logo
билеты готовые 2009

1. Конкурентная цена: понятие и методы расчета

Ценовая политика зависит от конкурентной структуры рынка. Основой для конкуренции, как характерного свойства рыночной системы, является свобода выбора, которая проявляется в стремлении получить максимальный доход. Обычно выделяют 4 типа рынка : совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия. Монопольная конкуренция и олигополия характерны для большинства рынков. Рынок монополистической конкуренции состоит из многих фирм, предлагающих свои товары и услуги по ценам, колеблющимся в большом диапазоне. Разница между изделиями оправдывает широкий диапазон цен. Особенность маркетинга в этих условиях состоит в выявлении специфических потребностей покупателей разных сегментов рынка. Большую роль при этом играют реклама изделия, присвоение товарам марочных наименований. В условиях монополистической конкуренции фирма определяет цену на производимую продукцию, учитывая структуру потребительского спроса, цены, устанавливаемой конкурентами, а также собственные издержки производства. При этом используются разные стратегии ценообразования.

Наиболее распространенная стратегия – установление цен по географическому принципу, когда продукция, изготовляемая фирмой, реализуется потребителям в различных частях страны по разным ценам. Для этого используются различные варианты установления цен. От этой стратегии отличается стратегия определения цен в рамках товарной номенклатуры. Стратегия цен выше номинала может быть использована при сильном дифференцированном покупательском спросе. Покупателям с высоким уровнем доходов фирма предлагает товары категории « люкс» по очень высоким ценам. Для прочих покупателей выпускаются обычные товары, реализуемые по сниженным ценам. Эта стратегия требует от фирмы, использующей ее, строгого контроля за конкурентами. Существенное влияние на цену оказывают поведение конкурентов и цены на их продукцию. Пройдя все этапы, фирма может приступить к определению цены на товар. Оптимально возможная цена должна полностью возмещать все издержки на производство, распределение и сбыт товара, а также обеспечить получение определенной нормы прибыли. Монопольные цены больше реагируют на величину издержек, чем на уровень спроса, поэтому фирма должна контролировать свои издержки, так как самое незначительное их увеличение приводит к уменьшению прибыли.