Pr и реклама в социальных сетях.
На сегодняшний день SMO – один из наиболее эффективных инструментов продвижения в сети интернет.
SMO (Social Media Optimization) – представляет собой продвижение в социальных сетях. Данный метод продвижения обладает рядом значительных преимуществ перед традиционными инструментами, такими как SEO, контекстная и баннерная реклама, в частности:
Высокая эффективность – эффект от SMO не ограничивается привлечением пользователя на сайт;
Масштабность – с помощью SMO можно охватить исключительно широкий сегмент целевой аудитории;
Универсальность – SMO эффективно практически для всех сфер;
Богатый инструментарий – существует более 40 инструментов SMO-продвижения.
Заинтересованность посетителей – пользователи, привлеченные на сайт средствами SMO, просматривают больше страниц нежели пользователи привлеченные традиционными инструментами.
Фокус внимания интернет аудитории все больше смещается в сторону блогосферы и социальных сетей, эти средства, которые уже называют New Media, дают новые возможности продвижения и PR, которые недоступны ни одному другому виду рекламы, причем позволяют привлечь узконаправленную целевую аудиторию потенциальных покупателей и заинтересованных лиц.
Реклама в социальных сетях отличается тем, что нужная информация ненавязчивым образом доводится до целевой аудитории. В результате она воспринимается читателями позитивно, без раздражения, как в случае многих других видов рекламы. Тематический блог и группа в социальной сети – это уникальное место, где можно без труда получить обратную связь, правильно расставить акценты в публичной информации о компании и быстро использовать случайный информационный повод для продвижения бренда. То есть, это тонкий инструмент рекламы, хорошо работающий в умелых руках.
Для рекламодателей социальные сети предоставляют уникальные возможности непосредственного контакта с потребителями. Ежедневно миллионы пользователей ведут беседы о компаниях, их товарах и услугах, делясь своим мнением и впечатлениями. В результате отдельно взятый участник сетевого сообщества может испортить (или наоборот улучшить) репутацию компании с многомиллионным оборотом.
Рост рекламы в социальных сетях ведёт к перетягиванию бюджетов. Столь популярные площадки для размещения рекламы, как поисковые сети, веб-сайты крупных газет и журналов, интернет-СМИ, теперь вынуждены сокращать рекламные бюджеты или подстраиваться под реалии Web 2.0, оптимизируя свои сайты под функционал социальных медиа
Для начала дадим определение термину «социальная сеть».
Социальная сеть – это социальная структура, состоящая из узлов (обычно это лица или организации) которые связаны одним или более типами взаимозависимости, такими, как ценности, взгляды, мнения, идеи, дружба, финансовые взаимоотношения, конфликты, торговля и так далее.
Буквально за 5 лет социальные сети и сообщества (Facebook, Twitter, Vkontakte и другие) стали местом для общения миллионов людей. Места скопления пользователей всегда вызывают интерес у тех, кто занимается бизнесом, создает сайты или продвигает услуги клиентов в интернете. В связи с этим раскрутка и продвижение в социальных сетях начала “набирать обороты”.
Продвижением в соцсетях пользуются самые различные компании, известные бренды, продвигая свои товары и услуги. Это эффективно по нескольким причинам:
1) Социальные сети имеют просто огромную аудиторию, в которой обязательно найдется целевой сегмент, интересный той или иной компании, фирме или организации.
2) Пользователи соц.сетей тесно связаны друг с другом: новости, друзья, статусы, картинки, видео, фотографии. Все это объединяет их на одном сайте. Пользователи делятся информацией со своими друзьями, а те в свою очередь могут поделиться со своими. Таким образом при продвижении в социальных медиа возникает эффект вирусного маркетинга, который, как известно, может иметь потрясающую эффективность.
3) Продвинуть товар или услугу в соц.сетях можно намного быстрее, нежели это осуществлять стандартными методами, например SEO (раскрутка в поисковых системах). Для этого даже нет необходимости иметь свой собственный веб-проект. Другими словами, социальное продвижение – это довольно легкий и быстрый способ заявить о себе в интернете.
4) Возможность бесплатного продвижения в социальных сетях привлекает к этому методу блоггеров и вебмастеров, которые создают и ведут некоммерческие проекты.
5) Коммуникация с пользователями осуществляется через удобные, понятные и привычные всем интерфейсы соцсетей. Нет необходимости разрабатывать свои варианты или общаться с заинтересованными людьми через почту, ICQ и так далее.
Теперь перейдем непосредственно к методам продвижения в социальных сетях. Выделяют бесплатные и платные методы.
К бесплатным методам относятся:
1) Группы или сообщества. Это самый распространенный вид. Большинство “социалок” предоставляют возможность создать сообщество по интересам. В основном, это функция бесплатна. В такие группы можно приглашать друзей или других участников социальной сети. Благодаря этому вы можете привлекать заинтересованных людей к своим продуктам, услугам или сайтам.
2) Публичные страницы или fan page. Публичные страницы немногим отличаются от групп.
3) Продвижение медиа-контента. В начале статьи я упоминал про вирусность соц сетей. Аудио, видео, картинки – все это замечательно продвигается в соцсетях. В медиа-контент можно вставлять адрес сайта или название бренда. Признанной площадкой для вирусного видео служит youtube.
Также выделяют платные методы продвижения в социальных сетях:
1) Таргетированная реклама. Самый распространенный способ платной рекламы в социальных сетях. Наверняка вы видели объявления небольшого размера в своих аккаунтах. Один из таких находится слева на картинке. Так вот, это таргетированная реклама, то есть направленная на определенную группу людей. Можно показывать рекламу пользователям с определенной страны, города, улицы, с определенным интересами, возрастом и так далее. Таким образом, вы влияете на людей, которым, скорее всего, ваша реклама “будет по вкусу”.
2) Реклама в приложениях. В социалках существует огромное множество приложений. Это и игры, и полезные программы для создания аватаров, картинок и так далее. Продвигаться в социальных сетях можно, используя приложения. Его можно разработать или выступить спонсором. Популярные приложения имеют несколько миллионов пользователей.
