logo search
краткие ответы

15. Основные проблемы развития Западноевропейской журналистики 20в.

На рубеже веков существенно увеличились тиражи периодических изданий, они обеспечивали уже действительно массовую аудиторию. Во Франции количество ежедневных газет увеличилось с 28 (в 1865 г.) до 471 к началу XX в., в Англии – с 14 (в 1846 г.) до 247. В США в начале нового века выходило более 2000 ежедневных газет, подавляющее большинство городов имели одну газету или более. В Германии в это же время издавалось более 7000 газет и журналов разной периодичности. В 1910 г. в США выпускалось уже 2600 ежедневных газет. Был достигнут пик численности ежедневных изданий, количество которых впоследствии неуклонно уменьшалось. За последующие 20 лет население страны выросло на 30 млн. чел., а количество средних и крупных городов вследствие урбанизации возросло вдвое. Однако количество ежедневных газет за этот период уменьшилось до 1942. Только в Нью-Йорке количество ежедневных газет сократилось между 1912 и 1925 гг. с 14 до 9. Доля городов, где издавалось более одной ежедневной газеты, уменьшилась с 57,1% до 20,6% от общего числа городов. Часть изданий закрылась, многие изменили периодичность выхода. Это было связано не только с последствиями разразившегося в 1929 г. экономического кризиса, но и с обострением конкурентной борьбы за распространение и за рекламные доходы, с ростом издательских расходов, а также с нараставшей концентрацией прессы, подконтрольной крупнейшим издательским объединениям. Так, в результате деятельности объединения Херста только за десять послевоенных лет прекратили выпуск 16 газет, а под влиянием действий другого крупнейшего объединения того времени – Скриппс-Ховарда – с 1923 по 1934 г. было закрыто еще 15 газет. Однако это уже не оказало существенного влияния на параметры массовости аудитории газетной прессы.

Формированию массовой аудитории прессы способствовало расширение практики иллюстрирования изданий. Увеличилось число иллюстрированных изданий. В одной только Франции на рубеже веков выходило около 130 иллюстрированных газет и журналов. Примерно в 1905–1906 гг. газеты начинают широко использовать событийную фотографию при освещении политических и общественных мероприятий, спортивных состязаний, катастроф, криминальных происшествий. Фоторепортеры заменили художников. После 1910 г. получает распространение технология многокрасочной печати журналов, позволившая значительно повысить качество воспроизведения иллюстраций.

Во второй половине XIX – начале XX в. основной массив информации американских газет составляли оперативные сообщения, получаемые от репортеров. В это время в прессе США (а затем и европейских стран) получает широкое применение жанр репортажа. На рубеже веков жанр репортажа внедрялся уже не только в Европе, но и в латиноамериканских странах. Развитие журналистской практики способствовало формированию различных стилей репортажа. В 1920-е годы под влиянием редакционной концепции американского журнала «Time» происходит трансформация жанра репортажа: он становится более субъективным и более вольным по стилю и композиции. В тридцатые-сороковые годы так называемый интерпретирующий репортаж получает широкое распространение. Англо-американская журналистика преодолевала узкие, сковывающие рамки репортажа в старом стиле, основанном на упорядоченном отстраненном изложении фактов. Все больше сторонников получало представление о том, что объективность репортажа означает не только точную передачу фактов как таковых, но их изложение в верно переданном контексте. В Европе, где традиционная форма репортажа в американском объективистском духе не имела широкого распространения, в период между мировыми войнами наблюдается расцвет «большого репортажа», с его отчетливо выраженными элементами художественности и публицистичности.

Рождение современной журналистики расследований и разоблачений. Произошедшие на рубеже веков перемены в экономике и жизни общества, связанные с появлением крупных корпораций, породили недовольство значительной части американцев и европейцев. Формирование могущественных объединений и групп, контролирующих целые отрасли национальной экономики, привело к ограничению возможностей свободной конкуренции. Деятельность крупных трестов и корпораций нередко сопровождалась нарушением законов, обманом потребителей, подкупом государственных чиновников. В этот же период в журналистике США формируется направление, представители которого ставили перед собой задачу бороться против общественных пороков путем расследования злоупотреблений и привлечения к ним внимания общественности. По их мнению, разоблачение зла должно было помочь людям понять его сущность и первопричины, побудить стремление к переменам, создать в обществе предпосылки для реформ, которые покончили бы с произволом, коррупцией, обманом. Их называли «разгребатели грязи». Одним из ведущих изданий, публиковавших их произведения, был журнал «McClure's».

