Определение рекламного текста. Формальные признаки рекламного текста.
В последнее время отмечается возрастающий интерес к изучению средств массовой коммуникации. Реклама как наиболее яркое средство массовой коммуникации не стала исключением. Реклама – явление чрезвычайно многогранное и многоаспектное. Неудивительно, что существует значительное разнообразие толкований данного понятия и определений самого термина. Как справедливо отмечается в работе Х. Кафтанджиева “Тексты печатной рекламы”, “существование множества определений интересующего предмета не должно смущать ни начинающих, ни опытных профессионалов рекламной сферы – такова участь любых сложных, многогранных, в известной мере, даже универсальных явлений действительности” [Кафтанджиев 2002: 3].
При обращении к рекламному тексту следует учитывать, что до сих пор не существует рабочего, зафиксированного в специальных словарях, общепринятого определения рекламного текста как специфической коммуникативной единицы. Однако необходимо помнить, что в основу определения рекламного текста заложено определение текста как такового.
Классическое определение текста гласит: текст (от лат. ткань, сплетение, соединение) — это объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность. В узком смысле текст — последовательность вербальных (словесных) знаков. Устную и письменную форму бытования текста объединяют требования “текстуальности”, т. е. внешней связанности и внутренней осмысленности, идентичности канонической форме, коммуникативности [БЭСЯ 1998: 507].
По мнению В.В. Красных “многообразие подходов, множественность описаний и многочисленность определений текста” обусловлено тем, что “текст как явление языковой и экстралингвистической действительности представляет собой сложный феномен: это и средство коммуникации, и способ хранения и передачи информации, и отражение психической жизни индивида, и продукт определенной исторической эпохи, и форма существования культуры, и отражение определенных социокультурных традиций и т. д.” [Красных 2001: 205-206].
В рекламе текст не является лишь линейной последовательностью знаковых, и только вербальных, единиц. Для него более существенна не столько категория связности (соединение элементов внутри текста), сколько категория целостности — смысловое и коммуникативное единство. К тому же понятие “рекламный текст” слишком широкое, а следовательно в значительной степени условное, т. к. набор семантических компонентов в текстах разных типов слишком разнообразен. Рекламный текст помимо оценочных (характеристика рекламируемого продукта) насыщен и каузативными (причинно-целевыми) смыслами, что, являясь содержательным приращением, определяет не только информационное богатство этих текстов, но и многообразие коммуникативных установок. А один из главных мотивов, заложенных в рекламный текст — это мотив личной выгоды [Кафтанджиев 2002: 15].
Несмотря на тот факт, что понятие “рекламный текст” само по себе является чрезвычайно объемным, некоторые лингвисты в ходе работы с рекламными текстами предлагают рабочие определения этого термина. Например, А.Д. Кривоносов считает, что: “Рекламный текст — это текст, содержащий рекламную информацию. Его отличают следующие признаки: во-первых, он содержит информацию о физическом или юридическом лице; товарах, идеях и начинаниях; во-вторых, предназначен для определенного круга лиц; в-третьих, призван формировать или поддерживать интерес к физическому, юридическому лицу, товарам, идеям, начинаниям; и наконец, в-четвертых, способствует реализации товаров, идей, начинаний” [Кривоносов 2001: 13-14].
В.Ю. Липатова также предлагает свое рабочее определение рекламного текста, стремясь совместить в нем несколько подходов: “Рекламный текст квалифицируют как сложный жанр волюнтативно-информационного вида, а именно как апеллятивно-репрезентативный жанр, в котором соединяются апеллятивно-эмоциональные функции, свойства (прагматически заинтересованное обращение к адресату), репрезентативные (представление определенной информации потребителю) и воздействующие (убеждение в достоверности информации и необходимости совершить требуемое действие — покупку, приобретение, вклад, обращение и т. п.)” [цит. по Кафтанджиев 2002: 15].
Из вышеприведенных определений рекламного текста следует, что 1)рекламный текст обязательно обращен к какому-либо адресату;
2)рекламный текст апеллирует к интересам адресата;
3)рекламный текст призван способствовать распространению информации о товарах или услугах и их реализации.
Данные выводы перекликаются с мнением ученых об основных коммуникативных функциях рекламного текста – коммуникативной, регулятивной и обобщающей, которые будут описаны далее.
При рассмотрении рекламного текста как своеобразного акта коммуникации, выявляются его основные составляющие: участники, способ контакта, код/язык, сообщение информации и реакция на нее. Основная задача рекламодателя в этом процессе – вызвать определенные изменения в поведении потенциального партнера по коммуникации. Поэтому одними из основных функций рекламного текста в первую очередь являются коммуникативные функции: воздействие и взаимодействие.