3) Конкурсы. Можно активизировать вашу целевую аудитории в соц сети благодаря какой-нибудь акции, конкурсу или скидкам. Пользователи любят такие вещи и благоприятно на них реагируют. Вокруг грамотных конкурсов с хорошими призами собирается множество людей.
Таким образом, продвижение в социальных сетях является мощным стимулом в увеличении продаж и формировании устойчивого спроса на продукт, услугу, а так же лояльности, приверженности к определенному бренду в социальных медиа.
ПРиСО.
Структурные уровни, формы, аспекты проявления общественного мнения.
Специфика качественного и количественного измерения общественного мнения.
Технологии управления общественным мнением.
Основы интегрированных коммуникаций
PR: происхождение, онтологические характеристики, функции.
PR: происхождение
Лекция М.Н.Бычковой 18.02.2009
Public relations (англ. – связи с общественностью)
Впервые данный термин был употреблен третьим президентом США Т.Джефферсоном в 1807 году. Он вошел в мировую историю т.к. был автором документа декларации независимости США – первого документа в мире, где были гарантированы права человека.
Т.Джефферсон употребил термин PR понимая под этим наращивание усилий политических институтов Америки (правительство, конгресс, избирательная система) для создания климата доверия в национальном масштабе.
До конца 19 века термин PR не был в употреблении в современном значении. И только на границе 19-20 веков стал появляться в коннотации в современной трактовке.
В 1975 году международный фонд образования и исследования в области PR проводит широкомасштабное исследование, включающее анализ практики и теории PR и насчитывает более 500 определений PR.
Для того чтобы понять роль и значение PR в современном обществе, необходимо проанализировать его исторические истоки.
Существует две наиболее популярные точки зрения на вопрос о происхождении PR
Представители считают, что PR берет начало в глубине веков, что уже первые библейские тексты ветхого завета являлись прообразами PR- текста, они полагают, что уже в античные времена древние философы, государственные деятели учитывали общественные мнения, писали о их важности для государственного устройства. Считается, что зачатки PR можно встретить уже в древней поэзии Греции и Рима. Ораторское искусство Аристотеля, Платона, Цицерона ( их речи – обращения к сенату, гражданам Рима) – все это образцы формирования общественного мнения
Современная трактовка происхождения PR.
PR – феномен, который возможен только при наличии в обществе определенного ряда политических, социально экономических и культурно-исторических условий (научно-технический прогресс), развитое производство, наличие демократических свобод, потребность в массовой коммуникации. Все эти условия были сформированы к концу 18- началу 19 веков в США, принято считать, что США – родина PR, именно здесь PR оформился как самостоятельная деятельность. Все самое новое и передовое в области связей с общественностью возникает именно в Америке, т.е. PR – феномен нового времени.
Онтологические характеристики.
М.А.Шишкина и лекция М.Н.Бычковой
Онтология – (греч. Ontos – сущее)- раздел филососфии, учение о бытие, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерность.
Отвечая на вопрос «что такое пиар?» М.А.Шишкина полагает, что для ответа на вопрос об онтологическом статусе PR, необходимо прежде всего выяснить нет ли каких закономерностей, общих признаков и связей, которые определяют существующие определения PR.
Проанализировав более 500 определений PR Шишкина, выбрав базовые слова, приходит к выводу о том, что у них есть нечто общее: наука, искусство, усилие, вид деятельности, функция управления и т.д.
Т.о. Шишкина приходит к выводу о том, что общее у всех определений – деятельная основа, т.е. онтологический статус PR – это деятельность. И отвечая на вопрос «Что это такое?» Шишкина говорит: «PR – это деятельность»
Подробней об онтологическом статусе можно прочитать в книге М.Шишкиной в разделе 1.2.1 понятийный аппарат паблик рилейшнз.
Функции PR
по работе М.А.Шишкиной
. Для начала разделим функции на гносеологические и социологические. Первые характеризуют PR как явление, способное отражать природную и социальную реальность, а также объекты идеальной природы. Социологические функции связаны со способами включения изучаемого объекта в социальную систему, его ролями как социального института во взаимодействии с другими институтами и социальными действиями как духовно-практического образования. Если гносеологические функции проистекают из возможностей PR отражать разного рода объекты, затрагивающие общественные, публичные интересы, то социологические определяются его объективацией в системе общественных отношений ( в частности, социальные роли и стандартизованные, нормативно определяемые социальные действия PR).
Каждая группа этих функций представляет собой комплексное образование, имеющее свою внутреннюю структуру.
Гносеологические функции разделяются на функцию конструирования публичного дискурса и познавательную функцию.
Функция конструирования публичного дискурса— это ведущая гносеологическая функция PR. В ее компетенцию входит производство исходного или трансформация существующего представления целевой общественности о некотором предмете. Посредством этой функции происходит выражение заинтересованно-ценностного отношения базисного субъекта PR к какой-либо проблеме социальной действительности, ее актуализация и формирование необходимого для базисного субъекта пространства дискурса. Посредством этой функции базисный субъект PR (разумеется, с помощью субъекта технологического) позиционирует себя в публичной сфере, выражает свое отношение к тем или иным решениям, лидерам, действиям, событиям и другим компонентам этой сферы. Таким образом, базисный субъект PR, с одной стороны, соотносит себя со знаковыми элементами публичной среды и позволяет реципиенту оценочного PR-сообщения идентифицировать реальные или мнимые (желаемые, целевые) социальные позиции субъекта. С другой стороны, этот субъект может использовать функцию конструирования публичного дискурса, для того чтобы позиционировать в публичном пространстве кого-либо другого. Так, лидер крупной политической партии, отмежевавшись от небольшой группы своих бывших сторонников, может преследовать цель «перепозиционировать» в массовом сознании не столько собственную личность (имидж), сколько своих бывших коллег.
