Классификация социальных сетей
1) Социальные сети в свободном доступе.
Не специализированные сети (для них профессиональные сообщества не являются первостепенными)
Сугубо профессиональные сообщества практиков.
2) Социальные сети в корпоративном формате
Сети в свободном доступе
Не специализированные (сеть «общего профиля»)
Под не специализированными социальными сетями понимаются сообщества в интернете, не имеющие ограничений ни по каким параметрам и не имеющие никакой тематической специализации. Специализированные социальные сети обычно являются платформой для сообществ специалистов. Они называются сообществами практиков (Community of Practice, CoP) и преследуют сугубо практические цели и объединяет людей, которые заинтересованы в приобретении и развитии знаний в определенной области, их использовании на практике. Сообщества практиков могут состоять из ученых, инженеров, специалистов по маркетингу и продажам и других специалистов. Причем эти сообщества не обязательно должны быть ограничены рамками одной компании, а могут объединять людей со схожими интересами в разных организациях по всему миру. CoP отличаются от сообществ по интересам — его участников объединяет не только стремление к некой области знаний, но и желание сотрудничать в процессе применения этих знаний на практике. Члены сообщества хорошо понимают друг друга, поскольку работают над схожими проблемами. Они способны оценить уровень квалификации, проблемы коллег, получить друг от друга недостающие им знания. Социальные сети в корпоративном формате в первую очередь являются инструментом внутренних коммуникаций.
Сетевое сообщество это - группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств. Сообщества такого рода не могут быть специально спроектированы, организованы или созданы в приказном порядке. Сетевое сообщество = простые действия участников + обмен сообщениями + социальные сервисы . Использование в педагогической практике сетевых сообществ служит для воспитания следующих умений: 1) совместное мышление ( переход от эгоцентрической позиции к пониманию роли и знаниям других людей); 2) толерантность; 3) освоение децентрализованных моделей; 4) критичность мышления .
Существует множество подходов к определению понятия «сетевое сообщество». Это явление начали изучать на Западе. И наряду с термином «сетевое сообщество», использовались такие термины как: «виртуальное сообщество», «онлайновое сообщество» или «сообщество «на связи», в котором общение происходит в реальном времени. «Сообщество» - понятие неоднозначное, которое используется для обозначения некоторой группы людей.
Необходимо прояснить разницу между понятиями «общество» и «сообщество». Сообщество характеризуется чувством сопричастности, братства, семьи, традиции, а так же связями, основанными на понимании, согласии, и единстве языка. Общество, напротив, может быть охарактеризовано гипер-индивидуализмом, отношения между людьми скорей мимолетные, контрактные, механические. Сообщество - это собрание людей, находящихся во взаимодействии и связанных между собой общими целями интересами, в пространстве, в течение определенного времени. При этом нужно помнить, что взаимодействие между людьми этой группы происходит в виртуальном пространстве. Многие авторы считают главным определяющим сетевых сообществ то, что достаточное количество людей в течение длительного времени принимают участие в публичных дискуссиях, испытывая необходимые человеческие эмоциями, для формирования паутины личностных взаимоотношений в виртуальном пространстве. Изучая сетевые сообщества, психологи наряду с другими учёными ищут ответ на вопрос: что же способствует возникновению и развитию данного феномена? Интернет, в сравнении с другими видами средств массовой информации достиг популярности в очень короткие сроки. В течение пяти лет Интернет достиг аудитории свыше 50 миллионов пользователей. Для достижения такой популярности радио понадобилось 38 лет, а телевидению – 13лет. Это связано, с одной стороны, с процессами урбанизации и глобализации всех социальных процессов, а с другой стороны, с внутренними психологическими мотивами и социальными потребностями современного человека, сформировавшегося в ходе глобальных социальных процессов. Современный человек живёт в быстром темпе и испытывает чрезмерные информационные и психические нагрузки. В таких условиях возникает необходимость использовать новые технологии не только для сбора и обработки информации, но и для общения. С одной стороны, урбанизация ведёт к увеличению числа контактов и повышению их интенсивности, но с другой стороны, такое общение становится формализованным, а глубина взаимоотношений снижается. И для того, чтобы удовлетворить потребность в «полноценном» глубоком общении, современный человек обращается к Всемирной Паутине.
