Глава 15 фирменный стиль
Трактовка понятия «фирменный стиль». Фирменный стиль предприятия или организации как явление общественной жизни может иметь широкую и узкую трактовку. В широком смысле фирменный стиль — это процесс формирования позитивного образа предприятия или организации, включающий следующие составляющие: повышение эффективности работ и управления; улучшение микроклимата в коллективе; улучшение отношения потребителей к организации; восприятие деятельности организации как гарантии качества товаров, сервиса и услуг; закрепление желаемых потребительских предпочтений; повышение эффективности рекламы; экономия средств; повышение культуры производства и обслуживания потребителей; создание позитивного образа организации в глазах общественности.
В узком смысле фирменный стиль — это набор цветовых, графических, словесных, типографических, дизайнерских постоянных элементов, обеспечивающих визуальное и смысловое гармоничное единство образа предприятия (организации) в соответствии с производимыми товарами или предоставляемыми услугами, а также со всей исходящей информацией, внутренним и внешним оформлением.
В разных сочетаниях все эти элементы должны постоянно присутствовать в рекламе, оформлении продукции и упаковки, в интерьере и экстерьере офисов, в рекламном и эстетическом обеспечении производственных и других помещений.
Фирменный стиль близок по содержанию к понятиям «корпоративный дух» и «образ фирмы». Корпоративный дух отражает направленность действий коллектива организации на достижение общих целей, независимо от наличия дерева подцелей.
Образ фирмы. Складывается из следующих основных составляющих: оценки ее деятельности на рынке потребителями
403
и общественностью; графического дизайна; рекламы и рекламных образов; выставочной и ярмарочной деятельности; интерьеров и экстерьеров зданий, сооружений офисных вспомогательных и производственных помещений. Основные составляющие образа фирмы в виде блок-схемы приведены на рис. 18.
404
Общая организационная культура включает производственную культуру, культуру связей с внешней средой и культуру внутриорганизационных отношений.
Культура связей с внешней средой проявляется прежде всего через паблик рилейшнз-деятельность. Эта деятельность заключается в формировании постоянной и устойчивой системы взаимоотношений с общественностью. Данные взаимоотношения реализуются через средства массовой информации, конференции, пресс-конференции, брифинги, выставки, ярмарки, благотворительную и спонсорскую деятельность и некоторые другие формы.
Графический дизайн представляет собой художественное, графическое, изобразительное и цветовое решение фирменной атрибутики и других элементов образа фирмы, служащее созданию гармоничного, целостного и позитивно-воспринимаемого образа организации.
Фирменная атрибутика включает следующие основные элементы: торговые марки, фирменные знаки; товарный знак; логотип; фирменный блок — графическую композицию из различных сочетаний фирменного или товарного знака, логотипа и реквизитов фирмы; фирменный цвет и шрифт; эмблемы и знаки обслуживания. Фирменная атрибутика, являясь органической частью графического дизайна, распространяется на значительное количество элементов: маркировку готовой продукции и упаковку; деловую документацию и атрибутику; рекламную печатную, ауди- и видеопродукцию; знаки сервиса и обслуживания; фирменные сувениры и подарки; средства транспорта; наружную рекламу; одежду и ее отдельные элементы, спецовки и другие аналогичные составляющие. Графический дизайн в сочетании с фирменной атрибутикой — необходимые элементы в производственной, социальной, рыночной, выставочной, ярмарочной и прочих формах деятельности фирмы.
При формировании образа фирмы ключевая роль принадлежит рекламе, ее видам, средствам и формам, комплексности воздействия и увязке с общей стратегией и тактикой действий организации на рынке. Реклама и ее конкретные составляющие, используемые в деятельности фирмы, создают
405
эффект неповторимости образа фирмы. Оптимальная частота и массированность рекламных воздействий способствуют сохранению устойчивости позитивного восприятия товарного знака и образа фирмы в рыночной среде. Это в свою очередь ведет к снижению издержек выхода новых товаров на первых этапах их жизненного цикла, уменьшает затраты на комплекс мероприятий по продвижению всех видов товарной продукции на рынок. При формировании рекламной политики необходимо ее увязывать с общей маркетинговой стратегией. Эти ключевые понятия органически переплетаются и подвержены сильному взаимному влиянию. Покажем это на следующем примере. Из курса маркетинга известно, что потребители различаются по их адаптации к новым товарам и моде (табл. 18).