Смысл познавательной функции PR состоит в том, что он способен выступать в качестве источника, средства и способа социального познания. В условиях ограниченного доступа к первичной информации (что может быть связано с действием самых разнообразных факторов — от географической удаленности места события до секретности объекта) значимость информации, предоставляемой обществу субъектами PR, возрастает. PR-коммуникация оказывается единственным каналом, по которому возможно оперативно получить информацию о каком-либо событии. Примером такого рода информационной монополии может служить кризисный PR, всегда подразумевающий ограничение информационных потоков и эффективный контроль содержания информации, предоставляемой для СМИ. Другой пример — специально организуемые «утечки» информации из всякого рода закрытых структур (правительства, бизнеса, военных и т.д.). В этой связи нельзя не обратить внимание на чрезвычайную важность корректной декодировки информации, поступающей по PR-каналам. Хотя специалисты по связям с общественностью и декларируют всеми доступными способами свою объективность, как правило любая PR-информация тщательно выверена и закодирована в наиболее выгодной для субъекта форме. Для этих целей иногда используется специальный язык, значение которого может существенно отличаться от обыденного понимания. Например, публичное использование таких устоявшихся оборотов, как «самолет ушел в сторону моря» или «президент работает с документами», зачастую означает признание того, что самолет был сбит, а президент заболел.
Социологические функции можно разделить на три основные группы: первая — адаптирующие, вторая — функции культурной трансформации, третья — функции социорегуляции.
В первую группу включены социальные роли, выполняемые PR при воздействии на индивидуальные и групповые субъекты, для формирования их социальных качеств, привития им общественных норм и правил. Это функции, которые помогают субъектам адаптироваться в соответствующей среде. Доминантой этой группы выступает воспитательная (корректирующая) функция. Реализуя ее, PR участвует в процессе оперативной адаптации социализированного субъекта к изменяющимся условиям его существования посредством коррекции его интересов, ценностей, установок, стратегий поведения и повседневных практик. PR относится к «мягким» инструментам социального воспитания, примерами могут служить публичные акции, направленные на призыв к здоровому образу жизни, отказу от курения или спиртного, к защите окружающей среды и т.д. В данном случае, «мягкое» воспитательное воздействие средствами публичной коммуникации часто оказывается более эффективным, чем применение «жестких» инструментов — норм права, административного или уголовного преследования. Реализуется воспитательная функция PR и в ходе акций, направленных на повышение электоральной активности («Голосуй или проиграешь!») или изменение потребительского поведения («Покупай российское!»). Характерным примером реализации воспитательной функции PR являются церковные проповеди.
Деятельность церкви показывает возможности еще одной адаптирующей функции PR — функции социализации, сущность которой заключается в приобретении индивидом социальных свойств и качеств, усвоения им социальных норм. Социализирующая функция PR может реализовываться как целенаправленно, по воле субъекта PR, так и помимо нее. В первом случае мы имеем дело с PR-акциями, кампаниями и другой деятельностью, ориентированной на целевые группы, например программы полового воспитания и пропаганды безопасного секса в среде подростков. Во втором речь идет о социализирующем i воздействии современных коммуникаций, существенным элементом которых выступает PR. Такое воздействие является побочным эффектом функционирования публичной среды, и его возможные результаты пока не прогнозируются и не принимаются в расчет субъектами коммуникации.
Функция культурной трансформации заключается в способности PR выступать в качестве одного из механизмов изменения социальных норм, ценностей, традиций, ритуалов и других компонентов культуры. Как и функция социализации, эта специфическая роль PR может реализовываться как в явной (целенаправленной), так и латентной (в виде побочного эффекта) форме. Классическим примером первой может служить самоличное публичное обрезание боярских бород российским императором Петром I, стремившимся к вестернизации отечественного культурного пространства. В советский период также предпринимались многочисленные акции и кампании такого рода, как, например, «комсомольские», «безалкогольные» и т.п. свадьбы, «октябрины» (попытка внедрить революционную альтернативу крестинам), акции, направленные на эмансипацию и включение в публичную жизнь женщин (увенчавшиеся успехом в русскоязычных регионах и натолкнувшиеся на сильное сопротивление в республиках Средней Азии) и т.д. Удачным примером культурной трансформации является рекламная кампания «Пепси-Колы» («Новое поколение выбирает Pepsi»). Однако не менее значительно и латентное влияние PR на эти процессы. Так, многие западные программы, посвященные профилактике СПИДа и активно использующие PR-инструментарий встречают сопротивление российской общественности потому, что их побочным эффектом является трансформация норм поведения и нравственных устоев общества.
Группу социорегулятивных функций составляют компоненты, позволяющие связям с общественностью выступать в качестве активного участника социально-политических и управленческих процессов. Именно здесь наиболее ярко проявляются институциональные аспекты PR. Содержательно-деятельностный критерий позволяет разделить этот блок функций на три составляющих: информационная функция, целеполагающая функция и группа управленческих функций.
Информационная функция PR заключается в том,
что он выступает в роли источника социальной информации для субъектов публичного пространства. Как уже говорилось, эта информация является не только чрезвычайно важной, но в ряде случаев и единственно доступной. PR-коммуникации всегда содержат в себе информацию двух типов: первый — это информация непосредственно о предмете, которому посвящен коммуникативный акт, т.е. информация, характеризующая базисный субъект PR, второй—это информация о технологическом субъекте PR, о его реакции и социальной позиции. Если информация первого типа обычно тщательно контролируется субъектом PR, то второй информационный поток существует в силу самой природы коммуникативного акта, и его анализ может быть чрезвычайно полезен для получения объективной картины. Поэтому информационная функция используется не только непосредственными адресатами PR-kom-муникации, но и специализированными агентами информационного пространства. Например, в ходе избирательной кампании первостепенное значение придается анализу PR-акций других кандидатов (конкурентов).
