49. Функции аналитической (исследовательско-новостной и исследовательской) журналистики. Предмет и метод аналитического отображения действительности. Проблемность в аналитической журналистике.
В группу ситуативно-аналитических жанров публицистики входят комментарий, корреспонденция, статья и обозрение. У них общее назначение: анализ ситуаций, возникающих и развивающихся в различных сферах жизни общества. Эти ситуации различаются не только своим характером (политическая, экономическая, военная или психологическая), но и своим масштабом, они могут быть связаны с обширным или ограниченным регионом, затрагивать жизнь крупных общественных групп или даже частную жизнь граждан. Каждая из них охватывает комплекс различных фактов, воздействующих друг на друга, изменяющих ситуацию и способствующих возникновению различных актуальных проблем – вопросов, требующих скорейшего разрешения. Ситуация и связанная с нею проблема составляют специфический предмет отображения в этих жанрах. Важнейшим выразительным средством, которым пользуются авторы, обращающиеся к этим жанрам, является понятие, осмысление фактов, лежащих в основе возникновения определенной ситуации и связанной с нею проблемы. А различаются жанры этой группы масштабом анализируемой ситуации и глубиной ее анализа.
В комментарии, связанном с конкретным документом, выступлением политика, дается лишь первичный анализ возникшей ситуации. Это оперативный жанр, в распоряжении комментатора нередко – всего несколько часов. Успешно решить задачу, связанную с оперативным комментированием важного события, способен лишь эрудированный журналист, свободно владеющий необходимым для этого материалом. Поэтому подготовку комментария обычно поручают обозревателю – многоопытному работнику редакции – или корреспонденту одного из отделов редакции, специализирующемуся на теме, имеющей отношение к предмету комментирования. Комментарий обычно невелик по объему, деловит по стилю.
В корреспонденции анализ углубляется, становится масштабнее. Его предметом становится локальная, ограниченная – временем или пространством – ситуация. Она может быть связана с любой областью нашей жизни. Поэтому корреспонденция стала одним из излюбленных жанров публицистики в газетах. Ее автор стремится дать читателю достаточно полное представление о возникшей ситуации – важнейших ее сторонах – и высказать свое мнение о дальнейшем ее развитии и возможных его результатах. Это определяет особенности структуры корреспонденции. Обычно она объединяет несколько фактов и их подробностей, связанных с рассматриваемой ситуацией и раскрывающих ее развитие. Если главным для автора становится сообщение о новой ситуации, он создает информационную корреспонденцию, схожую с крупной заметкой. Но если он не ограничивается сообщением о возникновении ситуации, а ставит перед собой задачу подвергнуть ее анализу и дать ей оценку, в газете появляется аналитическая корреспонденция. Роль автора в ней возрастает, он выражает свое мнение о ситуации, которую описывает и анализирует.
Наибольшей глубины анализа журналист может достигнуть в статье. Предметом его анализа становится крупномасштабная ситуация, возникшая в политике, экономике или любой другой области жизни общества. Обычно такая ситуация связана с возникновением и постановкой актуальной проблемы, затрагивающей интересы многих людей. В зависимости от назначения статьи используют различные ее виды. Стремясь привлечь внимание читателей к актуальной проблеме, автор пишет проблемную статью. Пытаясь оспорить чье-либо мнение и доказать свою правоту, он создает полемическую статью. Размышляя над значением научного открытия, ученый пишет для газеты теоретическую, научную статью. Если требуется показать недостатки работы какого-либо коллектива или конкретного человека, газета публикует критическую статью. В советской печати почти все номера любой газеты обязательно открывались передовой статьей – она служила инструментом партийного руководства и влияния на массы. В основу своего текста автор кладет определенную мысль, главную идею, которую проводит через всю статью. Рассматривая результаты своего анализа, предлагает концепцию – пути и методы оптимального разрешения связанной с определенной ситуацией проблемы. И стремится убедить читателя в обоснованности своей идеи, в своей правоте. Поэтому в статье особую роль играет система аргументации. Убедить читателя он может, лишь приводя аргументы, доказательства своей правоты. Лучшими аргументами являются факты – примеры, цифры, документы и т.п. Аргументами могут служить мнения авторитетных людей, аналогии с возникновением подобных ситуаций в прошлом, результаты научных исследований и пр. Значение подбора неопровержимых аргументов еще более повышается в полемической статье, автору которой приходится опровергать доводы его противника. Цель статьи определяет особенности не только ее содержания, но также ее формы – построения и стиля. Нередко автор статьи начинает ее с характеристики исследуемой ситуации и связанной с нею проблемы, излагает свою идею ее решения и затем обосновывает ее правоту, излагая результаты проведенного анализа. Но столь же часто используют и другой вариант: автор начинает статью с конкретного факта, яркого примера, эпизода, связанного с масштабной ситуацией, привлекшей его внимание. И затем переходит к ее характеристике, связанной с нею проблемы, изложению своей идеи ее решения. Но при самых разных вариантах построения статьи особое значение получает ее концовка. Здесь концентрируются главные выводы, к которым приходит журналист. Для стиля статьи, в соответствии с ее целью, характерны точность формулировок, строгая последовательность в изложении мыслей автора, его идеи, связь с нею фактов, примеров, используемых в качестве доводов. Это не означает серости стиля статьи – в ней, если требуется, используют и яркое сравнение, литературный образ, иронию, микроинтервью. Но это – лишь дополнительные стилистические элементы, способствующие доказательности текста.
