logo
Зенкина

Pr и реклама в социальных сетях.

На сегодняшний день SMO – один из наиболее эффективных инструментов продвижения в сети интернет.

SMO (Social Media Optimization) – представляет собой продвижение в социальных сетях. Данный метод продвижения обладает рядом значительных преимуществ перед традиционными инструментами, такими как SEO, контекстная и баннерная реклама, в частности:

Заинтересованность посетителей – пользователи, привлеченные на сайт средствами SMO, просматривают больше страниц нежели пользователи привлеченные традиционными инструментами.

Фокус внимания интернет аудитории все больше смещается в сторону блогосферы и социальных сетей, эти средства, которые уже называют New Media, дают новые возможности продвижения и PR, которые недоступны ни одному другому виду рекламы, причем позволяют привлечь узконаправленную целевую аудиторию потенциальных покупателей и заинтересованных лиц.

Реклама в социальных сетях отличается тем, что нужная информация ненавязчивым образом доводится до целевой аудитории. В результате она воспринимается читателями позитивно, без раздражения, как в случае многих других видов рекламы. Тематический блог и группа в социальной сети – это уникальное место, где можно без труда получить обратную связь, правильно расставить акценты в публичной информации о компании и быстро использовать случайный информационный повод для продвижения бренда. То есть, это тонкий инструмент рекламы, хорошо работающий в умелых руках.

Для рекламодателей социальные сети предоставляют уникальные возможности непосредственного контакта с потребителями. Ежедневно миллионы пользователей ведут беседы о компаниях, их товарах и услугах, делясь своим мнением и впечатлениями. В результате отдельно взятый участник сетевого сообщества может испортить (или наоборот улучшить) репутацию компании с многомиллионным оборотом.

Рост рекламы в социальных сетях ведёт к перетягиванию бюджетов. Столь популярные площадки для размещения рекламы, как поисковые сети, веб-сайты крупных газет и журналов, интернет-СМИ, теперь вынуждены сокращать рекламные бюджеты или подстраиваться под реалии Web 2.0, оптимизируя свои сайты под функционал социальных медиа

Для начала дадим определение термину «социальная сеть».

Социальная сеть – это социальная структура, состоящая из узлов (обычно это лица или организации) которые связаны одним или более типами взаимозависимости, такими, как ценности, взгляды, мнения, идеи, дружба, финансовые взаимоотношения, конфликты, торговля и так далее.

Буквально за 5 лет социальные сети и сообщества (Facebook, Twitter, Vkontakte и другие) стали местом для общения миллионов людей. Места скопления пользователей всегда вызывают интерес у тех, кто занимается бизнесом, создает сайты или продвигает услуги клиентов в интернете. В связи с этим раскрутка и продвижение в социальных сетях начала “набирать обороты”.

Продвижением в соцсетях пользуются самые различные компании, известные бренды, продвигая свои товары и услуги. Это эффективно по нескольким причинам:

1) Социальные сети имеют просто огромную аудиторию, в которой обязательно найдется целевой сегмент, интересный той или иной компании, фирме или организации.

2) Пользователи соц.сетей тесно связаны друг с другом: новости, друзья, статусы, картинки, видео, фотографии. Все это объединяет их на одном сайте. Пользователи делятся информацией со своими друзьями, а те в свою очередь могут поделиться со своими. Таким образом при продвижении в социальных медиа возникает эффект вирусного маркетинга, который, как известно, может иметь потрясающую эффективность.

3) Продвинуть товар или услугу в соц.сетях можно намного быстрее, нежели это осуществлять стандартными методами, например SEO (раскрутка в поисковых системах). Для этого даже нет необходимости иметь свой собственный веб-проект. Другими словами, социальное продвижение – это довольно легкий и быстрый способ заявить о себе в интернете.

4) Возможность бесплатного продвижения в социальных сетях привлекает к этому методу блоггеров и вебмастеров, которые создают и ведут некоммерческие проекты.

5) Коммуникация с пользователями осуществляется через удобные, понятные и привычные всем интерфейсы соцсетей. Нет необходимости разрабатывать свои варианты или общаться с заинтересованными людьми через почту, ICQ и так далее.

Теперь перейдем непосредственно к методам продвижения в социальных сетях. Выделяют бесплатные и платные методы.

К бесплатным методам относятся:

1) Группы или сообщества. Это самый распространенный вид. Большинство “социалок” предоставляют возможность создать сообщество по интересам. В основном, это функция бесплатна. В такие группы можно приглашать друзей или других участников социальной сети. Благодаря этому вы можете привлекать заинтересованных людей к своим продуктам, услугам или сайтам.

2) Публичные страницы или fan page. Публичные страницы немногим отличаются от групп.

3) Продвижение медиа-контента. В начале статьи я упоминал про вирусность соц сетей. Аудио, видео, картинки – все это замечательно продвигается в соцсетях. В медиа-контент можно вставлять адрес сайта или название бренда. Признанной площадкой для вирусного видео служит youtube.

Также выделяют платные методы продвижения в социальных сетях:

1) Таргетированная реклама. Самый распространенный способ платной рекламы в социальных сетях. Наверняка вы видели объявления небольшого размера в своих аккаунтах. Один из таких находится слева на картинке. Так вот, это таргетированная реклама, то есть направленная на определенную группу людей. Можно показывать рекламу пользователям с определенной страны, города, улицы, с определенным интересами, возрастом и так далее. Таким образом, вы влияете на людей, которым, скорее всего, ваша реклама “будет по вкусу”.