Социальная психология объясняет формирование сетевых сообществ потребностью человека в общении. Оно выступает единой целью, которая и объединяет людей в группы. Причины возникновения социальных групп в сети можно сформулировать так: достижение индивидуальных целей становится возможным только через создание группы. Каких индивидуальных целей? Как правило, большей частью — интересного или полезного общения. Весь смысл существования группы находится внутри ее самой, группа возникает для того, чтобы обслуживать интересы своих членов, и не более того. Как только участники группы «исчерпывают» друг друга, группа распадается. Сетевые сообщества строятся на основе чатов, разнообразных форумов и конференций, игровых серверов, которые, собственно и служат целям объединения людей в виртуальном пространстве на основе общения.
В настоящее время особую популярность приобрели так называемые социальные сайты (социальные сети), которые так же направлены на построение сетевых сообществ. Как правило, такие сайты направлены на объединение людей со схожими интересами, но, так же, и на поиск самих объектов этих интересов. Их особенностью является то, что, обычно, на сайте, можно указать информацию о себе (дату рождения, школу, вуз, любимые занятия и другое), по которой пользователя смогут найти другие участники. Различаются открытые и закрытые социальные сети. Одна из обычных черт социальных сетей — система «друзей» и «групп». Самыми популярными русскоязычными социальными сетями на сегодняшний день являются: «В Контакте», «Мой Круг», «Мой Мир@mail.ru», «Одноклассники.ru».
Интернет — это пространство, населенное людьми и его невозможно представить в отрыве от людей. Виртуальный мир создан человеком и для человека, и если в реальном мире человек только часть мира, то в виртуальности нет ничего кроме людей. Люди — главное мерило этого мира и его главное богатство. Сейчас практически невозможно представить себе сайт без счетчика посещений. В виртуальном пространстве люди удовлетворяют потребность в общении с уже хорошо знакомыми и близкими людьми, которые по каким-либо причинам находятся на расстоянии, а так же потребность в новых знакомствах, сопряженных с возникновением дружеских и любовных отношений. Кроме того, как уже говорилось выше, Интернет проник во все сферы жизни человека и используется не только для личностного общения, но и для политического взаимодействия и экономических сделок. Всемирная Паутина обеспечивает не только общение людей с общими взглядами и интересами, но, и ознакомление и обмен ценностями, как между отдельными людьми, так и целыми культурами и нациями [2]. Идеологический аспект сетевых сообществ заключается в том, что основным принципом является всеми разделяемое убеждение в свободе выражений, индивидуализма, равенства возможностей доступа к одним и тем же символическим интересам.
Выделяют следующие принципы конструирования сетевых сообществ: - чёткая определённость границ группы; - возможность членов группы взаимодействовать между собой, узнавать друг друга, встречаться, а так же владеть информацией об общей истории; - существование чётких правил, которые регулируют использование коллективных благ и которые могут меняться с согласия членов группы; - наличие системы наблюдения членами сообщества за поведением друг друга и использование системы санкций для его регуляции; - возможность членов сообщества в процессе коммуникации реализовывать свои личные и общие цели. На сегодняшний день, существование сетевых сообществ является социальным фактом, который многие авторы называет «одним из ярких проявлений возможностей социального конструирования в виртуальном пространстве». То есть участие в сетевом сообществе является одним из способов социального конструирования и презентации себя группе. И этот социальный факт требует дальнейшего изучения. Говоря о нём, необходимо рассмотреть такое понятие как Интернет-культура. Так как именно она во многом отражает особенности Интернет-сообществ.
Васюков И. определяет Интернет-культуру как некую субкультуру, уровень развития жизни Интернет-сообществ, выраженный в различных типах и формах их организации, деятельности членов данных сообществ, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. По его мнению, серьезным отличием Интернет-культуры от человеческой культуры в целом, является то, что она содержит в себе не столько предметные результаты деятельности, сколько субъективные человеческие силы и способности, реализуемые как раз в этой деятельности. К ним можно отнести знания и умения, профессиональные навыки и привычки, которые пользователи вырабатывают в ходе своей деятельности, уровень их интеллектуального развития, этические взгляды и эстетические потребности, формы и способы взаимного общения в рамках данного сообщества и за его пределами. Одной из важнейших психологических особенностей Интернет-культуры, является то, что она с одной стороны предлагает независимость, простор для личностного роста, а с другой стороны диктует свои правила.
