logo search
краткие ответы

46. Природа сатирической образности.

Сатира (лат. Satira – буквально — смесь, всякая всячина), вид комического; беспощадное, уничтожающее переосмысление объекта изображения (и критики), разрешающееся смехом, откровенным или подспудным, «редуцированным»; специфический способ художественного воспроизведения действительности, раскрывающий её как нечто превратное, несообразное, внутренне несостоятельное (содержательный аспект) посредством смеховых, обличительно-осмеивающих образов (формальный аспект).

В отличие от прямого обличения, художественная сатира как бы двусюжетна: комическое развитие событий на первом плане предопределяется некими драматическими или трагическими коллизиями в «подтексте», в сфере подразумеваемого. Двусюжетны и другие виды комического, используемые в сатирическом произведении: юмор и ирония; но для собственно сатиры характерна негативная окрашенность обоих сюжетов — видимого и скрытого, тогда как юмор воспринимает их в позитивных тонах, ирония — комбинация внешнего позитивного сюжета с внутренним негативным.

Сатира — насущное средство общественной борьбы; актуальное восприятие сатиры в этом качестве — переменная величина, зависимая от исторических, национальных и социальных обстоятельств. Но чем всенароднее и универсальнее идеал, во имя которого сатирик творит отрицающий смех, тем «живучей» сатира, тем выше её способность к возрождению. Эстетическая «сверхзадача» сатиры — возбуждать и оживлять воспоминание о прекрасном (добре, истине, красоте), оскорбляемом низостью, глупостью, пороком.

У сатирических жанров публицистики своя специфика. Она определяется прежде всего их назначением, к ним обращаются в борьбе со злом, с тем плохим, что мешает жизни людей и общества. Объект фельетона – недостатки людей, черты их характера, цели и результаты их деятельности, которые наносят вред другим. Задача фельетониста – помочь устранить эти недостатки, высмеяв их носителей.

Фельетон обычно имеет точный адрес, у него есть реальный антигерой – человек или коллектив, организация, действия которых получают общественное значение, приносят вред. Газеты обычно печатают такие – адресные фельетоны, рассчитывая, что после их публикации будут приняты меры к устранению осмеянных недостатков. Фельетонист использует все возможные средства сатиры – иронию и насмешку, сарказм, гротеск, гиперболу и др. Он прибегает к литературным реминисценциям, вводит в текст образы известных героев произведений Гоголя, Грибоедова, Салтыкова-Щедрина и других сатириков. Смех убивает, поэтому фельетонисты стремятся высмеять лиц, ставших антигероями их произведений. Однако фельетон часто вызывает у читателя не смех, а чувство горечи – от сознания несовершенства жизни и распространенности зла. Он не обязательно должен смешить, попытки начинающих фельетонистов во что бы то ни стало рассмешить читателя могут вызвать у него лишь раздражение. Если читатель фельетона смеется, то обычно это смех сквозь слезы. Как и очеркист, фельетонист решает задачу создания публицистического образа – на этот раз сатирического образа лица, которому посвящен его текст. Он также обязан обеспечивать документальность, строгую фактологичность того, о чем сообщает. Ему противопоказан вымысел, но он достаточно свободно пользуется домыслом.

Памфлет (от греч. pamm fhlego – все испепеляю) – сатирический жанр, который появляется на страницах наших газет значительно реже фельетона. Его назначение – борьба с явлением, имеющим резко отрицательное значение для жизни общества, или с человеком, олицетворяющим это явление, государственным деятелем, лидером политической партии или движения, проповедником ложных идей и т.п. Памфлет масштабнее фельетона, его герой представляет крупную социальную группу, целую систему, идейное течение. К этому жанру часто обращаются в периоды острой политической борьбы, кризисных ситуаций, предвыборных кампаний. Автор памфлета нацелен на уничтожение своего героя, на его разоблачение и развенчание. Эта цель определяет стилистику памфлета, использование его автором самых эффективных сатирических средств – гротеска, гиперболы, пародирования, иронии, насмешки, уничижительного сравнения и других, позволяющих выявить истинную суть и значение деятельности антигероя, сорвать с него маску, которой он прикрывается. В истории отечественной журналистики сохранились многие памфлеты Д. Писарева, А. Горького и других писателей и публицистов. Некоторые из них не потеряли до наших дней своей актуальности и боевитости.

К сатирическим жанрам примыкают и некоторые формы литературно-художественных публикаций – пародия и эпиграмма. Их сближает назначение, цель публикации – осмеяние недостатков. Автор пародии стремится раскрыть недостатки поведения человека или его произведения – стихотворения, рассказа, газетной статьи, устного выступления, показать необоснованность его политических или творческих претензий. Для этого он как бы передразнивает героя пародии, как бы копирует его выступление, гиперболизируя и акцентируя его недостатки, обращая на них внимание читателя.