Эти коммуникативные функции рекламы делятся на первичные — такие, которые присущи любому виду коммуникации вообще, и вторичные — такие, которые выполняет именно реклама как особый и своеобразный вид коммуникации. Первичными являются следующие коммуникативные функции рекламного текста:
1. Непосредственно коммуникативная — передача какого-то содержательного сообщения, определенного объема информации.
2. Регулятивная — способность этой передаваемой информации как-то воздействовать на людей, каким-то образом определять и регулировать их настроения, установки и поведение.
3. Обобщающая — ведущая к появлению у человека обобщенных образов и представлений, то есть для рекламы это передача такой информации о товаре, которая имеет отношение непосредственно к обобщенной способности товара удовлетворить какую-то потребность человека.
Вторичными являются эмотивная, эстетическая, контактирующая, магическая, ориентирующая и номинативная коммуникативные функции рекламного текста.
1. Эмотивная — обращение к эмоциональной сфере человека, включение его в какие-то эмоциональные переживания, в эмоциональное «поле»; создание эмоционального образа, отражающего и определяющего отношение к рекламируемому товару.
2. Эстетическая — включение человека в какое-то эстетическое «поле», обращение к его способности чувствовать и переживать красоту, образность, гармонию и стиль, на основе которых должен быть сформирован целостный эстетический образ товара.
3. Контактирующая — сам факт обращения рекламы к воспринимающему ее человеку, за которым стоит признание его достойным партнером в коммуникативном взаимодействии. Любой рекламный текст явно или неявно содержит обращение к каждому из воспринимающих ее людей: «Мы хотим рассказать вам о…», «Знаете ли Вы, что…?», «Хотите ли Вы…?». Усиление этого контекста рекламы — один из способов повышения уровня ее коммуникативного воздействия.
4. Магическая — введение воспринимающего человека в мир, в котором происходят какие-то непредсказуемые события,; превращения, взаимодействия и коллизии. Мир людей и вещей, в котором законы и правила отличаются от обыденных, мир, в котором могут происходить самые невероятные, непонятные и неожиданные с точки зрения привычных представлений вещи. Реклама – это «Зазеркалье», где все вроде бы и не всерьез, где все достаточно условно, но за всем этим стоит нечто вполне реальное и серьезное.
5. Ориентирующая — направленная на удовлетворение простого человеческого любопытства, интереса к «подглядыванию в замочную скважину» и к выяснению того, «как бывает у других». Из рекламы можно узнать и детали одежды «настоящего ковбоя «Мальборо», и как выглядят кусты, на которых растет кофе, и каким материалом обтянуты сидения в роскошном автомобиле, и то, какие подарки где-то дарят на день рождения, и массу всяких других интересующих конкретного человека вещей.
6. Номинативная (терминологическая) — состоящая в том, что посредством рекламы товар получает наименование, название, определение, которое отличает его в сознании человека от всех других, в том числе и подобных, товаров. Это своего рода функция «навешивания ярлыка», некая маркировка, помогающая отличить один товар от другого [Краско 2000: 39].
Истосник http://www.lenizdat.ru/a0/ru/pm1/c-1014671-0.html
Формальные признаки рекламного текста
Фещенко Л.Г. Структура рекламного текста:
Формальные и содержательные признаки рекламного текста анализируются с точки зрения коммуникативной целесообразности и эффективности.
Автор разделяет рекламные тексты на четыре коммуникативных типов: вербальный, вербально-визуальный, аудио-визуальному и аудио-вербально-визуальный, или мультимедийный. В каждом из них выделяет формальные признаки и иные коммуникативные составляющие вербальной и невербальной природы.
Предложенный поуровневый принцип описания рекламного текста, позволяет остановиться на каждом компоненте его структуры, особенно мало изученных, таких как, например, презентация или реквизиты.
В главе 1 "Реклама как феномен массовой коммуникации" рассматривается место рекламы в медиапространстве, рекламный текст как коммуникативная единица, логическая структура рекламного текста, его формальные признаки, а также презентация рекламной информации. Под формальными признаками подразумевается презентация рекламной информации, т.е. сигнализирование о ее наличии, реквизиты и компоненты бренда.
Набор и сочетание формальных признаков могут быть различны, но не менее одного, т.к. по закону рекламная информация должна быть "распознаваема без специальных знаний и без применения технических средств именно как реклама".
Фещенко Л.Г. находит противоречия в логической структуре рекламного текста, главные признаки которого - цельность и адресность не соотносится с классическими представлениями о формальной структуре текста.
- 1. Зарождение идеи
- 2. Кодирование и выбор канала
- 3. Передача
- 4. Декодирование
- Коммуникация: различные подходы к интерпретации феномена, типы и модели коммуникации.
- Исторические этапы развития коммуникаций как социокультурного феномена.