Комментарий, корреспонденция, статья – это всегда авторские тексты. На их композиции, стилистике, процессе осмысления фактов и связанных с ними ситуаций, в приемах постановки проблемы всегда сказываются особенности личности автора, его способностей к анализу, умению ясно выражать и развивать свои мысли.
К ситуативно-аналитическим жанрам примыкают рецензия и обзор СМИ. Их объединяет особенность назначения и предмета отображения. Если корреспонденция и статья анализируют реальные конкретные ситуации и проблемы, то в рецензии и обзоре СМИ отображается уже отображенная действительность. Журналист посвящает свою рецензию литературному или научному произведению, автор которого уже показал кусок жизни, возникающих в ней ситуаций, проблем и процессов. Задача рецензента – оценить это произведение, его соответствие реальной действительности, его достоинства и недостатки. Объективность рецензии обеспечивается ее доказательностью. Как и в статье, автору рецензии приходится доказывать, обосновывать свое отношение к ее предмету. И здесь аргументами служат факты – цитаты из литературного произведения, реплики исполнителей ролей в спектакле. Но главное – сравнение показанного в книге, кинофильме, произведении художника с реальной жизнью, доказательства ее правдивого отображения или ее искажения. Стилю рецензии противопоказана излишняя эмоциональность, использование острой лексики, грубых сравнений и т.п. Обоснованность критики обеспечивается не уничижительными оценками недостатков произведения, а показом его несоответствия реальной жизни. Это относится и к преувеличенной оценке достоинств произведения и таланта автора.
Обзор СМИ как жанр публицистики имеет много общего с рецензией. В нем также проводится анализ и дается оценка произведениям, где уже отображена реальная жизнь. Но это уже не отдельное литературное или кинопроизведение, а деятельность целого средства массовой информации – газеты, журнала или телерадиокомпании. Обзор печати, который в советские годы использовался как форма партийного контроля и руководства газетными и журнальными редакциями, потерял свое значение. Теперь к нему обращаются как средству полемики с другими СМИ, стоящими на иных позициях.
Обзор СМИ – форма перехода к жанру обозрения. Цель обозревателя, обращающегося к этому жанру публицистики, – дать читателю представление о целом комплексе фактов, событий и ситуаций, происходящих и возникающих в определенном регионе и в определенный временной период. Для подготовки обозрения его автору – штатному или нештатному обозревателю – приходится пользоваться различными методами сбора информации. Менее всего – наблюдением, постоянно – изучением документов, официальных материалов, статистических данных. Автор встречается с политиками, экономистами, специалистами, руководителями администрации и другими чиновниками, стремится получить у них нужную ему информацию, интересуется их мнением. Обычно это весьма объемная информация, самые разные по своему типу и назначению материалы – отчеты, доклады, публикации в прессе, тексты выступлений руководителей различных ведомств, результаты деятельности компаний, фирм, предприятий, организаций и т.п. Все это требуется прочитать, сопоставить, сравнить, подвергнуть всестороннему анализу и главное – сделать в итоге выводы. Не случайно обозревателями становятся самые опытные и многознающие работники газеты. В зависимости от вида обозрения определяются особенности его формы и стиля. Информационное обозрение иногда сходно с крупной информационной корреспонденцией: в нем объединены факты, образующие панораму событий, происходивших в течение определенного периода в разных частях обозреваемого региона. Аналитическое обозрение более сходно с аналитической корреспонденцией или даже со статьей: автор не ограничивается сообщением информации о том, что произошло в обозреваемый период в границах определенного региона, а создает панораму возникшей ситуации и сосредоточивается на их анализе.