2) Реклама в приложениях. В социалках существует огромное множество приложений. Это и игры, и полезные программы для создания аватаров, картинок и так далее. Продвигаться в социальных сетях можно, используя приложения. Его можно разработать или выступить спонсором. Популярные приложения имеют несколько миллионов пользователей.

3) Конкурсы. Можно активизировать вашу целевую аудитории в соц сети благодаря какой-нибудь акции, конкурсу или скидкам. Пользователи любят такие вещи и благоприятно на них реагируют. Вокруг грамотных конкурсов с хорошими призами собирается множество людей.

Таким образом, продвижение в социальных сетях является мощным стимулом в увеличении продаж и формировании устойчивого спроса на продукт, услугу, а так же лояльности, приверженности к определенному бренду в социальных медиа.

ПРиСО.

  1. Структурные уровни, формы, аспекты проявления общественного мнения.

  2. Специфика качественного и количественного измерения общественного мнения.

  3. Технологии управления общественным мнением.

Основы интегрированных коммуникаций

  1. PR: происхождение, онтологические характеристики, функции.

PR: происхождение

Лекция М.Н.Бычковой 18.02.2009

Public relations (англ. – связи с общественностью)

Впервые данный термин был употреблен третьим президентом США Т.Джефферсоном в 1807 году. Он вошел в мировую историю т.к. был автором документа декларации независимости США – первого документа в мире, где были гарантированы права человека.

Т.Джефферсон употребил термин PR понимая под этим наращивание усилий политических институтов Америки (правительство, конгресс, избирательная система) для создания климата доверия в национальном масштабе.

До конца 19 века термин PR не был в употреблении в современном значении. И только на границе 19-20 веков стал появляться в коннотации в современной трактовке.

В 1975 году международный фонд образования и исследования в области PR проводит широкомасштабное исследование, включающее анализ практики и теории PR и насчитывает более 500 определений PR.

Для того чтобы понять роль и значение PR в современном обществе, необходимо проанализировать его исторические истоки.

Существует две наиболее популярные точки зрения на вопрос о происхождении PR

  1. Представители считают, что PR берет начало в глубине веков, что уже первые библейские тексты ветхого завета являлись прообразами PR- текста, они полагают, что уже в античные времена древние философы, государственные деятели учитывали общественные мнения, писали о их важности для государственного устройства. Считается, что зачатки PR можно встретить уже в древней поэзии Греции и Рима. Ораторское искусство Аристотеля, Платона, Цицерона ( их речи – обращения к сенату, гражданам Рима) – все это образцы формирования общественного мнения

  2. Современная трактовка происхождения PR.

PR – феномен, который возможен только при наличии в обществе определенного ряда политических, социально экономических и культурно-исторических условий (научно-технический прогресс), развитое производство, наличие демократических свобод, потребность в массовой коммуникации. Все эти условия были сформированы к концу 18- началу 19 веков в США, принято считать, что США – родина PR, именно здесь PR оформился как самостоятельная деятельность. Все самое новое и передовое в области связей с общественностью возникает именно в Америке, т.е. PR – феномен нового времени.

Онтологические характеристики.

М.А.Шишкина и лекция М.Н.Бычковой

Онтология – (греч. Ontos – сущее)- раздел филососфии, учение о бытие, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерность.

Отвечая на вопрос «что такое пиар?» М.А.Шишкина полагает, что для ответа на вопрос об онтологическом статусе PR, необходимо прежде всего выяснить нет ли каких закономерностей, общих признаков и связей, которые определяют существующие определения PR.

Проанализировав более 500 определений PR Шишкина, выбрав базовые слова, приходит к выводу о том, что у них есть нечто общее: наука, искусство, усилие, вид деятельности, функция управления и т.д.

Т.о. Шишкина приходит к выводу о том, что общее у всех определений – деятельная основа, т.е. онтологический статус PR – это деятельность. И отвечая на вопрос «Что это такое?» Шишкина говорит: «PR – это деятельность»

Подробней об онтологическом статусе можно прочитать в книге М.Шишкиной в разделе 1.2.1 понятийный аппарат паблик рилейшнз.

Функции PR

по работе М.А.Шишкиной

. Для нача­ла разделим функции на гносеологические и социо­логические. Первые характеризуют PR как явление, способное отражать природную и социальную реаль­ность, а также объекты идеальной природы. Социоло­гические функции связаны со способами включения изучаемого объекта в социальную систему, его роля­ми как социального института во взаимодействии с другими институтами и социальными действиями как духовно-практического образования. Если гносеоло­гические функции проистекают из возможностей PR отражать разного рода объекты, затрагивающие обще­ственные, публичные интересы, то социологические определяются его объективацией в системе обществен­ных отношений ( в частности, социальные роли и стан­дартизованные, нормативно определяемые соци­альные действия PR).

Каждая группа этих функций представляет собой комплексное образование, имеющее свою внутреннюю структуру.

Гносеологические функции разделяются на фун­кцию конструирования публичного дискурса и позна­вательную функцию.

