13.1. История, содержание и виды консалтинга в рекламной деятельности
В основе консалтинга лежит деятельность по консультированию субъектов социума в различных секторах социально-экономической жизни. Важным направлением консалтинга является консультирование в сфере рекламной и маркетинговой деятельности. Консалтинг в рекламной деятельности представляет собой квалифицированное профессиональное содействие, оказываемое рекламными агентствами, службами, их отдельными представителями и другими субъектами профессиональной рекламной деятельности управленческим структурам различных предприятий и организаций, а также отдельным субъектам по разработке, производству и размещению отдельных рекламных обращений и реализации рекламных программ и планов. Консалтинг в рекламе — это деятельность по диагностике, анализу, исследованию, планированию и организации комплекса рекламных воздействий и, соответственно, предоставление рекомендаций по повышению их эффективности заинтересованным сторонам, как правило, на коммерческой основе.
Зарождение элементов деятельности, подобной консалтинговой. Дошедшие до нашего времени трактаты и другие материальные формы — носители информации свидетельствуют, что в разные эпохи существовали отдельные лица или группы людей, которые давали советы правителям по проблемам управления подвластными им территориями и другим вопросам. К их числу принадлежали, например, советники, астрологи, жрецы и другие служители культа, ремесленники, купцы, военачальники, авторитетные представители различных сословий и профессий. Рекомендации также давались по вопросам,
303
связанным с рынками недвижимости, продовольствия, различных товарных групп, владению имуществом, проблемам продвижения товара на эти рынки. Тех, кто давал эти советы, зарабатывая с помощью подобной деятельности средства к существованию, часто обобщая собственные рекомендации и публикуя их, уместно называть предшественниками современных консультантов.
В частности, достаточно хорошо известна по собственным сочинениям, а также по описаниям их современников деятельность, в определенной мере подобная консалтинговой, осуществлявшаяся Конфуцием в Древнем Китае, Аристотелем в античной Греции, Н. Макиавелли в Средневековой Европе, И.Т. Посошковым в реформировавшейся России, А. Смитом и Д. Рикардо в эпоху формирования и развития капиталистических отношений в Англии и на Западе в целом, Дж.М. Кейнсом в период окончательного становления капитализма, Н.Д. Кондратьевым в период новой экономической политики советской России.
Окончательное оформление консалтинга как формы научной и практической деятельности произошло в XX в., что в основном связано с формированием различных групп, институтов по изучению общественного мнения маркетинговых и рекламных агентств, других организаций исследовательского и консультационного характера в Соединенных Штатах Америки, в Европе и Японии, где одновременно бурно развивалась рекламная деятельность. В этот период в рамках рекламных агентств, а также специализированных консалтинговых организаций появились формы консалтинга непосредственно в рекламной практике. Консультирование и вся консалтинговая деятельность в целом основываются как на глубоком научном знании теории и практики рекламы, так и на искусстве работы с людьми и коллективами, специализирующимся в сфере маркетинга и рекламы, подразделений предприятий и организаций.
Виды консалтинга в рекламной деятельности. При рассмотрении различных видов консалтинга в рекламе важно учитывать соответствующую методологическую базу по выделению основания разграничения различных форм консалтинга и
304
построения соответствующей типологии. Типология — классификация па основе выделения содержательных глубинных признаков предметов или явлений.
Реализация рекламной практики в различных сферах общественной и хозяйственной жизни способствует выделению видов консалтинга по соответствующим отраслям производства и другим секторам, в которых осуществляется консультирование.
