logo
gusarov_yu_v_menedzhment_reklamy

12.1. История возникновения и эволюция паблик рилейшнз

В любой период времени отдельные личности, имеющие власть, представители общественных движений и различных социальных слоев и групп пытались произвести благоприят­ное впечатление своей деятельностью на общество в целом. Это осуществлялось многими путями, при использовании раз­личных средств массовой коммуникации. Преимущественно в устной форме — в древности, с использованием письменности — в античные времена и средневековье, с помощью различных средств массовой информации — в настоящий период.

Формы деятельности паблик рилейшнз (ПР), близкие к со­временным, начали формироваться в странах — мировых лиде­рах с начала XX в. Это было связано с упрочением капитали­стических отношений, а также с наметившейся в тот период времени тенденцией постепенного перехода рынка от конку­рентной борьбы потребителей за относительно редкие товары производителей к конкурентной борьбе производителей за максимально возможное удовлетворение запросов потребите­лей в условиях массового производства.

Положительный образ компании, действующей в инте­ресах общества, становился мощным фактором конку­рентной борьбы. Особенно это чувствовалось при относитель­ном равенстве всех прочих факторов.

293

Считается, что первое крупное бюро ПР было создано в 1912 г. при американском телефонно-телеграфном объедине­нии. Этот факт свидетельствует о том, что молодые перспектив­ные для того времени отрасли остро нуждались в новых подхо­дах к завоеванию рынка и укреплению своих позиций на нем.

В 1948 г. в Великобритании был открыт Институт общест­венного мнения. Это событие показало, что интерес и потреб­ность в ПР-деятельности в обществе в середине XX в. еще бо­лее возросли. В настоящее время в этом институте работает около 3 тыс. человек.

В 1955 г. была создана всемирная организация ПР-деятель­ности — Международная ассоциация служб связей с общест­венностью. В настоящее время в эту организацию входят около 100 стран мира. Во время ежегодных встреч ее члены обмени­ваются полезной информацией, делятся опытом, сверяют ори­ентиры возможных направлений развития этого явления обще­ственной жизни на перспективу.

Паблик рилейшнз в глобальном масштабе — это элемент, присущий современной действительности, отрасль специаль­ных знаний, практическая деятельность, искусство и творче­ский процесс.

В Российской Федерации центры консультирования ПР со­средоточены в вузах и академических институтах, в министер­ствах и других правительственных ведомствах и органах вла­сти. После перехода экономики страны к преимущественно ры­ночным отношениям начали функционировать Российская ас­социация по связям с общественностью, Гильдия работников пресс-служб и служб паблик рилейшнз России, а также много­численные специализированные агентства и организационные структуры ПР на предприятиях и в организациях. Серьезную работу в области ПР проводит Торгово-промышленная палата Российской Федерации.