- Свобода журналистики как базовая основа функционирования сми
- 4 Концепции свободы печати:
- 4. Проблема популяризации специализированных знаний средствами массовой информации в современных условиях.
- 5. Функции журналистики
- 6. Место рекламы и pr в различных коммуникационных системах.
- 7. Регулятивная функция Закона «о сми».
- 9. Журналистика как массово-информационная деятельность. Структура массово- информационной деятельности.
- 10 .Специфика работы службы pr со сми
- 11. Современные информационные теории и журналистика.
- 12. Жанры журналистской деятельности в Европе середины 19 века.
- 13. Проблемы становления и развития Западноевропейской журналистики.
- 14. Основные проблемы Западноевропейской журналистики 18-19вв.
- 15. Основные проблемы развития Западноевропейской журналистики 20в.
- 16. Развитие Западноевропейской журналистики в современных условиях.
- 17. Ценность новостей: понятие и характеристики
- 18. Понятие функционального стиля. Вопрос о правомерности выделения художественного стиля.
- 20. Специфика американской журналистики в первой половине 20в.
- 21. Виды текстов по способу изложения; особенности их редактирования. Редактирование фактического материала.
- 23. Журналистское произведение как особый информационный продукт. Этапы его создания.
- 24. Возникновение массовой периодической печати в конце 19-начале 20вв.
- 25. Стресс и психологическая защита журналистов
- 26. Композиция выступления и функционально-смысловые типы речи. Риторические приемы, их использование в журналистской практике (3-4 примера).
- 27. Документы, регламентирующие нормы профессиональной этики российских журналистов.
- 2. Общество профессиональных журналистов. Кодекс этических норм (1996)
- 3. Союз журналистов России. Кодекс профессиональной этики российского журналиста
- 4. Московская Хартия журналистов. Декларация
- 5. Хартия телерадиовещателей
- 28. Сравнительный анализ функционирования русской журналистики в дооктябрьский период 20 века и советский период.
- 29. Дискутивно - полемическая речь как разновидность публицистики и ораторства. Уловки в споре, их оценка и использование в работе журналиста (на 3-4 примерах).
- 30. Базовые профессионально-этические принципы журналистики.
- 31. Цензура в России и её влияние на процесс развития журналистики в 18-20 веках.
- 32. Финансовые аспекты функционирования сми.
- 33. Особенности функционирования информационного рынка
- 34. Зарождение и развитие профессиональной морали журналистского сообщества. Состояние профессиональной этики в настоящий момент.
- 36. Социология журналистики и потребности практики средств массовой информации.
- 37. Система журналистских жанров как составная часть типологии журналистского творчества. Понятие жанра. Категории жанра.
- 38. Два этапа развития русской журналистики в 18в.
- 39. Организация предпринимательской деятельности в информационной сфере.
- 40. Редакционные социологические исследования. Оперативные опросы: репрезентативность.
- 41. Особенности постсоветской российской журналистики. Современное осмысление теории жанров.
- 42. Сравнительный анализ процессов возникновения и функционирования журналистики на Западе и в России. Исторические особенности русской журналистики.
- 43. Глобализация и антиглобализм как актуальные проблемы современности. Тенденции оценки данных явлений.
- 44. Личность журналиста (социально-демографический портрет, значимость и престиж профессии, морально-этические нормы и профессиональная культура).
- 45. Жанрово-стилистические особенности информационных (оперативно-новостных и оперативно-исследовательских) жанров.
- 46. Природа сатирической образности.
- 47. Правовое Обеспечение свободы сми. Сферы ограничения свободы информации.
- 48. Социальные кампании в рекламе и pr. Спонсоринг и фанд-рейзинг.
- 49. Функции аналитической (исследовательско-новостной и исследовательской) журналистики. Предмет и метод аналитического отображения действительности. Проблемность в аналитической журналистике.
- 50. Современные ресурсы художественной публицистики. Способы создания документального образа.
- 51. Редакция, главный редактор, журналист: правовой статус
- 52. Проблемы формирования единого информационного пространства в России.
- 53. Роль и место факта в исследовательских жанрах. Специфика жанров, не имеющих языковых жанрообразующих признаков.
- 54. Аспекты убеждающего воздействия в профессии журналиста.
- 55. Сегментация рынка российских периодических изданий. Позиционирование издания: информационная ниша, её значение, виды.
- 56. Финансовая база периодического издания: состав, источники средств.
- 57. Коммерческая деятельность редакции как источник её доходов.
- 58. Промоушн издания: основные этапы, проблемы.
- 59. Информационный рынок Новгородской области.