Окончательное оформление журналистики как особой сферы профессиональной деятельности. Превращение газет в крупные издательские предприятия сопровождалось расширением штата их сотрудников, большинство из которых принималось на постоянную работу (в то время как в первой половине XIX в. наиболее распространенной была внештатная работа журналистов с построчной оплатой за опубликованные материалы, не дававшая им стабильного заработка). По мере усложнения редакционно-издательского дела, связанного с внедрением новых типографских и коммуникационных технологий, с развитием и углублением внутриредакционного разделения труда, с дальнейшей дифференциацией жанров журналистики потребовались новые формы коллективной организации работы редакций, возрастала необходимость в специализации газетчиков.

Под влиянием разработанных в начале XX в. Фордом и Тейлором научных основ организации труда редакционная деятельность приобретала более плановый характер. Планировались организация и проведение различных информационных кампаний, их финансовое и техническое обеспечение.

Прошедший век был эпохой крупных общественных и политических потрясений, результатом которых стали две мировые войны, крушение колониальных и тоталитарных империй, полностью перекроившие карту мира. Особенно сильным был накал политических и идеологических страстей в первой половине века, что стимулировало развитие политически тенденциозной журналистики. Сильная партийная пресса существовала во Франции, Германии, других странах Европы.

Европейские периодические издания были дифференцированы по идейно-политическим признакам, образуя несколько крупных групп: монархическая пресса, христианско-клерикальные издания, христианско-демократическая печать, либеральная пресса, социал-демократическая печать, коммунистическая пресса, правонационалистические издания, фашистская и неофашистская периодика, печать «экологических» партии и движений.

Процесс типологической эволюции прессы, продолжившийся в первой половине XX в., привел к формированию современной системы устоявшихся типов изданий, адаптированной к условиям рыночной среды.

Газеты небольшого (таблоидного) формата выходили и в XIX веке, но при этом не делалось различия между такого рода изданиями и другими газетами. Таблоид как явление «массовой» сенсационной прессы и тип издания появился на рубеже веков. «New York World», «Evening Graphic». В США расцвет сенсационной таблоидной прессы пришелся на двадцатые годы, после старта в 1919 г. в Нью-Йорке первого крупного таблоида «Illustrated Daily News», созданного Паттерсоном и Маккормиком. Таблоид быстро превратился в самую высокотиражную газету. Таблоид –газета для жителей городов с их лихорадочным ритмом жизни, не оставляющим достаточного времени для обстоятельного чтения прессы. Содержание таблоидов, подстраивающихся под уровень читателей, наименее развитых в интеллектуальном и культурном отношении, сводилось преимущественно к публикациям сенсационного и скандального характера. Многие современники называли их «газетенками» – и не только из-за небольшого формата. Для таблоида характерно обилие иллюстраций, развлекательных материалов (включая юмористические тексты и рисунки, комиксы), использование вызывающих «нестандартных» заголовков, шокирующих крупных «шапок» на первой полосе. Англоамериканская таблоидная пресса вызвала многочисленные подражания в Европе, Азии и Латинской Америке.

