13.3. Этапы консалтинговой деятельности в рекламе
Консалтинговый процесс в рекламе, или консультирование в этой сфере хозяйствования. Представляет собой совместную работу консультанта и клиента для решения комплекса рекламных проблем по повышению эффективности рекламной деятельности, оказания помощи в выработке алгоритма решения определенной конкретной задачи в рекламной практике, исправления неблагоприятной ситуации, усовершенствования и модернизации рекламного обеспечения, а также решения задач созидания и внедрения инноваций в рекламе.
Этапы консалтинговой деятельности. Как и в других видах Консалтинга, в рекламе можно выделить следующие этапы: предварительный этап, или подготовка; разработка методологии; диагностирование; составление программы и плана действий; выработка рекомендаций и предоставление их клиенту; реализация рекомендаций; контроль и реализация обратной связи; завершение консалтинговой деятельности.
Следует иметь в виду, что в практике рекламной и консалтинговой деятельности последовательность, или очередность, этапов может смещаться, некоторые этапы могут реализовываться одновременно, обратная связь реально осуществляется в процессе всех этапов консультирования. Однако методологически правильно рассмотреть отдельные этапы консалтинга в рекламе для более глубокого и четкого уяснения этого сложного процесса, являющегося одновременно наукой, искусством и практикой хозяйствования.
Предварительный этап, или подготовка, включает:
1) обеспечение коммуникативного процесса консультирующей организацией с представителями целевых рыночных сегментов для привлечения возможных клиентов. В это время через СМИ и другими способами распространяется информация о направлениях и особенностях деятельности консультирую-
309
щей организации, рекламируются ее успехи и качество работы специалистов;
2) начальный период контактов, который сводится к первым контактам с клиентами. В это время выясняются потребности клиента в рекламном обеспечении, уясняется суть проблемы, определяется круг задач и необходимых ресурсов, требуемых для их решения. Проводятся переговоры в соответствии с условиями контракта по оказанию консультативных услуг. В процессе переговоров полезно привести примеры успешной деятельности консультирующей организации, осмотреть конкретные рекламные объекты организаций, которые ранее пользовались услугами консультантов;
3) предварительная диагностика проблемы — сводится к обсуждению проблемы в целом и выявлению основных направлений и подходов к ее решению;
4) подготовка наиболее общих предложений клиенту о порядке совместной работы и вариантах разрешения проблемной ситуации;
5) составление предварительного плана по совместной деятельности в процессе консультирования;
6) итерация или последовательное, поэтапное приближение к согласию по окончательной форме контракта на предоставление консультационных услуг;
7) выбор наиболее приемлемого способа совместных действий и подписание контракта на консультирование.
Разработка методологии сводится к определению набора методов, методик и конкретного инструментария для проведения консультационных работ по сути решаемой проблемы.
Диагностирование представляет собой:
1) анализ и синтез. В этом процессе широко применяется первичная и другие виды информации для выявления отклонений от общих позитивных тенденций рекламной деятельности;
2) в прогностическом анализе индивидуальные отклонения негативного характера должны быть полностью или частично устранены или нивелированы;
3) детальное и углубленное изучение проблемы. При диагностике объект расчленяется в статике и в пространственно-поэлементном разрезе. Детальный анализ имеет в своей ос-
310
нове такие методы, как детализация, декомпозиция, элиминирование, и направлен на проникновение вглубь явления; расчленяет его на простейшие составляющие, изменение которых поддается конкретному воздействию. Если результаты прогностического и диагностического анализов ограничиваются качественными оценками и логическими заключениями, то выводы детального анализа всегда количественно определенны;
4) факторный анализ или выявление необходимых факторов успешной рекламной деятельности. Каждый организационно-экономический и творческий процесс формируется под влиянием множества факторов. В ряде случаев учесть их полностью невозможно, тогда из них выбираются решающие или доминирующие. Наибольший интерес представляет исследование устойчивых факторов, хотя в последнее время все большее внимание уделяется факторам неопределенности и риска;
5) рассматривая явление как функцию от ряда более простых элементов, факторов, необходимо представить механизм управления им. С этой целью используется метод подстановки, который позволяет последовательно изучить влияние на объект всех факторов, под воздействием которых сформировалось его нынешнее состояние, определить, как под влиянием каждого из факторов может изменяться явление, каким образом можно добиться требуемого позитивного эффекта. Использование приема подстановок всегда сопровождается элиминированием факторов. При этом каждый фактор последовательно рассматривается как переменный при закреплении на постоянном уровне всех остальных.
Составление программы и плана действий предусматривает, на основе оценки и выбора из набора альтернативных решений окончательного варианта, разработку программы действий по решению конкретной проблемы. Затем путем детализации и конкретизации по срокам, исполнителям и ресурсам отдельных положений программы составляется план, учитывающий стратегический и тактические подходы к решению проблемы рекламы, при необходимости в увязке с маркетинговыми, производственными и организационно-управленческими составляющими.
311
Выработка рекомендаций и предоставление их клиенту.
На основе разработанного плана консультантом готовятся конкретные рекомендации по проблеме рекламы, которые должны иметь детальный, адресный, объективный, доступно изложенный и всеобъемлющий характер. Клиенту они предоставляются в удобной для него форме, при использовании необходимых, заранее оговоренных макетов, средств коммуникации и носителей информации.
Реализация рекомендаций сводится к участию консультирующей стороны в реализации намеченных действий в практике рекламной деятельности. При этом оказывается помощь в осуществлении предложений, при необходимости проводится консультирование работников со стороны клиента на месте, а также обучение персонала рекламных и маркетинговых служб.
