logo
Логистика- нормальное

27. Логистический анализ

Персонал логистического менеджмента фирмы постоянно нуждается в анализе результатов принимаемых управленческих решений. При этом анализ производится, как правило, по отдельным логистическим функциям и в общем по логистике компании для определения уровня достижения стратегических, тактических и оперативных целей логистической системы.

С позиции логистики нас прежде всего интересует экономический и финансовый анализ. Данные такого анализа позволяют оценить принимаемые логистическими менеджерами решения, которые сказываются в конечном итоге на уровне общих затрат, прибыли, рентабельности и других

результирующих показателях.

На уровнях фирмы можно выделить следующие задачи логистического анализа, например:

· Выполнение стратегического (тактического, оперативного) логистического плана;

· Соответствие логистического плана маркетинговому и производственному;

· Качество продукции и логистического сервиса; анализ степени удовлетворения запросов потребителей;

· Эффективность выполнения отдельных логистических функций и работы отдельных подсистем, звеньев и элементов логистической системы;

· Эффективность использования в логистическом менеджменте инвестиций, основных фондов, оборотного капитала, материальных ресурсов, живого труда;

· Производительность (продуктивность);

· Уровень технологической и технической базы логистического менеджмента;

· Эффективность логистической информационной системы и применяемых информационно – компьютерных технологий;

· Финансовый аудит;

· Составляющие логистических издержек;

· Влияние логистической стратегии фирмы на ее положение на рынке;

· Логистические риски и разработка мер по их снижению;

· Поставщики, потребители, посредники с точки зрения реализации логистической концепции фирмы;

· Уровень координации, интеграции и взаимодействия фирмы и логистических посредников и т.д.

Простое перечисление показывает, насколько обширным и многогранным является логистический анализ, который составляет неотъемлемую часть технико-экономического и финансового анализа функционирования фирмы на рынке. В основу логистического анализа

положены такие принципы, как научность, системный подход, динамичность, выделение приоритетных направлений, комплексность, полнота и достоверность информационной базы и др. Применяемые при этом методы и приемы характерны для общего технико–экономического анализа производственно–хозяйственной деятельности. Большое значение для эффективности анализа имеет информационная база, которая включает совокупность нормативных, плановых, учетных и отчетных показателей, характеризующих состояние и динамику логистической системы и еевнешней экономической среды.

Логистический анализ можно классифицировать по ряду признаков:

· По целям и задачам различают анализ выполнения стратегического (тактического, оперативного) плана; определение комплексных логистических показателей; оценка результатов хозяйственной и финансовой деятельности; подготовка информации для принятия управленческих решений и т.п.;

· По аспектам выделяют экономический, финансовый, техник– экономический, функционально–стоимостный, проблемно– ориентированный и другие виды анализа;

· По содержанию программы различают комплексный (охватывающий все стороны функционирования логистической системы) и локальный (затрагивающий отдельные элементы, процессы, звенья логистической системы) анализ;

· По уровню объектов анализ может охватывать логистическую систему в целом, отдельную подсистему, звено, элемент логистической системы; логистическую сеть, канал, цепь и т.п.;

· По субъектам логистический анализ может быть внешним (например, внешний аудит) или внутренним, проводимым собственным персоналом фирмы;

· По периодичности и повторяемости различают ежегодный (ежеквартальный, ежемесячный, ежедневный) и разовый анализ;

· По характеру принимаемых решений анализ может быть предварительный, оперативный, текущий, итоговый, перспективный.

При проведении логистического анализа в фирмах применяется широкая гамма различных методов и приемов. Для повышения точности и достоверности анализа используется большое количество различных математических и экономико-математических методов и моделей,

составляющих научную базу логистики.

Среди наиболее распространенных в логистическом менеджменте методов и технических приемов анализа можно указать:

- методы математической статистики (факторный, индексный, кластерный, дисперсионный анализ, множественные корреляционно–регрессионные модели, спектральный анализ и др.); 4

- функционально – стоимостный анализ;

- методы статистического имитационного моделирования на ЭВМ;

- различные эконометрические методы и модели;

- методы экспертных оценок.