logo
билеты готовые 2009

5.Методы анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности

Различают несколько методических подходов к проведению анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия, основанных на структурировании, выявлении главного звена, установлении причинно-следственных связей и взаимозависимостей, обобщении (синтезе) полученных результатов.Основные методы анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Название метода Содержание метода

Неформализованные методы это логистическое, субъективное исследование.

- экспертные (это оценка ситуации высококлассными специалистами);- морфологический (это систематизация наборов альтернативных решений по возможным сочетаниям вариантов и выбор сначала приемлемых, а затем наиболее эффективных вариантов);- рейтинговый (это систематизация, ранжирование и определение наилучших результатов по ряду показателей);- фактографический анализ (это зафиксированных фактов в СМИ, научных работах и т. п.)

- мониторинг (это детальный, систематический анализ изменений);- логическое (это моделирование, построение сценариев, систем показателей, аналитических таблиц);- фундаментальный (это изучение основных тенденций и определение основных направлений динамики);- технический (это отражение желаемых сглаженных ожиданий).

Формализованные методы это строгие формализованные аналитические зависимости.

- факторный (это выявление, классификация и оценка степени влияния отдельных факторов);

- конъюнктурный (установление текущего состояния с позиций соотношения спроса и предложения);

- математический (цепные подстановки, арифметическая разница, процентные числа, дифференциальный, логарифмический, интегральный анализ, расчет простых и сложных процентов, дисконтирование);

- статистический (корреляционный, регрессионный, дисперсионный, кластерный, экстраполяционный, ковариационный анализ; методы главных компонент, средних и относительных величин, группировки; графический и индексный методы обработки рядов динамики);

- методы исследования операций и принятия решений (использование теорий графов, игр, массового обслуживания; построение деревьев целей и ресурсов, байесовский анализ, сетевое планирование);

- эконометрические (матричный, гармонический, спектральный анализ, производственные функции, межотраслевой баланс);

- экономико-математическое моделирование и оптимальное программирование (дескриптивные (описательные), предикативные (предсказательные, прогностические) и нормативные модели; системный анализ, машинная имитация; линейное, нелинейное, динамическое, выпуклое программирование);

Экспертный метод (экспертные оценки) применяется в случаях, когда решение поставленной задачи параметрическими методами невозможно.

Процедура экспертного метода включает в себя следующие этапы:1) процедура выявления проблем для экспертной оценки и их структуризации; 2) выбор методики и формы опроса экспертов, разработка анкет, таблиц вопросу; 3) определение структуры и численности экспертной группы, подбор экспертов из числа высококлассных специалистов, имеющих большой опыт в соответствующей сфере деятельности;4) заполнение экспертами таблиц опроса, анкет в произвольной или четко определенной форме;5) статистическая обработка заполненных и закодированных анкет, таблиц опроса.7) итоговая оценка состояния объекта на основе мнения экспертов.Морфологический метод относится к перспективным методам, широко использующимся на практике. Он позволяет систематизировать полученный набор альтернативных решений по всем возможным сочетаниям вариантов и выбирать из них сначала приемлемые, а затем наиболее эффективные по экономическим критериям. Рейтинговый метод основан на сравнении между собой и расположении в определенном порядке (ранжировании) отдельных показателей оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Фактографический метод основан на изучении всех опубликованных, зафиксированных фактов, характеризующих финансово-хозяйственное состояние предприятия.Мониторинг является постоянным, систематизированным, детальным текущим наблюдением за финансово-хозяйственным состоянием предприятия. Алгоритм организации мониторинга следующий:- экспертное начальное структурирование;- определение цели мониторинга;- выбор постоянных показателей (индикаторов);- сбор информации;- предварительная формализация аналитических материалов;- иерархическое упорядочение, фильтрация и обработка информации, графическая визуализация данных;- выявление закономерностей и устойчивых тенденций.Логическое моделирование используется, как правило, для качественного описания финансово-хозяйственного развития предприятия. Оно основано на использовании таких способов, как аналогия, экстраполяция, экспертная оценка возможного или желаемого состояния объекта моделирования. Целью фундаментального анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия является определение внутренней стоимости его имущественного комплекса как общего результата технико-экономической деятельности.Технический анализ имеет своей целью выполнение детального, всестороннего анализа динамики отдельных параметров, показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Его часто называют чартизмом (от англ. chart — график), поскольку он основан на построении диаграмм и графиков, изучении показателей и факторов, их определяющих.Факторный анализ основан на многомерном статистическом исследовании ряда факторов, имеющих как отрицательное, так и положительное влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Цель этого метода состоит в выявлении генеральных, главных факторов, определяющих основные результаты финансово-хозяйственной деятельности анализируемого предприятия.Конъюнктурный анализ предполагает исследование конъюнктуры рынка, т. е. текущего состояния спроса и предложения продукции (работ, услуг) анализируемого предприятия. Математический анализ предполагает использование математических приемов и способов анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Наиболее часто при этом используются вычисления арифметической разницы (отклонений) и процентных чисел (простых и сложных процентов); применяются цепные подстановки. Статистический анализ, являющийся основой диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия, включает:- анализ средних и относительных величин - группировку - графический анализ - индексный- корреляционный анализ, - регрессионный анализ- дисперсионный экстраполяционный анализ - метод главных компонент.