19. Понятие материального запаса
Запасы как экономическая категория играют важную роль в сферах производства и обращения продукции. Управление же запасами является одной из ключевых функций в логистике. Запасы в том или ином виде присутствуют на всем протяжении логистического пути материального потока. Их относят к числу объектов, требующих больших капиталовложений, и поэтому они представляют один из главных факторов, определяющих политику предприятия и воздействующих на уровень логистического обслуживания в целом.
Общепринятая формулировка гласит: материальные запасы — это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс личного или производственного потребления.1
Создание запасов всегда сопряжено с расходами. Перечислим основные виды затрат, связанных с созданием и содержанием запасов:
замороженные финансовые средства;
эксплуатационные расходы на содержание специально оборудованных помещений;
расходы на грузопереработку продукции на складе;
оплата труда специального персонала;
страховые платежи и налоговые отчисления;
потери, связанные с моральным и физическим устареванием продукции при хранении.
Наличие запасов — это расходы. Однако отсутствие запасов — это тоже расходы, только выраженные в форме разнообразных потерь. К основным видам потерь, связанных с отсутствием запасов, относят:
потери от простоя производства;
потери от отсутствия товара на складе в момент предъявления спроса;
потери от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам и др.
Рассмотрим подробнее причины создания и поддержания запасов на различных участках логистической системы предприятия.
Возможность колебания спроса. Спрос на товар подвержен колебаниям, которые не всегда можно точно предугадать. Если производственных мощностей предприятия может не хватить для удовлетворения резкого возрастания спроса в отдельные периоды времени, производитель должен постоянно иметь запасы на складах, максимально приближенных к местам прогнозируемого повышения спроса.
Сезонные колебания спроса некоторых видов товаров. Сезонные колебания могут быть вызваны различными причинами: изменениями природных, климатических и дорожных условий, сезонностью производства отдельных видов продукции (в основном это касается продукции сельского хозяйства), условиями работы различных видов транспорта и др.
Скидки за покупку крупной партии товаров также могут стать причиной создания запасов. В ряде случаев создание запасов материальных ресурсов в логистических каналах снабжения приводит к значительной экономии на затратах, связанных с закупками, т.к. при закупках в больших объемах поставщики материальных ресурсов обычно делают скидки. Хотя создаваемые в этом случае запасы могут поддерживаться очень долго, затраты на хранение могут быть меньше, чем выигрыш на скидках с цены.
Разница в рыночных ценах. Предприятия создают и поддерживают складские спекулятивные запасы материальных ресурсов, предназначенные для страхования ценовых рисков. Ценовые риски в этом случае связаны с повышением цен на исходные материальные ресурсы непосредственно поставщиками, изменениями тарифов, налогов, таможенных пошлин, процентных ставок, колебаниями курсов валют и т.п.
Снижение издержек, связанных с транспортировкой заказа. Закупка предприятиями больших количеств материальных ресурсов и отправка их большими экономичными партиями (например, железнодорожным транспортом) приводит к снижению транспортных тарифов и уменьшению затрат на транспортировку. Так как транспортные издержки составляют для большинства предприятий большую часть себестоимости продукции уменьшение их даже на небольшой процент за счет рационального создания складских запасов может дать предприятиям существенную экономию.
Страхование нарушений графика поставок. Создание запасов необходимо для повышения надежности обеспечения производственного или торгового процесса необходимыми материальными ресурсами. В этом случае запас представляет собой гарантийную часть общего производственного запаса, предназначенную для страхования логистических рисков (сбоев) в каналах снабжения. Причины, вызывающие сбои могут быть самыми разными: природные, климатические, дорожные условия, нарушения в транспортных процессах и коммуникациях, сбои в информационных каналах приема и обработки заказа на поставку, нарушение условий договора по финансированию и др.
Снижение издержек, связанных с производством единицы изделия. Можно выпускать изделия малыми партиями, по мере возникновения спроса. Тогда запасы будут небольшими, однако, постоянные переналадки производства лягут бременем на себестоимость единицы изделия. Другой путь — выпустить одну большую партию и держать готовый продукт в запасе. В этом случае расходы, связанные с запуском изделия в производство, распределятся на большое количество изделий, что может снизить себестоимость единицы даже при возросшем запасе.
Возможность немедленного обслуживания покупателей. Выполнить заказ покупателей можно одним из следующих способов:
произвести заказанный товар;
закупить заказанный товар;
выдать заказанный товар немедленно из имеющегося запаса.
Последний способ является, как правило, наиболее дорогим, так как требует содержания запаса. Однако в условиях конкуренции возможность немедленного удовлетворения заказа может оказаться решающей в борьбе за потребителя.
