30. Базовые профессионально-этические принципы журналистики.
(По лекции Фабричнина) (Печатала Ёля) =)
Профессионализма не бывает без этики. Неэтический журналист – это непрофессиональный журналист. Журналист призван заботиться о моральном состоянии общества. Ж-т не должен возбуждать общественной борьбы, агрессии. Совесть очень важна. «Нет лучшего судьи, чем твоя совесть».
Говоря об этике, упоминают 3 составляющих: принципы, нормы и правила. Журналистская этика вообще сложное создание. Принципы охватывают и всеобщие человеческие понятия, и профессиональные. Нормы журн. поведения совмещают нормы деятельности двух сфер: как журналиста и как участника информационного потока. Принцип с лат. – начало, основа. Есть категория выше принципа – это закон. Принцип – это закон + метод практического осуществления этого закона. Право людей на информацию – это не этический закон, а юридический. Любая профессиональная деятельность удовлетворяет потребности общественного организма – это закон, из которого исходят принципы. Опасность журн. закона в том, что журн. пропагандирует те или иные нормы. Вторая опасность – получение капитала. Отсюда – угроза свободы слова. Свобода слова часто превращается в манипулирование общественным мнением. Вместо правдивости – завуалированные интересы тех или иных структур. Общество желает что-то узнать – журн. должна это выполнять, а не навязывать постулаты. Журн. принципы формируют стандарты поведения.
4 принципа:
1 – гражданская зрелость журналиста. Ж-т должен блюсти приоритет общественных интересов перед групповыми интересами. В этом – сохранение целостности общества.
2 – ж-т должен уважать демократические устои. Это соблюдение прав человека, законов страны и международных законов. 10 декабря 1948г. Ген.Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека. В ней записано: «Человек имеет право на свободу мнений и донесение их до других». Ж-т обязан развивать право сознания (надо переходит на зелёный свет – значит надо).
3 – ж-т должен проявлять порядочность в любой ситуации. Это воспитанность, уважение к чести и достоинству личности. Подслушивать неприлично.
4 – Ответственность за свою работу, добросовестность. Опечатки, неточные сведения, эмоциональный перехлёст – всё это «грехи» сегодняшних журналистов.
Принципы порождают нормы журн. деятельности: (по мнению Юр.Ник.Фабр.): 1. Защити слабого 2. Вразуми сильного.
Уважайте права собеседника! При интервью нельзя задавать односложные вопросы, требующие ответа да/нет. Нельзя задавать утвердительные ? вместо вопросительных. Нельзя задавать сразу 2 вопроса. Нельзя задавать перегруженные ? (словами и смыслом). Нельзя задавать ?, наводящие на ответ. Не допускаются комментарии и собственные оценки в ?, предположения и домыслы, навешивание ярлыков, преувеличение, слишком сложные для понимания вопросы. Предупреждайте об объёме, предмете собеседования, его цели.
Типы отношений журналиста:
1. журналист - аудитория. Это нравственная обязанность, ясно представляя себе «свою» аудиторию, выполнять свой долг перед ней по полному и эффективному удовлетворению ее потребностей и интересов в сфере информации. Памятуя, что журналист творит для аудитории, каждый раз важно решать: Нужно ли это произведение аудитории? Правильно ли будет воспринята информация аудиторией; адекватно ли будут поняты факты и суждения; как «сработает» аргументация; насколько продвинется аудитория в осознании действительности благодаря его усилиям?
Если попытаться одним словом определить этическую норму в сфере отношений «журналист - аудитория», то, пожалуй, этим словом будет «добросовестность».
