20. Специфика американской журналистики в первой половине 20в.
В течение ХХ века были приняты законы, ограничивающие деятельность прессы. Общее антимонопольное законодательство, касающееся прессы. Но монополизация не сильно остановилась. В результате создан мощный информационно-пропагандистский комплекс.
Информационное агентство – это инфраструктура, работающая в обслуживающей СМИ среде. Инф. Агентства США: United Press (частное, Нью-Йорк, возн. в 1907 г.), Associated Press (гос-ное, 1848.), International News Service (частное, 1909 г.). В 1958 году 1-ое и 3-тье агентства были объединены в одно – United Press International, владельцы – Скрипс и Херст.
Типология газетной прессы:
По месту издания и масштабу распространения (общенациональные, надрегиональные, региональные, местные).
По периодичности выхода в свет: (ежедневные, еженедельные (воскресные) и т.д.).
По времени выхода – утренние и вечерние.
По тематике и широте отражения действительности (общеполитические и специализированные).
По соц. предназначению (массовые, качественные, элитарные, смешанный тип).
Национальные издания расходятся по всей стране. В США до 80-х годов таких почти не было. Они стали развиваться параллельно с развитием спутниковой связи: “USA Today” и “Wall Street Journal”. В эту же категорию входит “N.Y. Times” со спутниковой связью сильно увеличила свой тираж.
Специализированные издания, например “Осборн Хроникл” -- посвящена жизни одной семьи. Общая численность клана 2000 чел, но тираж газеты – 5000 экз. Предприятие самоокупаемо.
Самый многочисленный тип газет – вечерняя пресса. В США – 80 % ежедневных газет – вечерние. В 1887 г. появилась “Илевн ивнинг сан”, потом “Ворд” и др.
Воскресные газеты. В США их появление связано с именем Пулитцер и его газетой “Сандей Ворд”. “Нью-Йорк Таймс” (500 полос) выходит специальным выпуском по воскресеньям. Это дорогое издание с разделами нехарактерными для ежедневных выпусков.
Качественная (элитарная пресса) появилась раньше, чем массовая. Пожелтение всей мировой прессы началось именно в США с центовых газет. Тиражи таких газет гораздо ниже. “Нью-Йорк Таймс” выходит с 1851 г. Прежде всего городская Нью-Йоркская газета. В последние 10-15 лет приобрела качество общенационального издания. Издание неофициальное, в отличие от “Вашингтон Пост”.
Другая тенденция развития элитарной прессы: увеличение числа изданий за счет прежде специализированных. “Вол Стрит Джорнал” (с 1889 г. тираж 1 млн. 780 тыс.).
Массовая пресса. Все первые газеты считались качественными. Возникновение масс. газ. связано с опред. ситуацией, уровнем развития социальных, политических, технических, экономических процессов: с ростом грамотности, с развитием капитализма, с формированием культурных запросов масс. Ведущая массовая газета США “USA Today”. “Доступна по всему миру”. Осн. В 1982 г. Огромная популярность. “Дейли Ньюс”, тоже достаточно известная массовая газета США, изд в Нью-Йорке. Это утренние масс. газеты. Вечерние – “Юнайтед Стейтс Ньюс энд Ворлд Репост”.
Иллюстрированные еженедельные журналы – комментируют новости, появившиеся за неделю в газетах, разъясняющая и обобщающая информация, дополнения, своя точка зрения, оценка. “Лайф”. “Моден Мэтьюрити”, “Ридерс Дайджест“, “Нэшонал Географик”, “Беттер Хомс энд Гаденс” (женский). В “Лайф” на первом месте фото (самостоятельное значение), текст вспомогателен. Часты фоторепортажи и фотоочерки.
Дайджесты. Первый дайджест – “Ридерс Дайджест” господствует сегодня распространяется по всему миру, переводится почти на все языки, в 1922 году вышел первый номер в г. Плезанвилль. Выбор и перепечатка в сжатом виде статей из множества других изданий. Де Витт Уоллес и жена Лайла Атчисон – основали. В США по его типу издается множество изданий.
Журналы, как воскресные приложения к газетам. Делятся на 2 группы: издатель – синдикат и издатель – сама газета. “Пэрейд” - крупнейшее издание первого типа. Издается синдикатом “Ньюсхаус Ньюспэйперс” (около 300 газет). “Фэмели Уикли” в 1985 г. тираж 14 тыс. экз. воскресное прил. К 260 газетам. Монополия “Джаннет Компани” приобрела его в 1985 г. Практически экспортный журнал. Бурный рост тиража таких журналов прекратился в 80-е годы. С самого начала для них было определено ровно 29 тем: искусство жить, проблемы авто, авиация, биографии известных людей, бизнес, внутренние дела (благоустройство общества), преступление и наказание, экономика, автобиографии, путешествия, медицина, религия, дети, животные, рассказы от первого лица. 99% статей посвящены Америке и американцам. После 33 г. в журнале появляется 1-ая оригинальная статья. Идея дайджеста начинает разрушаться.
