6.8. Мотивационный анализ в рекламе
Исследование психологии восприятия рекламной информации — мотивационный анализ — основывается на изучении как общих маркетинговых мотивов и потребностей людей, так и специфики их отношения к рекламе.
В любом обществе производство служит, в конечном итоге, удовлетворению потребностей людей. Производство в интересах повышения благосостояния и свободного всестороннего развития социума и каждого его члена — содержание экономического процесса развития общества.
171
Потребности представляют собой нужды (недостаток чего-либо), осознанные людьми. Потребности могут иметь как позитивные, так и негативные (асоциальные) составляющие.
Важнейшее и вместе с тем элементарное условие развития общества и человека — это повышение благосостояния, а значит, жизненного уровня населения. Жизненный уровень — синтетическое, многостороннее понятие, включающее материальную, духовную и социальную стороны.
К потребностям материальным по классификации, принятой у многих ученых в России, относятся: потребности в пище, одежде, жилье, здоровье; к духовным — в образовании и культуре; к социальным — в труде, участии в управлении, потребности в здоровой среде обитания, или экологические потребности.
Иную классификацию потребностей, увязывая их с мотивацией человеческой деятельности, дают западные ученые. Например, в США существует классификация, которая делит присущие человеку мотивы на первичные и вторичные. В перечень первичных мотивов обычно включают те, которые являются или представляются врожденными, биогенными. Вторичными называют те, которые считаются социогенными, или приобретенными в процессе обучения.
Общеизвестна и входит в состав содержательной теории мотивации иерархия потребностей, составленная американским ученым Абрахамом Маслоу, иллюстрируемая классической пирамидой потребностей. По теории А. Маслоу, все виды потребностей можно расположить в порядке строгой иерархической структуры наподобие пирамиды или равнобедренного треугольника.
В основании пирамиды расположены первичные потребности: физиологические, безопасности и защищенности, начиная с нижней части основания. Затем последовательно следуют вторичные потребности: социальные, уважения, самовыражения. Пирамида или треугольник выбраны в целях отображения того факта, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека Прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней.
172
Некоторые исследователи составляют перечни наиболее значимых потребностей первой и второй группы. Наиболее интересной с позиций ее использования в рекламной деятельности представляется классификация потребностей, разработанная американским ученым Алленом. К наиболее важным первичным мотивам он отнес: аппетитную еду, утоляющие жажду напитки, уютное окружение, избавление от боли и опасности, сексуальные отношения, благополучие близких, одобрение со стороны общества, превосходство над другими, умение преодолевать препятствия, игру. К наиболее существенным вторичным мотивам были отнесены: красота и вкус, чистоплотность, расчетливость, любопытство, надежность и достоинство, экономность и выгода, образованность и информированность, работоспособность, здоровье, универсальность.
В какой-то мере подобные структуры несут налет субъективности, хотя в значительной мере они помогают строить рекламные кампании. Так, считается, что реклама, опирающаяся на первичные потребности людей, оказывается в целом более эффективной при продвижении товара к потребителю.
Как правило, в первую очередь удовлетворяются более элементарные потребности. Например, основные продукты питания не «эластичны», т.е. потребляются в определенных пределах независимо от уровня доходов и цен на них. На практике реальная иерархия потребностей корректируется различной степенью их удовлетворения: менее важные потребности, удовлетворение которых дальше от так называемой точки «насыщения спроса», могут стать при наличии некоторых обстоятельств более значимыми. Иногда потребности высшего уровня приобретают приоритет перед более элементарными потребностями.
У разных социальных и демографических групп складываются различные структуры потребностей. Поэтому изучение маркетинговых и рекламных параметров часто ведется дифференцированно по этим группам.
Экономические потребности людей, с одной стороны, являются стимулом их участия в общественном производстве, с другой — производство порождает новые потребности и способствует отмиранию некоторых старых.