2. журналист - источник информации. Контакты журналиста с источником информации могут носить «открытый» характер (когда журналист предстает перед носителем информации как официальный сотрудник СМИ и сообщает о своих намерениях) или «скрытый» (скрытое наблюдение). Скрытое наблюдение оправдано в двух случаях. Первый - когда важно увидеть «непотревоженную» жизнь. Важно продумать, правильно ли выбран объект наблюдения (нужно ли, например охотиться за сведениями об интимных сторонах жизни), допустимо ли выступать в принимаемой роли (в частности, нельзя представляться официальным лицом - работником органов милиции, следствия, контроля и т.д., выступать под маской преступника, симулировать болезнь и т.д., что либо запрещено законом, либо неэтично). Второй - когда надо получить сведения о сознательно скрываемых сторонах жизни, секретных операциях, хранящихся в тайне документах.
3. журналист - персонаж. Обычно недопустимо в качестве персонажа (положительного или отрицательного) выбирать родных и близких, друзей. Имея дело с реальным человеком журналист обязан не нарушить известное правило «прежде всего не навреди». Важно и то, как подать отобранные детали и подробности, чтобы не возникло нежелательных оттенков и ассоциаций при восприятии произведения. Фотки всякие каверзные. Совершенно недопустимо ироническое обыгрывание имен, фамилий, внешнего облика, физических несовершенств — того, в чем человек «не виноват».
4. журналист - автор. За каждым письмом, материалом, заказанным или поступившим «самотеком», стоит человек, требующий к себе чуткого отношения. Не обидеть молчанием или немотивированным, тем более написанным «под копирку» отказом, а вовремя и по-деловому ответить, тактично дать совет по доработке или переработке произведения, указать на возможные шаги дальнейшего сотрудничества с редакцией - во всем этом проявляется нравственная сторона взаимоотношений с авторами. Нормой является уважение к авторской мысли, аргументации, композиции, стилю. И если возникает необходимость в доработке или переработке произведения, важна четкая аргументация, исходящая из позиции редакции и возможностей автора. При подготовке текста к публикации даже незначительные поправки желательно
согласовывать с автором.
5. журналист - коллеги. Вступая в уже сложившийся редакционный коллектив с проявившимся направлением и характером реализации редакционной политики, журналист становится составной частью этого коллектива и принимает на себя соответствующую долю ответственности за ее проведение. В случае возникновения серьезных разногласий в определении и проведении принятого направления неизбежным оказывается разрыв его отношений с коллективом и переход в другое СМИ. Нормальные отношения журналиста с редакцией предполагают сохранение редакционной профессиональной тайны, взаимопомощь и взаимоподдержку, выполнение всего того, что необходимо редакции для ее успешного функционирования. Этически обязательным является ощущение себя частью коллектива, ответственным перед ним во всех шагах своей деятельности.
6. журналист – власть. Ж-ты – представители общественной сферы деятельности. Цель – чтобы обществу жилось лучше. Между журналистами и властью, между властью и обществом – война. Ж-ка как правило оппозиционна по отношению к власти. Общие подходы: не обижать, не оскорблять. Уважение к институту власти. Ж-т должен оказывать информационную поддержку в выполнении их действий. Ж-т должен содействовать доступу общественности к информации о поведении властных структур. Он обязан разоблачать проступки и преступления лиц, стоящих у власти. Ж-т должен опровергать ложные заявления политиков фактами. Не должно быть одного негатива.
7. журналист и бизнес.
- Свобода журналистики как базовая основа функционирования сми
- 4 Концепции свободы печати:
- 4. Проблема популяризации специализированных знаний средствами массовой информации в современных условиях.
- 5. Функции журналистики
- 6. Место рекламы и pr в различных коммуникационных системах.
- 7. Регулятивная функция Закона «о сми».
- 9. Журналистика как массово-информационная деятельность. Структура массово- информационной деятельности.
- 10 .Специфика работы службы pr со сми
- 11. Современные информационные теории и журналистика.
- 12. Жанры журналистской деятельности в Европе середины 19 века.
- 13. Проблемы становления и развития Западноевропейской журналистики.
- 14. Основные проблемы Западноевропейской журналистики 18-19вв.