Самый известный американский журнал – “Тайм”, стал основой крупнейшей амер. Монополии СМИ “Тайм инкорпорейтед”. Первый номер вышел в 1923 г. Это еженедельник систематизированных подготовленных новостей. Основной раздел “Внутренняя жизнь США”, сейчас наз. “Нация”. “Финансы” -- второй важный раздел. После 92 г. изменена верстка, все статьи поделены на 3 блока: сводка новостей, аналитические статьи, обзоры по искусству.
Радио США. Война резко активизировала исследовательские работы в области техники. Новые технологии и оборудование. Возникли компании по производству радиоаппаратуры. В годы войны радио было очень успешно, а после ее окончания стало искать свой собственный образ и место. Р. в США активно стало принимать участие в политической журналистике. В 1920 г. р.станция компании “Вестингаус” вела программы трансляции президентских выборов и сообщила результаты, появившиеся в газетах только на следующей неделе. Через год компания R.C.A. (Радио Компэни Америка) напрямую транслировало первенство США по боксу. Уже тогда президент РСА Дэвид Саркофф сказал, что будущее радио принадлежит массовой информации. Принят закон о радио от 1927 г., по которому создана комиссия по вопросам радио, занимающаяся предоставлением частот. Также быстро радио превратилось в средство политического воздействия.
ИЛИ:
В конце XIX в. западное общество вступило в эпоху трестов. Первым газетным трестом в США стала корпорация Джозефа Пулицера. Центральное место в газетной империи Пулицера занимала «Нью-Йорк Уорлд». Приносившая прежним владельцам ежегодно 40 тыс. убытка, эта газета при Пулицере смогла стать процветающим предприятием и ярким явлением в американской печати. Наибольший авторитет газета завоевала себе громкими разоблачениями злоупотреблений власть имущих. Для проведения расследований Пулицер пользовался услугами квалифицированных детективов.
Основатель другой «газетной империи», Вильям Херст, был прямой противоположностью Пулицеру. Этот отпрыск богатейшего семейства в Калифорнии, располагая практически неограниченным источником финансирования в лице своих родителей, Херст не имел нужды экономить средства, подобно Пулицеру. В приобретенную им в 1895 г. нью-йоркскую газету «Морнинг Джорнэл» он сразу же вложил 7,5 млн.. отцовских денег. Херст платил небывало высокие зарплаты, и ему удалось переманить к себе лучших сотрудников Пулицера. В поисках подхода к читателю Херст не стремился изобрести нечто принципиально новое, а следовал по тому же пути, что и Пулицер, налегая на насилие, мелодраму и секс, но делал это эффективнее, поскольку вкладывал большие деньги. Газеты Херста уделяли гораздо меньше внимания общественной жизни и были гораздо консервативнее, чем газеты Пулицера.
«Газетная цепь» Херста пополнялась все новыми звеньями. В 1933 г. она вступила в период своего наивысшего могущества. К тому моменту она включала 26 ежедневных и 17 еженедельных газет, 13 журналов и 2 кинокомпании. Центральное место в «газетной империи» Херста занимали такие влиятельные ежедневные газеты, как названная выше «Морнинг Дожрнэл» и созданная в 1900 г. «Чикаго Америкэн». Однако в последующие годы Херст стал сдавать позиции новым газетным трестам.
На стыке двух веков заметным явлением в американской журналистике было движение социального прогресса — «прогрессивизм», направленное против стяжательства и коррупции, сочетающее в себе социальную критику с требованиями реформ. Иногда историю «прогрессивного» десятилетия определяют также как историю «макрекерства» («разгребательства грязи»). Впервые это слово появилось в заголовке журнала «Колльерс» 10 февраля 1906г., а 14 апреля того же года его употребил в своей речи президент Теодор Рузвельт. «Разгребателями грязи» называли группу писателей и публицистов, которые стремились привлечь внимание американского общества к фактам злоупотреблений и коррупции в различных сферах жизни США.
В периодической печати нарастали процессы концентрации и монополизации.
В 1919 г. в периодической печати США появился таблоид — новый тип дешевой прессы, отличающейся уменьшенным объемом, половинным форматом и фотографией во всю первую полосу (удобен для читающих в баре, трамвае, автобусе). Первым таблоидом стала газета «Нью-Йорк дейли ньюс». Господствующее положение в системе прессы, естественно, занимала массовая пресса, хотя и качественные газеты — «Нью-Йорк Таймс», «Нью-Йорк геральд трибюн», «Крисчен сайенс монитор» («Наставник христианской науки») и др. также значительно расширили свою аудиторию.
Глубокие перемены происходят и в мире журналов. В марте 1923 г. в Нью-Йорке появился первый журнал новостей — еженедельник «Тайм». В 1930 г. — ежемесячный журнал «Форчун» («Богатство»). По образцу «Тайма» в Америке были созданы еженедельные издания — другие журналы новостей — «Ньюсуик» («Новости недели», 1933), «Юнайтед Стейтс ньюс» («Новости Соединенных Штатов», 1933).