В двадцатые-тридцатые годы XX в. оформилась большая типологическая группа журнальной периодики – журналы новостей. Родоначальником и ярким представителем этого типа журналов является «Time» («Время») – журнал, основанный в 1923 году. Создатели журнала уловили потребности новых слоев среднего класса, существенно расширившегося в результате индустриализации и преодоления сугубо элитарного характера высшего образования, в изданиях, которые были бы лишены характерного для тогдашней «качественной» прессы фактологического объективистски-отстраненного подхода к новостям, но вместе с тем предлагали бы насыщенную фактами, экспрессивно окрашенную картину разнообразных событий – от бизнеса, внутренней политики и международных дел до новинок науки, техники, образования. Объявив, что миссия журнала – «видеть и показывать» мир, его создатели постарались придать ему черты издания, предлагающие читателю яркие, эмоционально окрашенные «картинки» действительности – почти визуальный имидж событий. Введение в «Time» иллюстративного материала, в частности, событийной фотографии, подкрепило эти черты издания. Характерной приметой журнала стала персонализация новостей. Отбор информации о происходящих событиях строился на приоритетном внимании к тем новостным сюжетам, участниками которых были «звезды» политики, бизнеса, сферы развлечений: редакция «Time» работала под девизом «Имена создают новости». Общественно-политический иллюстрированный еженедельный журнал новостей «Time» приобрел в тридцатые годы большой коммерческий успех и превратился впоследствии в один из самых высокотиражных журналов мира с транснациональным распространением.

«Newsweek» – влиятельный общественно-политический иллюстрированный еженедельный журнал новостей – по сей день остается главным конкурентом журнала «Time» как на североамериканском, так и на международном рынке еженедельных новостных журналов для массовой аудитории.

В послевоенный период концепция еженедельного иллюстрированного журнала новостей в североамериканском стиле получила широкое распространение в странах Западной Европы, в Латинской Америке и Азии. Во Франции сформировалась целая группа изданий, подобных «Time» и «Newsweek».

Характерным элементом содержания современных еженедельных журналов новостей – как в США, так и зарубежных странах – является наличие в каждом номере «гвоздевого» специального репортажа (или статьи), посвященных одной из наиболее злободневных новостей или проблем политического, экономического или общественного развития.

Сегодня общественно-политический журнал новостей адресован, как и прежде, читателям с достаточно высоким уровнем образования – представителям интеллигенции (в том числе – академической), студенчеству, образованным менеджерам и чиновникам с многообразными информационными запросами и стремлением регулярно получать интерпретированную текущую информацию в сжатом виде.

Современные массовые иллюстрированные журналы. Успехи в развитии полиграфии, прогресс технологии и искусства фотографии создали предпосылки для расцвета современного типа массовых иллюстрированных журналов. Наиболее крупным и известным из них стал еженедельный журнал «Life» («Жизнь»), созданный под руководством X. Люса корпорацией «Time Inc.» в 1936 г. По мере формирования жанров фотожурналистики, накопления опыта экспрессивной визуальной документалистики фотографическая иллюстрация выходит на первый план как самостоятельный – и нередко доминирующий – компонент содержания иллюстрированного журнала. Этому способствовал прогресс полиграфического производства. Коммерческий и общественный успех иллюстрированного журнала «Life» заставил американских и зарубежных издателей пойти на создание соответствующих типологических аналогов.

В конце 1950-х и в 1960-е годы крупные иллюстрированные журналы повсеместно стали терять рекламные доходы под воздействием конкуренции с телевидением, которое демонстрировало живые картины действительности, превосходившие по экспрессивности фотографические «картинки жизни», схваченные репортерами иллюстрированных журналов, и представляло собой гораздо более оперативный и массовый канал доставки информации и рекламы. Трудности массовых журналов усугубились некоторыми тенденциями в развитии рекламного бизнеса. По мере совершенствования адресных рекламных технологий рекламодатели во все большей степени переключались с массовых журналов на сотрудничество со специализированными журнальными изданиями, предназначенными для определенных секторов и групп аудитории, рассматривая подобные издания как более эффективное «прицельное» средство рекламы. Вместе с существенным ростом расходов по выпуску и распространению тиража, наблюдавшимся в конце 1960-х и в 1970-е годы, это также серьезно подрывало позиции журнальных гигантов.

В начале семидесятых годов разразился острый кризис массовых иллюстрированных журнальных изданий, подтвердивший необходимость изменения привычных издательских концепций.

Деловые журналы. В 1920–1930-е годы наиболее наблюдательные и прозорливые издатели обратили внимание на неудовлетворенность части делового мира содержанием и стилем «качественных» изданий, обращенных к экономической и политической элите. Характерное для тогдашней «качественной» прессы изобилие неинтерпретированных фактов не выглядело большим достоинством в глазах некоторых бизнесменов и промышленников, которые хотели бы получать более сжатую, более систематизированную деловую и политическую информацию и комментарий к ней. На запросы этой части аудитории ответили создатели еженедельного журнала «Business Week» («Деловая неделя»), выходящего в США с 1929 г. Аналогичные издания появились и в Европе.