Контроль и реализация обратной связи сводятся к корректировке предложений, участию консультирующей стороны в процессе контроля, исследованию общественного мнения и запросов потребителей по рекламному обеспечению деятельности предприятия, доведению результатов этих исследований до высших менеджеров предприятия и его рекламной и маркетинговой службы.
Завершение консалтинговой деятельности в рекламном обеспечении представляет собой согласованный по объему проведенных работ, по срокам, обязательствам и результатам этап завершения консалтинговых операций. Он предусматривает взаимосогласованную оценку деятельности, полный расчет по обязательствам, возможное планирование будущих совместных действий и уход консультанта.
Все эти этапы требуют глубокой и всесторонней подготовки, тщательного планирования и последующего анализа. Любое упущение в одном из этапов консалтинговой деятельности может привести к ее срыву в целом, к невозможности качественно выполнить все условия контракта в комплексе, в конечном итоге — к потере клиента со стороны консультантов-специалистов по рекламе, и напротив, глубокому разочарованию в консалтинге и внешнем аудите со стороны потребителей консультационных услуг.
312
- Isbn 978-5-282-02683-2
- Глава 17 «Институциональный фактор в рекламе» данного учебного пособия написана совместно с доктором экономических наук профессором Гусаровой л.Ф.
- Глава 1
- 1.3. Реклама как явление общественной жизни
- Глава 2 история рекламного дела в россии
- 2.3. Советский период рекламной деятельности
- 2.4. Современная российская реклама
- Глава 3
- 3.1. Понятие, субъекты и объекты рекламы, ее правила, концепции и цели, жанры
- 3.2. Основные составляющие рекламного процесса, функции, роли и методы рекламы
- Глава 4 регулирование рекламной деятельности
- Глава 5 реклама в системе маркетинга
- 5.1. Маркетинг и его взаимосвязь с рекламой
- 5.2. Типология маркетинговых стратегий во взаимосвязи с рекламой
- 5.3. Рекламное оформление интерьера и экстерьера организации, влияние моды на рекламу
- Глава 6
- 6.1. Содержание маркетинговых исследований
- 6.2. Маркетинговая информация в рекламных исследованиях
- 6.3. Этапы маркетинговых исследований в рекламной деятельности
- 6.4. План маркетингового исследования
- 6.5. Типы маркетинговых исследований в рекламе
- 6.6. Анкетирование в маркетинге и рекламе Анкета — важное орудие маркетингового исследования.
- 6.7. Маркетинговое решение в рекламной деятельности
- 6.8. Мотивационный анализ в рекламе
- Глава 7
- 7.1. История товарного знака
- 7.2. Правовая охрана товарного знака
- 7.3. Понятия, виды и функции товарных знаков
- 7.4.Основания для отказа в регистрации товарных знаков
- 7.6. Использование товарного знака
- Глава 8 выставки и ярмарки
- 8.1. Содержание выставочной и ярмарочной деятельности
- 8.2. Этапы подготовки выставки
- 8.3. Требования к стендисту и документы на выставке
- 8.4. Проведение выставки
- 8.5. Оборудование и материалы, необходимые для проведения выставок и ярмарок
- 8.6. Презентации
- Глава 9 визитные карточки
- 9.1. История появления визитных карточек
- 9.2 Основные функции визитных карточек и требования к ним
- 9.3. Надписи и пометки на визитных карточках
- 9.4. Правила передачи визитных карточек и обмена ими
- 9.5. Работа с информацией, представленной на визитных карточках
- Глава 10 разработка названия фирмы
- Глава 11
- 11.1. Содержание процесса организации
- 11.2. Основные функции отделов рекламы в средствах массовой информации
- 11.3. Организация рекламной деятельности в печати
- 2. Журналы:
- 4. Специальные рекламные печатные средства:
- 11.4. Организация рекламной деятельности
- 11.5. Организация рекламной деятельности
- Глава 12
- 12.1. История возникновения и эволюция паблик рилейшнз
- 12.2. Понятие сущность и виды паблик рилейшнз
- 12.3. Принципы, цели и методы паблик рилейшнз
- 12.5. Направления деятельности служб паблик рилейшнз
- Глава 13 консалтинг в рекламной деятельности
- 13.1. История, содержание и виды консалтинга в рекламной деятельности
- 13.2. Принципы, цели и функции консалтинга в рекламной деятельности
- 13.3. Этапы консалтинговой деятельности в рекламе
- 13.4. Виды информации в консалтинге
- 5. Субъекты консалтинга в рекламе
- 13.6. Учет динамических процессов развития социально-экономических систем в консалтинговой
- 13.7. Методы, используемые в процессе консалтинга
- 13.8. Использование теории экономической динамики в консалтинговой деятельности
- Глава 14
- 14.1. Цвет в рекламе
- 14.2. Шрифт в рекламе
- 14.3. Требования к основным изобразительным элементам в рекламном обращении
- 14.4. Способы печати
- 14.5. Подготовка рекламного издания к печати
- Глава 15 фирменный стиль
- Глава 16 звук в рекламе
- Глава 17 институциональный фактор в рекламе
- 17.1. Формальные экономические институты и реклама
- 17.2. Роль неформальных экономических институтов
- 17.3. Особенности рекламного воздействия с учетом развития российских неформальных экономических
- Глава 18 политическая реклама
- Глава 19 социальная реклама
- Глава 20
- 20.1. Планирование рекламной кампании
- 20.2. Бюджет рекламы
- 20.3. Эффективность рекламной деятельности
- 163002, Г. Архангельск, пр. Новгородский, 32.