173
Различают потребности: 1) фактически удовлетворяемые — соответствующие покрытому платежеспособному спросу; 2) подлежащие удовлетворению — характеризующиеся суммой покрытого и непокрытого платежеспособного спроса; 3) перспективные потребности — их оценка в данный момент не увязывается с платежеспособным спросом, выходя за его пределы, но должна учитываться в экономических расчетах развития производства на будущее; 4) негативные, или асоциальные, — вредные потребности, удовлетворение которых нецелесообразно (никотин, алкоголь, наркотики и некоторые другие).
Уровень возможного насыщения потребностей учитывается при разработке рациональных норм потребления, в частности: рациональных норм питания, исходящих из данных медицинской науки, а также рациональных норм обеспечения населения одеждой и обувью, физиологически и социально необходимым минимумом жилой площади и в ряде других случаев. Учет этого показателя важен при составлении планов рекламных кампаний в целях определения глубины, интенсивности и частотности рекламных воздействий.
Потребности, преломленные в сфере общественных отношений, выступают как интересы. Интересы не имеют негативных форм, они представляют собой явление, выражающее обобщенный характер общественно-личного отношения людей к целям и результатам общественного производства.
Стимул — это внешняя, относительно поверхностная форма проявления экономического интереса, которая может носить как положительный (в случае поощрения), так и отрицательный характер (в случае применения штрафных санкций и прочих видов экономического воздействия). Интересен перевод этого слова: от лат. stimulus — палка, которой погоняют животных.
Стимулирование — деятельность людей по созданию и использованию системы стимулов.
Противоречия интересов групп социума и отдельных личностей — наиболее глубокое, сущностное противоречие в системе интересов. Его своевременное и постоянное разрешение обеспечивает диалектическое развитие производства. С позиции рынка это противоречие разрешается всякий раз, когда со-
174
вершается сделка и товар находит своего покупателя. Экономическое стимулирование во всех своих чертах и формах должно отвечать содержанию и принципам взаимодействия противоречивого единства интересов производителей и потребителей, а также их отдельных групп. Как форма деятельности оно составляет необходимый и важный компонент эффективной реализации отношений собственности, при разрешении противоречия присвоения — отчуждения на рынке.
При исследовании психологии восприятия рекламной информации важно учитывать результаты, ранее полученные исследователями. Эти результаты необходимо использовать при разработке и проведении рекламных кампаний. Своеобразными «якорями», привлекающими и удерживающими внимание в рекламных обращениях, по ранжиру начиная с наиболее значимых, являются образы: женщин, детей, животных, мужчин. Причем последний образ, стоящий в этом ряду, желательно использовать в комбинации с другими образами. Например, при рекламировании автомобиля можно использовать образ мужчины-водителя, находящегося в кругу семьи.
Из материалов рекламных исследований, проведенных в Англии, следует, что наиболее благожелательно в рекламе люди воспринимают следующие образы животных, начиная с самых значимых: собаки, кошки, свиньи, лошади, обезьяны. Причем из обезьян, наибольший рейтинг благожелательного внимания имеет шимпанзе, затем другие человекообразные обезьяны, потом следуют мартышки и другие представители этого рода. Образ свиньи занял, вероятно, столь высокое место благодаря моде на домашних свиней, которая охватила Англию и другие европейские страны в последние годы. Естественно, что например, в странах азиатского региона этот образ не популярен из-за национальных традиций и верований. А вот отношение к верблюдам, овцам и коровам там весьма теплое, и скорее всего, в рейтинге предпочтений они заняли бы самые высокие места.
Исследование средств массовой информации — медиаанализ — включает следующие основные направления: тираж, периодичность, формат, цветовая гамма, сегментное деление подписчиков, регионы распространения издания, стоимость рекламы, услуги по составлению макета рекламного обращения, рей-
175
тинг издания. Аналогичные направления исследований характерны для радио и телевидения.