В конце XIX – начале XX в. получают распространение журналы, содержание которых формировалось на основе переработанных материалов, взятых из других изданий. Они приобрели общее название «дайджесты» (от английского digest – краткое изложение, резюме). Создатели дайджестов провозглашали просветительские намерения, заявляя, что недорогие издания такого типа способны наилучшим образом вооружить массовую аудиторию новейшими разносторонними познаниями в различных областях. Редакторы дайджестов обычно декларировали свое стремление предлагать читателям все самое лучшее из публикаций периодики, перепечатывать только отборные, наиболее значимые и интересные материалы прессы. Перепечатываемые материалы предварительно обычно обрабатывались с целью сделать их более доступными массовому читателю. В 1890 г. в США был создан массовый еженедельный «Literary Digest» («Литературный дайджест»), призванный знакомить широкую аудиторию с «современной мыслью и исследованиями, представленными в мировой периодической печати».

Под воздействием процессов коммерциализации журналистики в ряде случаев наблюдается трансформация типа научно-популярного журнала. Наглядные признаки коммерческой трансформации присутствуют в облике «National Geographic» – научно-популярного журнала, созданного еще в 1888 г. в качестве органа Национального географического общества (США). Это перенасыщенное рекламой и промоцийными публикациями издание достигло в 1980-е годы 10-миллионного тиража (в начале нового века он сократился до 8,5 млн. экз.). Коммерческий бренд журнала активно используется для выброса на рынок сопутствующей продукции: видеозаписей, книг и пр. Явный коммерческий крен наблюдается в концепции и деятельности германского журнала «Geo», имеющего ряд зарубежных версий (в том числе – русскоязычную).

Развитие типов изданий коммерциализированной прессы в XX в. свидетельствует о том, что условия конкурентной борьбы, в которых это развитие происходило, вызывали стремление к имитации наиболее экономически успешных типологических моделей прессы. А поскольку Соединенные Штаты в силу исторических причин опережали другие страны в развитии коммерчески ориентированной журналистики, большинство образцов для подражания были американскими. Это привело к распространению в международном масштабе однотипных вариантов периодических изданий, и, как следствие, к той или иной степени унификации внутренней структуры, оформления и содержания родственных по типу периодических изданий в разных странах мира.

В XX в. существенно усилилось воздействие коммерческих факторов на прессу, ослабившее ее зависимость от читательской аудитории. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что бюджет газет США в 1990-е годы в среднем на 80% формировался за счет финансовых поступлений от рекламодателей, и лишь 20% средств были получены в результате распространения тиража по подписке или в розницу (эта часть бюджета полностью покрывала только расходы по доставке тиража газет читателям).

Во второй половине 1990-х гг. в крупных городах-мегаполисах Северной Америки и Европы получили распространение газеты, вообще не зависящие от читательского финансирования их деятельности. Речь идет о информационно-рекламных газетах, бесплатно распространяемых в местах большого скопления людей – на станциях метро, вокзалах, в поездах и т. д. Сочетая в своем содержании журналистский и рекламный компоненты (при решительном доминировании последнего), эти издания в ряде случаев составили существенную конкуренцию традиционным газетам. Пользующиеся успехом бесплатные газеты способны ухудшить положение других изданий на рынке периодики. Не случайно, что распространение газет этого типа вызвало протесты среди издателей и редакторов традиционных изданий. Концепция бесплатной газеты была разработана и осуществлена в Швеции. В 1995 г. в Стокгольме начала распространяться газета «Metro», предназначенная для быстрого прочтения во время поездок в городском транспорте, а потому содержащая набор кратких удобочитаемых новостных материалов в сочетании с рекламными объявлениями. Издание быстро стало популярным, была доказана экономическая эффективность концепции ежедневной бесплатной газеты. Вскоре газеты – типологические аналоги «Metro» – получили распространение в крупных городах Швеции и соседних с ней странах, в других регионах мира. Характерно, что некоторые из них имеют название «20 минут» (например, парижская бесплатная ежедневная газета): такова средняя расчетная продолжительность их прочтения.