Перед первой мировой войной в США появились первые пробные радиостанции. К 1920 г. несколько станций начали регулярные радиопередачи. В 1926-1928 гг. возникли сети Си-би-эс («Колумбийская вещательная система») и Эн-би-си («Национальная вещательная компания»), которые создали формат поддерживаемых рекламой развлекательных передач, характерный для системы электронных СМИ в Америке и поныне. Радиовещание, а не пресса было важнейшим каналом массовой информации в годы второй мировой войны.
- Свобода журналистики как базовая основа функционирования сми
- 4 Концепции свободы печати:
- 4. Проблема популяризации специализированных знаний средствами массовой информации в современных условиях.
- 5. Функции журналистики
- 6. Место рекламы и pr в различных коммуникационных системах.
- 7. Регулятивная функция Закона «о сми».
- 9. Журналистика как массово-информационная деятельность. Структура массово- информационной деятельности.
- 10 .Специфика работы службы pr со сми
- 11. Современные информационные теории и журналистика.
- 12. Жанры журналистской деятельности в Европе середины 19 века.
- 13. Проблемы становления и развития Западноевропейской журналистики.
- 14. Основные проблемы Западноевропейской журналистики 18-19вв.
- 15. Основные проблемы развития Западноевропейской журналистики 20в.
- 16. Развитие Западноевропейской журналистики в современных условиях.
- 17. Ценность новостей: понятие и характеристики
- 18. Понятие функционального стиля. Вопрос о правомерности выделения художественного стиля.
- 20. Специфика американской журналистики в первой половине 20в.
- 21. Виды текстов по способу изложения; особенности их редактирования. Редактирование фактического материала.
- 23. Журналистское произведение как особый информационный продукт. Этапы его создания.
- 24. Возникновение массовой периодической печати в конце 19-начале 20вв.
- 25. Стресс и психологическая защита журналистов
- 26. Композиция выступления и функционально-смысловые типы речи. Риторические приемы, их использование в журналистской практике (3-4 примера).
- 27. Документы, регламентирующие нормы профессиональной этики российских журналистов.
- 2. Общество профессиональных журналистов. Кодекс этических норм (1996)
- 3. Союз журналистов России. Кодекс профессиональной этики российского журналиста
- 4. Московская Хартия журналистов. Декларация
- 5. Хартия телерадиовещателей
- 28. Сравнительный анализ функционирования русской журналистики в дооктябрьский период 20 века и советский период.
- 29. Дискутивно - полемическая речь как разновидность публицистики и ораторства. Уловки в споре, их оценка и использование в работе журналиста (на 3-4 примерах).
- 30. Базовые профессионально-этические принципы журналистики.
- 31. Цензура в России и её влияние на процесс развития журналистики в 18-20 веках.
- 32. Финансовые аспекты функционирования сми.
- 33. Особенности функционирования информационного рынка
- 34. Зарождение и развитие профессиональной морали журналистского сообщества. Состояние профессиональной этики в настоящий момент.
- 36. Социология журналистики и потребности практики средств массовой информации.
- 37. Система журналистских жанров как составная часть типологии журналистского творчества. Понятие жанра. Категории жанра.
- 38. Два этапа развития русской журналистики в 18в.
- 39. Организация предпринимательской деятельности в информационной сфере.
- 40. Редакционные социологические исследования. Оперативные опросы: репрезентативность.
- 41. Особенности постсоветской российской журналистики. Современное осмысление теории жанров.
- 42. Сравнительный анализ процессов возникновения и функционирования журналистики на Западе и в России. Исторические особенности русской журналистики.
- 43. Глобализация и антиглобализм как актуальные проблемы современности. Тенденции оценки данных явлений.
- 44. Личность журналиста (социально-демографический портрет, значимость и престиж профессии, морально-этические нормы и профессиональная культура).
- 45. Жанрово-стилистические особенности информационных (оперативно-новостных и оперативно-исследовательских) жанров.
- 46. Природа сатирической образности.
- 47. Правовое Обеспечение свободы сми. Сферы ограничения свободы информации.
- 48. Социальные кампании в рекламе и pr. Спонсоринг и фанд-рейзинг.
- 49. Функции аналитической (исследовательско-новостной и исследовательской) журналистики. Предмет и метод аналитического отображения действительности. Проблемность в аналитической журналистике.
- 50. Современные ресурсы художественной публицистики. Способы создания документального образа.
- 51. Редакция, главный редактор, журналист: правовой статус
- 52. Проблемы формирования единого информационного пространства в России.
- 53. Роль и место факта в исследовательских жанрах. Специфика жанров, не имеющих языковых жанрообразующих признаков.
- 54. Аспекты убеждающего воздействия в профессии журналиста.
- 55. Сегментация рынка российских периодических изданий. Позиционирование издания: информационная ниша, её значение, виды.
- 56. Финансовая база периодического издания: состав, источники средств.
- 57. Коммерческая деятельность редакции как источник её доходов.
- 58. Промоушн издания: основные этапы, проблемы.
- 59. Информационный рынок Новгородской области.