики.
- 43. Глобализация и антиглобализм как актуальные проблемы современности. Тенденции оценки данных явлений.
- 44. Личность журналиста (социально-демографический портрет, значимость и престиж профессии, морально-этические нормы и профессиональная культура).
- 45. Жанрово-стилистические особенности информационных (оперативно-новостных и оперативно-исследовательских) жанров.
- 46. Природа сатирической образности.
- 47. Правовое Обеспечение свободы сми. Сферы ограничения свободы информации.
- 48. Социальные кампании в рекламе и pr. Спонсоринг и фанд-рейзинг.
- 49. Функции аналитической (исследовательско-новостной и исследовательской) журналистики. Предмет и метод аналитического отображения действительности. Проблемность в аналитической журналистике.
- 50. Современные ресурсы художественной публицистики. Способы создания документального образа.
- 51. Редакция, главный редактор, журналист: правовой статус
- 52. Проблемы формирования единого информационного пространства в России.
- 53. Роль и место факта в исследовательских жанрах. Специфика жанров, не имеющих языковых жанрообразующих признаков.
- 54. Аспекты убеждающего воздействия в профессии журналиста.
- 55. Сегментация рынка российских периодических изданий. Позиционирование издания: информационная ниша, её значение, виды.
- 56. Финансовая база периодического издания: состав, источники средств.
- 57. Коммерческая деятельность редакции как источник её доходов.
- 58. Промоушн издания: основные этапы, проблемы.
- 59. Информационный рынок Новгородской области.