SWOT-анализ сводится к выявлению сильных и слабых сторон деятельности предприятия, определению шансов и угроз в рыночной среде. По результатам этого анализа разрабатывается стратегия, позволяющая на основе эффективного использования сильных сторон и всех возможных шансов добиваться результативного и успешного функционирования на рынке. На основе этого анализа разрабатываются рекламные кампании предприятий, учитывающие основные маркетинговые направления его деятельности.
Тестирование рекламной продукции необходимо для исследования запоминаемости рекламных образов, их узнаваемости и эффективности. Оно проводится всевозможными рассмотренными ранее методами. При маркетинговом и рекламном тестировании размер выборки, обеспечивающий наибольшую точность исследования, составляет 400-1500 человек. Однако на практике часто используют опрос респондентов группами численностью от 125 до 400 лиц. При численности менее 100 человек результаты недостоверны. При численности выборки более 150 человек значительным образом растут издержки на проведение исследования, а точность увеличивается незначительно1.
При анализе эффективности рекламной деятельности следует учитывать, соответствуют ли выделенные на рекламу средства достижению поставленных перед ней целей. Если в результате проведения рекламной кампании прибыли увеличились значительно, по сравнению со средствами, затраченными на рекламу, то реклама может быть признана эффективной.
Реклама является важным средством при формировании целевого рынка, она оказывает существенную помощь потребителям при позиционировании товара. Соответственно, позиционирование товара потребителями влияет на аналогичный процесс в среде производителей.
1См.: Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. М.: Международные отношения, 1991. С. 275.
176
Тексты рекламных обращений могут содержать различные варианты приемов обыгрывания выгод. Это могут быть сравнительные данные по цене или качествам товара. Часто сравнение производится с конкурирующими товарами, но это делается в основном в неявной форме в соответствии с принципами рекламы. Наиболее эффективным представляется обыгрывание соотношения цены и качества. Рекламное обращение при этом сводится к утверждению, что при низкой цене товар имеет высокое качество.
Подобное утверждение в рекламном послании обычно доносится методами идентификации важных качеств (атрибутов) рекламируемой идеи. Это может выражаться в эмоциональной эвристической форме (когда, например, рекламное послание демонстрирует восхищение потребителя товаром), а также производиться в форме свидетельства очевидцев, которые уже опробовали товар и высказывают о нем позитивное мнение. Это мнение выглядит особенно ценным и достоверным, если оно исходит от хорошо знакомых основной массе потребителей лиц. Такими лицами могут быть известные политические и общественные деятели, спортсмены, артисты и другие значимые персоналии, обычно с высоким уровнем харизматического влияния.
Вопросы для обсуждения и задания:
1. Что такое маркетинговое исследование? Назовите методы, используемые при его проведении.
2. Что такое маркетинговая информация? Назовите ее принципы и формы по назначению.
3. Определите последовательность этапов маркетингового исследования и основные виды маркетинговой информации.
4. Раскройте содержание плана маркетингового исследования и отчета по нему.
5. Опишите типы маркетинговых исследований в рекламе и основные методы их проведения.
6. Назовите основные элементы плана сбора первичной информации и раскройте их содержание.
177
7. Назовите основные типы панелей в маркетинговом исследовании рекламной деятельности.
8. Дайте определения анкеты, анкетирования и опишите их основные формы. Приведите примеры реальных анкетных бланков.
9. Опишите основные методы выработки вариантов маркетингового решения.
10. Раскройте содержание экспертных методов, используемых в маркетинговых и рекламных исследованиях.
И. Опишите процесс сравнительных исследований потребительских свойств рекламируемого и конкурирующих товаров (конкурентного анализа). Дайте определение позиционирования товара. Какие основные показатели его качества?
12. Опишите процесс исследования влияния на рекламу рыночной среды (конъюнктурного анализа).
13. Опишите процесс исследования потребителей (сегментационного анализа).
14. Опишите процесс исследования психологии восприятия рекламной информации (мотивационного анализа) и раскройте содержание теории потребностей.
