logo
Зенкина

Функции массовой коммуникации: уровень общества. Функции массовой коммуникации: индивидуальный уровень. Структурно-функциональные модели современных систем массовой коммуникации.

В рамках структурно-функционального подхода общество рассматривается как система, состоящая из взаимозависимых частей или подсистем. При этом организация социальной жизни предполагает поддержание более или менее адекватной картины жизни общества, социального окружения людей. Это достигается, среди прочего, и посредством деятельности средств массовой коммуникации. Механизм реализации «социального сцепления» представляет собой взаимодействие двух основных составляющих. Первой из них являются потребности общества различного уровня — группы, коллектива, личности. Второй — «отклик» на соответствующие требования, реализация потребностей прямо или опосредованно средствами массовой коммуникации.

Структурно-функциональное видение средств массовой коммуникации трактует их как самоуправляющуюся и самокорректирующуюся подсистему, действующую в конкретных политических и институциональных условиях. Характерно, что в рамках подхода массовую коммуникацию изучают, прежде всего, как одно из средств поддержания функционирования общества в целом, а не как источник, способствующий социальным изменениям.

Структурно-функциональный анализ массовой коммуникации предполагает две взаимосвязанные плоскости изучения. Во-первых, это конкретный вид деятельности средств массовой коммуникации; во-вторых, полезность, ценность, которую имеет их деятельность с точки зрения пользователей, потребителей. В большом количестве имеющихся на сегодня классификаций функциональных особенностей массовой коммуникации выделяют два уровня — уровень социума и уровень индивида.

Итак, при описании основных функций массовой коммуникации в обществе выделяются следующие:

I. Информационная

— информирование о событиях и условиях жизни в обществе и мире;

— информационное обеспечение инновационных процессов.

II. Социальной связи

— комментирование и интерпретация происходящего;

— поддержка существующих норм и властных отношений;

— социализация;

— координация разнонаправленной социальной активности, формирование общественного согласия.

III. Обеспечение преемственности

— выражение образцов доминирующей культуры, обеспечение «узнавания» субкультур, новых культурных направлений;

— поддержание общности социальных ценностей.

IV Рекреативная

— создание возможностей для отдыха и развлечения;

— снижение социальной напряженности.

V. Мобилизации

— организация кампаний в связи с актуальными целями в политике, экономике, социальной сфере. Приведенная классификация является достаточно условной. Многие из перечисленных функций пересекаются. Одни выражены в структуре деятельности массовой коммуникации в большей степени, другие в меньшей. Вряд ли возможно выявить ранговые отношения между ними. Лишь контурно, как представляется, можно определить те функции, которые связаны или со стабильностью или с изменениями в обществе.

Функции массовой коммуникации: индивидуальный уровень

В концепции индивидуальных функций и дисфункций деятельность средств массовой коммуникации рассматривается в контексте их аудитории. В фокусе внимания здесь в основном находится коммуникативное поведение индивида. В плане методологии структурного-функционализма важным является то обстоятельство, что мотивы индивидуальной активности в отношении массовой коммуникации связаны с социальным контекстом и, в той или иной мере, со структурой общества в целом. На индивидуальном уровне функции средств массовой коммуникации связаны с удовлетворением следующих потребностей:

I. Информационная функция

— нахождение информации о событиях и условиях жизни непосредственного окружения, общества, мира в целом;

— удовлетворение общих интересов и любознательности;

— обучение и самообразование;

— поиск советов, необходимой информации для принятия решений.

II. Функция личностной идентификации

— подкрепление индивидуальных ценностей;

— получение сведений о моделях поведения;

— идентификация с ценностями других;

— достижение понимания самого себя.

III. Функция интеграции и социального общения

— понимание положения другого, переживание;

— формирование основы для диалога, социального общения;

— помощь в реализации социальных ролей;

— возможность общения с семьей, друзьями, обществом.

IV. Функция развлечения

— эмоциональная разрядка;

— заполнение свободного времени;

— эскапизм, уход от проблем;

— получение эстетического наслаждения;

— сексуальное возбуждение.

Говоря о дисфункциях массовой коммуникации, будем иметь в виду, что это «измерение» отражает ситуацию несоответствия реализации определенных функций на различном уровне. Т.е. для реализации целей, выдвигаемых на уровне общества, необходимо их определенное функциональное соответствие на уровне индивида. Для общества характерна различная степень интеграции и стабильности и, соответственно, возможность напряженности и конфликта внутри социальной системы. При этом дисфункциональность деятельности средств массовой коммуникации может проявляться, например, в том, что; информационная функция приобретает форму дезинформации; функция развлечения может перерождаться в функцию «контроля сознания»; функция мобилизации при определенных условиях способствовать насилию и т.п.

