7.1. История товарного знака
История товарного знака охватывает значительный промежуток времени. Почти за 4 тыс. лет до н.э. мастера-строители Ассирии и Вавилона врезали в камни строящихся зданий свои фирменные знаки. Эти знаки, обнаруженные археологами в XX в., можно считать предшественниками современных товарных знаков. Древние египтяне, греки и римляне пользовались ярлыками ремесленников и художников, служившими указаниями на происхождение изделия. По ним можно было определить, из какой мастерской и из какого города вышла данная продукция.
Одним из первых прообразов товарного знака был особый знак, использовавшийся людьми с древнейших времен для отличия своих вещей от чужих и получивший название — тамга.
Этот знак выдавливали на посуде из сырой (позже — из обожженной) глины выжигали на шкуре крупного рогатого скота и лошадей, вырезали на ушах мелкого рогатого скота, высекали на камнях и столбах, которые ставили у границ пастбищ и земельных владений. Тамги были индивидуальными и коллективными, т.е. принадлежали всему роду. Тамга представлял собой образец изобразительного искусства с соответствующим словесным обозначением. Знаки тамги выглядели как отдельные простые изобразительные элементы или их сочетание и включали круги, треугольники, квадраты, линии, стрелы, дуги и прочие графические символы. Простыми были также соответствующие слова, расшифровывающие широко распространенные в природе и в быту понятия: луна, амулет, палочка, поводок, глаза, гребень, вилка, лук для стрельбы, стрела, шест, чашка, черпак и пр.
С развитием товарно-денежных отношений появляется необходимость выделить схожие товары разных производите-
181
лей. Мастера начинают применять особые клейма, напоминающие тамги. Когда с развитием рыночных отношений между производителем и потребителем появился посредник — купец, клеймо стало служить гарантией качества, что было особенно важно при перемещении товаров на большие расстояния. Покупатели часто отдавали предпочтение товарам мастеров с хорошей репутацией, определяя их по знакомым клеймам.
На более позднем этапе, при объединении ремесленников в цехи, начинают исчезать индивидуальные клейма, взамен появляются цеховые клейма, которыми метится вся продукция цеха. При переходе к мануфактуре совершенствуется форма и символика клейм, которые приобретают лаконичные черты фабричных клейм.
Фабричные клейма (реже в традиционном, а чаще — в преобразованном виде) сохранились в некоторых отраслях промышленности (обувной, фарфоровой и пр.) ряда стран.
Еще одним прообразом товарного знака являлись всевозможные торговые вывески, а также вывески, говорящие о предоставлении платных услуг, например ночлега и пищи. В развалинах древнеримского города Помпеи был обнаружен особый знак, изображающий пять расположенных в ряд свиных окороков, который служил вывеской мясной лавки.
Кузнецы ставили возле своей кузницы шест с колесом наверху. Городские портные, сапожники, парикмахеры выставляли в примитивных витринах атрибуты своего ремесла, а над входной дверью вешали большие бутафорные изображения туфель, сапог, ножниц, иголок с ниткой, имеющие объемную форму, а также в виде их силуэтов или рисунков.
В Англии с XIV по XIX в. сложились типичные рекламные знаки — символы: бутылки с подкрашенной жидкостью у аптекарей; шест с красными и белыми лентами у парикмахеров; три куска сахара у бакалейщиков; три шара у ростовщиков; изображение шотландца в национальной одежде у табачников.
В дальнейшем на вывесках появляются слова и знаки, указывающие на профессию, характер продаваемого товара, имя хозяина и его компаньонов и прочая информация.