Выделяя в качестве сущностной, определяющей черты консультационную деятельность в различных сегментах рекламы, можно классифицировать консалтинг по соответствующим ее многочисленным средствам и формам:
1) при разграничении понятий внешней и внутренней среды организации можно выделить внешний и внутренний консалтинг;
2) по уровню организаций выделяют международные, национальные, отраслевые, региональные, местные формы консалтинга в рекламе, а также уровень хозяйственной или организационной единицы и личное консультирование;
3) по продолжительности и периодичности деятельности различают разовый, периодический и непрерывный консалтинг;
4) по охвату субъектов и их специфике — личный, или индивидуальный, а также организационный;
5) по целевой направленности с учетом интересов различных социальных групп можно выделить традиционную и социально ориентированную консалтинговую деятельность;
6) по степени охвата объекта различают комплексный, или общий, консалтинг, а также частный, или специфический;
7) по преимущественным формам информации можно выделить вербальную, невербальную, письменную, интерактивную, компьютерную и комплексную формы реализации консалтинговой деятельности.
Иногда выделяют процессное и обучающее консультирование1. При процессном консультировании консультанты по-
1См.: Агромаркетинг и консалтинг: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. С. 406.
305
стоянно взаимодействуют с клиентом, оценивают его идеи и предложения, проводят при его содействии анализ проблем и подготовку решений. Их роль заключается в основном в аккумулировании идей, оценке решений, полученных в процессе совместной работы, приведении их в систему и в подготовке рекомендаций.
При обучающем консультировании консультанты не только отбирают идеи, анализируют решения, но и подготавливают основу для их появления, предоставляя клиенту соответствующую теоретическую и практическую информацию в форме лекций, семинаров, пособий и т.д.
Несколько особняком в этом ряду стоит так называемый экспертный консалтинг. Как правило, для реализации особо сложных проблем его осуществляют высококвалифицированные специалисты, хорошо известные в данной области деятельности и привлекаемые группами или в одиночку на контрактной основе. Обычно их деятельность носит кратковременный интенсивный характер и высоко оплачивается. Основная разница между понятиями «консультант» и «эксперт» состоит в том, что профессиональный консультант всегда в какой-то мере должен быть экспертом в своей области деятельности, эксперт же может не заниматься консалтинговой работой, а лишь частично исполнять функции консультанта, как правило, на разовой основе.
В Европейском справочнике-указателе консультантов по менеджменту в настоящее время выделено 84 вида консалтинговых услуг, объединенных в восемь основных групп1. К пятой группе (раздел «Маркетинг») отнесены консалтинговые услуги по рекламе и маркетингу: реклама и стимулирование сбыта; корпоративный образ и отношения с общественностью; послепродажное обслуживание заказчиков; дизайн; прямой маркетинг; международный маркетинг; исследования рынка; стратегия маркетинга; разработка новой продукции; ценообразование; розничная продажа и деятельность дилеров; управление
1См.: Агромаркетинг и консалтинг: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. С. 407-408.
306
сбытом; обучение сбытовой деятельности; социально-экономические исследования и прогнозирование.
К основным типам консалтинговых организаций относятся:
1) консалтинговые организации с полным циклом услуг;
2) организации с частичным набором услуг в сфере консалтинговой деятельности;
3) крупные многофункциональные фирмы;
4) средние и мелкие консалтинговые фирмы;
5) консалтинговые организации специального, специфического спектра деятельности;
6) аудиторско-консультационные организации;
7) консультативные подразделения в управленческих структурах различных ветвей власти;
8) консультативные подразделения в организациях и на предприятиях различных форм собственности и масштабов деятельности;
9) группы консультантов, привлекаемые для решения проблем единичного характера;
10) одиночные консультанты;
11) консультирующие практические работники и специалисты;
12) консультирующие научные работники.
- Isbn 978-5-282-02683-2
- Глава 17 «Институциональный фактор в рекламе» данного учебного пособия написана совместно с доктором экономических наук профессором Гусаровой л.Ф.