Функция конструирования публичного дискурса— это ведущая гносеологическая функция PR. В ее ком­петенцию входит производство исходного или транс­формация существующего представления целевой об­щественности о некотором предмете. Посредством этой функции происходит выражение заинтересован­но-ценностного отношения базисного субъекта PR к какой-либо проблеме социальной действительности, ее актуализация и формирование необходимого для базисного субъекта пространства дискурса. Посредством этой функции базисный субъект PR (разумеет­ся, с помощью субъекта технологического) позицио­нирует себя в публичной сфере, выражает свое отно­шение к тем или иным решениям, лидерам, действиям, событиям и другим компонентам этой сферы. Таким образом, базисный субъект PR, с одной стороны, соот­носит себя со знаковыми элементами публичной сре­ды и позволяет реципиенту оценочного PR-сообще­ния идентифицировать реальные или мнимые (желаемые, целевые) социальные позиции субъекта. С другой стороны, этот субъект может использовать фун­кцию конструирования публичного дискурса, для того чтобы позиционировать в публичном пространстве кого-либо другого. Так, лидер крупной политической партии, отмежевавшись от небольшой группы своих бывших сторонников, может преследовать цель «пе­репозиционировать» в массовом сознании не столько собственную личность (имидж), сколько своих быв­ших коллег.

Смысл познавательной функции PR состоит в том, что он способен выступать в качестве источника, сред­ства и способа социального познания. В условиях огра­ниченного доступа к первичной информации (что мо­жет быть связано с действием самых разнообразных факторов — от географической удаленности места со­бытия до секретности объекта) значимость информа­ции, предоставляемой обществу субъектами PR, воз­растает. PR-коммуникация оказывается единственным каналом, по которому возможно оперативно получить информацию о каком-либо событии. Примером тако­го рода информационной монополии может служить кризисный PR, всегда подразумевающий ограничение информационных потоков и эффективный контроль со­держания информации, предоставляемой для СМИ. Другой пример — специально организуемые «утечки» информации из всякого рода закрытых структур (пра­вительства, бизнеса, военных и т.д.). В этой связи нельзя не обратить внимание на чрезвычайную важ­ность корректной декодировки информации, поступа­ющей по PR-каналам. Хотя специалисты по связям с общественностью и декларируют всеми доступными способами свою объективность, как правило любая PR-информация тщательно выверена и закодирована в наиболее выгодной для субъекта форме. Для этих це­лей иногда используется специальный язык, значение которого может существенно отличаться от обыден­ного понимания. Например, публичное использование таких устоявшихся оборотов, как «самолет ушел в сто­рону моря» или «президент работает с документами», зачастую означает признание того, что самолет был сбит, а президент заболел.

Социологические функции можно разделить на три основные группы: первая — адаптирующие, вто­рая — функции культурной трансформации, третья — функции социорегуляции.

В первую группу включены социальные роли, выполняемые PR при воздействии на индивидуальные и групповые субъекты, для формирования их соци­альных качеств, привития им общественных норм и правил. Это функции, которые помогают субъектам адаптироваться в соответствующей среде. Доминан­той этой группы выступает воспитательная (коррек­тирующая) функция. Реализуя ее, PR участвует в про­цессе оперативной адаптации социализированного субъекта к изменяющимся условиям его существова­ния посредством коррекции его интересов, ценностей, установок, стратегий поведения и повседневных прак­тик. PR относится к «мягким» инструментам социаль­ного воспитания, примерами могут служить публич­ные акции, направленные на призыв к здоровому образу жизни, отказу от курения или спиртного, к за­щите окружающей среды и т.д. В данном случае, «мяг­кое» воспитательное воздействие средствами публич­ной коммуникации часто оказывается более эффективным, чем применение «жестких» инструмен­тов — норм права, административного или уголовно­го преследования. Реализуется воспитательная функ­ция PR и в ходе акций, направленных на повышение электоральной активности («Голосуй или проигра­ешь!») или изменение потребительского поведения («Покупай российское!»). Характерным примером ре­ализации воспитательной функции PR являются цер­ковные проповеди.

Деятельность церкви показывает возможности еще одной адаптирующей функции PR — функции социализации, сущность которой заключается в приоб­ретении индивидом социальных свойств и качеств, усвоения им социальных норм. Социализирующая функция PR может реализовываться как целенаправ­ленно, по воле субъекта PR, так и помимо нее. В пер­вом случае мы имеем дело с PR-акциями, кампаниями и другой деятельностью, ориентированной на целе­вые группы, например программы полового воспитания и пропаганды безопасного секса в среде подрост­ков. Во втором речь идет о социализирующем i воздействии современных коммуникаций, существен­ным элементом которых выступает PR. Такое воздей­ствие является побочным эффектом функционирова­ния публичной среды, и его возможные результаты пока не прогнозируются и не принимаются в расчет субъектами коммуникации.

Функция культурной трансформации заключает­ся в способности PR выступать в качестве одного из механизмов изменения социальных норм, ценностей, традиций, ритуалов и других компонентов культуры. Как и функция социализации, эта специфическая роль PR может реализовываться как в явной (целенаправ­ленной), так и латентной (в виде побочного эффекта) форме. Классическим примером первой может служить самоличное публичное обрезание боярских бород рос­сийским императором Петром I, стремившимся к вестернизации отечественного культурного пространства. В советский период также предпринимались многочис­ленные акции и кампании такого рода, как, напри­мер, «комсомольские», «безалкогольные» и т.п. свадь­бы, «октябрины» (попытка внедрить революционную альтернативу крестинам), акции, направленные на эмансипацию и включение в публичную жизнь жен­щин (увенчавшиеся успехом в русскоязычных регио­нах и натолкнувшиеся на сильное сопротивление в республиках Средней Азии) и т.д. Удачным примером культурной трансформации является рекламная кам­пания «Пепси-Колы» («Новое поколение выбирает Pepsi»). Однако не менее значительно и латентное вли­яние PR на эти процессы. Так, многие западные про­граммы, посвященные профилактике СПИДа и актив­но использующие PR-инструментарий встречают сопротивление российской общественности потому, что их побочным эффектом является трансформация норм поведения и нравственных устоев общества.

