Isbn 978-5-282-02683-2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. История рекламы и рекламной деятельности......11
1.1. Зарождение и эволюция рекламы и рекламной деятельности..............................:.......11
1.2. Достижения в сфере рекламной деятельности........16
1.3. Реклама как явление общественной жизни..........23
Глава 2. История рекламного дела в России..............31
2.1. Начало рекламной деятельности..................31
2.2. Развитие рекламной деятельности в России.........35
2.3. Советский период рекламной деятельности..........48
2.4. Современная российская реклама..................35
Глава 3. Содержание и формы рекламной деятельности .... 60
3.1. Понятие, субъекты и объекты рекламы,
се правила, концепции и цели, жанры.................60
3.2. Основные составляющие рекламного процесса, функции, роли и методы рекламы....................70
3.3. Виды рекламы.................................76
Глава 4. Регулирование рекламной деятельности ...........….111
Глава 5. Реклама в системе маркетинга.................122
5.1. Маркетинг и его взаимосвязь с рекламой.............122
5.2. Типология маркетинговых стратегий
во взаимосвязи с рекламой..........................132
5.3 Рекламное оформление интерьера и экстерьера организации, влияние моды на рекламу …………………..143
Глава 6. Маркетинговые исследования в
рекламной деятельности...........................155
6.1. Содержание маркетинговых исследований в рекламе……….155
6.2. Маркетинговая информация в рекламных исследованиях...................................157
6.3. Этапы маркетинговых исследований в рекламной деятельности…158
6.4. План маркетингового исследования...............160
6.5. Типы маркетинговых исследований в рекламе.......160
6.6. Анкетирование в маркетинге и рекламе............164
6.7. Маркетинговое решение в рекламной деятельности………167
6.8. Мотивационный анализ в рекламе................171
Глава 7. Товарные знаки в рекламной деятельности.......181
7.1. История товарного знака.......................181
7.2. Правовая охрана товарного знака.................185
7.3. Понятия, виды и функции товарных знаков........191
7.4. Основания для отказа в регистрации товарных
знаков..........................................200
7.5. Передача товарного знака.......................203
7.6. Использование товарного знака..................206
Глава 8. Выставки и ярмарки.........................214
8.1. Содержание выставочной и ярмарочной деятельности……214
8.2. Этапы подготовки выставки.....................216
8.3. Требования к стендисту и документы на выставке……….220
8.4. Проведение выставки..........................223
8.5. Оборудование и материалы, необходимые для проведения выставок и ярмарок.....................224
8.6. Презентации.................................228
Глава 9. Визитные карточки..........................233
9.1. История появления визитных карточек............233
9.2. Основные функции визитных карточек
и требования к ним...............................234
9.3. Надписи и пометки на визитных карточках.........240
9.4. Правила передачи визитных карточек и обмена ими……….249
9.5. Работа с информацией, представленной на визитных карточках.......................................253
Глава 10. Разработка названия фирмы..................258
Глава 11. Организация рекламной деятельности в средствах массовой информации............................263
11.1. Содержание процесса организации рекламной деятельности в средствах массовой информации........263
11.2. Основные функции отделов рекламы в средствах массовой информации.............................266
11.3. Организация рекламной деятельности в печати.....267
11.4. Организация рекламной деятельности в электронных средствах массовой информации.