- Глава 1
- 1.3. Реклама как явление общественной жизни
- Глава 2 история рекламного дела в россии
- 2.3. Советский период рекламной деятельности
- 2.4. Современная российская реклама
- Глава 3
- 3.1. Понятие, субъекты и объекты рекламы, ее правила, концепции и цели, жанры
- 3.2. Основные составляющие рекламного процесса, функции, роли и методы рекламы
- Глава 4 регулирование рекламной деятельности
- Глава 5 реклама в системе маркетинга
- 5.1. Маркетинг и его взаимосвязь с рекламой
- 5.2. Типология маркетинговых стратегий во взаимосвязи с рекламой
- 5.3. Рекламное оформление интерьера и экстерьера организации, влияние моды на рекламу
- Глава 6
- 6.1. Содержание маркетинговых исследований
- 6.2. Маркетинговая информация в рекламных исследованиях
- 6.3. Этапы маркетинговых исследований в рекламной деятельности
- 6.4. План маркетингового исследования
- 6.5. Типы маркетинговых исследований в рекламе
- 6.6. Анкетирование в маркетинге и рекламе Анкета — важное орудие маркетингового исследования.
- 6.7. Маркетинговое решение в рекламной деятельности
- 6.8. Мотивационный анализ в рекламе
- Глава 7
- 7.1. История товарного знака
- 7.2. Правовая охрана товарного знака
- 7.3. Понятия, виды и функции товарных знаков
- 7.4.Основания для отказа в регистрации товарных знаков
- 7.6. Использование товарного знака
- Глава 8 выставки и ярмарки
- 8.1. Содержание выставочной и ярмарочной деятельности
- 8.2. Этапы подготовки выставки
- 8.3. Требования к стендисту и документы на выставке
- 8.4. Проведение выставки
- 8.5. Оборудование и материалы, необходимые для проведения выставок и ярмарок
- 8.6. Презентации
- Глава 9 визитные карточки
- 9.1. История появления визитных карточек
- 9.2 Основные функции визитных карточек и требования к ним
- 9.3. Надписи и пометки на визитных карточках
- 9.4. Правила передачи визитных карточек и обмена ими
- 9.5. Работа с информацией, представленной на визитных карточках
- Глава 10 разработка названия фирмы
- Глава 11
- 11.1. Содержание процесса организации
- 11.2. Основные функции отделов рекламы в средствах массовой информации
- 11.3. Организация рекламной деятельности в печати
- 2. Журналы:
- 4. Специальные рекламные печатные средства:
- 11.4. Организация рекламной деятельности
- 11.5. Организация рекламной деятельности
- Глава 12
- 12.1. История возникновения и эволюция паблик рилейшнз
- 12.2. Понятие сущность и виды паблик рилейшнз
- 12.3. Принципы, цели и методы паблик рилейшнз
- 12.5. Направления деятельности служб паблик рилейшнз
- Глава 13 консалтинг в рекламной деятельности
- 13.1. История, содержание и виды консалтинга в рекламной деятельности
- 13.2. Принципы, цели и функции консалтинга в рекламной деятельности
- 13.3. Этапы консалтинговой деятельности в рекламе
- 13.4. Виды информации в консалтинге
- 5. Субъекты консалтинга в рекламе
- 13.6. Учет динамических процессов развития социально-экономических систем в консалтинговой
- 13.7. Методы, используемые в процессе консалтинга
- 13.8. Использование теории экономической динамики в консалтинговой деятельности
- Глава 14
- 14.1. Цвет в рекламе
- 14.2. Шрифт в рекламе
- 14.3. Требования к основным изобразительным элементам в рекламном обращении
- 14.4. Способы печати
- 14.5. Подготовка рекламного издания к печати
- Глава 15 фирменный стиль
- Глава 16 звук в рекламе
- Глава 17 институциональный фактор в рекламе
- 17.1. Формальные экономические институты и реклама
- 17.2. Роль неформальных экономических институтов
- 17.3. Особенности рекламного воздействия с учетом развития российских неформальных экономических
- Глава 18 политическая реклама
- Глава 19 социальная реклама
- Глава 20
- 20.1. Планирование рекламной кампании
- 20.2. Бюджет рекламы
- 20.3. Эффективность рекламной деятельности
- 163002, Г. Архангельск, пр. Новгородский, 32.