Группу социорегулятивных функций составляют компоненты, позволяющие связям с общественностью выступать в качестве активного участника социально-политических и управленческих процессов. Именно здесь наиболее ярко проявляются институциональные аспекты PR. Содержательно-деятельностный крите­рий позволяет разделить этот блок функций на три составляющих: информационная функция, целеполагающая функция и группа управленческих функций.

Информационная функция PR заключается в том,

что он выступает в роли источника социальной инфор­мации для субъектов публичного пространства. Как уже говорилось, эта информация является не только чрезвычайно важной, но в ряде случаев и единственно доступной. PR-коммуникации всегда содержат в себе информацию двух типов: первый — это информация непосредственно о предмете, которому посвящен ком­муникативный акт, т.е. информация, характеризующая базисный субъект PR, второй—это информация о тех­нологическом субъекте PR, о его реакции и социаль­ной позиции. Если информация первого типа обычно тщательно контролируется субъектом PR, то второй информационный поток существует в силу самой при­роды коммуникативного акта, и его анализ может быть чрезвычайно полезен для получения объективной кар­тины. Поэтому информационная функция использу­ется не только непосредственными адресатами PR-kom-муникации, но и специализированными агентами информационного пространства. Например, в ходе избирательной кампании первостепенное значение придается анализу PR-акций других кандидатов (кон­курентов).

Посредством функции социального целеполагания исследуемый феномен участвует в формировании со­держательной стороны политики и управления. В дан­ном случае речь идет о PR-мероприятиях, целевым объектом которых выступают люди, участвующие в процессе подготовки и принятия решений. Именно им может быть адресован PR идей, мнений или уже подготовленных кем-либо решений. Так представите­ли «зеленого» движения, сторонники запрета абортов, противники бойцовых собак и подобные группы сис­тематически «атакуют» представителей власти, доби­ваясь от них принятия соответствующих решений и законодательных актов, при этом апеллируя, как правило, к мнению общественности (хотя далеко не все­гда они выражают его адекватно).

Группа управленческих функций состоит из регулятивной, консультативной, директивной, кон­трольной, защитной и номенклатурной функций. Дан­ная группа обеспечивает практическое участие иссле­дуемого PR в процессе социального управления.

Регулятивная функция оказывает «мягкое» воз­действие на характер отношений между социальными субъектами, среди которых отдельные индивиды, об­щности и социальные институты. Кроме того, PR уча­ствует в регуляции экономических, политических, со­циальных и других видов общественных отношений. Механизм регулятивной функции PR строится на пуб­личной апелляции к интересам общества и государ­ства, общепризнанным нормам и ценностям, а также на публичной обструкции их нарушителей. Регуля­тивная функция реализуется как самостоятельно, так и через специфические или отраслевые функции — директивную, контрольную, защитную, консультатив­ную. Последние конкретизируют отдельные стороны общей регулятивной функции.

Консультативная функция заключается в том, что PR-коммуникации могут выступать ориентиром для субъектов управления различного уровня. Так, PR может выражать мнение определенных групп, в боль­шей или меньшей степени претендующих на роль об­щественности. Такие группы могут не иметь возмож­ности непосредственного влияния на процесс принятия политических решений, однако они вправе публично представлять свою позицию. В этом случае органы власти могут учитывать ее как одно из прояв­лений общественного мнения. Не лишним будет от­метить, что подобное PR-давление может быть непро­порционально весу данного конкретного мнения в общей структуре общественного мнения и определять­ся, скорее, ресурсами его организаторов. Консульта­тивная функция PR может реализовываться и в русле нисходящей управленческой коммуникации. Речь идет о тех аспектах, непосредственное управление которы­ми невозможно либо в конкретной ситуации нежела­тельно. Так, федеральная власть, которой не под силу победить коррупцию в стране, может периодически прибегать к показательным акциям по разоблачению и примерному наказанию взяточников, «подсказывая» таким образом чиновнику нормативную линию пове­дения. Аналогичным образом власть может воздей­ствовать и на субъекты хозяйственной деятельности: соответствующие PR-акции могут способствовать сбо­ру налогов, сокращению вывоза капитала за рубеж, росту инвестиций в социально важные секторы и виды бизнеса и т.д.

Контрольная функция PR реализуется посред­ством угрозы публичного разоблачения девиантных проявлений в социальной системе. Иногда этого ока­зывается достаточно для пресечения действий, нару­шающих правовые и этические нормы. Так, сложив­шаяся в развитых демократиях Запада практика не позволяет занимать государственную должность чело­веку, против которого публично выдвинуты обоснован­ные обвинения. В других ситуациях PR такого содер­жания может служить стимулом к соответствующим действиям органов власти. Выделяется два типа кон­трольной функции: в первом публичному контролю может быть подвергнута деятельность институцио­нальных субъектов управленческих отношений, во вто­ром объектом контроля могут быть конкретные инди­виды, персонифицирующие эти институты, — народ­ные представители, депутаты или различного рода чиновники. В целом механизм контрольной функции PR сводится к формированию и манифестации обще­ственного мнения, о котором Д.Гавра пишет: «Харак­тер контроля общественного мнения, разумеется, не жесткий. Он, как и при реализации большинства дру­гих функций, имеет форму общественного, морально­го надзора. Но от этого его эффективность не стано­вится менее существенной. От пристального ока об­щественности политику, который вынужден быть постоянно на виду, практически некуда скрыться. Оно контролирует его не только когда он, как говорится, „на службе", „при исполнении", но и в свободное вре­мя, в личной жизни, в быту. Множество политических и административных карьер рухнуло только из-за того, что общественное мнение в своей контрольной функ­ции заметило какие-либо пятна на мундире соответ­ствующих деятелей и отказало им в доверии»62. Так, «Уотергейт», следствием которого стала отставка Р. Ник­сона, а также скандал, вызванный сексуальными «при­ключениями» Б. Клинтона, разразились благодаря ак­тивным целенаправленным PR-действиям определен­ных групп людей, заинтересованных в этом.

