logo
краткие ответы

5. Функции журналистики

Коммуникативные функции: Журналистика – средство осуществления социальной коммуникации, поэтому должна реализовать потребность в информации о происходящем и, следовательно, ее функции в этом отношении формулируются достаточно традиционно:

• Распространение сведений о фактах, событиях окружающей действительности, общественно-значимых сведений, имеющих существенное значение для аудитории.

• Информирование о процессах, тенденциях и явлениях, происходящих в обществе и имеющих существенное для него значение.

Еще одной коммуникативной функцией журналистики является создание комплексной информационной (аудиовизуальной и графической) среды для межличностного и социального информационного обмена и общения как индивидуального, так и между социальными группами. Журналистика в силу своей коммуникативной, социальной и эстетической специфики, способна обеспечить это общение наиболее действенными средствами. Журналистика может и должна создавать среду для равноправного диалога между различными социальными группами, в ходе которого могут разрешаться социальные противоречия и конфликты.

Консолидирующие функции: Несомненно, что журналистика должна уметь выявлять "точки схождения", находить примиряющие, общие положения для различных точек зрения. Функция выявления общего, консолидирующего в обществе за счет анализа множества фактов и всего спектра мнений, оценки процессов и тенденций - одна из важнейших в наше время. Показывать действительность в существенных проявлениях, отсеивать второстепенное, выделять главное, имеющее существенное значение для общества, создавать визуальный образ событий – это еще одна важная функция журналистики.

Пропагандистские функции: Журналистика стремится реализовать функцию ориентации каждого в происходящих процессах, создания определенного мировоззрения, приобретения социального опыта, что, по сути дела является составляющей частью пропаганды, через анализ действительности. Функция анализа действительности, происходящих в ней событий, изложения мнений по поводу значения отдельных фактов и их совокупности становится определяющей облик информационной и аналитической журналистики нынешнего периода и наиболее влиятельной в определении ее роли в социальной жизни общества.

Идеологические функции: Журналистика, как и прежде, создает сложнейший комплекс мифологем, стереотипных образов действительности в силу того или иного социального заказа, но теперь они воплощают не единое устремление однородного по установкам и идеологии общества к светлому будущему, а некую результирующую разнонаправленных общественных устремлений, без определенного и видимого исхода. Если тоталитарное государство в своем стремлении указать направление, в котором обществу должно двигаться, сформулировать единую идеологию создавало визуальный образ грядущего, то современное общество, существующее вне сколь-нибудь ясной идеологии, пытается отобразить при помощи журналистики воображаемое настоящее. Теперь управляющим рычагом становится не идеология, а экономика.

Культурно-просветительские функции: Западное общество нашло компромисс, при котором каждый потребитель массовой информации получает то, что ему персонально необходимо. Готовые довольствоваться суррогатом культуры от масс-медиа, живут в мире иллюзорном и смоделированном бесчисленными фабриками грез, постигая произведения искусства, литературы, кинематографа по их телевизионным версиям, вариациям и ремейкам, те, кому требуется истинная культура имеют возможность свои предпочтения реализовать. Разумеется, дисбаланс истинно эстетического и суррогатного преодолеть не удалось даже в странах со стабильной социальной системой. Но это, конечно, вопрос социально-психологический, а не коммуникационный. СМИ же, будучи прибыльной индустрией, обеспечивает тот продукт, на который есть максимальный спрос. В корне иная ситуация в современной России. "Искусство будет таким, каким будут зрители и читатели, - горько констатирует известный политик и режиссер С.Говорухин, - Посмотрите на кинематограф. Героями стали воры и проститутки, наркоманы и пьяницы".