15. Опишите общие правила использования образов в рекламном послании и процесс исследования средств массовой информации (медиаанализа).
16. Раскройте содержание SWOT-анализа, приемов обыгрывания выгод потребителей, процесса тестирования рекламной продукции и анализа ее эффективности.
ТЕСТЫ:
1. Методология количественных оценок качества товаров называется:
а) бихевиоризм;
б) эконометрия;
в) квалиметрия;
г) социометрия.
2. Статистика — это:
а) наука, включающая совокупность самостоятельной методологии, теории, методов и способов оптимизации всех видов потоков, сопро-
178
вождающих экономические, социальные и коммуникативные процессы в сфере создания, воспроизводства и потребления товаров и услуг;
б) наука, изучающая закономерности формирования и изменения количественных отношений массовых общественных явлений, рассматриваемых в непосредственной связи с их качественным содержанием;
в) наука, описывающая процессы, в результате реализации которых при кооперированном действии независимых элементов системы обеспечивается увеличение общего эффекта до величины, большей суммы эффектов этих же элементов, действующих независимо.
3. К принципам маркетинговой информации в рекламной деятельности относят:
а) актуальность;
б) резистентность;
в) адаптивность;
г) системность;
д) достоверность;
е) релевантность.
4. Маркетинговое исследование в рекламной деятельности включает следующие этапы:
а) определение целей и задач маркетингового исследования;
б) стратегическое планирование маркетингового исследования;
в) разработка конкретной методики исследования;
г)'оценка эффективности маркетингового исследования; д) контроль за процессом и результатами маркетингового исследования.
5. В зависимости от содержательных признаков, положенных в основу методологии, существуют следующие типы маркетинговых исследований в рекламе:
а) аналитические;
б) стратегические;
в) операционные;
г) имитационные;
д) информационные.
6. К основным типам панелей в маркетинговом исследовании рекламной деятельности относятся:
а) управленческие;
б) производственные;
в) потребительские.
7. Существуют следующие формы анкетного опроса в маркетинговых исследованиях:
а) экспедиционный способ;
б) объектно-ориентированный способ;
в) саморегистрационный способ.
179
8. При выработке вариантов маркетингового решения в рекламной деятельности существуют следующие основные группы методов:
а) методы экстраполяции (основываются на допущении того, что решения, принятые в прошедшем периоде, могут быть применимы и в следующем);
б) методы обследования (способ сбора первичных исследовательских данных путем собеседований с существующими и потенциальными покупателями об их отношении к продукту, факторах мотивации и т.д.);
в) модели теории очередей (используются для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них).
9. Метод Дельфи состоит в:
а) измерении доходчивости и читаемости рекламных текстов, учитывающий длину строк и использование редко употребляемых слов;
б) качественном исследовании рынка, предполагающем организацию обсуждения в группе из нескольких человек вопросов качества конкретного товара или услуги;
в) организации систематического сбора мнений экспертов и получении на этой основе комплексного обобщенного заключения по проблеме в обстановке, исключающей прямые контакты и дискуссии между экспертами.
10. Исследование потребителей, основанное на изучении различных групп потребителей, отличающихся друг от друга реальными запросами и интересами, называется:
а) сегментационный анализ;
б) конъюнктурный анализ;
в) мотивационный анализ.
180
- Isbn 978-5-282-02683-2
- Глава 17 «Институциональный фактор в рекламе» данного учебного пособия написана совместно с доктором экономических наук профессором Гусаровой л.Ф.