Таблица 18
Дифференциация потребителей по адаптации к новым товарам и моде
Категории потребителей | Количество от общего числа, % | Типичные характеристики |
Новаторы | 2,5 | Лица, склонные к риску, эксперименту, с высоким социальным статусом, входящие в высшую группу по доходам, как правило горожане |
Ранние последователи — отдельные лица, быстро привыкающие к новым товарам | 13,5 | Характеристики аналогичные первой группе лиц, но с меньшей склонностью к риску |
Раннее большинство — большие группы людей, легко привыкающие к новым товарам | 34 | Лица, в большинстве проживающие в сельской местности и пригороде, избегающие риска, активные в общественной жизни |
406
Продолжение таблицы 18
|
|
|
Категории потребителей | Количество от общего числа, % | Типичные характеристики |
Запоздалое большинство — большие группы людей, медленно привыкающие к новым товарам | 34 | Консервативны, склонны подражать, чрезвычайно осторожны, как правило, пожилые и имеющие мало-престижные профессии |
Отстающие или ретрограды | 16 | Лица, независимо от их со-циалыюй группы, отрицательно относящиеся к любым изменениям и лишенные воображения |
Из данных табл. 18 могут быть сделаны следующие выводы: реклама легко воспринимается и интенсивно действует на 16% потенциальных потребителей; раннее большинство потребителей, 34% их общего числа, хорошо воспринимает рекламу; еще 34% потребителей склонны критически относиться к рекламе, но в конечном счете подвержены ее воздействию; 16% потребителей, скорее всего, будут относиться к рекламе негативно.
Проведение выставок и ярмарок является мощным средством распространения позитивного образа фирмы на территории, находящейся вне ее непосредственного функционирования. Особенно это важно, когда данные мероприятия проводятся в ареале деятельности основных конкурентов. Успешное проведение выставок и ярмарок способствует победе в конкурентной борьбе, сокращению расходов на рекламу и маркетинговые исследования, приводит к расширению рынков сбыта, завоеванию новых рыночных сегментов и ниш.
Интерьеры — внутренние части помещений и экстеръеры — внешние их части (фасады офисов, административных, производственных, вспомогательных и специальных строений; элементы ограждения; ландшафтная архитектура; малые архитектурные формы и другая инфраструктура) оказывают важное влияние на формирование образа фирмы. Они же являют-
407
ся существенной стороной общей организационной культуры предприятия или организации.
Фирменный блок состоит из не менее чем двух констант и может включать: товарный знак, товарные марки, полное название предприятия, аббревиатуру, его почтовые и банковские реквизиты, различные пояснительные надписи (например, перечень товаров и услуг фирмы), слоган и графические декоративные элементы.
Графические символы — это в основном сигнатуры и пиктограммы — абстрактные или конкретные графические символы, обозначающие товарные группы и услуги и несущие справочную информацию. Образцом качественного выполнения пиктограмм и сигнатур являлись графические знаки различных видов спортивных соревнований, подготовленные к летним Олимпийским играм 1980 г. в Москве. Данные знаки были понятны всем гостям Игр, во многом облегчили их проведение. Однако не всегда художники-рекламисты могут достичь этого в конкретных случаях.
Так, например, описана ситуация, при которой гости из разных регионов мира не могли сразу распознать вид мест общественного пользования па одной из автостанций в Баварии. На расположенных рядом дверях были нанесены стилизованные изображения силуэтов шляп. Одна из шляп была с пером, другая без пера. Сами баварцы — мужчины и женщины, без труда определяли нужную дверь, но туристы из различных стран мира испытывали при этом значительные затруднения.
Фирменный набор цветов. Определяется «выкраской» — полоской бумаги с нанесенными на ней фирменными цветами в их точной тональной окраске.
Широкий список элементов фирменного стиля может включать:
1. Постоянные элементы, или константы, фирменного стиля:
— товарная марка;
— товарный знак;
— фирменный блок в цветовых и композиционных вариантах;
— фирменный шрифт неоригинальный;
— фирменный шрифт оригинальный;
408
— форматы изданий;
— схема верстки;
— модульная, сетка;
— цветовая гамма;
— графические символы;
— слоган.
2. Деловая документация:
— фирменные бланки писем, приказов, распоряжений и других документов;
— комплекты фирменных бланков с логотипами;
— конверты деловые;
— пригласительные билеты;
— ценники;
— ярлыки;
- папки-регистраторы;
— папки для информационных материалов;
— визитные карточки.
3. Рекламно-информационные печатные материалы:
— листовки, односторонние и двухсторонние;
— проспекты;
— буклеты;
— каталоги;
— плакаты.
4. Элементы оформления выставок:
— выставочный стенд, включая примеры реклампо-художественного оформления различных вариантов макетов;
— варианты оформления интерьера выставочного помещения и офиса;
— наборы указателей;
— пристендовые таблички;
— значки и бейджики (нагрудные знаки) стендистов;
— нашивки и шевроны для персонала выставочной экспозиции;
— вымпелы и другие подобные элементы.