Реклама на радио и телевидении....................273
11.5. Организация рекламной деятельности в условиях развития современной интерактивной экономики, реклама в Интернете и локальных сетях.....279
Глава 12. Паблик рилейшнз: эволюция форм деятельности по организации связей с общественностью и ее взаимосвязь с рекламой...........................292
12.1. История возникновения и эволюция паблик рилейшнз.......................................292
12.2. Понятие, сущность и виды паблик рилейшнз......293
12.3. Принципы, цели и методы паблик рилейшнз.......295
12.4. Функции паблик рилейшнз.....................296
12.5. Направления деятельности служб паблик рилейшнз……….298
Глава 13. Консалтинг в рекламной деятельности..........303
13.1. История, содержание и виды консалтинга и рекламной деятельности..........................303
13.2. Принципы, цели и функции консалтинга и рекламной деятельности..........................307
13.3. Этапы консалтинговой деятельности в рекламе.....309
13.4. Виды информации в консалтинге................313
13.5. Субъекты консалтинга в рекламе................314
13.6. Учет динамических процессов развития социально-экономических систем в консалтинговой деятельности ... 314
13.7. Методы, используемые в процессе консалтинга.....318
13.8. Использование теории экономической
динамики в консалтинговой деятельности.............323
Глава 14. Цвет, шрифт и требования к изобразительным элементам в рекламе..............................340
14.1. Цвет в рекламе..............................340
14.2. Шрифт в рекламе............................378
14.3. Требования к основным изобразительным элементам в рекламном обращении..................383
14.4. Способы печати..............................396
14.5. Подготовка рекламного издания к печати.........399
Глава 15. Фирменный стиль..........................403
Глава 16. Звук в рекламе.............................413
Глава 17. Институциональный фактор в рекламе..........423
17.1. Формальные экономические институты и реклама . . 423
17.2. Роль неформальных экономических институтов
в рекламе.......................................427
17.3. Особенности рекламного воздействия с учетом развития российских неформальных экономических институтов......................................441
Глава 18. Политическая реклама.......................458
Глава 19. Социальная реклама.....................473
Глава 20. Планирование, бюджет и эффективность
рекламной деятельности...........................486
20.1. Планирование рекламной кампании..............486
20.2. Бюджет рекламы.............................494
20.3. Эффективность рекламной деятельности..........498
Заключение.......................................514
Литература........................................517
6
В жизни современных людей реклама все больше проявляет себя как важный элемент хозяйственной и общественной деятельности. Реклама одновременно является и искусством, и наукой, и предпринимательской деятельностью. Приобретая институциональные черты, она формирует новые, невиданные ранее области субкультуры, способствует процессам глобализации. В связи с развитием преимущественно рыночных отношений, специальность «Менеджмент организации», специализация «Менеджмент рекламного дела» находит свое место во многих высших учебных заведениях Российской Федерации. В стране уже имеется достаточно солидный опыт рекламной деятельности, законодательство в этой сфере совершенствуется более десяти лет. Данное учебное пособие обобщает этот опыт и представляет собой попытку тесным образом увязать теорию рекламы с практикой российского и зарубежного рекламного менеджмента.
В отличие от большинства опубликованных учебников, содержащих, как правило, примеры из зарубежной, преимущественно американской, рекламной практики, в предлагаемом издании представлены большое количество примеров из практики отечественной рекламной деятельности, новые, нетрадиционные методологические подходы, даны разделы, освещающие, например, консалтинг в рекламной деятельности, организацию рекламной деятельности в СМИ, реклама рассматривается в качестве основного элемента менеджмента и маркетинга, производится анализ специфики рекламы на современном этапе ее развития, более глубоко освещаются некоторые элементы теории и практики рекламы (например, глубоко и обстоятельно рассматривается история рекламы, специфика использования цвета в рекламе).
Актуальность учебного пособия обусловлена необходимостью приблизить теорию и практику рекламной деятельности к
7
решению насущных проблем развития преимущественно рыночных отношений в Российской Федерации в условиях преодоления последствий резонансного кризиса и перехода к устойчивому и стабильному экономическому росту.
Пособие написано с привлечением оригинального материала из сферы рекламной и маркетинговой деятельности автора, имеющего достаточно большой практический опыт работы в этой области. Оно может использоваться при обучении по дисциплинам: «Рекламный менеджмент», «Реклама», «Основы рекламы», «Теория и практика рекламы», при изучении материала других аналогичных дисциплин и в ряде разделов курсов «Паблик рилейшнз» и «Маркетинг».
Отдельные положения методологии (рекламного) дела базируются на изучении и осмыслении богатейшего опыта российских и зарубежных специалистов в данной области. Большое внимание уделяется проблемам повышения результативности и эффективности рекламной деятельности, развитию ее организационных структур, функционированию современных средств рекламы.
Содержание учебного пособия соответствует профессиональной образовательной программе ГОС по специальности «Менеджмент организации», специализации «Менеджмент рекламного дела», дисциплинам «Рекламный менеджмент», «Основы рекламы» и рассчитано на обучающихся по специальности 080507.65 — «Менеджмент организации», специализации «Менеджмент рекламного дела».