Защитная функция PR реализуется похожим об­разом, но имеет обратный вектор. В данном случае достоянием публичного пространства становятся ар­гументы, способные ограничить возможности пре­следования отдельных лиц или институциональных образований. При этом субъект PR либо апеллирует к общественному мнению, либо (если это мнение уже сложилось в его пользу) всеми силами представляет его публике. Примером реализации защитной функции PR может служить, на наш взгляд, экстренная гос­питализация в 1997 году экс-мэра Санкт-Петербур­га А. Собчака в ситуации возникновения угрозы ареста. Максимально широкое информирование о сер­дечном приступе, оценка события влиятельными и социально значимыми персонами сформировали в об­щественном мнении позицию негодования против преследования больного человека. Тем самым про­блема реальных или мнимых преступлений А.Собча­ка отошла на второй план. Другим фактом «защитно­го» PR могут служить публикации о военнослужащем А. Сакалаускасе, совершившем в 1987 году на почве неуставных отношений убийство нескольких сослу­живцев. Судебная практика тех лет свидетельствует о том, что, если бы история литовского парня не стала благодаря журналистам достоянием широкой обще­ственности, исходом закрытого судебного разбиратель­ства мог быть смертный приговор.

Предписывающая (директивная) функция заклю­чается в выполнении PR роли прямого субъекта власт­ных отношений, когда механизмы паблик рилейшнз направлены на отдачу « распоряжений» формальным институтам власти и управления, указания им путей и способов ведения политики и решения конкретных проблем. В известном смысле эта функция означает вырождение PR как элемента публичного дискурса, и ее реализация возможна только в случае обретения полномочий, противоречащих его социальной сущно­сти. На практике подобное нередко происходит в «же­стких» системах, где все инструменты публичной ком­муникации (включая и квази-PR) подконтрольны власти и служат обеспечению ее интересов. В такой системе любая публичная инициатива рассматривает­ся как манифестация воли государства и будет приня­та к исполнению независимо от того, подтверждена ли она формальным решением или нет. Достаточно вспомнить, что репрессии советского режима в отно­шении Б. Пастернака не были связаны с каким-либо формальным преследованием со стороны государства. Фактически это была тщательно отработанная квази- PR-кампания по дискредитации неугодного писателя, повлекшая его исключение из Союза писателей (об­щественной организации) и публичную изоляцию, Весьма характерным примером восприимчивости то­талитарного общества к публичным импульсам тако­го рода стала реакция советской общественности на статью Н. Андреевой «Не могу поступиться принци­пами» в 1988 году. Многие представители элиты пер­воначально восприняли ее как «руководство к дей­ствию» — неформальную директиву власти, которую следует не обсуждать, а исполнять.

Номенклатурная функция PR — это его роль в формировании политической и управленческой номен­клатуры, т.е. персонального состава соответствующих элит. В этой функции связи с общественностью спо­собствуют поиску, селекции, кадровой мобильности конкретных персоналий в политической и управлен­ческой сфере. Эта же функция отвечает за их замену, уход с политической арены. С одной стороны, номен­клатурная функция PR тесно связана с контрольной и защитной. Однако в данном контексте цели PR иные — они состоят в публичном продвижении либо препятствовании продвижению определенной персоны. Данная функция может реализовываться как целенаправлен­но, так и латентно. В последнем случае как раз и име­ет место дополнительный эффект контрольной, защит­ной, консультативной и других функций. Что касается целенаправленного персонального PR, то вряд ли воз­можно оценить масштабы кадровых просчетов, связан­ные с тем, что потенциальные назначенцы так же раз­личаются в подходах к собственному публичному имиджу,как их оппоненты–в силе своей аргументации.

Схема базисной структуры функций PR приведена на рис. 6.

Переходя к рассмотрению дополнительных видов функциональной структуры, выделим, во-первых, объектную структуру функций PR. При ее построе­нии мы используем предложенный Д. Гаврой критерий характера объекта, на который PR воздействует посред­ством своих функций63. Существуют два основных типа объектов воздействия PR: индивиды и соци­альные группы, а также социальные институты. Та­ким образом, мы предлагаем выделить институцио­нальную и не институциональную объектные группы функций.

Неинституциональные функции воплощают те социальные роли, в которых выступает PR, воздействуя на индивидов и группы. Из рассмотренных выше к неинституциональным могут быть отнесены функции гносеологической группы, а также адаптирующие, информационная, регулятивная, директивная и конт­рольная из функций социологической группы. Институциональный компонент объектной структуры функций PR — это те функции, которые он выполняет по отношению к социальным, политическим, экономическим и прочим институтам.

Институциональными мо­гут быть признаны оценочная, информационная, регулятивная, контрольная, директивная, целеполагающая, защитная, консультативная, номен­клатурная функции. Особенностью объектной струк­туры является множественное позиционирование в ней некоторых функций. Например, информационная фун­кция PR может быть реализована как в отношении не­ институциональных, так и в отношении институцио­нальных объектов. То же самое относится и к ряду других перечисленных функций.

