logo
билеты готовые 2009

5.Виды анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и их классификация и характеристика.

   Различие целей и задач хозяйственной деятельности обуславливает необходимость применения того или иного вида анализа, различных методов и приемов его проведения, увязки их во времени и пространстве. В этих условиях, чтобы обеспечить наиболее рациональное использование возможностей анализа хозяйственной деятельности, необходимо иметь классификацию ее видов.

ПризнакиАХД:

1. По отраслевому признаку:

Отраслевой – выделяют отраслевой анализ, его методика учитывает специфику отдельных отраслей экономики. Межотраслевой – представляет свободную  теоретическую и методическую основу АХД, т.е. – есть теория АХД. 2.по признаку времени – а) предварительный или перспективный анализ, – проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обоснований управленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозирования будущего, оценки выполнения и предупреждения нежелательных результатов. б) последовательный или ретроспективный анализ– проводится после проведения хозяйственной операции. Используется для контроля выполнения плана, выявления неиспользуемых резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятия. Последовательный (ретроспективный) анализ делится на оперативный и итоговый. Оперативный (ситуационный) проводится сразу после совершения хозяйственной операции или изменения ситуации за короткие промежутки времени (день, неделя). Цель оперативного анализа – оперативно выявить недостатки и быстро воздействовать на хозяйственные процессы. Итоговый (результативный) – проводится за отчетный период времени (месяц, год). Его ценность заключается в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным. Этим объясняется полная оценка деятельности предприятия по использованию возможностей. 3. по пространственному признаку: 1) Внутрихозяйственный анализ – изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. 2) Внешнехозяйственный анализ – в его процессе сравниваются результаты деятельности двух и более предприятий. Внешнехозяйственный – позволяет выявить передовой опыт, резервы и недостатки. И на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия. 4. По субъектам управления – хозяйственная деятельность состоит из-под систем: экономика, техника, технология, организация производства, социальные условия труда, природоохранная деятельность и т.д. Поэтому акцент анализа может быть смещен в сторону какой-либо подсистемы. В связи с этим, выделяют следующие виды анализа: Технико-экономический анализ – его проводят технические службы. Суть заключается в изучении взаимодействия технических и экономических процессов, установления их влияния на экономические результаты  Финансово-экономический анализ – осуществляется финансовой службой предприятия, финансовыми и кредитными органами и в финансово- экономическом предприятии, и анализируется: выполнение финансового плана, эффективность и использование собственного и заемного капитала, выявляются резервы прибыли, роста и рентабельности, улучшения финансового состояния предприятия, улучшение платежных способностей предприятия.  Аудиторский (Бухгалтерский) анализ проводится аудиторами – Экспертная диагностика финансового «здоровья» предприятия. Проводится с целью оценки и прогнозирования финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия.    Социально-экономический анализ – его проводят экономический службы управления, социальные, статистические группы. Изучают взаимосвязь социально-экономических процессов, их влияние на группы хозяйственных процессов.  Экономико-статистический анализ – его проводят статистические органы. Применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления предприятия, отрасли, региона, государства в целом, например: средняя ЗП  Экономико-экологический анализ – его проводят органы окружающей среды. Изучают взаимодействия экологических и экономических процессов.  Маркетинговый анализ – его проводит служба маркетинга. Применяется для изучения внешней среды функционирования  предприятия для изучения рынков сбыта, рынков сырья, изучения конкурентоспособности предприятия, для изучения спроса и предложения, формирования ценовой политики, изучение коммерческих рисков (рисковой прибыли), для разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности. 5. по методике изучения объектов.  Сравнительный анализ – сравниваются отчетные показатели о результатах хозяйственной деятельности с показателями плана текущего года с данными прошлых лет и с данными других предприятий.  Факторный анализ – заключается в выявлении величины влияния факторов на прирост и уровень результата главных показателей.  Диагностический экспресс анализ – способ установления характера нарушения нормативного хода экономических процессов на основе типичных признаков. Маржинальный анализ – метод оценки и обоснований эффективности управленческих решений на основе взаимосвязи объема продаж, себестоимости прибыли и деления затрат на постоянные и переменные. Экономико-математический анализ – это выбор оптимального варианта решения экономической задачи, выявления резервов. Стохастический анализ – разного рода зависимостей (дисперсионный, коррекционный и др.). Применяются для изучения зависимости между исследуемыми явлениями и процессами. Функционально-стоимостный анализ  или метод выявления резервов. 6. по субъектам (пользователям анализа):1) внутренний анализ – непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного управления производственной, финансовой и коммерческой деятельности; 2) внешний анализ – проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, инвесторами и т.д. 7. По охвату изучаемых объектов: 1) сплошной анализ (все объекты); 2) выборочный (выводы по результатам обследования части объектов) 8. По содержанию программы: 1) комплексный анализ – деятельность предприятий изучается всесторонне; 2) тематический анализ – отдельные стороны, которые представляют наибольший интерес.