Отличие данного пособия от аналогичной, ранее изданной литературы заключается в использовании большего объема практического материала, его органической компоновке с теоретической частью, рассмотрении рекламы как динамического процесса, увязанного с менеджментом, маркетингом и другими процессами социально-экономической жизни общества.
В учебном пособии широко используется сложившаяся в российской науке методология рекламного дела, и поэтому оно может рассматриваться как работа, имеющая достаточный уровень преемственности.
Степень освещения практических вопросов и их актуальность представляются весьма значительными, что объясняется
8
Большим практическим опытом автора, который, работая топ-менеджером, принимал участие в реализации многих реальных маркетинговых и рекламных программ как в России, так и за рубежом. Методический уровень материала оптимален для его усвоения, к каждой главе прилагаются вопросы для обсуждения и тесты, в том числе включающие практические задания поискового характера.
Материал учебного пособия подразумевает использование современных образовательных технологий, в том числе самостоятельного и дистанционного обучения. Используемые примеры позволяют вырабатывать творческое отношение к процессу рекламной деятельности.
Цель данного учебного пособия: изучение и освоение студентами основных концепций, методов и инструментов разработки, производства и реализации рекламной продукции, организации и проведения рекламных кампаний, а также контроля их эффективности; формирование стройной системы взглядов на современную рекламно-информационную деятельность и перспективы ее развития.
В учебном пособии обобщен зарубежный и отечественный опыт в сфере менеджмента рекламы, маркетинговых коммуникаций; оно представляет собой комплекс материалов теоретического, проблемного и практического, прикладного характера.
Учебное пособие предназначено для изучения теоретических основ рекламного дела, его истории и перспектив развития, технологий, регулирования рекламной деятельности, управления этим процессом.
Реклама определяется как важнейшая составляющая комплекса маркетинговых коммуникаций и является одной из составных частей системы маркетинга. В учебном пособии подробно рассматриваются субъекты и объекты рекламы, принципы, функции, методы, цели и задачи рекламной деятельности, особенности подготовки рекламной продукции, планирования и реализации рекламных кампаний, управления в данной сфере менеджмента.
Большое внимание уделяется современным методам рекламной деятельности, которые появились в связи с формированием экономики нового типа и радикальными изменениями в рыноч-
9
ной среде. Они являются особо перспективными для развивающегося рынка Российской Федерации и включают такие направления, как использование рекламных Интернет-технологий, брэндинг, директ-маркетинг, SWOT-анализ, маркетинговые исследования для рекламных целей, медиа-планирование и др. Задачи учебного пособия: изучение теоретических основ рекламного дела как научной и учебной дисциплины; анализ стратегических и тактических действий, связанных с организацией и управлением рекламной деятельностью, достижением высокой результативности рекламных кампаний; рассмотрение роли и функций основных участников рекламного процесса; освоение теоретических достижений и практических форм и методов организации и реализации рекламных кампаний; обобщение и усвоение современного зарубежного и отечественного опыта в сфере рекламной деятельности; получение стойких навыков по разработке и осуществлению рекламных программ и планов на предприятиях и в организациях.
Учебное пособие поможет овладеть знаниями и навыками, необходимыми для работы в области маркетинговых коммуникаций, организации рекламной деятельности, менеджмента рекламы, оценки рекламной способности маркетинговой и рекламной продукции, а также эффективности рекламных кампаний. Специалист по рекламе должен знать теорию и методологию рекламного дела и на этой основе уметь создавать уникальные торговые предложения, а также иметь навыки соответствующей работы и в других сферах деятельности при использовании различных средств рекламы, паблик рилейшнз, личных продаж, паблисити и пропаганды; строить рекламную стратегию с учетом современных достижений в сфере медиа-планирования, оптимизировать расходы как при выборе и реализации различных коммуникационных стратегий, так и в прямом маркетинге; повышать эффективность рекламной деятельности и в конечном итоге вносить существенный вклад в повышение социально-экономического эффекта деятельности предприятия и организации.
- Isbn 978-5-282-02683-2
- Глава 17 «Институциональный фактор в рекламе» данного учебного пособия написана совместно с доктором экономических наук профессором Гусаровой л.Ф.