Представленный выше набор базисных функций не является исчерпывающим для объектной структу­ры. Примером дополнительной (не относящейся к чис­лу базисных) институциональной функции PR являет­ся функция легитимации. Ее содержание состоит в придании законного (более точно — законодательно закрепленного и поддержанного общественностью) статуса различным институтам и в их конституировании. Данная функция может реализоваться в ходе под­готовки референдумов, выборов, плебисцитов и дру­гих процедур, связанных с голосованием, а также и посредством формирования вокруг существующего института благоприятного публичного климата. Этот климат способствует моральному одобрению и вос­приятию в качестве законного какого-либо объекта, в том числе и не узаконенного формально.

Второй дополнительной функциональной струк­турой PR является предметная структура Принцип ее конструирования основывается на существовании PR в принципиально различных сферах. В каждой из них он ориентирован на выполнение определенных ролей, возможно, неприменимых или бессодержатель­ных в иных, смежных сферах. Данный тезис не озна­чает, что связи с общественностью представляются нам как набор технологий, применяемых в разных сферах жизни и не имеющих между собой ничего об­щего, кроме названия. Это, конечно же, совсем не так, и сформулированное выше представление о базисных (универсальных) функциях PR, подтверждает этот вывод.

Предметный подход к структуре функций призван показать сферную специфику основных разновидно­стей PR. В соответствии с этой задачей нам необходи­мо выделить следующие четыре группы: I) экономи­ческие функции PR, реализующиеся в рамках хозяйственной системы общества (бизнес-PR); 2) по­литические функции, преимущественно связанные с функционированием политического PR; 3) специфи­ческие социальные функции, присущие PR, целена­правленно ориентированному на социальную систему; 4) внутренние функции, характерные для PR-инду­стрии как самодостаточной сферы деятельности, пре­следующей прежде всего цели собственного развития и процветания.

В качестве основы для классификации экономи­ческих функций PR мы предлагаем использовать струк­турный подход А. Хоскинга64. В соответствии с четырь­мя основными элементами корпоративной структуры мы выделяем и четыре группы экономических функ­ций PR65: 1) маркетинговые; 2) производственные; 3) финансовые; 4) кадровые («персональные»).

Маркетинговые функции PR являются ведущими среди функций данной группы. Кроме того, генети­чески именно маркетинг является «родным» полем PR- деятельности. Поэтому данная функциональная груп­па наиболее многочисленна и разнообразна. Производ­ственные и финансовые функции PR связаны с зада­чами эффективной работы производственной струк­туры предприятия и обеспечения его финансовой устойчивости. Это достигается за счет формирования благоприятного публичного климата как внутри кор­порации, так и в окружающей ее социальной среде. Наконец, кадровые («персональные») функции PR ори­ентированы на задачи максимально эффективного ис­пользования человеческого капитала.

Классифицируя политические функции PR, мы выделяем следующие основные группы: функции, свя­занные с 1) реализацией государственной власти, 2) обеспечением демократического процесса, 3) формированием политической элиты, а также фун­кции 4) выражения общественного мнения и 5) раз­ решения политических конфликтов.

Кроме того, политические функции PR в зависи­мости от сферы реализации могут подразделяться на функции внутренней и внешней политики.

В качестве основных социальных функций PR сле­дует указать на функции: 1) формирования публичной среды, 2) трансляции и трансформации культуры, 3) формирования социальных общностей, 4) социаль­ной мобилизации, 5) инновационную, 6) компенсации.

Отметим, что социальные функции PR чаще дру­гих реализуются латентно, в качестве дополнительно­ го или побочного PR-эффекта. Поэтому применительно к данной группе целесообразно ввести дополнительную классификацию: функции социально­го PR (который представляет собой целенаправленную деятельность по реализации социальных функций PR) и социальные протофункции PR (которые реализуют­ся латентно).

Внутренние функции PR могут быть разделены на две группы — технологические и собственного про­движения. Технологические функции PR связаны с инструментарием данного вида деятельности. Основ­ными технологическими функциями PR являются:

1) исследовательская, 2)информационная, 3)анали­тическая, 4)прогностическая, 5) планирования, 6) организационная, 7) консультативная, 8)методи­ческая, 9)педагогическая, 10)массовой коммуникации, 11)специализированной коммуникации, 12) создания имиджа.

Функции собственного продвижения обращены к целям развития, рыночного роста и укрепления со­циальных позиций PR как специфического вида дея­тельности. Они подразделяются на две группы — фун­кции мезо- и микропродвижения. Первые ориентированы на продвижение PR как особой отрас­ли и вида деятельности, вторые — на продвижение от­дельных технологических субъектов PR.

Что касается функций собственного микропро­движения, то к их числу могут быть отнесены практи­чески все экономические функции (поскольку техно­логический субъект PR выступает в данном случае как субъект экономической системы), а также все или часть политических и социальных функций в зависимости от специфики отраслевого позиционирования техно­логического субъекта PR.