Под влиянием процессов конкуренции с электронными СМИ, а также углубляющейся коммерциализации журналистики, формирующей определенный тип массовой аудитории (политически и идеологически инертной, ориентированной преимущественно на потребление развлекательной и «облегченной» визуальной информации), в послевоенный период в развитии периодической прессы в США и странах Западной Европы отчетливо проявились кризисные явления. Особенно наглядно они наблюдались среди ежедневных газет. Так, с 1960-х гг. неуклонно сокращаются тиражи ежедневных газет в США – несмотря на то, что в этой стране именно газетам традиционно достается наибольшая доля рекламных доходов. Уменьшается и общее количество ежедневников. Даже в традиционно «газетных» странах Европы. В Великобритании, известной своими традициями газетного дела, вот уже в течение нескольких десятилетий падают тиражи газет. Значительная часть британской молодежи не ощущает потребности в чтении газет, к тому же четверть выпускников средней школы испытывает трудности с чтением. В некоторых странах Южной Европы половина взрослого населения вообще не читает газет.

Кризис газетной прессы проявлялся, в частности, в поглощении и в вытеснении изданий конкурентами, в результате чего издания – «победители» в конкурентной борьбе нередко превращаются в абсолютно доминирующие на рынке органы печати, отменяя всякую возможность конкуренции с ними. Так, в Нью-Йорке, на огромном рынке периодики и рекламы (одном из самых богатых и доходных в мире), где некогда борьбу за читателя вели около дюжины ежедневных газет, к началу 1990-х годов уцелело всего четыре. Фактически же на нью-йоркском рынке доминирует единственная ежедневная газета – «New York Times», через которую проходит основной массив коммерческой рекламы и рекламных доходов.

Возрастающая сегментация рынка журнальной периодики приводит, с одной стороны, к увеличению количества и типологического многообразия «узконацеленных» специализированных по содержанию изданий – и, с другой стороны, к сокращению тиражей, а нередко и закрытию крупнейших высокотиражных журналов (что наблюдается в последние годы в США и некоторых других странах).

Особой остротой отличается кризис периодики политических партий. Издания, действующие сообразно логике политической конкуренции и борьбы идей, в рыночной среде неизбежно уступают место наиболее приспособленным к ней коммерческим средствам массовой информации. Наглядно проявился кризис партийной прессы в странах Европы. В послевоенный период под влиянием конкуренции с телевидением и другими коммерциализированными СМИ повсеместным явлением становится сокращение тиражей и исчезновение некогда массовых и влиятельных европейских изданий – органов политических партий. Нынешняя читательская аудитория, как правило, испытывает больше доверия к «непартийным» изданиям, лишенным открытой политической тенденциозности.

В 1978 г. Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) признала необходимость государственных субсидий для поддержки газет. Для решения острой проблемы обеспечения выживания печати страны ЕС осуществляют государственную протекционистскую политику, предусматривающую прямые финансовые дотации органам прессы и издателям, почтово-телеграфные, налоговые, таможенные и иные льготы. В случаях, когда эта политика имеет последовательный и долговременный характер, удается добиться впечатляющих результатов. Например, в Финляндии, где она осуществляется с 1960-х годов, без господдержки прессы страна не досчиталась бы половины выходящих сегодня изданий. В ряде европейских стран правительства субсидируют все ежедневные газеты, содействуя выживанию как можно большего числа газет с тем, чтобы поддерживать существование в прессе широкого спектра мнений.

В некоторых странах Европы существуют и специальные, целевые программы поддержки местной прессы, изданий, находящихся на грани финансового краха, а также небольших газет, которые играют особо важную роль в формировании различных политических мнений. Так, в Швеции значительная финансовая помощь была оказана так называемым «вторым» местным и региональным газетным изданиям – то есть газетам со вторым по величине тиражом в своем регионе или городе (и вследствие этого, с ограниченным доходом от рекламы). В последние годы проявилась тенденция к сокращению государственной помощи прессе.