logo search
краткие ответы

41. Особенности постсоветской российской журналистики. Современное осмысление теории жанров.

За время, прошедшее после распада Советского Союза, журналистика на постсоветском пространстве изменилась радикально - появилось российское законодательство о печати, средства массовой информации стали значительной и объёмистой промышленной отраслью - медиаиндустрией. Изменился облик массовой коммуникации; кроме привычных каналов распространения информации - печати, радио, телевидения - активно используются новые информационные технологии, и, прежде всего, Интернет как среда размещения традиционных СМИ (газет, радио-, телепередач) и электронных изданий.

Ситуация в России развивалась неравномерно, и можно в самом грубом виде определить несколько этапов этого развития.

Первые три года были заняты освобождением от старых традиций и форм. Печать, которая была орудием партии, после распада советской системы и запрещения КПСС стала свободной от внешнего давления. Этот период ознаменовался становлением нового журнализма и новой журналистики, основанной на плюрализме и независимости от государства.

Здесь можно выделить две модели журналистики. Первая - перестроечная, связанная прежде всего с именем первого и единственного президента СССР М.С.Горбачёва. В перестройку советская печать стала инструментом критики бюрократии, командно-административной системы, инструментом демократизации. Журналисты думали и писали свободно. Но вместе с тем сохранялась руководящая роль партии, и печать способствовала демократизации сверху. Это была инструментальная модель журналистики; она отличалась от советской модели тем, что в руках Горбачёва и его сторонников она выступала инструментом демократизации, но всё-таки под управлением партии и государственников.

За этим последовало принятие 12 июня 1990 г. Закона о печати, а затем, после неудавшегося августовского путча, коммунистическая партия была запрещена, и печать компартии, как и других общественных организаций, перешла в руки журналистов. Возникла новая модель журналистики: печать стала считать себя «четвёртой властью». Журналистика противопоставила себя государству; она добивалась и добилась независимости от государственных структур.

В 1991-1993 гг. журналистика пережила «золотой век» свободы, который завершился по экономическим причинам. Монопольные цены на бумагу, распространение, полиграфию резко увеличили расходы и сделали прессу практически нерентабельной или малорентабельной. Журналисты вынуждены были обратиться к возникшим к этому времени мощным экономическим структурам - банкам и корпорациям. В результате контроль над большинством газет и журналов перешёл в их руки.

Поначалу владельцы не оказывали серьёзного давления на редакционные коллективы, но в 1995- 1996гг. перед президентскими выборами крупные бизнесмены объединились для поддержки Ельцина, и в России вновь возродилась авторитарная модель журналистики. Возникла своего рода информационная олигархия.

Эта новая модель СМИ - корпоративно-авторитарная - сработала во время выборов. После стали делить плоды: Березовский укрепил свои позиции на ОРТ, Гусинский - на НТВ.

Принятые в 1995 г. постановления «Об информации, информатизации и защите информации» и «О рекламе» вселили еще большую надежду на коренные изменения в отечественной журналистике. В 1996 г. у нас произошло беспрецедентное событие: главные редакторы региональных газет объединились в свой Клуб и приступили к изданию журнала «Четвертая власть».

Заметным явлением в отечественной журналистике конца 90-х стало издание журнала «Наше наследие». Возникает немало новых газет и журналов. В условиях демократизации общества появляются и качественно новые издания: «Независимая газета», «Куранты», «Совершенно секретно». Еженедельник «Куранты» – первая попытка создать независимое от политических партий издание. Первый его номер увидел свет 20 сентября 1990 г.

Все больший размах получало радиовещание. В 1990 г. вещание вели около 180 радиодомов и свыше 5 тысяч местных радиостанций. 22 августа 1990 г. начались передачи первой негосударственной (независимой от Гостелерадио) радиостанции «Эхо Москвы», в числе учредителей которой были Моссовет, редакция журнала «Огонек» и факультет журналистики МГУ. В начале 1991 г. образовалась Российская независимая телерадиокомпания, в составе которой стало функционировать «Радио России».

Значительно расширилась деятельность информационных агентств. К 1991 г. функционировали 336 телеграфных и 180 телефонных каналов связи, соединявших ТАСС со страной и со всем миром. Его подписчиками являлись свыше 600 зарубежных информационных агентств, редакций газет и журналов из 115 стран. Помимо ТАСС, только АПН имело подобную разветвленную сеть корреспондентов и прочих представителей в СССР и за границей.

Острая полемичность публицистики периода перестройки – главная ее отличительная особенность. Именно поэтому читатели стали называть публицистику одним из самых читаемых жанров, призывая «сохранить лучшие страницы периодики дней перестройки» как «духовное завещание одного поколения другому». Стремясь выявить «полную правду» редакции периодических изданий стали систематически печатать статьи ученых, особенно историков. В «Правде» стали регулярно появляться полосы под общим названием «Страницы истории».

Из подполья вышел самиздат: в 1989 г. в стране выходили более тысячи периодических изданий такого характера.