Основными функциями собственного мезопродвижения PR выступают функция 1) развития рынка PR, 2) формирования и продвижения отраслевого имиджа PR, 3) противодействия некомпетентным тех­нологическим субъектам и распространению приемов недобросовестной конкуренции на профессиональном рынке, 4) создания и поддержки отраслевого инфор­мационного пространства, развития профессиональных баз данных и иных доступных источников специ­альной информации, 5) поддержки и развития внут­риотраслевой коммуникации между технологически­ми субъектами PR, организации специализированных СМИ, проведения выставок, конференций, 6) лобби­рования интересов отрасли в структурах власти, фор­мирования благоприятного правового режима функци­онирования PR, 7) развития системы PR-образования и специализированного сегмента рынка труда, форми­рования профессионального корпуса и профессиональ­ной элиты PR, 8) научно-исследовательского обеспе­чения PR, развития фундаментальных отраслей знания, на которых базируется прикладная пиарология, 9) со­здания творческих, профессиональных, общественных и общественно-политических организаций, объединя­ющих работников и предпринимателей отрасли и/или представляющих их интересы.

Третьим видом анализируемой функциональной структуры является социосистемный (социетальный). Это особый способ членения и упорядочения функционального пространства, отличающийся от дру­гих классификационным критерием, в качестве кото­рого используется характер функциональности. Мы полностью согласны с Д.Гаврой, который пишет: «Как это показано еще Робертом Мертоном, любой элемент социальной системы не обязан с фатальной необходи­мостью способствовать ее интеграции, адаптации к среде, оптимальному существованию и развитию. Ре­альная диалектика функционализма такова, что с рав­ной вероятностью в зависимости от характера ситуа­ции, внешних и внутренних условий он (элемент системы) может быть фактором как стабилизации и вы­живания системы, так и ее дезинтеграции, деструк­ции»66. PR, как особый вид деятельности, может быть по отношению к социальной системе как функциональным, так и дисфункциональным. Этот тезис является верным и для его взаимодействия с политической сис­темой и другими подсистемами общества. В одних случаях PR социально конструктивен, например поли­тический PR, способствующий мобилизации ресурсов гражданской поддержки институтов власти или дру­гих политических институтов. Однако тот же полити­ческий PR может быть и социально деструктивным, способствующим, в частности, формированию непри­миримых оппозиций в политической системе, распро­странению антисистемных настроений и даже про­воцирующим антисистемное поведение.

Особенностью PR является еще и то, что кон­кретная деятельность в этой сфере может одновре­менно быть функциональной в отношении одного со­циального объекта и дисфункциональной в отношении другого. Примером может служить дея­тельность ведомства М. Удугова во время русско-че­ченской кампании 1994 — 1996 годов. Конкретный PR был эффективно функционален в отношении со­циально-политической системы так называемой Республики Ичкерия. Он способствовал внутрен­ней консолидации — сплочению чеченского насе­ления вокруг Д.Дудаева — и формированию бла­гоприятной внешней среды — благожелательному отношению к самопровозглашенному режиму ряда субъектов международной политики. В то же время этот PR крайне негативно отразился на состоянии российского общества, способствовал росту пора­женческих и соглашательских настроений, форми­ровал тенденции к международной изоляции России. Как подчеркивает в этой связи Д.П. Гавра, один из важнейших компонентов включения изучаемого феномена в социальную жизнь — это механизм функ­ционирования67. Посредством реализации функций и соответствующих социальных ролей, нормативно за­крепленных социальных действий какой-либо соци­альный институт (в нашем случае институт паблик рилейшнз) влияет на социальные субъекты, другие институты и отношения между ними. Критерий на­правленности и характера влияния на социальную си­стему (функциональный критерий) и положен нами в основу третьего типа классификации функций. Имен­но поэтому данный функциональный разрез назван соцосистемным, или социетальным. Это название помогает понять смысл деления функционального множества на составляющие в зависимости от типа их воздействия на устойчивость, существование и разви­тие социальной системы в целом. На основании этого функции PR делятся на две группы — эуфункщоналъные и дисфункциональные.

Эуфункции изучаемого феномена представлены такими социальными ролями, выступая в которых PR способствует стабилизации социальной системы, укреплению составляющих ее социальных связей, улучшению ее адаптации к внешней среде. Дисфунк­ции же направлены на дестабилизацию и дезинтегра­цию системы, ее разрушение.

Что касается конкретной номенклатуры функций, то ее конфигурация будет каждый раз особенной в за­висимости от объекта, ситуации, в которой осуществ­ляется данная деятельность, и ряда других факторов. Наполнение эуфункциональных и дисфункциональных блоков может меняться в широких пределах.

Функции, выделенные в рамках базисной струк­туры, например защитная, регулятивная, культурной трансформации и др., в одних случаях будут направ­лены на стабилизацию системы, а в других — в де­структивную сторону.

Мы уже столкнулись с возможностью деления исследуемого функционального пространства на явную и латентную составляющие, и четвертую структуру функций мы обозначаем как феноменологическую, т.е. отражающую степень проявления определенной социальной роли PR. Согласно Ричарду Мертону, яв­ная функция — это следствие поступка, вызванного намеренно и признанного таковым, а латентная — следствие, вызвать которое не входило в намерения действующего68. Пользуясь этой логикой применитель­но к PR, явными его функциями будем считать те, ко­торые связаны с его воздействием на целевой объект. В явных функциях PR целенаправленно увязывает определенную деятельность с конкретным объектом — корпорацией, торговой маркой, политическим лидером, институтом, хозяйственным решением и т. п.

