5. Функции журналистики
Коммуникативные функции: Журналистика – средство осуществления социальной коммуникации, поэтому должна реализовать потребность в информации о происходящем и, следовательно, ее функции в этом отношении формулируются достаточно традиционно:
• Распространение сведений о фактах, событиях окружающей действительности, общественно-значимых сведений, имеющих существенное значение для аудитории.
• Информирование о процессах, тенденциях и явлениях, происходящих в обществе и имеющих существенное для него значение.
Еще одной коммуникативной функцией журналистики является создание комплексной информационной (аудиовизуальной и графической) среды для межличностного и социального информационного обмена и общения как индивидуального, так и между социальными группами. Журналистика в силу своей коммуникативной, социальной и эстетической специфики, способна обеспечить это общение наиболее действенными средствами. Журналистика может и должна создавать среду для равноправного диалога между различными социальными группами, в ходе которого могут разрешаться социальные противоречия и конфликты.
Консолидирующие функции: Несомненно, что журналистика должна уметь выявлять "точки схождения", находить примиряющие, общие положения для различных точек зрения. Функция выявления общего, консолидирующего в обществе за счет анализа множества фактов и всего спектра мнений, оценки процессов и тенденций - одна из важнейших в наше время. Показывать действительность в существенных проявлениях, отсеивать второстепенное, выделять главное, имеющее существенное значение для общества, создавать визуальный образ событий – это еще одна важная функция журналистики.
Пропагандистские функции: Журналистика стремится реализовать функцию ориентации каждого в происходящих процессах, создания определенного мировоззрения, приобретения социального опыта, что, по сути дела является составляющей частью пропаганды, через анализ действительности. Функция анализа действительности, происходящих в ней событий, изложения мнений по поводу значения отдельных фактов и их совокупности становится определяющей облик информационной и аналитической журналистики нынешнего периода и наиболее влиятельной в определении ее роли в социальной жизни общества.
Идеологические функции: Журналистика, как и прежде, создает сложнейший комплекс мифологем, стереотипных образов действительности в силу того или иного социального заказа, но теперь они воплощают не единое устремление однородного по установкам и идеологии общества к светлому будущему, а некую результирующую разнонаправленных общественных устремлений, без определенного и видимого исхода. Если тоталитарное государство в своем стремлении указать направление, в котором обществу должно двигаться, сформулировать единую идеологию создавало визуальный образ грядущего, то современное общество, существующее вне сколь-нибудь ясной идеологии, пытается отобразить при помощи журналистики воображаемое настоящее. Теперь управляющим рычагом становится не идеология, а экономика.
Культурно-просветительские функции: Западное общество нашло компромисс, при котором каждый потребитель массовой информации получает то, что ему персонально необходимо. Готовые довольствоваться суррогатом культуры от масс-медиа, живут в мире иллюзорном и смоделированном бесчисленными фабриками грез, постигая произведения искусства, литературы, кинематографа по их телевизионным версиям, вариациям и ремейкам, те, кому требуется истинная культура имеют возможность свои предпочтения реализовать. Разумеется, дисбаланс истинно эстетического и суррогатного преодолеть не удалось даже в странах со стабильной социальной системой. Но это, конечно, вопрос социально-психологический, а не коммуникационный. СМИ же, будучи прибыльной индустрией, обеспечивает тот продукт, на который есть максимальный спрос. В корне иная ситуация в современной России. "Искусство будет таким, каким будут зрители и читатели, - горько констатирует известный политик и режиссер С.Говорухин, - Посмотрите на кинематограф. Героями стали воры и проститутки, наркоманы и пьяницы".
- Свобода журналистики как базовая основа функционирования сми
- 4 Концепции свободы печати:
- 4. Проблема популяризации специализированных знаний средствами массовой информации в современных условиях.
- 5. Функции журналистики
- 6. Место рекламы и pr в различных коммуникационных системах.
- 7. Регулятивная функция Закона «о сми».
- 9. Журналистика как массово-информационная деятельность. Структура массово- информационной деятельности.
- 10 .Специфика работы службы pr со сми
- 11. Современные информационные теории и журналистика.
