logo
Логистика- нормальное

11. Понятие распределительной логистики

Как определенная система взглядов распределительная логисти­ка сложилась еще в 60-е годы и в какой-то мере явилась продуктом совершенствования транспортно-экспедиционной системы, сферой действия которой ее применение практически и ограничивалось на протяжении 60-70-х годов. Можно сказать, что логистика распределения стала предтечей развития логистики как науки о сквозном управлении движением материальных потоков, начиная от источников сырья и кончая конечным потреблением. Именно вопросы повышения эффективности распределения готовой продукции, ставшие актуальными в результате активного развития маркетинга, побудили предпринимателей к поиску путей оптимизации движения потоков готовой продукции до конечных и промежуточных потребителей. Позднее бурное развитие экономики, усиление конкуренции на товарных рынках, усложнение внутренних и внешних экономических связей привели к пониманию того, что распределительная логистика должна быть тесно взаимосвязана с другими функциональными областями логистики (закупочная, производственная и др.).

Таким образом, в современной логистической концепции распределительная логистика изучает последний этап в цепи снабжение-производство-сбыт (не в отры­ве, а в глубокой системной взаимосвязи с предыдущими эта­пами), т. е. представляет собой науку (деятельность) о пла­нировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематери­альными операциями, совершаемыми в процессе доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с ин­тересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Объект изучения в распределительной логистике — материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю.

Принципиальное отличие распределительной логисти­ки от традиционных сбыта и продажи заключается в следу­ющем:

Надо отметить, что распределительная логисти­ка — это комплекс взаимосвязанных функций, реализуе­мых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, т. е. в процессе опто­вой и мелкооптовой продажи товаров.

Конечный этап процесса розничной продажи, т.е. обслуживание покупателя, в логистике, как прави­ло, не рассматривается. Эффективность этого процесса в основном зависит от факторов, лежащих за пределами ло­гистики, например, от знания психологии покупателей, от умения оформить торговый зал, организовать рекламу и т.п.

В области логистического распределения продукции рассматриваются следующие вопросы:

1. Сколько потребуется пунктов доставки, какого они должны быть размера и в каких местах расположены?

2. Какие транспортные средства наиболее выгодны и как, их лучше использовать (по грузоподъемности, вместимости, времени, пробегу?

3. Следует ли привлекать для выполнения задач распределения сторонние организации (например, экспедиторов, складских опе­раторов, логистических провайдеров)?

4. Какой должна быть упаковка продукции с учетом требований распределения продукции?

5. Какие сроки поставки и уровень обслуживания покупателей следует установить, исходя из сравнения возникающих расходов и доходов? К числу отдельных вопросов, решаемых в этой связи, относятся, например, сроки хранения продукции, время, после которого хранение запасов продукции становится неоправданно дорогим и требуется избавиться от них.

6. Сколько потребуется пунктов хранения поставляемой продукции?

7. Какова должна быть вместимость склада?

8. Какое оборудование (складское, транспортное,технологическое) потребуется для выполнения графика и объемов поставок?

9. В каких пунктах следует разместить складские здания?

10. Необходимо ли использовать собственное здание склада или возможна его аренда? и др.