182
Прообразы современного товарного знака и его близкие «родственники» имеют свои специфические черты и функции:
1) тамга — знак принадлежности, знак личной, групповой или коллективной собственности, выделяющий ее из других аналогичных предметов и сигнализирующий об ее охране;
2) клеймо — знак авторства индивида, группы лиц или корпорации, которым метится продукт, произведенный для продажи (товар); символ — подтверждает определенные качественные характеристики товара, вызывающий к нему устойчивое во времени доверие потребителей;
3) рекламный символ — изобразительный знак, служащий для привлечения клиента и информации о деятельности предпринимателя, не сообщающий о качестве товара и не дающий гарантий;
4) знак обслуживания — изобразительный, графический или комбинированный символ, гарантирующий высокое качество обслуживания, привлекающий клиента, информирующий о характере услуг;
5) торговая вывеска — изобразительный, словесный или комбинированный знак, информирующий о наличии товара или оказании услуг, иногда гарантирующий их качество;
6) название фирмы (фирменное имя) — слово, буква или их сочетание, которые могут читаться и произноситься.
7) фирменный знак — символ, рисунок или особый отличительный знак, иногда особый цвет или обозначение;
8) марка (товарная марка) — имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенные для идентификации товаров или услуг одного продавца или группы продавцов и дифференциации их от товаров и услуг других продавцов;
9) марочное название — часть марки, которую можно произнести;
10) марочный знак (эмблема) — часть марки, которую можно опознать, но невозможно произнести, например: символ, изображение, отличительная окраска или специфическое шрифтовое оформление;
183
11) торговый образ — персонифицированная торговая марка, закрепляющая ассоциацию положительного образа фирмы с высокими качествами товаров;
12) авторское право — исключительное (эксклюзивное) право на воспроизведение, публикацию и продажу содержания и формы литературного, музыкального, художественного произведения и ряда других объектов;
13) товарный знак и знак обслуживания — это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц1.
Исторически товарный знак сложился как особый символ товарной собственности, обозначающий, кому принадлежит исключительное право распоряжаться данным товаром, получать прибыль и обязанность нести убытки за поставку некачественного товара. Это уже не только знак авторства и не только информация о характере продаваемого товара, но абстрагированный от него знак, являющийся интеллектуальной собственностью владельца. Поэтому товарный знак имеет материальную ценность, и у процветающих компаний может стоить миллионы или даже миллиарды долларов США. Неощутимый материально, товарный знак в ряде случаев дает его владельцу ряд материальных преимуществ, создавая ему высокую репутацию.
Основные функции товарного знака — давать гарантию высокого качества и надежности товара, вызывать доверие потребителя к субъекту — владельцу товарного знака, быть основным элементом рекламной кампании.
Товарный знак — явление, несущее в себе противоречивые элементы. С одной стороны, он центральная часть любой рекламы, с другой — сам постоянно нуждается в рекламе. С одной стороны, товарный знак побуждает потребителя к покупке данного вида товара, с другой — при умелых действиях с его помо-
1См.: Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Сборник законов и постановлений за 1992-1994 гг.; Соболева ТА., Суперанская А.В. Товарные знаки. М.: Наука, 1986; Волков СИ., Восканян Р.С. Товарные знаки в условиях рыночной экономики. М., 1991.
184
щью формируется спрос на новые товары, в том числе находящиеся даже на этапе разработки.
Тем самым товарный знак участвует в реализации цепи обратных связей в рыночной среде, так как фирма, знающая цену своему имени, никогда не выбросит на рынок товар, предварительно не исследованный и не опробованный со всех сторон. Товарный знак, в любой его форме, сам по себе ничто, но он обретает экономическую и юридическую силу, соединившись с рекламным товаром, и становится стимулом повышения его качества и престижа. В то же время для покупателя товарный знак — движущий мотив покупки и своеобразная гарантия качества.
- Isbn 978-5-282-02683-2
- Глава 17 «Институциональный фактор в рекламе» данного учебного пособия написана совместно с доктором экономических наук профессором Гусаровой л.Ф.