- 12. Жанры журналистской деятельности в Европе середины 19 века.
- 13. Проблемы становления и развития Западноевропейской журналистики.
- 14. Основные проблемы Западноевропейской журналистики 18-19вв.
- 15. Основные проблемы развития Западноевропейской журналистики 20в.
- 16. Развитие Западноевропейской журналистики в современных условиях.
- 17. Ценность новостей: понятие и характеристики
- 18. Понятие функционального стиля. Вопрос о правомерности выделения художественного стиля.
- 20. Специфика американской журналистики в первой половине 20в.
- 21. Виды текстов по способу изложения; особенности их редактирования. Редактирование фактического материала.
- 23. Журналистское произведение как особый информационный продукт. Этапы его создания.
- 24. Возникновение массовой периодической печати в конце 19-начале 20вв.
- 25. Стресс и психологическая защита журналистов
- 26. Композиция выступления и функционально-смысловые типы речи. Риторические приемы, их использование в журналистской практике (3-4 примера).
- 27. Документы, регламентирующие нормы профессиональной этики российских журналистов.
- 2. Общество профессиональных журналистов. Кодекс этических норм (1996)
- 3. Союз журналистов России. Кодекс профессиональной этики российского журналиста
- 4. Московская Хартия журналистов. Декларация
- 5. Хартия телерадиовещателей
- 28. Сравнительный анализ функционирования русской журналистики в дооктябрьский период 20 века и советский период.
- 29. Дискутивно - полемическая речь как разновидность публицистики и ораторства. Уловки в споре, их оценка и использование в работе журналиста (на 3-4 примерах).
- 30. Базовые профессионально-этические принципы журналистики.
- 31. Цензура в России и её влияние на процесс развития журналистики в 18-20 веках.
- 32. Финансовые аспекты функционирования сми.
- 33. Особенности функционирования информационного рынка
- 34. Зарождение и развитие профессиональной морали журналистского сообщества. Состояние профессиональной этики в настоящий момент.
- 36. Социология журналистики и потребности практики средств массовой информации.
- 37. Система журналистских жанров как составная часть типологии журналистского творчества. Понятие жанра. Категории жанра.
- 38. Два этапа развития русской журналистики в 18в.
- 39. Организация предпринимательской деятельности в информационной сфере.
- 40. Редакционные социологические исследования. Оперативные опросы: репрезентативность.
- 41. Особенности постсоветской российской журналистики. Современное осмысление теории жанров.
- 42. Сравнительный анализ процессов возникновения и функционирования журналистики на Западе и в России. Исторические особенности русской журналистики.
- 43. Глобализация и антиглобализм как актуальные проблемы современности. Тенденции оценки данных явлений.
- 44. Личность журналиста (социально-демографический портрет, значимость и престиж профессии, морально-этические нормы и профессиональная культура).
- 45. Жанрово-стилистические особенности информационных (оперативно-новостных и оперативно-исследовательских) жанров.
- 46. Природа сатирической образности.
- 47. Правовое Обеспечение свободы сми. Сферы ограничения свободы информации.
- 48. Социальные кампании в рекламе и pr. Спонсоринг и фанд-рейзинг.
- 49. Функции аналитической (исследовательско-новостной и исследовательской) журналистики. Предмет и метод аналитического отображения действительности. Проблемность в аналитической журналистике.
- 50. Современные ресурсы художественной публицистики. Способы создания документального образа.
- 51. Редакция, главный редактор, журналист: правовой статус
- 52. Проблемы формирования единого информационного пространства в России.
- 53. Роль и место факта в исследовательских жанрах. Специфика жанров, не имеющих языковых жанрообразующих признаков.
- 54. Аспекты убеждающего воздействия в профессии журналиста.
- 55. Сегментация рынка российских периодических изданий. Позиционирование издания: информационная ниша, её значение, виды.
- 56. Финансовая база периодического издания: состав, источники средств.
- 57. Коммерческая деятельность редакции как источник её доходов.
- 58. Промоушн издания: основные этапы, проблемы.
- 59. Информационный рынок Новгородской области.