Глава 16 звук в рекламе
Роль звука в рекламе чрезвычайно велика. Это относится к звуковому ряду при озвучивании рекламных ауди- и видеороликов на радио и телевидении, а также к воспроизведению текста печатной рекламы.
При радиотрансляции рекламных обращений дикторами необходимо следить за правильностью произнесения слов и терминов, соответствием интонации озвучиваемому тексту. При производстве игрового ролика требуется добиваться соответствия голосов и других звуков, разворачивающемуся действию. В настоящее время большое количество радиостанций использует форму АдЛиба — экспромта в радиовещании, т.е. импровизированного участка выступления ведущего или диктора, а также музыкального сопровождения. Иногда, из-за недостаточной подготовки и культуры дикторов, эта часть их выступления может вызвать негативную реакцию слушателей. Поэтому требования к специалистам, работающим в электронных средствах массовой информации, должны быть очень высокие. Этим специалистам необходимо знать и умело использовать в работе такие выразительные средства и формы, как: аллегория (иносказание, выражение отвлеченного понятия в виде конкретного образа); аллитерация (повторение однородных согласных звуков в фразе, строке, строфе рекламного текста); анафора (единое начало, поэтический прием в рекламе, когда одно и то же слово или звук повторяются в начале двух или нескольких отрывков речи); аннотация (краткое повторение сведений о рекламируемом предмете, пояснение, на чем должен быть сделан основной акцент при выборе товара); анонс (яркое сообщение о выходе новых товаров и услуг на рынок); инверсия (перестановка слов в предложении для усиления смысловой значимости выносимого вперед слова — активно используется как при написании, так и при произнесении
413
рекламных текстов); мотто (остроумное изречение или оригинальный сюжет, используемые в рекламе).
Кроме того, диктор должен обладать способностью умело работать со спотом (еще одно название — коммершалс) — коротким рекламным обращением, вставляемым между радио- и телепрограммами, продолжительностью 10-50 с.
Часто тексты рекламных обращений заказываются копирайтерам — профессиональным специалистам по написанию текстов в печатной или теле-, радиорекламе.
При телевизионной рекламе, помимо названных требований, необходимо находить гармоничное сочетание звукового и видеоряда, следить за тем, чтобы они в точности соответствовали задуманному сценарному плану. Музыкальное и шумовое сопровождение в любом случае не должно заглушать основные содержательные элементы рекламного обращения или уводить в сторону от его наиболее существенной части. При использовании заимствованных мелодий и других составляющих рекламного обращения в обязательном порядке следует соблюдать авторские права.
Серьезное внимание звучанию при воспроизведении текста следует уделять в процессе разработки и производства печатной рекламы во всех ее формах.
Важно учитывать ассоциативное восприятие отдельных букв, слогов и слов, их чередование, эмоциональный окрас и другие факторы влияния на текст и речь в рекламе.
Правильно подобранный текст с позиций его аудиовосприятия должен отражать все существенные целевые установки рекламодателя, вызывать у потребителей комплекс заранее заданных или программируемых впечатлений. Это способствует позитивной оценке образа фирмы и качества товарной продукции. В большинстве случаев при разработке рекламного текста основное внимание уделяется смыслу слов и фраз. Однако одновременно надо следить за особенностями их эмоционального восприятия. Из психологии известно, что коммуникационные процессы всегда сопровождаются возникновением эмоционального ореола, т.е. набором непроизвольных эмоциональных ассоциаций и образов. Эти образы иногда существенно влияют на восприятие сведений и последующее
414
отношение к объекту коммуникативного процесса. Подобные закономерности человеческого сознания с трудом поддаются анализу и исследованию. Однако с позиций суггестивного восприятия, все, что, минуя сознание, прямиком попадает в подкорку головного мозга, действует сильно и непосредственно влияет на поведение индивида. В речи носителем подобного ореола выступает звучание букв, слогов и слов, складывающихся в законченные фразы. Даже если эти элементы речи только напечатаны или написаны, они всегда мысленно проговариваются, при попадании рекламного текста в поле зрения потребителя. Имеются многочисленные исследования эмоционального восприятия букв русского алфавита, базирующиеся на опросе и исследовании больших групп респондентов (табл. 19)1.