5. Упаковка:
— упаковочная бумага;
— пакеты и сумки;
— липкая аппликация;
— самоклеющаяся лента;
— футляры, коробки другие контейнеры.
6. Сувениры и подарки:
— фирменные пакеты и сумки;
— значки сувенирные;
— записные книжки с рекламной полосой;
409
— ежедневники с рекламной полосой и календарной сеткой;
— сувенирные поздравительные открытки;
— сувенирные конверты и наборы марок;
— плакаты-календари;
— сувенирные карманные календари;
— авторучки, органайзеры и другие виды подарков.
Кроме того, к фирменному стилю относятся: оригинальные печати и штампы, фирменный стиль в одежде и спецовках, адаптированный и оригинальный шрифт; наборы флагов и флажков, специальные подставки и стойки к ним: товарные знаки, оформленные в виде гербов, и ряд других подобных элементов. Этот список может быть как расширен, так и сужен.
Наличие элементов фирменного стиля определяется многими факторами. К ним относятся: формы и масштабы деятельности фирмы, требования к стилистическому единству, наличие предварительной истории фирмы, уровень прибыльности и бюджетная политика, конкурентоспособность, уровень культуры высшего менеджмента и ряд других факторов.
Вопросы для обсуждения и задания:
1. Определите понятие фирменного стиля в широком смысле.
2. Определите понятие фирменного стиля в узком смысле.
3. Из каких элементов складывается образ фирмы?
4. Назовите основные константы, или постоянные, фирменного блока.
5. Определите роль рекламы в процессе формирования фирменного стиля организации.
ТЕСТЫ:
1. Фирменный стиль — это:
а) действия по обеспечению организацией конкурентоспособного положения на рынке и разработка соответствующего комплекса маркетинга;
410
б) создание определенных стереотипов в функционировании и оформлении внешнего облика организации в целях формирования и
поддержания высокой организационной культуры;
в) это образ организации, сходство, отражение, представление о чем-либо, социально-психологическое явление, тесно связанное с экономикой товарного рынка.
2. Фирменный стиль — это процесс, включающий следующие составляющие:
а) закрепление желаемых потребительских предпочтений;
б) оптимизацию воздействия на организацию внешней среды;
в) повышение эффективности рекламы;
г) повышение культуры производства и обслуживания потребителей;
д) создание позитивного образа организации в глазах общественности;
, е) улучшение микроклимата в коллективе.
3. Фирменный стиль является близким по содержанию к понятиям «корпоративный дух» и «образ фирмы». Так, корпоративный дух отражает направленность действий коллектива организации па:
а) повышение эффективности работ и управления;
б) формирование благоприятного образа организации в глазах общественности;
в) достижение общих целей, независимо от наличия дерева подцелей;
г) восприятие деятельности организации как гарантии качества товаров, сервиса и услуг.
4. Образ фирмы складывается из следующих основных составляющих:
а) фирменного стиля и фирменного блока;
б) графического дизайна;
в) инновационной и инвестиционной деятельности;
г) рекламы и рекламных образов;
д) интерьеров и экстерьеров зданий, сооружений, офисных вспомогательных и производственных помещений.
5. К средствам рекламного воздействия маркетинга как факторов, влияющих на формирование фирменного стиля организации, относятся:
а) формирование положительного имиджа руководителя, персонала организации;
б) создание и развитие социальных программ;
в) проведение выставок, ярмарок, презентаций;
г) оптимизация стиля управления организацией.
6. Фирменная атрибутика включает следующие основные элементы:
а) веб-представительство;
б) товарный знак; логотип;
в) торговые марки;
г) фирменные сувениры;
411
д) фирменный блок;
е) эмблемы и знаки обслуживания;
ж) графический дизайн.
7. При дифференциации потребителей по адаптации к новым товарам и моде к ретроградам относят:
а) лица, независимо от их социальной группы, отрицательно относящиеся к любым изменениям и лишенные воображения;
б) лица, склонные к риску, эксперименту, с высоким социальным статусом, входящие в высшую группу по доходам, как правило горожане;
в) лица, консервативно настроенные, склонные подражать, чрезвычайно осторожные, как правило, пожилые и имеющие малопрестижные профессии.
8. Постоянными элементами, или константами, фирменного стиля являются:
а) схема верстки;
б) модульная сетка;
в) визитные карточки;
г) цветовая гамма;
д) графические символы;
е) слоган.
9. Фирменный набор цветов определяется выкраской, представляющей собой:
а) фирменный блок с нанесенными фирменными цветами и определением фирменного шрифта;
б) полоску бумаги с нанесенными па ней фирменными цветами в их точной тональной окраске;
в) фирменный бланк с фирменными цветами и фирменным шрифтом.