Виртуальное пространство выступает в роли накопителя новой информации. «Интернет является средой порождения новых текстов и новых смыслов» - говорит Войскунский А.Е. и отмечает: «В настоящее время мировая культура перенасыщена — относящимися к компьютерам и к Интернету символами, текстами, изображениями, поведенческими стереотипами, метафорами, способами традиционного и нетрадиционного применения новой техники и способами избегания ее и т.д. Это находит отражение в производственной деятельности и в быту, в познании и в игре, в рекламе и в повседневном общении» [1]. У пользователей возникает целый ряд интересов, мотивов, целей, потребностей, установок, а так же форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с Интернет-пространством. Безусловно, свойства Интернета сами по себе во многом способствуют формированию сетевых сообществ. Но они ведь формируются из пользователей, принадлежащих к определённому типу. По мнению Васюкова И., люди, «строящие свою жизнь вокруг компьютеров и Интернета заметно отличаются» от других «своими ценностями, традициями, правилами, образом жизни и даже внешним обликом» [3]. Действительно, правила и нормы Интернет-пользователей могут значительно отличаться. То, что не позволительно и осуждается обществом в реальной жизни, в Интернет-среде может поощряться, например обычная ругань, так называемый, «флейм». Время суток в виртуальном пространстве, практически, не имеет никакого значения, а о внешнем облике пользователь при желании может совсем не задумываться.
На вопрос, какими качествами должен обладать такой пользователь, психологи ищут ответ, проводя различные исследования. Но что совершенно ясно уже сейчас, это то, что такой пользователь по какой-то причине нуждается в Интернет-среде с её специфическими особенностями. Чудова Н.В. называет такого пользователя «потребителем», чей образ «Я» нуждается именно в такой среде [3]. Возможно потому, что его стремления и ценности во многом схожи с ценностями и стремлениями Интернет-культуры. Магун В.С. пишет: «условия, при которых у индивида возникают объективные потребности и блага, совпадающие с ценностями других людей и социальных групп, могут быть и специально организованы, заинтересованными в этом социальными силами» [2]. Можно сказать, что человек, используя Интернет, переживает удовольствие и приписывает ему ценность, определяет его в качестве блага.
Таким образом, можно говорить о том, что в составе сетевых сообществ вместе со случайными и постоянными пользователями определенных ресурсов, «работниками Интернета», выделяется и группа людей, называющаяся «жителями Интернета». Что отличает «жителя Интернета» от другой категории пользователей? Во-первых, то, что это люди с очень высокой мотивацией посещения Интернета и сильной эмоциональной включённостью в его проблемы, а во-вторых, это люди, которые затрачивают большое количество временных и финансовых ресурсов на его использование. Часто такие признаки оцениваются, как показатели негативного влияния Интернета, например Интернет-аддикции. Но, как показывают последние исследования, было бы ошибочно объяснять привлекательность Интернета, для определённого типа пользователей, только лишь аддиктивным поведением, хотя Интернет-зависимость, реально существующий феномен. В качестве примера подобного исследования, опровергающего теорию Интернет-зависимости, можно привести следующее. Онлайновое исследование, в котором приняли участие 284 посетителя чатов из тридцати городов России, ближнего и дальнего зарубежья, показало, что Интернет-зависимыми можно было назвать лишь 5% опрошенных. Данные результаты позволяют предположить, что помимо Интернет-зависимости, существуют другие значимые причины вовлечённости активных пользователей в Интернет-среду. И в связи с этим важно определить, какие всё-таки особенности определяют потребность пользователей буквально «жить в Интернете». В настоящее время Интернет-технологиями охвачен весь мир. Потенциальное влияние этого процесса на всю жизнь общества так велико, что многие авторы говорят о становлении нового информационного общества. Интенсивное развитие Интернета ведёт к тому, что он стал неотъемлемой частью жизни современного человека. Виртуальная среда обеспечивает создание нового типа социального сообщества. Количество людей, включённых в Интернет-сообщества, так же непрерывно растёт. Что же является причиной такой привлекательности Сетевых Сообществ? Анализируя вышесказанное, можно предположить, что во многом Интернет-сообщества обязаны своей популярностью особенностям самой Интернет-среды, которая позволяет своим «жителям» реализовывать свои цели именно здесь. Сетевые сообщества строятся, путём объединения людей в виртуальном пространстве, прежде всего для достижения индивидуальных целей каждого из них. И, как правило, главной такой целью является интересное и полезное общение. Люди находят новую информацию и расширяют свой круг общения. В среде Интернет-сообщества с чётко определёнными границами и правилами, существуют равные для всех возможности свободно себя выражать и реализовывать свои личные цели.