Появление газетно-журнальных издательских домов – одна из отличительных особенностей журналистики постсоветского периода, так как в рыночных условиях отдельному изданию не всегда удается выжить. Самыми первыми и наиболее крупными стали издательские дома «КоммерсантЪ», «Экономика и жизнь». Крупнейшим в мире стал издательский дом газеты «Аргументы и факты».

Кардинальные изменения произошли в региональной журналистике. В столицах автономных республик, в краевых, областных и районных центрах наряду с общественно-политическими издаются деловые, информационно-коммерческие, правозащитные, религиозные, литературно-художественные, спортивные, уфологические и многие другие газеты и журналы. Разнообразием газетно-журнального мира отличаются не только центральные регионы, но и самые отдаленные области Сибири и Дальнего Востока

После выборов 2000 г. новое падение авторитета СМИ усугубилось; оно было связано, с одной стороны, с очевидной их политизацией, с другой - с их коммерциализацией. Администрация президента Путина выдвинула концепцию укрепления государственных СМИ, и возникла новая модель СМИ - подконтрольных государству. Этому способствовало создание Министерства печати, телерадиовещания и массовой коммуникации, которое стало играть важную роль в укреплении консолидации контролируемых государством СМИ.

Параллельно с вышеперечисленными моделями журналистики развивалась модель коммерциализированных СМИ, которые включали в себя массовую и откровенно бульварную, «жёлтую» журналистику. В отличие от первых шеста она была высокодоходной. Журналист оказался на «ничейной земле» - между давлением государственных структур и вседозволенностью коммерческих.

Надо подчеркнуть некоторые обстоятельства, которые радикально изменили лицо нашей журналистики. Прежде всего это создание информационно-коммуникативной промышленности, в которой появились и работают новые отрасли, такие как реклама, PR, маркетинг. Появился ещё один вид распространения журналистской продукции - электронные версии СМИ.

Новым элементом российских СМИ стали электронные газеты и информационные агентства, которые расширяют свою аудиторию, а иногда даже пытаются конкурировать по оперативности и быстроте сообщения новостей с телевидением. Изменились структура доходов, экономика и методы управления в СМИ. Редактор современной газеты думает больше не о том, как получить благословение губернатора или президента, а о том, как найти путь к сердцу и кошельку читателей и рекламодателей.

Современное осмысление теории жанров

В последнее время в связи с демократическими реформами происходят большие изменения в сторону индивидуализации стиля; имеет место перегруппировка жанров и даже смешение или мутация. Процесс развивается в нескольких направлениях.

Во-первых, происходит взаимопроникновение жанров: по лаконизму и живости информационная корреспонденция приближается к репортажу, а по относительной простоте текста – к расширенной заметке. Аналитическая корреспонденция сближается с другим жанром – комментарием. В современной газете сам жанр корреспонденции оттесняется новыми или модифицированными жанрами, такими как эксперимент, версия, социологическое резюме, житейская история.

Во-вторых, некоторые жанры «архивируются» или плавно исчезают со страниц газет.

В-третьих, образуются новые жанры, пришедшие из смежной коммуникативной области – паблик-рилейшнз (байлайнер, пресс-релиз, персоналии, кейс-стори, фичерз). Появляется ньюсмейкерская журналистика, близкая по функциональному наполнению к PR-деятельности.

Жанрообразование - это живой процесс. Время сделало архаичным такие жанры, как передовая статья или отчеты. Целая серия жанровых форм не приобрела твердых жанровых признаков или трансформировалась в другие формы, например передовая статья в колонку (называемую так по месту расположения на полосе), реплику (мини-корреспонденция).

При всех «диффузионных» социально-креативных процессах публицистический жанр сохраняет в своем ядре академичный характер с традиционными функциональными характеристиками, хотя и впитывает в себя своеобразие текущего творческого момента. В частности, заметка как по форме, так и по содержанию по сей день остается заметкой, репортаж – репортажем, отчет – отчетом, очерк – очерком, статья – статьей и т.д. В то же время в современной журналистской практике все чаще проявляются формы с несвойственными для классических жанров чертами - подобные маргинальные тексты представляют собой структурно-содержательные модификации традиционных видов публицистического творчества.

В последние годы стал популярным жанр журналистского расследования. Журналистское расследование не может появиться на свет без инициативы, идеи и усилий со стороны журналиста. Это материал, обладающий высокой новостной ценностью и большой значимостью для общества. Расследование основывается на множестве источников информации - людях, документах, данных и личном наблюдении. Во многих случаях на поверхность выплывают материалы, которые власти предпочли бы не раскрывать. Но иногда в материалах содержится информация, полученная непосредственно от представителей властей. Журналистские расследования могут, например, информировать общественность о том, что конкретное учреждение не выполняет своих функций по обслуживанию граждан, не указывая на конкретных виновников. Ведь иногда дело не клеится не потому, что кто-то умышленно врет, ворует, утаивает информацию, разбазаривает материалы или плохо выполняет служебные обязанности.