- Глава 1
- 1.3. Реклама как явление общественной жизни
- Глава 2 история рекламного дела в россии
- 2.3. Советский период рекламной деятельности
- 2.4. Современная российская реклама
- Глава 3
- 3.1. Понятие, субъекты и объекты рекламы, ее правила, концепции и цели, жанры
- 3.2. Основные составляющие рекламного процесса, функции, роли и методы рекламы
- Глава 4 регулирование рекламной деятельности
- Глава 5 реклама в системе маркетинга
- 5.1. Маркетинг и его взаимосвязь с рекламой
- 5.2. Типология маркетинговых стратегий во взаимосвязи с рекламой
- 5.3. Рекламное оформление интерьера и экстерьера организации, влияние моды на рекламу
- Глава 6
- 6.1. Содержание маркетинговых исследований
- 6.2. Маркетинговая информация в рекламных исследованиях
- 6.3. Этапы маркетинговых исследований в рекламной деятельности
- 6.4. План маркетингового исследования
- 6.5. Типы маркетинговых исследований в рекламе
- 6.6. Анкетирование в маркетинге и рекламе Анкета — важное орудие маркетингового исследования.
- 6.7. Маркетинговое решение в рекламной деятельности
- 6.8. Мотивационный анализ в рекламе
- Глава 7
- 7.1. История товарного знака
- 7.2. Правовая охрана товарного знака
- 7.3. Понятия, виды и функции товарных знаков
- 7.4.Основания для отказа в регистрации товарных знаков
- 7.6. Использование товарного знака
- Глава 8 выставки и ярмарки
- 8.1. Содержание выставочной и ярмарочной деятельности
- 8.2. Этапы подготовки выставки
- 8.3. Требования к стендисту и документы на выставке
- 8.4. Проведение выставки
- 8.5. Оборудование и материалы, необходимые для проведения выставок и ярмарок
- 8.6. Презентации
- Глава 9 визитные карточки
- 9.1. История появления визитных карточек
- 9.2 Основные функции визитных карточек и требования к ним
- 9.3. Надписи и пометки на визитных карточках
- 9.4. Правила передачи визитных карточек и обмена ими
- 9.5. Работа с информацией, представленной на визитных карточках
- Глава 10 разработка названия фирмы
- Глава 11
- 11.1. Содержание процесса организации
- 11.2. Основные функции отделов рекламы в средствах массовой информации
- 11.3. Организация рекламной деятельности в печати
- 2. Журналы:
- 4. Специальные рекламные печатные средства:
- 11.4. Организация рекламной деятельности
- 11.5. Организация рекламной деятельности
- Глава 12
- 12.1. История возникновения и эволюция паблик рилейшнз
- 12.2. Понятие сущность и виды паблик рилейшнз
- 12.3. Принципы, цели и методы паблик рилейшнз
- 12.5. Направления деятельности служб паблик рилейшнз
- Глава 13 консалтинг в рекламной деятельности
- 13.1. История, содержание и виды консалтинга в рекламной деятельности
- 13.2. Принципы, цели и функции консалтинга в рекламной деятельности
- 13.3. Этапы консалтинговой деятельности в рекламе
- 13.4. Виды информации в консалтинге
- 5. Субъекты консалтинга в рекламе
- 13.6. Учет динамических процессов развития социально-экономических систем в консалтинговой
- 13.7. Методы, используемые в процессе консалтинга
- 13.8. Использование теории экономической динамики в консалтинговой деятельности
- Глава 14
- 14.1. Цвет в рекламе
- 14.2. Шрифт в рекламе
- 14.3. Требования к основным изобразительным элементам в рекламном обращении
- 14.4. Способы печати
- 14.5. Подготовка рекламного издания к печати
- Глава 15 фирменный стиль
- Глава 16 звук в рекламе
- Глава 17 институциональный фактор в рекламе
- 17.1. Формальные экономические институты и реклама
- 17.2. Роль неформальных экономических институтов
- 17.3. Особенности рекламного воздействия с учетом развития российских неформальных экономических
- Глава 18 политическая реклама
- Глава 19 социальная реклама
- Глава 20
- 20.1. Планирование рекламной кампании
- 20.2. Бюджет рекламы
- 20.3. Эффективность рекламной деятельности
- 163002, Г. Архангельск, пр. Новгородский, 32.