- Глава 1
- 1.3. Реклама как явление общественной жизни
- Глава 2 история рекламного дела в россии
- 2.3. Советский период рекламной деятельности
- 2.4. Современная российская реклама
- Глава 3
- 3.1. Понятие, субъекты и объекты рекламы, ее правила, концепции и цели, жанры
- 3.2. Основные составляющие рекламного процесса, функции, роли и методы рекламы
- Глава 4 регулирование рекламной деятельности
- Глава 5 реклама в системе маркетинга
- 5.1. Маркетинг и его взаимосвязь с рекламой
- 5.2. Типология маркетинговых стратегий во взаимосвязи с рекламой
- 5.3. Рекламное оформление интерьера и экстерьера организации, влияние моды на рекламу
- Глава 6
- 6.1. Содержание маркетинговых исследований
- 6.2. Маркетинговая информация в рекламных исследованиях
- 6.3. Этапы маркетинговых исследований в рекламной деятельности
- 6.4. План маркетингового исследования
- 6.5. Типы маркетинговых исследований в рекламе
- 6.6. Анкетирование в маркетинге и рекламе Анкета — важное орудие маркетингового исследования.
- 6.7. Маркетинговое решение в рекламной деятельности
- 6.8. Мотивационный анализ в рекламе
- Глава 7
- 7.1. История товарного знака
- 7.2. Правовая охрана товарного знака
- 7.3. Понятия, виды и функции товарных знаков
- 7.4.Основания для отказа в регистрации товарных знаков
- 7.6. Использование товарного знака
- Глава 8 выставки и ярмарки
- 8.1. Содержание выставочной и ярмарочной деятельности
- 8.2. Этапы подготовки выставки
- 8.3. Требования к стендисту и документы на выставке
- 8.4. Проведение выставки
- 8.5. Оборудование и материалы, необходимые для проведения выставок и ярмарок
- 8.6. Презентации
- Глава 9 визитные карточки
- 9.1. История появления визитных карточек
- 9.2 Основные функции визитных карточек и требования к ним
- 9.3. Надписи и пометки на визитных карточках
- 9.4. Правила передачи визитных карточек и обмена ими
- 9.5. Работа с информацией, представленной на визитных карточках
- Глава 10 разработка названия фирмы
- Глава 11
- 11.1. Содержание процесса организации
- 11.2. Основные функции отделов рекламы в средствах массовой информации
- 11.3. Организация рекламной деятельности в печати
- 2. Журналы:
- 4. Специальные рекламные печатные средства:
- 11.4. Организация рекламной деятельности
- 11.5. Организация рекламной деятельности
- Глава 12
- 12.1. История возникновения и эволюция паблик рилейшнз
- 12.2. Понятие сущность и виды паблик рилейшнз
- 12.3. Принципы, цели и методы паблик рилейшнз
- 12.5. Направления деятельности служб паблик рилейшнз
- Глава 13 консалтинг в рекламной деятельности
- 13.1. История, содержание и виды консалтинга в рекламной деятельности
- 13.2. Принципы, цели и функции консалтинга в рекламной деятельности
- 13.3. Этапы консалтинговой деятельности в рекламе
- 13.4. Виды информации в консалтинге
- 5. Субъекты консалтинга в рекламе
- 13.6. Учет динамических процессов развития социально-экономических систем в консалтинговой
- 13.7. Методы, используемые в процессе консалтинга
- 13.8. Использование теории экономической динамики в консалтинговой деятельности
- Глава 14
- 14.1. Цвет в рекламе
- 14.2. Шрифт в рекламе
- 14.3. Требования к основным изобразительным элементам в рекламном обращении
- 14.4. Способы печати
- 14.5. Подготовка рекламного издания к печати
- Глава 15 фирменный стиль
- Глава 16 звук в рекламе
- Глава 17 институциональный фактор в рекламе
- 17.1. Формальные экономические институты и реклама
- 17.2. Роль неформальных экономических институтов
- 17.3. Особенности рекламного воздействия с учетом развития российских неформальных экономических
- Глава 18 политическая реклама
- Глава 19 социальная реклама
- Глава 20
- 20.1. Планирование рекламной кампании
- 20.2. Бюджет рекламы
- 20.3. Эффективность рекламной деятельности
- 163002, Г. Архангельск, пр. Новгородский, 32.