Таблица 19
Эмоциональная оценка букв русского алфавита при чтении
(курсивом выделены прилагательные, имеющие негативную эмоциональную окраску)
Буквы | Эмоциональные ассоциации (одиночные прилагательные) |
| Согласные, оцениваемые в основном положительно |
Б | Могучий, грубый, мужественный, быстрый, подвижный, яркий, активный |
В | Могучий, величественный, сильный, мужественный, большой, короткий, радостный, быстрый, активный |
д | Мужественный, грубый, сильный, храбрый, большой, яркий, подвижный, красивый |
л | Тусклый, величественный, могучий, хороший, сильный, большой, красивый |
н | Мужественный, медленный, большой, величественный, могучий, тяжелый, сильный, грубый |
1См.: Шибут Л., Сосновый А. Покупатель идет на звук//Деловые люди. 1998. № 92.
415
Продолжение табл. 19
Буквы | Эмоциональные ассоциации (одиночные прилагательные) |
Р | Сильный, мужественный, храбрый, страшный, грубый, могучий, величественный |
Н | Тяжелый, подвижный |
| Согласные, оцениваемые в основном отрицательно |
Г | Мужественный, угловатый, короткий, подвижный, злой, быстрый, сильный, грубый, холодный |
Ж | Шероховатый, страшный, храбрый, злой, тяжелый, отталкивающий, грубый, темный, плохой, низменный |
3 | Шероховатый, сильный, злой, страшный, холодный, веселый |
К | Короткий, угловатый, шероховатый, тусклый, быстрый, хилый |
М | Медлительный, пассивный, печальный, могучий, тяжелый, медленный, тусклый, грустный |
П | Короткий, быстрый, тусклый, шероховатый, слабый, темный, угловатый, грустный, страшный, трусливый |
С | Трусливый, злой, отталкивающий, тусклый, короткий, низменный, легкий |
Т | Короткий, угловатый, быстрый, темный, тусклый, шероховатый, грустный |
Ф | Тусклый, страшный, печальный, шероховатый, пассивный, темный, плохой, отталкивающий |
X | Шероховатый, тусклый, страшный, темный, плохой, печальный, низменный, отталкивающий |
ц | Короткий, плохой, угловатый, шероховатый, низменный, слабый, трусливый, грустный |
ч | Шероховатый, горячий, короткий, быстрый, маленький, угловатый, слабый, хилый |
ш, щ | Низменный, шероховатый, страшный, горячий, печальный, слабый, трусливый, хилый, тусклый |
416
Продолжение табл. 19
|
|
Буквы | Эмоциональные ассоциации (одиночные прилагательные) |
| Гласные, оцениваемые в основном положительно |
А | Округлый, хороший, гладкий, могучий, храбрый, большой, радостный |
Е | Красивый, светлый, хороший, сильный, храбрый, округлый, безопасный, медленный |
И | Хороший, нежный, женственный, легкий, гладкий, красивый, светлый |
О | Большой, округлый, гладкий, величественный, хороший, могучий, сильный, храбрый |
э | Большой, округлый, хороший, величественный, красивый, храбрый, длинный, безопасный, гладкий |
ю | Красивый, женственный, хороший, нежный, округлый, безопасный, легкий, добрый, слабый |
я | Храбрый, яркий, сильный, радостный, хороший, красивый, светлый, могучий, округлый, безопасный |
й | Быстрый, подвижный, короткий, активный, маленький, яркий, безопасный |
| Гласные, оцениваемые в основном отрицательно |
У | Медленный, гладкий, длинный, медлительный, грустный, печальный, мужественный, большой, храбрый, тусклый |
ы | Медленный, большой, холодный, пассивный, медлительный, темный, грубый, мужественный |
Наибольший вклад в окраску написанного слова вносят его первые буквы. Поэтому желательно, чтобы оно начиналось с гласной или с «положительной» согласной. «Негативные» буквы, если без них нельзя обойтись, должны помещаться в конце. При соединении букв в слоги совпадающие характеристики будут усиливаться, а разнонаправленные — ослаблять
417
друг друга. Кроме того, важное значение имеет ударная гласная — она задает тон в общем звучании слова.