- 15. Основные проблемы развития Западноевропейской журналистики 20в.
- 16. Развитие Западноевропейской журналистики в современных условиях.
- 17. Ценность новостей: понятие и характеристики
- 18. Понятие функционального стиля. Вопрос о правомерности выделения художественного стиля.
- 20. Специфика американской журналистики в первой половине 20в.
- 21. Виды текстов по способу изложения; особенности их редактирования. Редактирование фактического материала.
- 23. Журналистское произведение как особый информационный продукт. Этапы его создания.
- 24. Возникновение массовой периодической печати в конце 19-начале 20вв.
- 25. Стресс и психологическая защита журналистов
- 26. Композиция выступления и функционально-смысловые типы речи. Риторические приемы, их использование в журналистской практике (3-4 примера).
- 27. Документы, регламентирующие нормы профессиональной этики российских журналистов.
- 2. Общество профессиональных журналистов. Кодекс этических норм (1996)
- 3. Союз журналистов России. Кодекс профессиональной этики российского журналиста
- 4. Московская Хартия журналистов. Декларация
- 5. Хартия телерадиовещателей
- 28. Сравнительный анализ функционирования русской журналистики в дооктябрьский период 20 века и советский период.
- 29. Дискутивно - полемическая речь как разновидность публицистики и ораторства. Уловки в споре, их оценка и использование в работе журналиста (на 3-4 примерах).
- 30. Базовые профессионально-этические принципы журналистики.
- 31. Цензура в России и её влияние на процесс развития журналистики в 18-20 веках.
- 32. Финансовые аспекты функционирования сми.
- 33. Особенности функционирования информационного рынка
- 34. Зарождение и развитие профессиональной морали журналистского сообщества. Состояние профессиональной этики в настоящий момент.
- 36. Социология журналистики и потребности практики средств массовой информации.
- 37. Система журналистских жанров как составная часть типологии журналистского творчества. Понятие жанра. Категории жанра.
- 38. Два этапа развития русской журналистики в 18в.
- 39. Организация предпринимательской деятельности в информационной сфере.
- 40. Редакционные социологические исследования. Оперативные опросы: репрезентативность.
- 41. Особенности постсоветской российской журналистики. Современное осмысление теории жанров.
- 42. Сравнительный анализ процессов возникновения и функционирования журналистики на Западе и в России. Исторические особенности русской журналистики.
- 43. Глобализация и антиглобализм как актуальные проблемы современности. Тенденции оценки данных явлений.
- 44. Личность журналиста (социально-демографический портрет, значимость и престиж профессии, морально-этические нормы и профессиональная культура).
- 45. Жанрово-стилистические особенности информационных (оперативно-новостных и оперативно-исследовательских) жанров.
- 46. Природа сатирической образности.
- 47. Правовое Обеспечение свободы сми. Сферы ограничения свободы информации.
- 48. Социальные кампании в рекламе и pr. Спонсоринг и фанд-рейзинг.
- 49. Функции аналитической (исследовательско-новостной и исследовательской) журналистики. Предмет и метод аналитического отображения действительности. Проблемность в аналитической журналистике.
- 50. Современные ресурсы художественной публицистики. Способы создания документального образа.
- 51. Редакция, главный редактор, журналист: правовой статус
- 52. Проблемы формирования единого информационного пространства в России.
- 53. Роль и место факта в исследовательских жанрах. Специфика жанров, не имеющих языковых жанрообразующих признаков.
- 54. Аспекты убеждающего воздействия в профессии журналиста.
- 55. Сегментация рынка российских периодических изданий. Позиционирование издания: информационная ниша, её значение, виды.
- 56. Финансовая база периодического издания: состав, источники средств.
- 57. Коммерческая деятельность редакции как источник её доходов.
- 58. Промоушн издания: основные этапы, проблемы.
- 59. Информационный рынок Новгородской области.