logo search
UMK_IGA_MO_GOS_SO_-_2012

Вопрос 25. Психологические основы процесса коммуникации.

Психологические основы коммуникации. Мотивационная структура личности, группы и аудитории в массовой коммуникации. Роль ощущений (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, двигательные, осязательные, вибрационные и т. д.) в массовой коммуникации. Значимость зрительных ощущений для коммуникации (телевидение, кино, печать и т. д.), слуховых ощущений (радио, театр и др.), вкусовых ощущений (реклама в СМИ и т.п.).

Основные способы и механизмы формирования новых и разрушения старых установок и стереотипов. Стереотипизация как условие осуществления массовой коммуникации. Факторы привлечения внимания в процессе массовой коммуникации. Характер восприятия в массовой коммуникации: внимание к информации и восприятие («аналитический эффект», «фиксирующий эффект», «усиливающий эффект»); «понимающее восприятие». Объективные и субъективные факторы понимания в массовой коммуникации. Блокирование понимания и эффект «бумеранга». Понимание сообщений в средствах массовой коммуникации. Особенности запоминания в процессе массовой коммуникации. Факторы, влияющие на запоминание и воспроизведение информации. Объективные условия потери информации в процессе массовой коммуникации. Психологические, языковые и социальные барьеры в массовой коммуникации. Коммуникативные барьеры и ошибки: перцептивно-интерпретационные, диспозиционные, статусные, семантические и пр.

Библиографический список:

  1. Бендас, Т. В. Гендерная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Т. В. Бендас. – Спб.: Питер, 2008. – 431 с.

  2. Бороздина, Г. В. Психология делового общения [Текст]: учеб. для студ. вузов / Г. В. Бороздина. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 295 с.

  3. Горянина, В. А. Психология общения [Текст]: учеб. пособие для студ. фак. социальн. работы / В. А. Горянина. – М.: Академия, 2008. – 416 с.

  4. Журавлев, А. Л. Социальная психология [Текст]: учеб. пособие. / А. Л. Журавлев, В. А. Соснин, М. А. Красников; под ред. А. Л. Журавлева. – М.: ФОРУМ-ИНФРА. – М.: Б. И., 2008. – 416 с.

  5. Психология массовой коммуникации [Текст]: учеб. – метод. комплекс для студ. очного и заочн. отд-ния, обучающ. по спец. 030602 Связи с общественностью / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; Культурол. фак.; Каф. культурол. и психол.; сост. Н. В. Нестерова. – Челябинск: ЧГАКИ, 2008. – 37 с.