Посредством функции социального целеполагания исследуемый феномен участвует в формировании содержательной стороны политики и управления. В данном случае речь идет о PR-мероприятиях, целевым объектом которых выступают люди, участвующие в процессе подготовки и принятия решений. Именно им может быть адресован PR идей, мнений или уже подготовленных кем-либо решений. Так представители «зеленого» движения, сторонники запрета абортов, противники бойцовых собак и подобные группы систематически «атакуют» представителей власти, добиваясь от них принятия соответствующих решений и законодательных актов, при этом апеллируя, как правило, к мнению общественности (хотя далеко не всегда они выражают его адекватно).
Группа управленческих функций состоит из регулятивной, консультативной, директивной, контрольной, защитной и номенклатурной функций. Данная группа обеспечивает практическое участие исследуемого PR в процессе социального управления.
Регулятивная функция оказывает «мягкое» воздействие на характер отношений между социальными субъектами, среди которых отдельные индивиды, общности и социальные институты. Кроме того, PR участвует в регуляции экономических, политических, социальных и других видов общественных отношений. Механизм регулятивной функции PR строится на публичной апелляции к интересам общества и государства, общепризнанным нормам и ценностям, а также на публичной обструкции их нарушителей. Регулятивная функция реализуется как самостоятельно, так и через специфические или отраслевые функции — директивную, контрольную, защитную, консультативную. Последние конкретизируют отдельные стороны общей регулятивной функции.
Консультативная функция заключается в том, что PR-коммуникации могут выступать ориентиром для субъектов управления различного уровня. Так, PR может выражать мнение определенных групп, в большей или меньшей степени претендующих на роль общественности. Такие группы могут не иметь возможности непосредственного влияния на процесс принятия политических решений, однако они вправе публично представлять свою позицию. В этом случае органы власти могут учитывать ее как одно из проявлений общественного мнения. Не лишним будет отметить, что подобное PR-давление может быть непропорционально весу данного конкретного мнения в общей структуре общественного мнения и определяться, скорее, ресурсами его организаторов. Консультативная функция PR может реализовываться и в русле нисходящей управленческой коммуникации. Речь идет о тех аспектах, непосредственное управление которыми невозможно либо в конкретной ситуации нежелательно. Так, федеральная власть, которой не под силу победить коррупцию в стране, может периодически прибегать к показательным акциям по разоблачению и примерному наказанию взяточников, «подсказывая» таким образом чиновнику нормативную линию поведения. Аналогичным образом власть может воздействовать и на субъекты хозяйственной деятельности: соответствующие PR-акции могут способствовать сбору налогов, сокращению вывоза капитала за рубеж, росту инвестиций в социально важные секторы и виды бизнеса и т.д.
Контрольная функция PR реализуется посредством угрозы публичного разоблачения девиантных проявлений в социальной системе. Иногда этого оказывается достаточно для пресечения действий, нарушающих правовые и этические нормы. Так, сложившаяся в развитых демократиях Запада практика не позволяет занимать государственную должность человеку, против которого публично выдвинуты обоснованные обвинения. В других ситуациях PR такого содержания может служить стимулом к соответствующим действиям органов власти. Выделяется два типа контрольной функции: в первом публичному контролю может быть подвергнута деятельность институциональных субъектов управленческих отношений, во втором объектом контроля могут быть конкретные индивиды, персонифицирующие эти институты, — народные представители, депутаты или различного рода чиновники. В целом механизм контрольной функции PR сводится к формированию и манифестации общественного мнения, о котором Д.Гавра пишет: «Характер контроля общественного мнения, разумеется, не жесткий. Он, как и при реализации большинства других функций, имеет форму общественного, морального надзора. Но от этого его эффективность не становится менее существенной. От пристального ока общественности политику, который вынужден быть постоянно на виду, практически некуда скрыться. Оно контролирует его не только когда он, как говорится, „на службе", „при исполнении", но и в свободное время, в личной жизни, в быту. Множество политических и административных карьер рухнуло только из-за того, что общественное мнение в своей контрольной функции заметило какие-либо пятна на мундире соответствующих деятелей и отказало им в доверии»62. Так, «Уотергейт», следствием которого стала отставка Р. Никсона, а также скандал, вызванный сексуальными «приключениями» Б. Клинтона, разразились благодаря активным целенаправленным PR-действиям определенных групп людей, заинтересованных в этом.
Защитная функция PR реализуется похожим образом, но имеет обратный вектор. В данном случае достоянием публичного пространства становятся аргументы, способные ограничить возможности преследования отдельных лиц или институциональных образований. При этом субъект PR либо апеллирует к общественному мнению, либо (если это мнение уже сложилось в его пользу) всеми силами представляет его публике. Примером реализации защитной функции PR может служить, на наш взгляд, экстренная госпитализация в 1997 году экс-мэра Санкт-Петербурга А. Собчака в ситуации возникновения угрозы ареста. Максимально широкое информирование о сердечном приступе, оценка события влиятельными и социально значимыми персонами сформировали в общественном мнении позицию негодования против преследования больного человека. Тем самым проблема реальных или мнимых преступлений А.Собчака отошла на второй план. Другим фактом «защитного» PR могут служить публикации о военнослужащем А. Сакалаускасе, совершившем в 1987 году на почве неуставных отношений убийство нескольких сослуживцев. Судебная практика тех лет свидетельствует о том, что, если бы история литовского парня не стала благодаря журналистам достоянием широкой общественности, исходом закрытого судебного разбирательства мог быть смертный приговор.