Массовая коммуникация как социальная система

Как отмечалось выше, для структурно-функционального анализа характерным является системное рассмотрение общества или отдельных его частей. Показательной в этом плане является попытка известного американского специалиста Мелвина Де Флюэра применить подобный подход к реалиям массовой коммуникации. Автор ставил задачу объяснения отношений, сложившихся между содержанием проекции масс медиа и вкусами аудитории. В этой связи он предлагал рассматривать средства массовой коммуникации как некоторые социальные системы, состоящие из совокупности подсистем. В то же время, по мнению автора, необходимо иметь в виду, что средства массовой коммуникации оказываются «вписанными» в некоторую внешнюю систему, представляющую собой совокупность социальных, культурных экономических условий общества как такового. Далее будем иметь виду, что предложенная концептуальная схема разрабатывалась для конкретных условий и традиций деятельности медиа, сложившихся в США к середине 60-х годов XX века.

Социальная система массовой коммуникации состоит из нескольких важнейших составляющих .Все из них, по мнению автора, в чисто теоретическом плане являются ролевыми системами и, таким образом, подсистемами. К важнейшим составляющим при этом относят: аудиторию, дифференцированную по вкусам, образовательному уровню, возрасту и т.д.; организации исследования аудитории; организации, создающие и распространяющие содержание массовой коммуникации; спонсоров или рекламодателей; рекламные агентства. Естественно, что как и любая другая схема, предложенная модель предполагает определенные упрощения. В частности, содержание массовой коммуникации рассматривается здесь, прежде всего как развлекательное. Именно этот блок материалов составлял в рассматриваемый период большую часть материалов американских медиа, с одной стороны, и собирал наибольшую аудиторию — с другой.

Помимо перечисленных взаимосвязанных компонентов, выделяется также подсистема контроля, включающая в себя: совокупность законодательных органов различного уровня; агентства по контролю за соблюдением нормативных актов; самодеятельные ассоциации, способствующие контролю.

Внутренним стержнем или базовым условием, обеспечивающим функционирование системы массовой коммуникации в целом, являются, по Де Флюэру, финансы. Большинство из компонентов системы представляют собой профессиональные ролевые структуры, мотивация персонала которых достигается посредством денег. Причем все они в той или иной степени зависят от аудитории, как центрального компонента системы. Ключевым моментом функционирования системы является обеспечение аудитории развлекательным содержанием. Причем необходимым является такое содержание, которое будет удовлетворять потребности максимально широкой аудитории. Одновременно это будет способствовать мотивации представителей аудитории к выполнению ролей, в соответствии с потребностями системы в целом. Отсюда, становится возможным поддержание равновесия в системе.

С точки зрения задач поддержания системы в функциональном состоянии необходимо, чтобы содержание удовлетворяло следующим условиям. Материалы массовой коммуникации должны привлекать внимание аудитории, способствовать убеждению в необходимости приобретения различных товаров. Вместе с тем, эти материалы должны находиться в рамках сложившихся моральных норм и стандартов. Это позволяет избежать нежелательных санкций в отношении производителей материалов со стороны регулирующих компонентов системы. Говоря о конкретном содержании, которое привлекало бы наибольшее число зрителей, Де Флюэр указывает, что на практике таковыми являются материалы, ориентированные на массовые, зачастую не взыскательные вкусы. Речь идет о фильмах, телевизионных постановках, материалах газет и журналов, в которых акцент делается на упрощенном юморе, банальной мелодраме, происшествиях, а зачастую на демонстрации физического насилия, жестокости и т. п.

Широкое распространение подобных материалов определяется, по мнению автора, тем, что именно такие материалы привлекали внимание наиболее многочисленного сегмента аудитории массовой коммуникации в американском обществе изобилия 60-х годов. В то же время, именно эта часть аудитории уже в силу своей многочисленности обладает наибольшей значимостью на рынке товаров и услуг.

Таким образом, массовое содержание является ключевым элементом медиа системы. Трансляция материалов, адекватных вкусам наиболее многочисленной части аудитории, являющейся одновременно наибольшим сегментом рынка, позволяет обеспечивать финансовую стабильность системы в целом.