- Коммуникация как объект философского анализа (на примере авторских философских концепций: ю.Хабермас, н.Луман и др.).
- Конструирование виртуальной личности и самопрезентация в электронной коммуникации.
- Общая характеристика субкультуры электронных сетевых сообществ.
- Pr и реклама в социальных сетях.
- Функции и структура рекламного и pr-отдела в организации. Вопросы к блоку «Менеджмент»
- Задачи коммуникационного менеджмента в формировании корпоративной культуры; сфера его применения, характеристика основных участников.
- Управление разработкой и принятием решений. Управление командами.
- Указания по внедрению
- Развитие
- Метод McKinsey
- Полученные уроки и иллюстрации внедрения
- Указания по внедрению
- Планирование: сущность, виды. Стратегия как вид плана.
- Понятие внешней и внутренней среды организации. Роль анализа внешней и внутренней среды в развитии организации.
- 1.2. Исследование как составная часть менеджмента организации
- Вопросы к блоку «Маркетинг, брендинг»
- Основные понятия маркетинга. Комплекс маркетинга: внешняя и внутренняя среда.
- Комплекс маркетинга: Внешняя и внутренняя среда.
- Конкуренция, конкурентоспособность, конкурентные преимущества и отличительное преимущество, «паспорт конкурентов».
- Модели поведения покупателя при принятии решения о покупке. Виды деятельности специалиста по коммуникациям на каждом этапе принятия решения о покупке.
- Жизненный цикл товара. Варианты кривых жцт.
- 3. Краткие основные характеристики жизненного цикла товара
- Индивидуальность бренда. Система идентичности бренда.
- 4 Аспекта идентичности бренда:
- Структура бренда:
- Значимые и связанные группы элементов идентичности бренда:
- Ценности бренда. Мотивационные типы. Ценности бренда(авт. Чернатони л., Рудая).
- Мотивационные типы( авт. Бровкина ю.Ю.).
- Продукт / товар как элемент комплекса маркетинга; виды потребительских товаров.
- Позиционирование: понятие, этапы, виды. Дж. Траут. «Позиционирование. Битва за умы».
- Интегрированные маркетинговые коммуникации в местах продажи.
- Презентация: виды, формы, особенности проведения. Психология массовых коммуникаций. Жанры pr-текста
- Основные характеристики pr-текста.
- Соотношение pr-текста с текстами смежных коммуникационных сфер.
- Психология массовой коммуникации: концепции и подходы.
- Социальные и социально-психологические функции массовой коммуникации.
- Глава 3. Реклама как средство психологического воздействия 125
- Три стратегии организации исследований и прикладных разработок в рекламной деятельности (суггестивный, маркетинговый, социально-психологический подходы).
- Этические проблемы психологических воздействий.
- Глава 3. Реклама как средство психологического воздействия -j49
- Глава 3. Реклама как средство психологического воздействия -j51
- Глава 3. Реклама как средство психологического воздействия 153
- Стилистика рекламного текста
- Определение рекламного текста. Формальные признаки рекламного текста.
- Композиционная структура рекламного текста.
- Продающая реклама и её создание.
- Стратегия делового гардероба. История костюма
- Семиотический потенциал цвета в рекламе и фирменном стиле.
- Цвет как знак-символ
- Психологическое воздействие цвета в рекламе и фирменном стиле.
- Требования делового этикета к мужскому и женскому костюму.
- Костюм как символ. Использование выразительных средств костюма в профессиональной самопрезентации.
- Социология массовых коммуникаций Маркетинговые исследования и ситуационный анализ
- Функции массовой коммуникации: уровень общества. Функции массовой коммуникации: индивидуальный уровень. Структурно-функциональные модели современных систем массовой коммуникации.
- Преимущества и недостатки структурно-функционального подхода
- Факторы конкурентной позиции фирмы на рынке услуг. Потребительские панели и их роль в маркетинговых исследованиях. Покупатель и потребитель как объекты маркетинговых исследовании.
- Манипуляция в деловом общении. Стратегии манипуляторов. Приемы защиты от манипулятивного воздействия.
- Деловое общение: особенности, функции и виды.
- Интернет как смк. Базовые особенности сетевой коммуникации.
- Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации.
- Нерегламентированность поведения.
- Снижение психологического и социального риска в процессе общения.
- Отличия социальных медиа от традиционных сми. Функции социальных сми.
- 1. Контроль
- 2. Коммуникация
- 3. Взаимодействие
- Принципы действия социальных сетей в Интернет. Понятие сетевого сообщества в социальных медиа.
- Функции социальных сетей
- Отличительные особенности социальных сетей
- История социальных сетей
- Классификация социальных сетей
- Особенности создания коллективного контента. Фолксономия в организации контента.