Предписывающая (директивная) функция заключается в выполнении PR роли прямого субъекта властных отношений, когда механизмы паблик рилейшнз направлены на отдачу « распоряжений» формальным институтам власти и управления, указания им путей и способов ведения политики и решения конкретных проблем. В известном смысле эта функция означает вырождение PR как элемента публичного дискурса, и ее реализация возможна только в случае обретения полномочий, противоречащих его социальной сущности. На практике подобное нередко происходит в «жестких» системах, где все инструменты публичной коммуникации (включая и квази-PR) подконтрольны власти и служат обеспечению ее интересов. В такой системе любая публичная инициатива рассматривается как манифестация воли государства и будет принята к исполнению независимо от того, подтверждена ли она формальным решением или нет. Достаточно вспомнить, что репрессии советского режима в отношении Б. Пастернака не были связаны с каким-либо формальным преследованием со стороны государства. Фактически это была тщательно отработанная квази- PR-кампания по дискредитации неугодного писателя, повлекшая его исключение из Союза писателей (общественной организации) и публичную изоляцию, Весьма характерным примером восприимчивости тоталитарного общества к публичным импульсам такого рода стала реакция советской общественности на статью Н. Андреевой «Не могу поступиться принципами» в 1988 году. Многие представители элиты первоначально восприняли ее как «руководство к действию» — неформальную директиву власти, которую следует не обсуждать, а исполнять.
Номенклатурная функция PR — это его роль в формировании политической и управленческой номенклатуры, т.е. персонального состава соответствующих элит. В этой функции связи с общественностью способствуют поиску, селекции, кадровой мобильности конкретных персоналий в политической и управленческой сфере. Эта же функция отвечает за их замену, уход с политической арены. С одной стороны, номенклатурная функция PR тесно связана с контрольной и защитной. Однако в данном контексте цели PR иные — они состоят в публичном продвижении либо препятствовании продвижению определенной персоны. Данная функция может реализовываться как целенаправленно, так и латентно. В последнем случае как раз и имеет место дополнительный эффект контрольной, защитной, консультативной и других функций. Что касается целенаправленного персонального PR, то вряд ли возможно оценить масштабы кадровых просчетов, связанные с тем, что потенциальные назначенцы так же различаются в подходах к собственному публичному имиджу,как их оппоненты–в силе своей аргументации.
Схема базисной структуры функций PR приведена на рис. 6.
Переходя к рассмотрению дополнительных видов функциональной структуры, выделим, во-первых, объектную структуру функций PR. При ее построении мы используем предложенный Д. Гаврой критерий характера объекта, на который PR воздействует посредством своих функций63. Существуют два основных типа объектов воздействия PR: индивиды и социальные группы, а также социальные институты. Таким образом, мы предлагаем выделить институциональную и не институциональную объектные группы функций.
Неинституциональные функции воплощают те социальные роли, в которых выступает PR, воздействуя на индивидов и группы. Из рассмотренных выше к неинституциональным могут быть отнесены функции гносеологической группы, а также адаптирующие, информационная, регулятивная, директивная и контрольная из функций социологической группы. Институциональный компонент объектной структуры функций PR — это те функции, которые он выполняет по отношению к социальным, политическим, экономическим и прочим институтам.
Институциональными могут быть признаны оценочная, информационная, регулятивная, контрольная, директивная, целеполагающая, защитная, консультативная, номенклатурная функции. Особенностью объектной структуры является множественное позиционирование в ней некоторых функций. Например, информационная функция PR может быть реализована как в отношении не институциональных, так и в отношении институциональных объектов. То же самое относится и к ряду других перечисленных функций.
Представленный выше набор базисных функций не является исчерпывающим для объектной структуры. Примером дополнительной (не относящейся к числу базисных) институциональной функции PR является функция легитимации. Ее содержание состоит в придании законного (более точно — законодательно закрепленного и поддержанного общественностью) статуса различным институтам и в их конституировании. Данная функция может реализоваться в ходе подготовки референдумов, выборов, плебисцитов и других процедур, связанных с голосованием, а также и посредством формирования вокруг существующего института благоприятного публичного климата. Этот климат способствует моральному одобрению и восприятию в качестве законного какого-либо объекта, в том числе и не узаконенного формально.
Второй дополнительной функциональной структурой PR является предметная структура Принцип ее конструирования основывается на существовании PR в принципиально различных сферах. В каждой из них он ориентирован на выполнение определенных ролей, возможно, неприменимых или бессодержательных в иных, смежных сферах. Данный тезис не означает, что связи с общественностью представляются нам как набор технологий, применяемых в разных сферах жизни и не имеющих между собой ничего общего, кроме названия. Это, конечно же, совсем не так, и сформулированное выше представление о базисных (универсальных) функциях PR, подтверждает этот вывод.
Предметный подход к структуре функций призван показать сферную специфику основных разновидностей PR. В соответствии с этой задачей нам необходимо выделить следующие четыре группы: I) экономические функции PR, реализующиеся в рамках хозяйственной системы общества (бизнес-PR); 2) политические функции, преимущественно связанные с функционированием политического PR; 3) специфические социальные функции, присущие PR, целенаправленно ориентированному на социальную систему; 4) внутренние функции, характерные для PR-индустрии как самодостаточной сферы деятельности, преследующей прежде всего цели собственного развития и процветания.
В качестве основы для классификации экономических функций PR мы предлагаем использовать структурный подход А. Хоскинга64. В соответствии с четырьмя основными элементами корпоративной структуры мы выделяем и четыре группы экономических функций PR65: 1) маркетинговые; 2) производственные; 3) финансовые; 4) кадровые («персональные»).
Маркетинговые функции PR являются ведущими среди функций данной группы. Кроме того, генетически именно маркетинг является «родным» полем PR- деятельности. Поэтому данная функциональная группа наиболее многочисленна и разнообразна. Производственные и финансовые функции PR связаны с задачами эффективной работы производственной структуры предприятия и обеспечения его финансовой устойчивости. Это достигается за счет формирования благоприятного публичного климата как внутри корпорации, так и в окружающей ее социальной среде. Наконец, кадровые («персональные») функции PR ориентированы на задачи максимально эффективного использования человеческого капитала.
Классифицируя политические функции PR, мы выделяем следующие основные группы: функции, связанные с 1) реализацией государственной власти, 2) обеспечением демократического процесса, 3) формированием политической элиты, а также функции 4) выражения общественного мнения и 5) раз решения политических конфликтов.