- Глава 1
- 1.3. Реклама как явление общественной жизни
- Глава 2 история рекламного дела в россии
- 2.3. Советский период рекламной деятельности
- 2.4. Современная российская реклама
- Глава 3
- 3.1. Понятие, субъекты и объекты рекламы, ее правила, концепции и цели, жанры
- 3.2. Основные составляющие рекламного процесса, функции, роли и методы рекламы
- Глава 4 регулирование рекламной деятельности
- Глава 5 реклама в системе маркетинга
- 5.1. Маркетинг и его взаимосвязь с рекламой
- 5.2. Типология маркетинговых стратегий во взаимосвязи с рекламой
- 5.3. Рекламное оформление интерьера и экстерьера организации, влияние моды на рекламу
- Глава 6
- 6.1. Содержание маркетинговых исследований
- 6.2. Маркетинговая информация в рекламных исследованиях
- 6.3. Этапы маркетинговых исследований в рекламной деятельности
- 6.4. План маркетингового исследования
- 6.5. Типы маркетинговых исследований в рекламе
- 6.6. Анкетирование в маркетинге и рекламе Анкета — важное орудие маркетингового исследования.
- 6.7. Маркетинговое решение в рекламной деятельности
- 6.8. Мотивационный анализ в рекламе
- Глава 7
- 7.1. История товарного знака
- 7.2. Правовая охрана товарного знака
- 7.3. Понятия, виды и функции товарных знаков
- 7.4.Основания для отказа в регистрации товарных знаков
- 7.6. Использование товарного знака
- Глава 8 выставки и ярмарки
- 8.1. Содержание выставочной и ярмарочной деятельности
- 8.2. Этапы подготовки выставки
- 8.3. Требования к стендисту и документы на выставке
- 8.4. Проведение выставки
- 8.5. Оборудование и материалы, необходимые для проведения выставок и ярмарок
- 8.6. Презентации
- Глава 9 визитные карточки
- 9.1. История появления визитных карточек
- 9.2 Основные функции визитных карточек и требования к ним
- 9.3. Надписи и пометки на визитных карточках
- 9.4. Правила передачи визитных карточек и обмена ими
- 9.5. Работа с информацией, представленной на визитных карточках
- Глава 10 разработка названия фирмы
- Глава 11
- 11.1. Содержание процесса организации
- 11.2. Основные функции отделов рекламы в средствах массовой информации
- 11.3. Организация рекламной деятельности в печати
- 2. Журналы:
- 4. Специальные рекламные печатные средства:
- 11.4. Организация рекламной деятельности
- 11.5. Организация рекламной деятельности
- Глава 12
- 12.1. История возникновения и эволюция паблик рилейшнз
- 12.2. Понятие сущность и виды паблик рилейшнз
- 12.3. Принципы, цели и методы паблик рилейшнз
- 12.5. Направления деятельности служб паблик рилейшнз
- Глава 13 консалтинг в рекламной деятельности
- 13.1. История, содержание и виды консалтинга в рекламной деятельности
- 13.2. Принципы, цели и функции консалтинга в рекламной деятельности
- 13.3. Этапы консалтинговой деятельности в рекламе
- 13.4. Виды информации в консалтинге
- 5. Субъекты консалтинга в рекламе
- 13.6. Учет динамических процессов развития социально-экономических систем в консалтинговой
- 13.7. Методы, используемые в процессе консалтинга
- 13.8. Использование теории экономической динамики в консалтинговой деятельности
- Глава 14
- 14.1. Цвет в рекламе
- 14.2. Шрифт в рекламе
- 14.3. Требования к основным изобразительным элементам в рекламном обращении
- 14.4. Способы печати
- 14.5. Подготовка рекламного издания к печати
- Глава 15 фирменный стиль
- Глава 16 звук в рекламе
- Глава 17 институциональный фактор в рекламе
- 17.1. Формальные экономические институты и реклама
- 17.2. Роль неформальных экономических институтов
- 17.3. Особенности рекламного воздействия с учетом развития российских неформальных экономических
- Глава 18 политическая реклама
- Глава 19 социальная реклама
- Глава 20
- 20.1. Планирование рекламной кампании
- 20.2. Бюджет рекламы
- 20.3. Эффективность рекламной деятельности
- 163002, Г. Архангельск, пр. Новгородский, 32.