Такая кодировка срабатывает как при чтении, например, разработанного наименования фирмы, так и при его восприятии на слух. В процессе анализа вариантов названия фирмы, предложенных в ходе предварительного исследования, с помощью исключения пар, противоположных по смыслу прилагательных (приятный — неприятный, сильный — слабый, активный — пассивный, короткий — длинный, добрый — злой и т.д.), остаются прилагательные, окончательно характеризующие то или иное наименование. Оценивают также броскость и позитивность восприятия как высокую, среднюю, низкую. Затем попарно сравнивают по этим позициям варианты названия. В результате компания может быть формально описана с помощью метода парных прилагательных, например, как активная, агрессивная, с твердой позицией на рынке, или напротив, как спокойная, сильная, комфортная для взаимоотношений с клиентами и безопасная.
При выборе новой марки или названия нужно обязательно учитывать закономерность гармонизации всех информационных каналов: слова, у которых эмоциональная окраска совпадает со смысловой, больше нравятся и легче запоминаются. Если же значение и звучание вступают в диссонанс, то название воспринимается плохо, вплоть до его активного отторжения. В конечном счете, тщательное обдумывание и отработка названия фирмы, ее товарной марки или товарного знака, вариантов слов из слогана и других подобных элементов будет более эффективным, чем исправление негативной ситуации, которое может вылиться в сложную и дорогостоящую дополнительную рекламную кампанию.
О том, что определенным образом подобранный набор слов может создавать выразительную и сильную эмоциональную окраску, говорит следующий пример.
В знаменитой поэме «Ворон» американского писателя и поэта Эдгара По в переводе М. Зенкевича исключительно умело использовано описание тревожных цветовых топов пурпурного оттенка с привлечением большого количества «шипящих». Все вместе, при прочтении, это создает чувства скорби, тревоги, печали и сопереживания:
418
«Шелковый тревожный шорох в пурпурных портьерах, шторах Полонил, наполнил смутным ужасом меня всего, И, чтоб сердцу легче стало, встав, я повторил устало: «Это гость лишь запоздалый у порога моего, Гость — и больше ничего».
При разработке текстов рекламных обращений необходимо учитывать их звуковой ряд, проверять, какое ощущение текст вызывает у слушателей при его воспроизведении. Это следует делать при разработке текста для любого коммуникативного канала рекламы — прессы, наружной рекламы, радио или телевидения. Однако особенно важно тщательно отрабатывать текст с позиций его последующего звукового воспроизведения на радио и телевидении. На радио звук является основным коммуникативным каналом восприятия рекламы; поэтому вся информация, получаемая потребителем с помощью органов слуха, должна быстро и легко усваиваться, запоминаться и вызывать у людей позитивные ассоциации. Информация о путях контакта с рекламораспространителем или его реквизитах должна произноситься четко и ясно, по возможности дублироваться. На телевидении следует добиваться того, чтобы звуковое оформление рекламного ролика гармонировало и попадало в резонанс с изобразительным рядом, точно соответствовало сценарному плану, попадало в такт с событиями, разворачивающимися на экране. Тембр, тон и окрас голоса должны соответствовать сценическому образу. Шумовые эффекты следует приглушать или чередовать с основным текстом, чтобы полезная информация функционального или имиджевого характера не была потеряна. В ряде моментов можно использовать голоса известных актеров, дикторов и ведущих. Но в большинстве случаев использование хорошо поставленного голоса известного диктора при рекламировании нового товара, поступающего на рынок, вызывает обратную реакцию — отторжение. Это связано с тем, что телезрители привыкают ассоциировать образ известного ведущего или диктора программ новостей с событиями политического или остро социального характера. Поэтому новое амплуа известного персонажа может вызвать недоумение, граничащее с недоверием по отношению к рекламируемому товару.
419
Вопросы для обсуждения и задания:
1. Объясните, в чем состоит роль звука в рекламе?
2. Поясните, какие ассоциативные восприятия вызывают у большинства людей гласные и согласные буквы русского языка, каким образом это можно учитывать в рекламе?
3. Расскажите об основных правилах озвучивания радио- и телевизионных рекламных роликов.
4. Подберите несколько текстов различных рекламных обращений, прочитайте их вслух, оцените достоинства и недостатки каждого из них.
5. Составьте несколько текстов рекламных обращений, воспроизведите их голосом и оцените с позиций функциональности, ассоциативности, компактности и комплексности.