Кроме того, политические функции PR в зависимости от сферы реализации могут подразделяться на функции внутренней и внешней политики.
В качестве основных социальных функций PR следует указать на функции: 1) формирования публичной среды, 2) трансляции и трансформации культуры, 3) формирования социальных общностей, 4) социальной мобилизации, 5) инновационную, 6) компенсации.
Отметим, что социальные функции PR чаще других реализуются латентно, в качестве дополнительно го или побочного PR-эффекта. Поэтому применительно к данной группе целесообразно ввести дополнительную классификацию: функции социального PR (который представляет собой целенаправленную деятельность по реализации социальных функций PR) и социальные протофункции PR (которые реализуются латентно).
Внутренние функции PR могут быть разделены на две группы — технологические и собственного продвижения. Технологические функции PR связаны с инструментарием данного вида деятельности. Основными технологическими функциями PR являются:
1) исследовательская, 2)информационная, 3)аналитическая, 4)прогностическая, 5) планирования, 6) организационная, 7) консультативная, 8)методическая, 9)педагогическая, 10)массовой коммуникации, 11)специализированной коммуникации, 12) создания имиджа.
Функции собственного продвижения обращены к целям развития, рыночного роста и укрепления социальных позиций PR как специфического вида деятельности. Они подразделяются на две группы — функции мезо- и микропродвижения. Первые ориентированы на продвижение PR как особой отрасли и вида деятельности, вторые — на продвижение отдельных технологических субъектов PR.
Что касается функций собственного микропродвижения, то к их числу могут быть отнесены практически все экономические функции (поскольку технологический субъект PR выступает в данном случае как субъект экономической системы), а также все или часть политических и социальных функций в зависимости от специфики отраслевого позиционирования технологического субъекта PR.
Основными функциями собственного мезопродвижения PR выступают функция 1) развития рынка PR, 2) формирования и продвижения отраслевого имиджа PR, 3) противодействия некомпетентным технологическим субъектам и распространению приемов недобросовестной конкуренции на профессиональном рынке, 4) создания и поддержки отраслевого информационного пространства, развития профессиональных баз данных и иных доступных источников специальной информации, 5) поддержки и развития внутриотраслевой коммуникации между технологическими субъектами PR, организации специализированных СМИ, проведения выставок, конференций, 6) лоббирования интересов отрасли в структурах власти, формирования благоприятного правового режима функционирования PR, 7) развития системы PR-образования и специализированного сегмента рынка труда, формирования профессионального корпуса и профессиональной элиты PR, 8) научно-исследовательского обеспечения PR, развития фундаментальных отраслей знания, на которых базируется прикладная пиарология, 9) создания творческих, профессиональных, общественных и общественно-политических организаций, объединяющих работников и предпринимателей отрасли и/или представляющих их интересы.
Третьим видом анализируемой функциональной структуры является социосистемный (социетальный). Это особый способ членения и упорядочения функционального пространства, отличающийся от других классификационным критерием, в качестве которого используется характер функциональности. Мы полностью согласны с Д.Гаврой, который пишет: «Как это показано еще Робертом Мертоном, любой элемент социальной системы не обязан с фатальной необходимостью способствовать ее интеграции, адаптации к среде, оптимальному существованию и развитию. Реальная диалектика функционализма такова, что с равной вероятностью в зависимости от характера ситуации, внешних и внутренних условий он (элемент системы) может быть фактором как стабилизации и выживания системы, так и ее дезинтеграции, деструкции»66. PR, как особый вид деятельности, может быть по отношению к социальной системе как функциональным, так и дисфункциональным. Этот тезис является верным и для его взаимодействия с политической системой и другими подсистемами общества. В одних случаях PR социально конструктивен, например политический PR, способствующий мобилизации ресурсов гражданской поддержки институтов власти или других политических институтов. Однако тот же политический PR может быть и социально деструктивным, способствующим, в частности, формированию непримиримых оппозиций в политической системе, распространению антисистемных настроений и даже провоцирующим антисистемное поведение.
Особенностью PR является еще и то, что конкретная деятельность в этой сфере может одновременно быть функциональной в отношении одного социального объекта и дисфункциональной в отношении другого. Примером может служить деятельность ведомства М. Удугова во время русско-чеченской кампании 1994 — 1996 годов. Конкретный PR был эффективно функционален в отношении социально-политической системы так называемой Республики Ичкерия. Он способствовал внутренней консолидации — сплочению чеченского населения вокруг Д.Дудаева — и формированию благоприятной внешней среды — благожелательному отношению к самопровозглашенному режиму ряда субъектов международной политики. В то же время этот PR крайне негативно отразился на состоянии российского общества, способствовал росту пораженческих и соглашательских настроений, формировал тенденции к международной изоляции России. Как подчеркивает в этой связи Д.П. Гавра, один из важнейших компонентов включения изучаемого феномена в социальную жизнь — это механизм функционирования67. Посредством реализации функций и соответствующих социальных ролей, нормативно закрепленных социальных действий какой-либо социальный институт (в нашем случае институт паблик рилейшнз) влияет на социальные субъекты, другие институты и отношения между ними. Критерий направленности и характера влияния на социальную систему (функциональный критерий) и положен нами в основу третьего типа классификации функций. Именно поэтому данный функциональный разрез назван соцосистемным, или социетальным. Это название помогает понять смысл деления функционального множества на составляющие в зависимости от типа их воздействия на устойчивость, существование и развитие социальной системы в целом. На основании этого функции PR делятся на две группы — эуфункщоналъные и дисфункциональные.
Эуфункции изучаемого феномена представлены такими социальными ролями, выступая в которых PR способствует стабилизации социальной системы, укреплению составляющих ее социальных связей, улучшению ее адаптации к внешней среде. Дисфункции же направлены на дестабилизацию и дезинтеграцию системы, ее разрушение.
