logo search
краткие ответы

17. Ценность новостей: понятие и характеристики

Новость - продукт социальный, отражающий попытку осознать, что же происходит в обществе. Источники новостей: корреспонденты, читатели, инф.агенства, пресс-службы, др.издания, в т.ч. зарубежные. «Душой информации является новость. Чтобы факт составил основу информации, он одновременно должен быть новостью».

Хардньюс (оперативные новости, предполагается, что новость проглотится сразу: законод.меры, криминал, катастрофы) и софтньюс (обработка факта более свободно, предполагается удовольствие от знакомства с фактом). Все очевиднее становилось, что мягкие новости не так определенно, как жесткие, связаны с требованиями точности и нейтральности авторской позиции, что тут подразумевается более развлекательный и занимательный, менее оперативный и более «авторский» жанр. В жестких новостях ощущается сильный побудительный элемент, особенно важный в начале. Сразу необходимо прояснить: что, где, когда произошло, кто, как и зачем совершил действие. Непрерывные новости - развитие к-л события.

Современная новостная стратегия и тактика строятся на развернутой аргументации, на фактической основе. Если 10-15 лет назад в печатных изданиях они занимали чуть меньше половины первой полосы, а по радио и на телевидении они звучали два-три раза в сутки, да и то в варианте повтора, то сегодня ситуация изменилась. Новые формы, методы, качество новостей - это не только требование времени, новой социальной формации, это еще и составная часть в борьбе с конкурентами.

Свойства новости:

- «своевременность» происшествия, ощутимая важность его оперативной подачи;

- близость ситуации читателям конкретного издания: сплетение ее тематики со специфическим интересом аудитории (возрастным, профессиональным и пр.);

- явная значимость события для всех безотносительно к специфическим интересам (Тема преодолевает все границы);

- эффект «эмоционального толчка» при необычайном происшествии. (Иной вариант «темы, преодолевающей границы»).

Желательны также:

- конфликтность происшествия или его особая яркость (причудливость события):

- связь происшествия с «известным именем» (или влиятельным человеком);

- «человеческий интерес»: какие-то обстоятельства события, к которым, изначально, каждый лично неравнодушен («жизнь», «смерть», «любовь», «дети», «исцеления» и пр.).

Требования к новости: оперативность, краткость, компактность, точность, объективность. Нужно всегда проверять источник инф-ии и дозировать положительную и отрицательную информацию.

Внешние факторы, влияющие на отбор и подачу новостей:

- Запросы аудитории. Ее вкусы, диктующие угол зрения на факт. (В разные исторические периоды они изменчивы. Разные издания отражают разные предпочтения).

- Конкуренция. Наличие новостей из других каналов информации (Если в утренней газете уже прошла новость, вечерняя попытается сменить ракурс, дать ее под другим углом зрения. Отсюда — возможные погрешности).

- Общая линия издания. Одни предпочитают «ровный», другие — «сенсационный», либо какой иной стиль подачи новостей. Отсюда — вариативная, «в разной степени правдивая», картина действительности.

- Давление издателей и воздействие рекламодателей.

Факторы, связанные с особенностями профессии репортера:

- Оперативный отбор фактов для освещения в печати.

-Отсутствие обоснований выбора в тексте.

- Отсутствие разъяснений, указаний на подоплеку событий.

- Попытки объединения «важного» с «сенсационным».

- Общая творческая трансформация факта, ориентированная на усиление «воздействия» на читателя.