10. К деловой документации относят:
а) буклеты;
б) каталоги;
в) пригласительные билеты;
г) ценники;
д) ярлыки;
е) фирменные бланки писем, приказов, распоряжений и других документов;
ж) комплекты фирменных бланков с логотипами;
з) конверты деловые.
412
- Isbn 978-5-282-02683-2
- Глава 17 «Институциональный фактор в рекламе» данного учебного пособия написана совместно с доктором экономических наук профессором Гусаровой л.Ф.
- Глава 1
- 1.3. Реклама как явление общественной жизни
- Глава 2 история рекламного дела в россии
- 2.3. Советский период рекламной деятельности
- 2.4. Современная российская реклама
- Глава 3
- 3.1. Понятие, субъекты и объекты рекламы, ее правила, концепции и цели, жанры
- 3.2. Основные составляющие рекламного процесса, функции, роли и методы рекламы
- Глава 4 регулирование рекламной деятельности
- Глава 5 реклама в системе маркетинга
- 5.1. Маркетинг и его взаимосвязь с рекламой
- 5.2. Типология маркетинговых стратегий во взаимосвязи с рекламой
- 5.3. Рекламное оформление интерьера и экстерьера организации, влияние моды на рекламу
- Глава 6
- 6.1. Содержание маркетинговых исследований
- 6.2. Маркетинговая информация в рекламных исследованиях
- 6.3. Этапы маркетинговых исследований в рекламной деятельности
- 6.4. План маркетингового исследования
- 6.5. Типы маркетинговых исследований в рекламе
- 6.6. Анкетирование в маркетинге и рекламе Анкета — важное орудие маркетингового исследования.
- 6.7. Маркетинговое решение в рекламной деятельности
- 6.8. Мотивационный анализ в рекламе
- Глава 7
- 7.1. История товарного знака
- 7.2. Правовая охрана товарного знака
- 7.3. Понятия, виды и функции товарных знаков
- 7.4.Основания для отказа в регистрации товарных знаков
- 7.6. Использование товарного знака
- Глава 8 выставки и ярмарки
- 8.1. Содержание выставочной и ярмарочной деятельности
- 8.2. Этапы подготовки выставки
- 8.3. Требования к стендисту и документы на выставке
- 8.4. Проведение выставки
- 8.5. Оборудование и материалы, необходимые для проведения выставок и ярмарок
- 8.6. Презентации
- Глава 9 визитные карточки
- 9.1. История появления визитных карточек
- 9.2 Основные функции визитных карточек и требования к ним
- 9.3. Надписи и пометки на визитных карточках
- 9.4. Правила передачи визитных карточек и обмена ими
- 9.5. Работа с информацией, представленной на визитных карточках
- Глава 10 разработка названия фирмы
- Глава 11
- 11.1. Содержание процесса организации
- 11.2. Основные функции отделов рекламы в средствах массовой информации
- 11.3. Организация рекламной деятельности в печати
- 2. Журналы:
- 4. Специальные рекламные печатные средства:
- 11.4. Организация рекламной деятельности
- 11.5. Организация рекламной деятельности
- Глава 12
- 12.1. История возникновения и эволюция паблик рилейшнз
- 12.2. Понятие сущность и виды паблик рилейшнз
- 12.3. Принципы, цели и методы паблик рилейшнз
- 12.5. Направления деятельности служб паблик рилейшнз
- Глава 13 консалтинг в рекламной деятельности
- 13.1. История, содержание и виды консалтинга в рекламной деятельности
- 13.2. Принципы, цели и функции консалтинга в рекламной деятельности
- 13.3. Этапы консалтинговой деятельности в рекламе
- 13.4. Виды информации в консалтинге
- 5. Субъекты консалтинга в рекламе
- 13.6. Учет динамических процессов развития социально-экономических систем в консалтинговой
- 13.7. Методы, используемые в процессе консалтинга
- 13.8. Использование теории экономической динамики в консалтинговой деятельности
- Глава 14
- 14.1. Цвет в рекламе
- 14.2. Шрифт в рекламе
- 14.3. Требования к основным изобразительным элементам в рекламном обращении
- 14.4. Способы печати
- 14.5. Подготовка рекламного издания к печати
- Глава 15 фирменный стиль
- Глава 16 звук в рекламе
- Глава 17 институциональный фактор в рекламе
- 17.1. Формальные экономические институты и реклама
- 17.2. Роль неформальных экономических институтов
- 17.3. Особенности рекламного воздействия с учетом развития российских неформальных экономических
- Глава 18 политическая реклама
- Глава 19 социальная реклама
- Глава 20
- 20.1. Планирование рекламной кампании
- 20.2. Бюджет рекламы
- 20.3. Эффективность рекламной деятельности
- 163002, Г. Архангельск, пр. Новгородский, 32.