logo search
билеты готовые 2009

3. Сущность показателя себестоимости.

Себестоимость – это текущие издержки предприятия на производство и реализацию продукции. Себестоимость продукции это текущие издержки производства на обращение, реализацию продукции, исчисленные в денежном выражении. Включают материальные затраты, амортизацию основных средств, заработную плату основного и вспомогательного персонала, дополнительные(накладные) расходы, непосредственно связанные, обусловленные производством и реализацией данного вида и объема продукции. Иными словами, себестоимость продукции (работ, услуг) – это стоимостная (денежная) оценка части ресурсов, которая израсходована (потреблена) в процессе её производства и реализации. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции отдельных отраслей хозяйства и особенности их определения устанавливаются государством и отраслевыми инструкциями. Величина себестоимости определяется двояко: 1-как общая сумма текущих издержек на весь объем производства; и 2-как удельное их значение в расчете на единицу продукции, т.е. S=Эобщ/В руб/ед, где S – себестоимость единицы продукции; Эобщ – общая себестоимость всей продукции; В – объем продукции (работ, услуг); он ожжет оцениваться в натуральных или стоимостных показателях. Фирма сравнивает свои издержки (себестоимость) с рыночными ценами по одинаковой продукции и получат таким образом прибыль или убыток. Основу цены товара на рынке составляет его альтернативная стоимость т.е. величина предельных полезностей; такую полезность можно получить при наилучшем использовании ресурсов, затрачиваемых на его изготовление. Если издержки превышают возможную полезность их альтернативного использования, фирма терпит убытки, крах. Чем ниже себестоимость, тем больше прибыль. В идеальных условиях работа фирмы значение цены продаваемого товара совпадает с предельными издержками на его производство. Показатель себестоимости используется и применяется для оценки качества работы фирмы; управления внутриструктурными подразделениями на основе расчета ценообразования на продукцию и услуги; выбора лучшего варианта инженерного решения; оценки эффективности инвестиций; формирования прибыли; определения налога на прибыль. Важнейшая задача менеджеров - снижение издержек и себестоимости единицы продукции, как одно из основных условий повышения прибыльности, рентабельности и конкурентоспособности предприятия, фирмы, бизнеса.