Что касается конкретной номенклатуры функций, то ее конфигурация будет каждый раз особенной в зависимости от объекта, ситуации, в которой осуществляется данная деятельность, и ряда других факторов. Наполнение эуфункциональных и дисфункциональных блоков может меняться в широких пределах.
Функции, выделенные в рамках базисной структуры, например защитная, регулятивная, культурной трансформации и др., в одних случаях будут направлены на стабилизацию системы, а в других — в деструктивную сторону.
Мы уже столкнулись с возможностью деления исследуемого функционального пространства на явную и латентную составляющие, и четвертую структуру функций мы обозначаем как феноменологическую, т.е. отражающую степень проявления определенной социальной роли PR. Согласно Ричарду Мертону, явная функция — это следствие поступка, вызванного намеренно и признанного таковым, а латентная — следствие, вызвать которое не входило в намерения действующего68. Пользуясь этой логикой применительно к PR, явными его функциями будем считать те, которые связаны с его воздействием на целевой объект. В явных функциях PR целенаправленно увязывает определенную деятельность с конкретным объектом — корпорацией, торговой маркой, политическим лидером, институтом, хозяйственным решением и т. п.
Понимание латентных функции изучаемого феномена полностью соответствует мертоновскому определению69. Это такие роли PR (или стандартизированные его социальные действия), которые порождают следствия, не входившие в намерения его субъекта. Выступая в латентной функции, PR не «осознает» реального, истинного объекта, на который действует. Перед ним стоит лишь непосредственный объект, испытывающий, возможно, влияние явных функций. Однако пространство публичного дискурса пронизано сетью взаимных связей отдельных факторов, объектов, процессов, принадлежащих этому полю. Эти связи, при всей их скрытости и неясности, могут быть очень сильными, прочными и однозначными. Через механизмы этих, не очевидных субъекту PR и не программируемых зависимостей реализуются латентные функции нашего социального феномена. В отдельных ситуациях может срабатывать «принцип домино», когда вполне безобидная в своей явной функции локальная PR-акция через систему латентных связей может вызвать катастрофические общесистемные потрясения. Результаты, порожденные явными и латентными функциями, могут иметь даже противоположно направленный характер.
Таким образом, институт паблик рилейшнз способен выполнять практически все функции, относимые различными авторами к числу теоретически возможных для других социальных институтов: функции социализации членов общества, регулирования их деятельности в рамках социальных отношений, обеспечения социальной интеграции и устойчивости общественной жизни и др.
Определение понятий «реклама» и «рекламная деятельность». Основные характеристики рекламной деятельности. Функции рекламы.
Современные тенденции развития общественных связей и рекламы в России и за рубежом. Современный российский рынок PR и рекламы.
Типология и структура коммуникационной кампании. Формула RACE.
Основной коммуникационный "инструментарий": социальные технологии (Петербургская школа PR) и гуманитарные технологии (Московская школа PR).
Классификация рекламных средств.
Виды рекламы Коммерческая (экономическая) реклама. Целью экономической рекламы становится потребитель(потенциальный покупатель), предложив товар которому, можно получить взамен от него прибыль.;
Социальная реклама — выходит за рамки экономических задач, направлена на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей: популяризация здорового образа жизни среди населения; поддержка незащищённых слоёв населения; борьба с загрязнением окружающей среды; популяризация общественных организаций и фондов, целью которых является помощь окружающим людям, в частности детям.;
Политическая реклама (в том числе предвыборная). В наше время она всё чаще выступает как средство борьбы за избирателей, за их голоса. Именно с её помощью некоторые партии и политики пытаются завоевать себе место у власти.;
Многообразие современной рекламы предусматривает десятки, а то и сотни различных способов распространения рекламных сообщений.
Итак, прямая реклама. Здесь выделяются виды:
1. реклама по почте;
2. материалы, вручаемые лично - литовки, информационные письма.
Реклама в прессе. Здесь выделяются следующие виды:
1. газетная реклама;
2. реклама в журналах;
3. реклама в отраслевых журналах;
4. реклама в справочниках и телефонных книгах;
5. реклама в фирменных бюллетенях.
Печатная реклама имеет следующие подвиды:
1. реклама в каталогах;
2. реклама на буклетах;
3. проспекты;
4. плакаты;
5. реклама на открытках, календарях, флаерах, листовках и т.д.
Так называемая экранная реклама подразделяется на:
1. реклама в кино (продакт плейсмент);
2. реклама на телевидении;
3. реклама на слайд - проекциях.
Наружная реклама включает в себя:
1. витрины с товарами;
2. рекламные щиты;
3. рекламные плакаты;
4. рекламные панно (газосветное - с надписями неподвижными или бегущими);
5. рекламные конструкции для размещения больших плакатов.
Реклама на транспорте имеет следующие подвиды:
1. рекламные сообщения на наружной поверхности транспортного средства;
2. реклама внутри транспорта (в салонах транспортных средств);
3. рекламные стенды и витрины в аэропортах, на вокзалах и т.д.
Реклама в местах продажи включает в себя:
1. вывески магазинов, планшеты;
2. витрины магазинов;
3. упаковка с фирменным логотипом магазина.
Виды рекламы
Традиционно выделяются восемь видов рекламы.
1. Реклама конкретной торговой марки. Данный вид рекламы можно назвать преобладающим в ряду визуальной рекламы. Подобная реклама нацелена в первую очередь на узнавание бренда и определенной торговой марки.
2. Рознично - торговая реклама. Подобный вид рекламы нацелен на стимулирование продаж посредством привлечения покупателей к конкретной торговой точке или предприятию. Включается в себя чаще всего информирование о месте расположения и условиях продажи конкретных товаров и услуг.
3. Корпоративная реклама – подобный вид рекламы редко содержит рекламную информацию, заключается в склонении определенного сегмента покупателей к точке зрения компании.
4. Справочно-адресная реклама. Это одна из разновидностей рознично - торговой рекламы. Ее смысл заключается в предоставлении большого количества информации сразу нескольким группам потребителей.