Упрощение процесса управления производством. Речь идет о создании запасов полуфабрикатов на различных стадиях производственного процесса внутри предприятия. Наличие этих запасов позволяет снизить требования к степени согласованности производственных процессов на различных участках, а, следовательно, и соответствующие издержки на организацию управления этими процессами.
Повышение устойчивости трудового персонала. Если производство только отслеживает спрос, могут возникнуть ситуации, когда при резком сокращении спроса отпадет необходимость полной загрузки производственных мощностей, что влечет за собой сокращение трудового персонала. В этом случае могут быть потеряны квалифицированные кадры, нарушена устойчивость трудового коллектива, что могут нанести в перспективе предприятию гораздо больший ущерб, чем производство в запас и хранение запаса на складах.
Логистическая организация процессов позволяет без повышения уровня запасов снизить издержки, связанные с производством единицы изделия, свести к минимуму простои производства из-за отсутствия запасных частей, а также выполняет ряд других функций запасов. Материальные запасы, как уже отмечалось, имеют место на всем пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Причем управление запасами на каждом из участков имеет свою специфику.
В процессе своего движения материальный поток периодически проходит определенные преобразования и поочередно является производственным запасом или товарным
Запасы производственные — запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей сферы материального производства, предназначенные для производственного потребления. Цель создания производственных запасов — обеспечить бесперебойность производственного процесса.
Запасы товарные — запасы готовой продукции у предприятий изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, т. е. на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути. Запасы товарные подразделяется, в свою очередь, на запасы товарные средств производства и запасы товарные предметов потребления.
Помимо этого существует несколько признаков классификации как для производственных, так и товарных запасов.
По месту продукции в логистическом канале (цепи) и ее виду укрупненно можно выделить запасы материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции, тары, возвратных отходов. С позиции интегрального подхода по отношению к базисным логистическим функциям запасы подразделяются на запасы материальных ресурсов в снабжении, производственные запасы материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции, сбытовые запасы готовой продукции в системе распределения и совокупные материальные запасы. Запасы в снабжении — это материальные ресурсы, находящиеся в логистических каналах (цепях) от поставщиков до складов материальных ресурсов товаропроизводителя, предназначенные для обеспечения производства готовой продукции.
- 3.Концепция и принципы логистики.
- 5. Понятие материального потока
- 6. Сущность закупочной логистики
- 7. Задача выбора поставщика
- 8. Задачи закупочной логистики
- 9. Понятие производственной логистики
- 10. Традиционная и логистическая концепции организации производства
- 11. Понятие распределительной логистики
- 12. Задачи распределительной логистики
- 13. Вертикальные и горизонтальные системы распределения
- 14Сущность и задачи транспортной логистики
- 15Выбор вида транспортного средства
- 16Информационные потоки в логистике
- 17Информационные системы в логистике
- 18.Финансовые потоки в логистике
- 19. Понятие материального запаса
- 20. Виды материальных запасов
- 21. Складирование в логистике
- 22. Функции складов
- 23.Грузопереработка
- 24.Понятие и система лог сервиса
- 25.Задачи и принципы лог сервиса
- 26.Организационные аспекты лог менеджмента
- 27. Методы и приемы логистического анализа
- 28. Основные стадии логистической стратегии предприятия
- 29. Посредники в глобальной логистике
- 30. Таможенная логистика
- 1.Экономический эффект от использования логистики
- 7.Метод авс-анализа в закупочной логистике
- 8.Толкающие и тянущие системы управления материальными потоками в производственной логистике
- 9.Эффективность применения логистического подхода к управлению материальными потоками на производстве
- 10.Микрологистическая концепция канбан
- 11) Дистрибутивные каналы и сети.
- 12) Логистические посредники в распределении
- 13)Транспортные тарифы и правила их применения
- 14)Методика составления рациональных маршрутов при расчётах вручную
- 15)Транспортная экспедиция
- Применение сканирования штриховых кодов в логистике
- 17)Информационные технологии в логистике
- 18)Общая характеристика систем контроля состояния запасов
- 19)Нормирование запасов
- 20) Определение размера заказываемой партии для пополнения запаса
- 21. Определение оптимального количества складов в зоне обслуживания
- 22.Роль тары и упаковки
- 23.Уровень логистического сервиса
- 24.Определение оптимального объёма уровня лог сервиса
- 25.Качественные показатели уровня лог сервиса
- 26. Логистическое стратегическое планирование
- 27. Логистический анализ
- 28. Роль глобализации экономики в развитии логистических систем
- 29. Основные положения «Инкотермс-2000»
- 30. Глобальные логистические системы