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы: 1. Интернет-среда и сетевые сообщества представляют огромный интерес для психологического анализа, а недавно появившийся термин «психология Интернета» уже прочно вошёл в современные научные публикации. 2. Сетевые сообщества и социальные Интернет-сайты конструируются на основе определённых принципов: - чёткая определённость границ группы; - возможность членов группы взаимодействовать между собой, узнавать друг друга, встречаться, а так же владеть информацией об общей истории; - существование чётких правил, которые регулируют использование коллективных благ и которые могут меняться с согласия членов группы; - наличие системы наблюдения членами сообщества за поведением друг друга и использование системы санкций для его регуляции; - возможность членов сообщества в процессе коммуникации реализовывать свои личные и общие цели. 3. Сетевые сообщества, которые образуют социальные Интернет-сайты, обладают признаками психологической общности: 1) наличием членов группы с их целями, мотивами и потребностями; 2) совместной деятельностью (познавательной, игровой, коммуникативной); 3) возможностью опосредованного межличностного общения. Следовательно, рассматривать феномен общения в Интернет-среде можно посредством анализа психологических и социально-психологических закономерностей.
Черты, характерные для таких сетевых сообществ
1. Незначительная физическая структура. У виртуальных организаций она развита
гораздо меньше, чем у традиционных. Материальные активы виртуальных организаций
(офисные здания, склады и др.) не так велики, и те, что имеются в наличии, как прави-
ло, распределены географически.
2. Доверие коммуникационным технологиям (осуществление связей и управлен-
ческих действий на базе интегрированных и локальных систем и телекоммуникаций).
Современные информационные и коммуникативные технологии играют центральную
роль, и многие специалисты считают их ядром концепции сетевых организаций.
3. Мобильность работы. Использование сетей коммуникаций, а не зданий и фи-
зических активов означает, что физическое местоположение работы менее важно. В результате отпадает необходимость в тесном физическом контакте отделов и команд, чтозначительно повышает скорость выполнения заданий.
4. Смешанные формы (подразумевается сочетание физической и виртуальной ре-
альности в работе организаций, вследствие чего их можно рассматривать как своеобразные гибриды).
5. Отсутствие границ и вовлечение. По своему характеру виртуальные организа-
ции сознательно размыты. Они не ограничены так, чтобы их воспринимали как отдельные, определенные законом организации или компании.
6. Гибкость и ответная реакция. Виртуальные организации можно (по крайней
мере, теоретически) сформировать из различных несопоставимых элементов для реализации определенной бизнес-цели и демонтировать после ее достижения. Кроме того данная черта подразумевает непостоянный характер функционирования элементов; образование временных альянсов организаций в смежных областях деятельности; возможность быстро реструктурировать и заново развертывать активы, если этого требует изменившаяся стратегия и т.
Источники:
http://de.dstu.edu.ru/CDOSite/ConfEng/articles%5Carticle19.htm
http://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D1%82%D1%8C
http://letopisi.ru/index.php/%D0%A1%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
- 1. Зарождение идеи
- 2. Кодирование и выбор канала
- 3. Передача
- 4. Декодирование
- Коммуникация: различные подходы к интерпретации феномена, типы и модели коммуникации.
- Исторические этапы развития коммуникаций как социокультурного феномена.
- Коммуникация как объект философского анализа (на примере авторских философских концепций: ю.Хабермас, н.Луман и др.).
- Конструирование виртуальной личности и самопрезентация в электронной коммуникации.
- Общая характеристика субкультуры электронных сетевых сообществ.
- Pr и реклама в социальных сетях.
- Функции и структура рекламного и pr-отдела в организации. Вопросы к блоку «Менеджмент»
- Задачи коммуникационного менеджмента в формировании корпоративной культуры; сфера его применения, характеристика основных участников.