ТЕСТЫ:
1. В настоящее время большое количество радиостанций использует форму экспромта в радиовещании, т.е. импровизированного участка выступления ведущего или диктора, а также музыкального сопровождения, имеющего название:
а) АдЛиб;
б) АИДА.
2. Анафора — это:
а) единое начало, поэтический прием в рекламе, когда одно и то же слово или звук повторяются в начале двух или нескольких отрывков речи;
б) иносказание, выражение отвлеченного понятия в виде конкретного образа;
в) яркое сообщение о выходе новых товаров и услуг на рынок.
3. Перестановка слов в предложении для усиления смысловой значимости выносимого вперед слова, активно используемая как при написании, так и при произнесении рекламных текстов, называется:
а) аллитерация;
б) инверсия;
в) мотто.
4. Диктор должен обладать способностью умело работать со слотами (еще одно название — коммершалс) — это:
а) остроумное изречение или оригинальный сюжет, используемые в рекламе;
420
б) короткое рекламное обращение, вставляемое между радио- и телепрограммами, продолжительностью 10-50 секунд; в) повторение однородных согласных звуков в фразе, строке, строфе рекламного текста.
5. Правильно подобранный текст с позиций его аудиовосприятия должен:
а) отражать все существенные целевые установки рекламодателя;
б) вызывать у потребителей комплекс заранее заданных или программируемых впечатлений;
в) способствовать гармоничному сочетанию звукового и видеоряда;
г) быть не заимствованным из других составляющих рекламного обращения и составляться с соблюдением авторских прав.
6. Имеются многочисленные исследования эмоционального восприятия букв русского алфавита, базирующиеся на опросе и исследовании больших групп респондентов. Так, к согласным буквам, оцениваемым в основном положительно, относят:
а) Г;
б) Б;
в) В.
7. С позиций исследования эмоционального восприятия букв русского алфавита учеными установлено, что гласная буква А, оцениваемая в основном положительно, ассоциируется с понятиями:
а) большой, округлый, гладкий, величественный, хороший, могучий, сильный, храбрый;
б) красивый, светлый, хороший, сильный, храбрый, округлый, безопасный;
в) округлый, хороший, гладкий, могучий, храбрый, большой, радостный;
г) хороший, нежный, женственный, легкий, гладкий, красивый.
• д) красивый, женственный, хороший, нежный, округлый, безопасный, легкий, добрый, слабый.
8. Согласная, оцениваемая в основном отрицательно, буква русского алфавита К в рамках эмоционального восприятия людей оценивается как:
а) короткий, быстрый, тусклый, шероховатый, слабый, темный, угловатый, грустный, страшный, трусливый;
б) короткий, угловатый, шероховатый, тусклый, быстрый, хилый;
в) медлительный, пассивный, печальный, могучий, тяжелый, медленный, тусклый, грустный;
г) мужественный, угловатый, короткий, подвижный, злой, быстрый, сильный, грубый, холодный;
д) шероховатый, сильный, злой, страшный, холодный, веселый;
421
е) шероховатый, страшный, храбрый, злой, тяжелый, отталкивающий, грубый.
9. Эмоциональное восприятие согласной, оцениваемой в основном положительно, буквы русского алфавита В заключается в следующем:
а) могучий, величественный, сильный, мужественный, большой, короткий, радостный, быстрый, активный;
б) мужественный, грубый, сильный, храбрый, большой, яркий, подвижный, красивый;
в) мужественный, медленный, большой, величественный, могучий, тяжелый, сильный, грубый;
г) сильный, мужественный, храбрый, страшный, грубый, могучий, величественный;
д) тусклый, величественный, могучий, хороший, сильный, большой, красивый;
е) тяжелый, подвижный.
10. По мнению ученых, наибольший вклад в эмоциональную окраску написанного слова вносят его:
а) первые буквы;
б) последние буквы;
в) корень слова;
г) часть слова с ударением.
422
- Isbn 978-5-282-02683-2
- Глава 17 «Институциональный фактор в рекламе» данного учебного пособия написана совместно с доктором экономических наук профессором Гусаровой л.Ф.