Понимание латентных функции изучаемого фе­номена полностью соответствует мертоновскому определению69. Это такие роли PR (или стандартизи­рованные его социальные действия), которые порож­дают следствия, не входившие в намерения его субъек­та. Выступая в латентной функции, PR не «осознает» реального, истинного объекта, на который действует. Перед ним стоит лишь непосредственный объект, ис­пытывающий, возможно, влияние явных функций. Однако пространство публичного дискурса прониза­но сетью взаимных связей отдельных факторов, объек­тов, процессов, принадлежащих этому полю. Эти свя­зи, при всей их скрытости и неясности, могут быть очень сильными, прочными и однозначными. Через механизмы этих, не очевидных субъекту PR и не про­граммируемых зависимостей реализуются латентные функции нашего социального феномена. В отдельных ситуациях может срабатывать «принцип домино», ког­да вполне безобидная в своей явной функции локаль­ная PR-акция через систему латентных связей может вызвать катастрофические общесистемные потрясе­ния. Результаты, порожденные явными и латентными функциями, могут иметь даже противоположно на­правленный характер.

Таким образом, институт паблик рилейшнз спо­собен выполнять практически все функции, относи­мые различными авторами к числу теоретически воз­можных для других социальных институтов: функции социализации членов общества, регулирования их де­ятельности в рамках социальных отношений, обеспе­чения социальной интеграции и устойчивости обще­ственной жизни и др.

  1. Определение понятий «реклама» и «рекламная деятельность». Основные характеристики рекламной деятельности. Функции рекламы.

  2. Современные тенденции развития общественных связей и рекламы в России и за рубежом. Современный российский рынок PR и рекламы.

  3. Типология и структура коммуникационной кампании. Формула RACE.

  4. Основной коммуникационный "инструментарий": социальные технологии (Петербургская школа PR) и гуманитарные технологии (Московская школа PR).

  5. Классификация рекламных средств.

Виды рекламы Коммерческая (экономическая) реклама. Целью экономической рекламы становится потребитель(потенциальный покупатель), предложив товар которому, можно получить взамен от него прибыль.;

Социальная реклама — выходит за рамки экономических задач, направлена на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей: популяризация здорового образа жизни среди населения; поддержка незащищённых слоёв населения; борьба с загрязнением окружающей среды; популяризация общественных организаций и фондов, целью которых является помощь окружающим людям, в частности детям.;

Политическая реклама (в том числе предвыборная). В наше время она всё чаще выступает как средство борьбы за избирателей, за их голоса. Именно с её помощью некоторые партии и политики пытаются завоевать себе место у власти.;

Многообразие современной рекламы предусматривает десятки, а то и сотни различных способов распространения рекламных сообщений.

Итак, прямая реклама. Здесь выделяются виды:

1. реклама по почте;

2. материалы, вручаемые лично - литовки, информационные письма.

Реклама в прессе. Здесь выделяются следующие виды:

1. газетная реклама;

2. реклама в журналах;

3. реклама в отраслевых журналах;

4. реклама в справочниках и телефонных книгах;

5. реклама в фирменных бюллетенях.

Печатная реклама имеет следующие подвиды:

1. реклама в каталогах;

2. реклама на буклетах;

3. проспекты;

4. плакаты;

5. реклама на открытках, календарях, флаерах, листовках и т.д.

Так называемая экранная реклама подразделяется на:

1. реклама в кино (продакт плейсмент);

2. реклама на телевидении;

3. реклама на слайд - проекциях.

Наружная реклама включает в себя:

1. витрины с товарами;

2. рекламные щиты;

3. рекламные плакаты;

4. рекламные панно (газосветное - с надписями неподвижными или бегущими);

5. рекламные конструкции для размещения больших плакатов.

Реклама на транспорте имеет следующие подвиды:

1. рекламные сообщения на наружной поверхности транспортного средства;

2. реклама внутри транспорта (в салонах транспортных средств);

3. рекламные стенды и витрины в аэропортах, на вокзалах и т.д.

Реклама в местах продажи включает в себя:

1. вывески магазинов, планшеты;

2. витрины магазинов;

3. упаковка с фирменным логотипом магазина.

Виды рекламы

Традиционно выделяются восемь видов рекламы.

1. Реклама конкретной торговой марки. Данный вид рекламы можно назвать преобладающим в ряду визуальной рекламы. Подобная реклама нацелена в первую очередь на узнавание бренда и определенной торговой марки.

2. Рознично - торговая реклама. Подобный вид рекламы нацелен на стимулирование продаж посредством привлечения покупателей к конкретной торговой точке или предприятию. Включается в себя чаще всего информирование о месте расположения и условиях продажи конкретных товаров и услуг.

3. Корпоративная реклама – подобный вид рекламы редко содержит рекламную информацию, заключается в склонении определенного сегмента покупателей к точке зрения компании.

4. Справочно-адресная реклама. Это одна из разновидностей рознично - торговой рекламы. Ее смысл заключается в предоставлении большого количества информации сразу нескольким группам потребителей.

5. Реклама с наличием обратной связи. Данный вид подразумевает обмен информацией с потенциальными покупателями товара или услуги. Частая форма подобной рекламы - почтовые сообщения по конкретным адресатам, которые могут быть потенциальными покупателями (к примеру, каталоги по почте).

6. Политическая реклама. Включает в себя формирование позитивного имиджа политического деятеля в глазах избирателей. Это один из самых заметных, дорогостоящих и действенных типов рекламы.

7. Социальная реклама - ориентирована на аудиторию, объединенную по социальным признакам - подростки, пенсионеры, матери- одиночки и т.д.

8. Бизнес-реклама – вид рекламы, ориентированный на узкий круг профессионалов, предназначена для распространения рекламных сообщений среди групп населения, объединенных по общим признакам. Чаще всего распространяется при помощи специализированных изданий.

http://www.adhard.ru/page-al-advclassification.html http://www.reklasite.ru/articles/osnovy_reklamy.html