- Управление разработкой и принятием решений. Управление командами.
- Указания по внедрению
- Развитие
- Метод McKinsey
- Полученные уроки и иллюстрации внедрения
- Указания по внедрению
- Планирование: сущность, виды. Стратегия как вид плана.
- Понятие внешней и внутренней среды организации. Роль анализа внешней и внутренней среды в развитии организации.
- 1.2. Исследование как составная часть менеджмента организации
- Вопросы к блоку «Маркетинг, брендинг»
- Основные понятия маркетинга. Комплекс маркетинга: внешняя и внутренняя среда.
- Комплекс маркетинга: Внешняя и внутренняя среда.
- Конкуренция, конкурентоспособность, конкурентные преимущества и отличительное преимущество, «паспорт конкурентов».
- Модели поведения покупателя при принятии решения о покупке. Виды деятельности специалиста по коммуникациям на каждом этапе принятия решения о покупке.
- Жизненный цикл товара. Варианты кривых жцт.
- 3. Краткие основные характеристики жизненного цикла товара
- Индивидуальность бренда. Система идентичности бренда.
- 4 Аспекта идентичности бренда:
- Структура бренда:
- Значимые и связанные группы элементов идентичности бренда:
- Ценности бренда. Мотивационные типы. Ценности бренда(авт. Чернатони л., Рудая).
- Мотивационные типы( авт. Бровкина ю.Ю.).
- Продукт / товар как элемент комплекса маркетинга; виды потребительских товаров.
- Позиционирование: понятие, этапы, виды. Дж. Траут. «Позиционирование. Битва за умы».
- Интегрированные маркетинговые коммуникации в местах продажи.
- Презентация: виды, формы, особенности проведения. Психология массовых коммуникаций. Жанры pr-текста
- Основные характеристики pr-текста.
- Соотношение pr-текста с текстами смежных коммуникационных сфер.
- Психология массовой коммуникации: концепции и подходы.
- Социальные и социально-психологические функции массовой коммуникации.
- Глава 3. Реклама как средство психологического воздействия 125
- Три стратегии организации исследований и прикладных разработок в рекламной деятельности (суггестивный, маркетинговый, социально-психологический подходы).
- Этические проблемы психологических воздействий.
- Глава 3. Реклама как средство психологического воздействия -j49
- Глава 3. Реклама как средство психологического воздействия -j51
- Глава 3. Реклама как средство психологического воздействия 153
- Стилистика рекламного текста
- Определение рекламного текста. Формальные признаки рекламного текста.
- Композиционная структура рекламного текста.
- Продающая реклама и её создание.
- Стратегия делового гардероба. История костюма
- Семиотический потенциал цвета в рекламе и фирменном стиле.
- Цвет как знак-символ
- Психологическое воздействие цвета в рекламе и фирменном стиле.
- Требования делового этикета к мужскому и женскому костюму.
- Костюм как символ. Использование выразительных средств костюма в профессиональной самопрезентации.
- Социология массовых коммуникаций Маркетинговые исследования и ситуационный анализ
- Функции массовой коммуникации: уровень общества. Функции массовой коммуникации: индивидуальный уровень. Структурно-функциональные модели современных систем массовой коммуникации.
- Преимущества и недостатки структурно-функционального подхода
- Факторы конкурентной позиции фирмы на рынке услуг. Потребительские панели и их роль в маркетинговых исследованиях. Покупатель и потребитель как объекты маркетинговых исследовании.
- Манипуляция в деловом общении. Стратегии манипуляторов. Приемы защиты от манипулятивного воздействия.
- Деловое общение: особенности, функции и виды.
- Интернет как смк. Базовые особенности сетевой коммуникации.
- Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации.
- Нерегламентированность поведения.
- Снижение психологического и социального риска в процессе общения.
- Отличия социальных медиа от традиционных сми. Функции социальных сми.
- 1. Контроль
- 2. Коммуникация
- 3. Взаимодействие
- Принципы действия социальных сетей в Интернет. Понятие сетевого сообщества в социальных медиа.
- Функции социальных сетей
- Отличительные особенности социальных сетей
- История социальных сетей
- Классификация социальных сетей
- Особенности создания коллективного контента. Фолксономия в организации контента.