- Глава 1
- 1.3. Реклама как явление общественной жизни
- Глава 2 история рекламного дела в россии
- 2.3. Советский период рекламной деятельности
- 2.4. Современная российская реклама
- Глава 3
- 3.1. Понятие, субъекты и объекты рекламы, ее правила, концепции и цели, жанры
- 3.2. Основные составляющие рекламного процесса, функции, роли и методы рекламы
- Глава 4 регулирование рекламной деятельности
- Глава 5 реклама в системе маркетинга
- 5.1. Маркетинг и его взаимосвязь с рекламой
- 5.2. Типология маркетинговых стратегий во взаимосвязи с рекламой
- 5.3. Рекламное оформление интерьера и экстерьера организации, влияние моды на рекламу
- Глава 6
- 6.1. Содержание маркетинговых исследований
- 6.2. Маркетинговая информация в рекламных исследованиях
- 6.3. Этапы маркетинговых исследований в рекламной деятельности
- 6.4. План маркетингового исследования
- 6.5. Типы маркетинговых исследований в рекламе
- 6.6. Анкетирование в маркетинге и рекламе Анкета — важное орудие маркетингового исследования.
- 6.7. Маркетинговое решение в рекламной деятельности
- 6.8. Мотивационный анализ в рекламе
- Глава 7
- 7.1. История товарного знака
- 7.2. Правовая охрана товарного знака
- 7.3. Понятия, виды и функции товарных знаков
- 7.4.Основания для отказа в регистрации товарных знаков
- 7.6. Использование товарного знака
- Глава 8 выставки и ярмарки
- 8.1. Содержание выставочной и ярмарочной деятельности
- 8.2. Этапы подготовки выставки
- 8.3. Требования к стендисту и документы на выставке
- 8.4. Проведение выставки
- 8.5. Оборудование и материалы, необходимые для проведения выставок и ярмарок
- 8.6. Презентации
- Глава 9 визитные карточки
- 9.1. История появления визитных карточек
- 9.2 Основные функции визитных карточек и требования к ним
- 9.3. Надписи и пометки на визитных карточках
- 9.4. Правила передачи визитных карточек и обмена ими
- 9.5. Работа с информацией, представленной на визитных карточках
- Глава 10 разработка названия фирмы
- Глава 11
- 11.1. Содержание процесса организации
- 11.2. Основные функции отделов рекламы в средствах массовой информации
- 11.3. Организация рекламной деятельности в печати
- 2. Журналы:
- 4. Специальные рекламные печатные средства:
- 11.4. Организация рекламной деятельности
- 11.5. Организация рекламной деятельности
- Глава 12
- 12.1. История возникновения и эволюция паблик рилейшнз
- 12.2. Понятие сущность и виды паблик рилейшнз
- 12.3. Принципы, цели и методы паблик рилейшнз
- 12.5. Направления деятельности служб паблик рилейшнз
- Глава 13 консалтинг в рекламной деятельности
- 13.1. История, содержание и виды консалтинга в рекламной деятельности
- 13.2. Принципы, цели и функции консалтинга в рекламной деятельности
- 13.3. Этапы консалтинговой деятельности в рекламе
- 13.4. Виды информации в консалтинге
- 5. Субъекты консалтинга в рекламе
- 13.6. Учет динамических процессов развития социально-экономических систем в консалтинговой
- 13.7. Методы, используемые в процессе консалтинга
- 13.8. Использование теории экономической динамики в консалтинговой деятельности
- Глава 14
- 14.1. Цвет в рекламе
- 14.2. Шрифт в рекламе
- 14.3. Требования к основным изобразительным элементам в рекламном обращении
- 14.4. Способы печати
- 14.5. Подготовка рекламного издания к печати
- Глава 15 фирменный стиль
- Глава 16 звук в рекламе
- Глава 17 институциональный фактор в рекламе
- 17.1. Формальные экономические институты и реклама
- 17.2. Роль неформальных экономических институтов
- 17.3. Особенности рекламного воздействия с учетом развития российских неформальных экономических
- Глава 18 политическая реклама
- Глава 19 социальная реклама
- Глава 20
- 20.1. Планирование рекламной кампании
- 20.2. Бюджет рекламы
- 20.3. Эффективность рекламной деятельности
- 163002, Г. Архангельск, пр. Новгородский, 32.