5. Реклама с наличием обратной связи. Данный вид подразумевает обмен информацией с потенциальными покупателями товара или услуги. Частая форма подобной рекламы - почтовые сообщения по конкретным адресатам, которые могут быть потенциальными покупателями (к примеру, каталоги по почте).
6. Политическая реклама. Включает в себя формирование позитивного имиджа политического деятеля в глазах избирателей. Это один из самых заметных, дорогостоящих и действенных типов рекламы.
7. Социальная реклама - ориентирована на аудиторию, объединенную по социальным признакам - подростки, пенсионеры, матери- одиночки и т.д.
8. Бизнес-реклама – вид рекламы, ориентированный на узкий круг профессионалов, предназначена для распространения рекламных сообщений среди групп населения, объединенных по общим признакам. Чаще всего распространяется при помощи специализированных изданий.
http://www.adhard.ru/page-al-advclassification.html http://www.reklasite.ru/articles/osnovy_reklamy.html
- 1. Зарождение идеи
- 2. Кодирование и выбор канала
- 3. Передача
- 4. Декодирование
- Коммуникация: различные подходы к интерпретации феномена, типы и модели коммуникации.
- Исторические этапы развития коммуникаций как социокультурного феномена.
- Коммуникация как объект философского анализа (на примере авторских философских концепций: ю.Хабермас, н.Луман и др.).
- Конструирование виртуальной личности и самопрезентация в электронной коммуникации.
- Общая характеристика субкультуры электронных сетевых сообществ.
- Pr и реклама в социальных сетях.
- Функции и структура рекламного и pr-отдела в организации. Вопросы к блоку «Менеджмент»
- Задачи коммуникационного менеджмента в формировании корпоративной культуры; сфера его применения, характеристика основных участников.
- Управление разработкой и принятием решений. Управление командами.
- Указания по внедрению
- Развитие
- Метод McKinsey
- Полученные уроки и иллюстрации внедрения
- Указания по внедрению
- Планирование: сущность, виды. Стратегия как вид плана.
- Понятие внешней и внутренней среды организации. Роль анализа внешней и внутренней среды в развитии организации.
- 1.2. Исследование как составная часть менеджмента организации
- Вопросы к блоку «Маркетинг, брендинг»
- Основные понятия маркетинга. Комплекс маркетинга: внешняя и внутренняя среда.
- Комплекс маркетинга: Внешняя и внутренняя среда.
- Конкуренция, конкурентоспособность, конкурентные преимущества и отличительное преимущество, «паспорт конкурентов».
- Модели поведения покупателя при принятии решения о покупке. Виды деятельности специалиста по коммуникациям на каждом этапе принятия решения о покупке.
- Жизненный цикл товара. Варианты кривых жцт.
- 3. Краткие основные характеристики жизненного цикла товара
- Индивидуальность бренда. Система идентичности бренда.
- 4 Аспекта идентичности бренда:
- Структура бренда:
- Значимые и связанные группы элементов идентичности бренда:
- Ценности бренда. Мотивационные типы. Ценности бренда(авт. Чернатони л., Рудая).
- Мотивационные типы( авт. Бровкина ю.Ю.).
- Продукт / товар как элемент комплекса маркетинга; виды потребительских товаров.
- Позиционирование: понятие, этапы, виды. Дж. Траут. «Позиционирование. Битва за умы».
- Интегрированные маркетинговые коммуникации в местах продажи.
- Презентация: виды, формы, особенности проведения. Психология массовых коммуникаций. Жанры pr-текста
- Основные характеристики pr-текста.
- Соотношение pr-текста с текстами смежных коммуникационных сфер.
- Психология массовой коммуникации: концепции и подходы.
- Социальные и социально-психологические функции массовой коммуникации.
- Глава 3. Реклама как средство психологического воздействия 125
- Три стратегии организации исследований и прикладных разработок в рекламной деятельности (суггестивный, маркетинговый, социально-психологический подходы).
- Этические проблемы психологических воздействий.
- Глава 3. Реклама как средство психологического воздействия -j49
- Глава 3. Реклама как средство психологического воздействия -j51
- Глава 3. Реклама как средство психологического воздействия 153
- Стилистика рекламного текста
- Определение рекламного текста. Формальные признаки рекламного текста.
- Композиционная структура рекламного текста.
- Продающая реклама и её создание.
- Стратегия делового гардероба. История костюма
- Семиотический потенциал цвета в рекламе и фирменном стиле.
- Цвет как знак-символ
- Психологическое воздействие цвета в рекламе и фирменном стиле.
- Требования делового этикета к мужскому и женскому костюму.
- Костюм как символ. Использование выразительных средств костюма в профессиональной самопрезентации.
- Социология массовых коммуникаций Маркетинговые исследования и ситуационный анализ
- Функции массовой коммуникации: уровень общества. Функции массовой коммуникации: индивидуальный уровень. Структурно-функциональные модели современных систем массовой коммуникации.
- Преимущества и недостатки структурно-функционального подхода
- Факторы конкурентной позиции фирмы на рынке услуг. Потребительские панели и их роль в маркетинговых исследованиях. Покупатель и потребитель как объекты маркетинговых исследовании.
- Манипуляция в деловом общении. Стратегии манипуляторов. Приемы защиты от манипулятивного воздействия.
- Деловое общение: особенности, функции и виды.
- Интернет как смк. Базовые особенности сетевой коммуникации.
- Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации.
- Нерегламентированность поведения.
- Снижение психологического и социального риска в процессе общения.
- Отличия социальных медиа от традиционных сми. Функции социальных сми.
- 1. Контроль
- 2. Коммуникация
- 3. Взаимодействие
- Принципы действия социальных сетей в Интернет. Понятие сетевого сообщества в социальных медиа.
- Функции социальных сетей
- Отличительные особенности социальных сетей
- История социальных сетей
- Классификация социальных сетей
- Особенности создания коллективного контента. Фолксономия в организации контента.