logo search
UMK_IGA_MO_GOS_SO_-_2012

Вопрос 21. Коммуникация и ее разновидности. Сущность основных теорий коммуникации.

Виды коммуникации. Классификации коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникация. Односторонняя и двусторонняя коммуникация. Массовая коммуникация и теории массового сознания (Г. Лебон, З. Фрейд, X. Ортега-и-Гассет, М. Хоркхаймер, Т. Адорно, С. Московичи). Факторы, формирующие процесс коммуникации. Классический алгоритм коммуникации Г. Лассуэла (источник – сообщение – канал – адресат – эффективность).

Основные типы коммуникации: «главный тип», когда субъект управления стремится предоставить группам общественности всестороннюю информацию, убедительные аргументы, сведения о различных фактах, предлагает сложные логические конструкции, концепции; «второстепенный тип», когда субъект управления смещает акценты с логики глубинного познания социального объекта на его внешние проявления, на формы подачи информации. В этом случае главной задачей специалиста по связям с общественностью становится поиск эффективных способов подачи информации, формирование ассоциаций, создание внешне привлекательных образов.

Теории коммуникации. Теория К. Шеннона и У. Уивера – три уровня: технический (точность передачи информации от отправителя к получателю), семантический (интерпретация сообщения получателя, сравнительно с переданной информации отправителя) и уровень эффективности (насколько успешно переданное сообщение позволяет изменить поведение). Семантический шум (отражает изменения в значении, которые невольно вносит источник информации). Кибернетическая модель Н. Винера – обратная связь. Социально-психологическая модель Т. Ньюкомба – учет отношений, которые устанавливаются между агентами коммуникации.

Библиографический список:

  1. Авдулов, А. Н. Контуры информационного общества / А. Н. Авдулов. – М.: ИНИОНРАН, 2005. – 162с.

  2. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация [Текст]: западные теории и концепции: учеб. пособие для студ. вузов. / Г. П. Бакулев. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 176 с.

  3. Медведева, Е. В. Рекламная коммуникация [Текст] / Е. В. Медведева. – 3-е изд. – М.: ЛКИ, 2008. – 280с.

  4. Основы теории коммуникации [Текст] / под ред. М. А. Василика. – М.: Гардарики, 2005. – 615с.

  5. Синяева, И. М. Маркетинговые коммуникации [Текст]: учебник для студентов вузов / И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев. – 3-е изд. – М.: Дашков и К, 2008. – 324с.